В правительстве и администрации президента работают над проектом изменения территориальной организации России. По этому проекту россияне будут жить не в 83 регионах, как сейчас, а в 20 агломерациях вокруг крупных городов, где концентрируются ресурсы. Эта идея может войти в предвыборную кампанию Медведева, пишет газета "Ведомости".
В документе о переделе карты России, который оказался в распоряжении газеты, говорится о том, что нынешняя территориальная структура несовершенна: местные органы федеральных властей находятся не там, где нужно, а качество жизни в малых городах и сельской местности постоянно снижается. Более того, региональные власти сами решают, какой населенный пункт городской, какой - сельский. Например, в Краснодарском крае есть село численностью 48 000 человек (Каневское), а в Приморском - городское поселение из 160 человек (Горненское).
Предлагается ввести критерии численности населения для городов и поселков и установить единые критерии размещения территориальных федеральных органов.
Сейчас 90% городов в России - это малые города с численностью до 100 тысяч человек, половина из них - монопрофильные. Население таких городов - законсервировано, число жителей не растет, школы, институты, театры, музеи практически отсутствуют. Развивать такие поселения - бессмысленно, утверждается в документе. Вместо этого предлагается другой путь - создать общие условия для ускоренной миграции населения из монопрофильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу.
Население концентрируется там, где производится большая добавленная стоимость и возникают лучшие условия его воспроизводства, приложения труда и капитала, говорится в документе. Соответственно, не надо идти против течения - надо развивать большие города и городские агломерации.
В документе предлагается создать примерно 20 крупных агломераций с населением более 1 миллиона человек. Образовать высокоурбанизированные территории предлагается за счет межгородских пространств: единая скоростная система общественного транспорта, вынос производств за пределы центров агломерации, переселение людей в пригороды, формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства.
Создание агломераций не требует механического объединения населенных пунктов, необязательно создавать единое муниципальное образование, сказано в документе: нужно координировать планы территориального и инфраструктурного развития, предоставить свободный миграционный режим.
Основа новой экономики - трехмиллионные агломерации, сказано в документе: "Здесь на основе достижения критической массы интеллектуальных ресурсов формируется инфраструктура знаний, реализуется новая модель городского управления и концепция креативного города".
Авторы документа предупреждают, что если агломерации будут развиваться стихийно, то могут возникнуть дисбалансы в территориальном развитии, и как следствие появятся серьезные риски для государства. Но на данный момент создание агломераций законодательно невозможно. Их границы не соответствуют административному делению, и возникнут проблемы с распределением бюджетных денег, указывается в документе.
По словам бывшего члена Конституционного суда Анатолия Кононова, переформатировать бюджет территории нетрудно. А для того, чтобы создание агломерации не противоречило конституции, необходимо провести референдум.
По заверениям авторов документа, агломерации вовсе не сотрут малые города с лица земли, а будут только способствовать их развитию.
Группа депутатов ЛДПР внесла в Думу законопроект, позволяющий менять границы региона, если этот процесс инициируют Госдума и Совет Федерации. Как рассказал газете, человек, близкий к администрации президента, радикальный пересмотр границ законодательством не урегулирован. Тем не менее, по данным издания, эта тема может прозвучать в президентском послании Федеральному собранию.
Отметим, в президентских посланиях Медведева озвучиваются довольно революционные идеи. В прошлым послании он предложил обсудить целесообразность перехода на летнее время и рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов. В Якутии уже над этим работают. Правительство республики поручило ученым провести научно-исследовательскую работу, касающуюся возможности установления в регионе двух часовых поясов вместо существующих трех.
На Дальнем Востоке в последнее воскресенье марта 2010 года Камчатский край и Чукотский автономный округ перешли на Магаданское время, таким образом, разница во времени с Москвой для этих регионов уменьшилась с десяти до восьми часов, а разница с Владивостоком и Хабаровском с двух часов до одного. В регионе осталось три часовых пояса. По мнению полпреда президента РФ в округе Виктор Ишаева, оптимальным решением часового вопроса в регионе являются два часовых пояса.
Весной первый зампредседателя правительства РФ Игорь Шувалов сообщил журналистам, что окончательное решение по вопросу изменения в России часовых поясов, предложенного президентом Дмитрием Медведевым, будет принято осенью этого года.
Напомним, идея территориально-административного передела России продвигается уже давно. В мае стало известно, что будет создан первый "макрорегион", который объединит Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области и Алтайский край.
По замыслу авторов проекта, его реализация даст ряд преимуществ жителям Сибири. В частности, позволит начать строительство скоростной платной автомобильной дороги, по которой из Томска до Новосибирска можно будет доехать за один час. Этот проект получил поддержку в министерстве регионального развития РФ.
Первым о "макрорегионах" заговорил Владимир Путин еще в конце 2007 году, будучи президентом. "Нам нужны целенаправленные исследования по определению самого понятия "макрорегион", определению его границ, обусловленных территориальными, природными, инфраструктурными, демографическими и этнокультурологическими особенностями" - так Путин объяснил свою задумку на заседании совета по науке, технологиями и образованию. Источник: inline.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
глубинка станет "пригород" )))))))))
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
По карте что-то численность населения суммарная очень маленькая получается в районе 50 млн.,
лишних уже вычеркнули?
или показали реальные цифры?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.
Н. А. Некрасов, «Железная дорога»
В Воронеже состоялось совещание представителей администраций шести областей европейского Черноземья России – Воронежской, Белгородской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской. Это мероприятие широко не освещалось в местных СМИ по очевидным причинам: чтобы никто не смог «заподозрить» тамошние власти в стремлении изменить административную карту Центрально-Европейской России.
Но, как отмечалось на совещании, социально-экономическая ситуация в этих областях вряд ли сможет улучшиться при их нынешних административных границах, и упомянутый форум рекомендовал доработать варианты административно-экономической объединения данных областей в укрупненные субъекты Федерации.
Эти, и многие другие проблемы достались упомянутым областям далеко не в последнюю очередь потому, что в середине 1950-первой половине 1960-х перекройка границ в СССР именно за счет РСФСР непосредственно распространялась не только на российскую Крымскую область. Да, это было наиболее вопиющим проявлением антироссийской, точнее – антирусской политики послесталинского руководства СССР.
Были в тот период и другие переделы той же, то есть антирусской направленности – изменение границ центрально-европейских, поволжских и ряда западносибирских областей.
В Центрально-Европейской России границы менялись часто, что превратило её области в самые малые по размерам территории и количеству жителей в РСФСР. А 25-30% территорий нижневолжских Сталинградской и Астраханской областей было тогда включено в состав восстановленной – уже в новых границах – Калмыцкой АССР и – в соседние области Казахстана.
Многие приграничные с Казахстаном районы западносибирских Омской, Чкаловской (с 1958 г. – Оренбургской) областей, Алтайского края и Горно-Алтайской автономной области (с 1991 г. – Республика Горный Алтай) получила Казахстанская АССР. Напомним и о передаче в те же годы ряда территорий Краснодарского края автономной Адыгее, а многих южных территорий Ставропольского края – соседним Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Дагестану.
Кроме того, многие крупные области в том же регионе (Воронежская, Центрально-Чернозёмная) были раздроблены на более мелкие, а ряд районов всё ещё крупных областей был передан областям соседним. Так, например, Подмосковный угольный бассейн (Сталиногорский район Подмосковья), где, кстати, были разведаны ресурсы серебра, полиметаллов, графита, сланцев, - был в начале 60-х включен в Тульскую область.
А вот Липецкая область в январе 1954-го была, что называется, «выкроена», по распоряжению Президиума Верховного Совета СССР, из районов соседних Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Курской и Орловской областей. Что, как считает кандидат экономических наук Валерий Стрелицын (г.Тамбов), сократило не только территорию, но и социально-экономическую жизнеспособность «донорских» областей. По его мнению, причиной «выделения» Липецка послужило то, что по суммарным запасам такого редкого и высокоценного сырья, как магнезит, железосодержащие пески, свинец, барит и малахит, - недра районов, составивших новообразованную Липецкую область, и ныне занимают первое место в Европейской части России.
Однако до сих пор в Липецкой области почти ничего не добывается. А потому резонно предположить, что главной целью создания такой области - в рамках той же линии - было стремление свести к минимуму использование этих ресурсов в интересах всех упомянутых шести русских областей.
Все эти факты остались, можно сказать, в тени передачи Крыма Украине и отказа «хрущевцев» в тот же период от зарубежных советских территорий (Порккалла-Удд, Дальний, Порт-Артур, КВЖД).
Но, повторим, русофобская линия Кремля после 1953-го проводилась во многих регионах, и поэтому неудивительно, что после распада СССР следствием вышеупомянутой политики стал хронический социально-экономический кризис во всём этом регионе.
Географическая и социально-экономическая схожесть центрально-европейских субъектов РФ – главные стимулы более тесного взаимодействия Белгородской, Воронежской, Орловской. Курской, Тамбовской и Липецкой областей. К тому же эти области России – и сегодня наименее крупные по территории и численности населения среди субъектов РФ. Причем, по мнению кандидата географических и экономических наук Сергея Дамина (г. Воронеж), «именно малочисленность населения и территории, а, значит, и экономическая «малодееспособность» стала причиной объединения многих нацокругов с соседними крупными субъектами Федерации в 2007-2009 гг. – с Красноярским краем, Пермской, Иркутской, Камчатской, Читинской областями. Те же причины стимулируют и новое объединение в Центрально-Европейской России».
Что касается формы управления новой административной территорией, если она будет-таки создана, - то официальной информации по этому вопросу нет. Областные губернаторы тоже пока хранят молчание. Зато некоторые местные СМИ отмечают, что, скорее всего, все они могут стать районами новообразованной Центрально-Черноземной области (наподобие существовавшего Центрально-Черноземного края в 1920-30-х гг.). Всё же управлять таким регионом целесообразнее по краевому принципу, когда уровень местной, то есть районной автономии больший, нежели в рамках «обычной» области.
Тем временем местные эксперты всё активнее обсуждают экономические и управленческие преимущества такого межобластного укрупнения. Полагают, в частности, что развитие перерабатывающих отраслей, повышение плодородия сельхозпочв, создание новых рабочих мест, повышение уровня медицинского, курортного обслуживания и другие проблемы будут решаться быстрее в рамках более крупного, а значит, более дееспособного субъекта Федерации. Отмечается также, что новая крупная область позволит сократить не столь уж малочисленную чиновничью надстройку в прежних областях.
Кроме того, освоение разнообразных природных ресурсов, буквально «простирающихся» через недра тех же областей, едва ли возможно силами и средствами только одной-двух областей. А промышленная разработка полезных ископаемых в центрально-европейском регионе РФ, судя по недавним совещаниям местного начальства, считается здесь важнейшим направлением не только областного, но и общерегионального социально-экономического развития. А если точнее – эффективным способом вытащить все эти области из социально-экономического «провала», в котором они оказались, подчеркнем, еще с 1960-х, как якобы ресурсодефицитные и неперспективные.
Что касается ресурсной базы этого региона и его российских соседей, - то нелишне напомнить, что еще в 1950-1970-х гг. в центрально-европейских областях, а также в Пензенской, Сталинградской, Ивановской, Ленинградской, Ростовской, Новгородской, Горьковской, Воронежской, Липецкой, Смоленской, Брянской областях, Мордовской и Марийской республиках – то есть, подчеркнём, почти по всей Европейской России – были разведаны крупные ресурсы промышленного и энергетического сырья. Имеются в виду бокситы, сланцы, технические алмазы, сера, марганец, титан, нефть, газ, медь, высокоцелебные лечебные грязи и минводы, и даже золотосодержащие пески. Но с конца 1950-х проводилась линия на рост зависимости центрально-европейских и многих других территорий РСФСР от поставок сырья с Урала и Западной Сибири. А по газу многие регионы РСФСР были поставлены в растущую зависимость от его ввоза из Средней Азии. А такая политика – тоже составная часть антирусской линии послесталинского руководства СССР-КПСС.
Все упомянутые факторы и привели к тому, что центрально-европейские субъекты Федерации, похоже, инициируют свое укрупнение.
Кстати, возьмём аналогичный «ресурсный» пример Новгородской области. Её губернатор Сергей Митин, в ходе недавней встречи с автором, сообщил: «В нашей области, в районе озера Ильмень, давно разведаны запасы «тяжелой» (асфальто-битумной - А.Ч.) нефти. Есть у нас многие другие ископаемые, которые доисследуются». Но, по его словам, пока нет системной государственной политики по доразведке и разработке разнообразного сырья в Центральном и Северо-Западном регионах РФ. Хотя, по мнению С. Митина, развитие тамошней ресурсно-промышленной базы кардинально изменит экономическую, а значит, и социальную ситуацию в этих регионах.
Но жизнь, как говорится, не стоит на месте: в 2008-2010 гг. в ряде упомянутых субъектов РФ, включая Новгородскую область, приняты программы по комплексному освоению природных ресурсов и по межобластному сотрудничеству в этой сфере. Причем реализация таких программ обходится, в основном, без госбюджетных дотаций.
Если говорить по сути, то главная причина возможного объединения центрально-европейских субъектов РФ – это их стремление вырваться, в буквальном смысле, из социально-экономической нищеты, в которой весь этот регион оказался еще полвека тому назад.
16
.htm
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Передел России
Россияне будут жить не в 83 регионах, как сейчас, а в 20 агломерациях, где концентрируются ресурсы. Эта идея может войти в предвыборную кампанию Дмитрия Медведева, полагают эксперты
В правительстве и администрации президента работают над совершенствованием территориальной организации России, знают три чиновника правительства. Эта тема может прозвучать в послании Федеральному собранию, полагают два из них. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова не стала подтверждать или опровергать информацию «Ведомостей»: «Практики комментировать идеи, которые могут быть в послании, нет».
«Менять карту страны — нужная, но непростая задача, делать все нужно крайне аккуратно, любой передел приведет к борьбе за инвестиционные ресурсы», — предупреждает чиновник правительства.
«Ведомости» ознакомились с предложениями о переделе карты России.
Региональный беспорядок
Нынешняя территориальная организация несовершенна, говорится в документе: территориальные органы федеральных органов власти находятся не там, где нужно, а там, где есть лимиты на предельную численность сотрудников, оптимизация сети школ, поликлиник, больниц, почты, отделений Сбербанка снижает качество жизни на сельских территориях и в малых городах. Из-за погони за показателями бюджетных расходов ослабляется территориальная политика государства. Власти субъектов сами решают, какой населенный пункт сельский, а какой — городской. Например, в Краснодарском крае есть село численностью 48 000 человек (Каневское), а в Приморском — городское поселение из 160 человек (Горненское).
Надо наводить порядок, говорится в документе: ввести критерии численности населения для городов и поселков и установить единые критерии размещения территориальных федеральных органов.
Сейчас 90% городов России — малые города с населением до 100 000 человек, половина из которых монопрофильные: их производство адаптировано к одному сегменту рынка. Из-за этого в стране кризис городского расселения: население большей части моногородов законсервировано, возможности для восстановления его потенциала нет. Число жителей не растет, институты социализации городского типа (школы, институты, театры, музеи) почти отсутствуют.
Развивать малые города бесперспективно, сказано в документе. Надо идти другим путем: создать общие условия для ускоренной миграции населения из монопрофильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу.
Горожане уже давно сами расселяются по экономическим законам, это надо институализировать. Тенденции таковы: доля городского населения растет, но его численность снижается из-за общего снижения населения России (на 0,1% в год), растут и ускоренно развиваются крупные и сверхкрупные города за счет малых, а не за счет сел, как раньше. К 2025-2030 гг. из-за сокращения абсолютной численности городского населения примерно на 15% только шесть крупных городов могут рассчитывать на небольшой рост населения: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Самара. Миллионники Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь будут уменьшаться.
Будущее за агломерациями
Пришло время решать, говорится в документе, сохранять ли провинциальную городскую систему России, которая за последние годы потеряла более 20 000 населенных пунктов, или сосредоточить ресурсы для привлечения инвестиций и модернизации.
Население концентрируется там, где производится большая добавленная стоимость и возникают лучшие условия его воспроизводства, приложения труда и капитала.
Не надо идти против течения — надо развивать большие города и городские агломерации (см. врез).
В документе приводится примерный каркас поселенческой структуры России, он будет состоять из 20 крупных агломераций с населением более 1 млн человек (см. карту на стр. 01). Крупные города уже стали центрами регионального развития, ключевыми точками освоения и удержания значительных территорий. Образовать высокоурбанизированные территории можно за счет межгородских пространств: единая скоростная система общественного транспорта, вынос производств за пределы центров агломерации, переселение людей в пригороды, формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства.
Создание агломераций не требует механического объединения населенных пунктов, необязательно создавать единое муниципальное образование, сказано в документе: нужно координировать планы территориального и инфраструктурного развития, предоставить свободный миграционный режим.
Основа новой экономики — трехмиллионные агломерации, сказано в документе: «Здесь на основе достижения критической массы интеллектуальных ресурсов формируется инфраструктура знаний, реализуется новая модель городского управления и концепция креативного города». В новой модели городского управления будут нужны сити-менеджеры, развитая электронная система взаимодействия, многофункциональные центры предоставления городских сервисов и публичных услуг.
Вопросы управления
Если агломерации будут развиваться стихийно, то могут возникнуть серьезные риски для государства, создаваться дисбалансы в территориальном развитии, говорится в документе, поэтому ими нужно управлять.
Но сегодня законодательство не позволяет формировать подобные институты: формирование агломераций противоречит системе межбюджетных отношений. Границы агломерации не соответствуют нынешнему административному делению, будут проблемы с распределением бюджетных денег, говорится в документе.
Переформатировать бюджет территории нетрудно, говорит бывший член Конституционного суда Анатолий Кононов, если по вопросу агломерации проведен референдум, их образование не противоречит Конституции.
Агломерации не убьют малые города, пишут чиновники, наоборот, будут способствовать их развитию и созданию новых городов. «Новограды должны быть заново созданными, иметь системно спланированную инфраструктуру с заданными свойствами эффективности: организация транспорта, энергетическая самодостаточность на основе возобновляемых источников энергии, экологическая эффективность, комфортная планировочная структура городского пространства», — говорится в документе. Новограды могут создаваться по инвестиционным проектам малоэтажного строительства на площади 400-450 га, их может быть создано 50.
Развитие агломераций — естественный процесс во всем мире, говорит директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина, Россия даже с некоторым опозданием присоединяется к нему, а основная задача власти — помогать формировать инфраструктуру точек роста там, где есть объективные предпосылки для формирования агломераций.
Политолог Евгений Минченко считает, что эта инициатива носит больше предвыборный характер — нужно затеять большую реформу, чтобы продемонстрировать: страна не в застое, движется к чему-то большому и лучшему.
Группа депутатов ЛДПР внесла в Думу законопроект, позволяющий менять границы региона, если этот процесс инициируют Госдума и Совет Федерации. Сейчас такое решение принимают региональные заксобрания, утверждает Совет Федерации. Человек, близкий к администрации президента, говорит, что до сих пор прецедентов было несколько и все они касались передачи одного муниципалитета: радикальный пересмотр границ законодательством не урегулирован.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/11/16/249680#ixzz15RPVDMxr
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Россию могут разделить на 20 агломераций
В правительстве и администрации президента идет работа над изменением территориального деления России. Вместо 83 регионов страну предлагается разделить на 20 городских агломераций. По мнению политологов, проект может стать частью предвыборной кампании Дмитрия Медведева.
Об разработке нового принципа территориального деления России сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники в правительстве. В рамках этого плана предлагается разделить территорию страны на 20 крупных агломераций с населением более 1 млн человек.
Городская агломерация представляет собой компактное скопление населенных пунктов, в основном городов, которые объединены в сложную систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Центрами таких скоплений станут крупные города. Таким образом, агломерации будут созданы там, где уже есть объективные предпосылки для их появления.
Авторы проекта уверены, что нынешняя организация территории страны несовершенна. Новый принцип разделения призван навести порядок в регионах.
По словам директора Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марины Удачиной, развитие агломераций — естественный процесс во всем мире.
В российских агломерациях будет действовать единая скоростная система общественного транспорта, производства будут вынесены за пределы центров, а люди переселятся в пригороды. Также в них сформируется общее торговое, образовательное и культурное пространство.
В рамках проекта также планируется создать до 50 новых городов, которые в документе называются «новоградами». Все это создаст условия для скорейшей миграции населения в большие города. Сейчас этот процесс происходит стихийно — люди сами покидают неразвивающиеся малые города. Авторы реформы отмечают, что за последние годы в России исчезло около 20 тыс. небольших населенных пунктов.
Трехмиллионные агломерации станут основой новой экономики. «Здесь на основе достижения критической массы интеллектуальных ресурсов формируется инфраструктура знаний, реализуется новая модель городского управления и концепция креативного города», — цитирует проектный документ газета.
Создание таких институтов на сегодняшний день противоречит законодательству. Из-за того, что границы агломераций не соответствуют нынешнему административному делению, возникнут проблемы с распределением бюджетных денег.
По словам бывшего члена Конституционного суда Анатолия Кононова, переформатировать бюджет территории нетрудно. Конституции же создание агломераций не противоречит, в случае, если по этому вопросу будет проведен референдум.
Газета также приводит мнение политолога Евгения Минченко, который считает, что эта инициатива носит предвыборный характер. Большая реформа призвана показать, что страна не в застое, а движется к чему-то большему и лучшему.
http://infox.ru/authority/law/2010/11/16/Rossiyu_mogut_razdye.phtml
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
При Советах тоже из малых деревень крестьян в большие колхозы сгоняли.
Теперь там волки воять...
Статус: |
Группа: Администраторы
публикаций 79
комментариев 85
Рейтинг поста: