"Сбережение и приумножение народа России" есть "высший национальный приоритет" и тот оселок, по которому должны оцениваться все действия властей страны. Эта политическая аксиома, о которой напомнил на днях президент России Владимир Путин, определяет и особое место национального проекта "Демография" среди всех остальных. О том, как демографические проблемы России выглядят на фоне зарубежного опыта и что полезного для себя мы можем из этого опыта извлечь, размышляет в авторской колонке специально для портала "Будущее России. Национальные проекты" журналист-международник, ведущий обозреватель ТАСС Андрей Шитов.
В последние годы своей долгой журналистской работы в США я в публичных выступлениях не раз говорил, что знаю один из важных секретов президента Путина. Аудитория невольно навостряла уши, а я пояснял: "Он платит женщинам за то, чтобы те рожали побольше детей. Чтобы в России становилось больше народу. И я как русский человек могу это только одобрять и поддерживать".
Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Демография - основа основ, без нее все остальное лишь относительно важно. И в нынешнем году разговор о ней задал тон всему посланию президента Федеральному Собранию РФ.
Сам я в тот день ходил на Гайдаровский форум в РАНХиГС, но и там шли дискуссии, по сути, на ту же тему. Например, в секции "Неравенство и бедность: на пути к сокращению" все участники - и ученые, и госчиновники, и общественные активисты - хором говорили о том, что большую часть нуждающихся в нашей стране составляют семьи с детьми, и призывали выплачивать пособия не только на самых маленьких.
Как и я, выступавшие, конечно, тогда еще не знали, о чем конкретно собирался говорить Путин. Но вот он, похоже, хорошо знал и понимал, насколько важна и чувствительна для людей это забота.
И, как обычно, вник в нее с дотошностью профессионала. Во всяком случае, поставил совершенно конкретную и понятную для специалистов задачу: довести суммарный коэффициент рождаемости (СКР), т.е. число рождений, приходящихся на одну женщину, к 2024 году до уровня 1,7. Привел при этом поразительные сравнения - с военным 1943-м годом, когда тот же коэффициент равнялся 1,3, и с кризисным 1999-м, когда он опустился аж до 1,16.
"Судьба России, её историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет", сколько в российских семьях будет детей, сказал президент. "Сегодня нас почти 147 миллионов человек. Но мы вступили в сложный, очень сложный демографический период", - подчеркнул он.
Угроза национальной безопасности
Еще под занавес прошлого года меня приглашали на рабочий семинар по репродуктивному здоровью нации. Даже программа сама по себе была любопытной: несколько десятков солидных мужчин и горстка женщин в Москве и подключенных по видеосвязи центральных регионах страны сначала слушали главного профильного специалиста Минздрава РФ академика Олега Аполихина, а потом… смотрели голливудский фильм - прошлогоднюю драму Unplanned ("Не планировали"). На российские экраны та пока не выходила и не знаю, выйдет ли.
Эксперт за полчаса обрисовал нынешнюю ситуацию и обозримую перспективу. Констатировал, что для нас демография - проблема не только социально-экономической сферы, но и национальной безопасности. Напомнил слова Путина из статьи еще 2012 года о том, что "историческая цена выбора между действием и бездействием" для России - "почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет".
Как указывал специалист, сейчас наша страна, крупнейшая в мире по размеру территории, занимает по численности населения девятое место. А к 2050 году, если не переломить нынешние тенденции и если верить аналитикам ООН, откатится на 18-ю позицию.
Аполихин подчеркивал, что власти не сидят сложа руки. По данным Минфина, в 2019 году по статье "Охрана семьи и детства" из федерального бюджета было потрачено 521,6 млрд рублей. Строятся современные неонатальные центры. Показатели младенческой и материнской смертности снизились до исторического минимума и вышли на уровень лучших стран Европы. С 2013 года процедуры искусственного оплодотворения в России целиком оплачиваются из федерального бюджета, чего нет ни в одной другой стране мира; использование их учащается.
Но при всем том, как констатировал академик, наиболее точный из профильных показателей - тот самый СКР оценивается сейчас в России в 1,5 и продолжает снижаться. Хотя просто для поддержания имеющейся численности населения он должен составлять не менее 2,1, а для уверенного роста достигать 2,5.
В переводе на общепонятный язык, по словам эксперта, последняя цифра означает, что у каждой второй женщины детородного возраста должно быть по три ребенка. Но у нас пока даже в идеале будущие мамы как правило ориентируются максимум на двух.
А нижним пределом, своего рода демографической "точкой невозврата" у специалистов считается коэффициент 1,2. Помните слова Путина про показатель 1999 года?
В чьих руках здоровье и счастье
Чтобы победить плесень, бороться надо не с ней, а с сыростью. Этой фразой Жванецкого эксперт Минздрава РФ проиллюстрировал свою мысль о том, что чисто медицинскими методами демографические проблемы не решить.
И о здоровье авторитетный медик тоже советовал заботиться еще до того, как оно бывает подорвано неправильным образом жизни, включая ранние и беспорядочные половые связи, нездоровое питание, наличие вредных привычек. "Сначала [идут] страсти, потом помыслы, потом действия и уже потом болезни", - повторял он, добавляя, что тем не менее огромные средства вкладываются именно в борьбу с заболеваниями.
Эксперт подчеркивал, что предметом общей заботы должно быть здоровье не только женщин, но и мужчин. Пока же, по его словам, женское здоровье обеспечивается у нас "трехуровневой системой", не уступающей лучшим мировым стандартам, а мужское даже не отслеживается, для него "вообще нет никакой федеральной системы". Не случайно по смертности мужчин трудоспособного возраста Россия находится "в нижней десятке стран" мира, а ведь это "и экономический показатель", - сетовал академик.
В качестве позитивного примера он привел "сертификаты молодоженов", опробуемые сейчас в четырех регионах страны. При подаче заявления в ЗАГС людям там предоставляется возможность добровольно, анонимно и бесплатно проверить свое репродуктивное здоровье, а затем при необходимости и получить лечение, сказал Аполихин, добавив, что "кое-где прогрессивные губернаторы поддерживают [это начинание] и соцпакетом" - например, в форме снижения цен на ипотеку.
Завершил специалист свое выступление призывом оценивать работу губернаторов по одному главному показателю - росту или убыли населения региона.
Все зависит от контекста
Дальше мы все смотрели кино про то, как некая Эбби Джонсон в Техасе сначала была сторонницей абортов и быстро дослужилась до поста директора соответствующей клиники, но затем перековалась и сама стала в пикеты активистов, пытающихся отговорить клиенток этой же клиники от прерывания беременности.
Хозяева заведения из организации Planned Parenthood (смысл названия - право планировать, становиться родителями или нет) пытались через суд помешать ей разглашать полученную ранее служебную информацию, но иск был отклонен. Клиника в конце концов закрылась. Сюжет основан на реальной истории. Медицинские процедуры показывались на экране с плакатной прямотой.
В США демографические перспективы как таковые опасений не вызывают; в стране прогнозируется устойчивый рост численности населения, хотя и не очень быстрый. Правда, население растет в основном небелое, и это не всех радует, но ведь Америка сама себя всегда с гордостью называла "плавильным котлом". На днях глава Торговой палаты США Том Донохью от имени американского бизнеса потребовал, чтобы власти продолжали допускать в страну ежегодно миллионы мигрантов во избежание "кризисной" нехватки рабочих рук.
Что касается проблемы абортов, она реально острая, но за океаном в основном нравственная и политическая. Десятилетиями идут непримиримые споры (доходящие порой и до вооруженного насилия, что также отражено в фильме) между сторонниками "права на жизнь" нерожденных младенцев и женского "права на выбор", именуемого порой также "правом распоряжаться своим телом".
Последнее зиждется в основном на прецедентном решении Верховного суда США от 1973 года по делу "Роу против Уэйда". Но в последние годы состав судейского корпуса США, включая и высшую инстанцию, становится все более консервативным. Право на аборты, по свидетельству либеральных СМИ, находится в усиливающейся политической и судебной "осаде" как в отдельных штатах, так и на общенациональном уровне.
Вот и фильм Unplanned многие критики восприняли, как составную часть такой "осады". Которая, кстати, продолжается. Буквально на днях влиятельный вашингтонский портал Real Clear Politics ("По-настоящему ясная политика") напечатал комментарий с призывом лишить Planned Parenthood безналогового статуса, поскольку эта организация очень много зарабатывает абортами, а других медицинских услуг почти не предоставляет.
"Только что опубликованный годовой отчет Planned Parenthood за 2018-19 гг показывает, что бизнес на абортах процветает, а поддержка за счет налогоплательщиков достигла в 2018 году рекордного уровня свыше $616 млн", - указывалось в публикации. И предлагалось отобрать эти льготы, чтобы организация работала на общих основаниях, "не прячась за Конституцию".
России, разумеется, нет никакого дела до американских внутриполитических распрей. Для нас важен прежде всего собственный демографический контекст. Перед показом фильма устроители семинара указывали, что аборты у нас делаются в разы чаще, чем в США и ведущих европейских странах. И это, естественно, отражается на показателях рождаемости.
Я спрашивал Аполихина, нужно ли у нас, на его взгляд, показывать Unplanned, и он без малейших колебаний ответил утвердительно. Причем уточнил, что "прежде всего - врачам, особенно гинекологам".
На кого равняться и к чему стремиться
Впрочем, выйдет ли фильм на наши экраны, мне пока уточнить не удалось. Да и переварить увиденное с ходу было довольно сложно. Вопросов из аудитории академику почти не задавали. Разве что один немолодой мужчина поинтересовался, есть ли в других странах примеры успешного решения демографических проблем, с которыми сталкивается сейчас Россия.
В ответ Аполихин сослался на опыт Швеции. По его словам, там "в последние 10 лет осознали, что стоят на краю гибели", и взяли на вооружение "политику так называемого нравственного отношения к семье". Соответствующая работа ведется и в самих семьях, и в школах. "Теперь две трети шведских семей имеют трех и более детей", - заявил специалист.
На Гайдаровском форуме я без зазрения совести повторил тот же самый вопрос, но адресовал его уже не только российскому, но и мировому авторитету - демографу Сергею Щербову, работающему в венском Международном институте прикладного системного анализа и в РАНХиГС. И услышал примерно такой же ответ, но с любопытным уточнением: Щербов также похвалил скандинавов, прежде всего за гендерное равенство и создание хороших условий для женщин-матерей, но при этом указал, что по части здорового образа жизни равняться можно и на страны, совсем не считающиеся наиболее богатыми и передовыми, - например, Коста-Рику.
В своем выступлении Щербов представлял пилотный проект - вероятностный демографический прогноз для российских регионов на период до 2050 года. Первая в своем роде работа поражала как своим охватом и глубиной, так и контрастами: из нее со всей наглядностью явствовало, что самые состоятельные из регионов, включая Москву, вполне выдерживают сравнение с лучшими мировыми образцами, но вот самые неблагополучные - например, Чукотка или Тыва - находятся по демографическим показателям на уровне наименее развитых африканских государств.
В целом "приоритетом номер один" для России Щербов считает "сверхсмертность мужчин" среднего возраста - прежде всего вследствие нездорового образа жизни. На его взгляд, улучшение соответствующих показателей, например, до уровня стран Балтии с точки зрения рынка труда означало бы, "что нам, в общем-то, особо и миграция не нужна".
"Производительность труда, с моей точки зрения, могут увеличить только две вещи: здоровье и образование", - пояснил он. Мне это сразу напомнило слова Аполихина о мужском здоровье как "забытом краеугольном камне" благополучия всего российского народа.
А чтобы завершить разговор на оптимистичной ноте, можно привести еще одно памятное подтверждение того, что Путин, кажется, вообще никогда не выпускает из виду тему демографии. Недавно он вспоминал о ней даже в контексте обсуждения… инициативы по разведению в России съедобных улиток. Автор идеи, фермер из Подмосковья утверждал, что это сильнейший природный афродизиак…