«Центробанк ухитрился сделать совершенно дикую вещь»
Еще раз повторю — я согласен с теми, кто считает, что меры по спасению банковской системы, когда огромная масса ликвидности ушла из России, были успешными. Они были эффективными, правильными, и это на самом деле великая вещь. Без иронии. Проблема шире. Можно спросить: а кто просил создавать банковскую систему, которая не являлась самостоятельной банковской системой, а была лишь машиной по перекачиванию дешевых западных кредитов в более дорогие российские? При этом параллельно работала машинка по перекачиванию российских денег (в виде валютных доходов) в ту же самую банковскую систему, которая нашими деньгами нас же и кредитовала. Но это отдельный вопрос.
Банковская система РФ втянута в деструктивную деятельность
Надо сказать, что наша банковская система как таковая от антикризисных мер очень сильно окрепла. И стала более-менее похожа на какую-то дееспособную банковскую систему (хотя и «контуженую» кризисом). Другое дело, что ее дееспособность ограничена тем, что экономика находится в кризисе. Грубо говоря, то, что мы имеем,— это «кризис дебиторов», то есть должников и потенциальных заемщиков. То есть сама по себе банковская система стала крепче, а вот обстановка, в которой она существует, – гораздо хуже.
Кроме того, мы подходим к системе «валютного коридора». Наша банковская система и в силу своей специфики, и в силу своей мотивации, и в силу валютной политики оказалась втянута в деструктивную деятельность. Когда только пошла «первая волна» кризиса, во всех действиях (а еще больше — в декларациях наших экономических властей) было очевидно желание сохранить экономический рост. Я даже не буду сейчас говорить, в реальном секторе или нет. Однако эти меры оказались малоэффективными. Так что, собственно, на спасении самой банковской системы перечень успехов антикризисной политики заканчивается. А дальше уже начинаются странные вещи.
«Плавная» девальвация дала людям время, чтобы «сориентироваться в тенденциях»
Попытавшись («тыкнувшись» и «мыкнувшись») оказать поддержку реальному сектору, государство растратило довольно большие ресурсы на «закрытие дыр» наших крупных игроков. Впрочем, я бы уточнил: не всегда растратив, иногда — просто затратив. Потому что говорить о том, что эти ресурсы нельзя и не надо было тратить,— вопрос спорный. Конечно, может быть, это нужно было делать по-другому (вполне возможно, это можно было сделать гораздо дешевле). Но в принципе просто так бросить крупные системообразующие предприятия было нельзя.
А когда решили, что ничего не получается, то стали делать то, что получается. А получается — накачивать деньгами банковскую систему, которая все эти деньги превращает в валюту. С одной стороны, опять же можно понять российские власти (как финансовые, так и нефинансовые), которые не хотели одномоментно осуществлять резкую девальвацию рубля. Во-первых, им было не понятно, насколько нужно девальвировать рубль. Чтобы это не стало бессмысленным ударом по сбережениям населения и многим другим вещам.
Второй момент, который был продекларирован, заключается в том, что таким образом государство гуманно дало всем субъектам экономики (начиная от старушки с минимальными сбережениями и закачивая участниками банковской системы) сориентироваться в тенденциях. Такая возможность была предоставлена всем. А те, кто не понял, было дано еще дополнительное время, чтобы понять, что игра против национальной валюты (перевод накоплений в иностранную валюту) есть единственный выход, указанный «партией и правительством».
ЦБ опасается, что товарищи перестанут покупать доллары?
И вся экономика начала играть против национальной валюты. Да, мы получили прирост вкладов. Но в рублях вклады снимались (хотя и в долларах тоже, потому что люди боялись, что банки рухнут). Но вернулись все эти деньги уже в валюте. То есть в условиях нашего кризиса мы опять же масштабно переключились на финансирование их экономики. При этом, в отличие от докризисного времени, совершенно очевидно, что никаких доходных инструментов (кроме валютных спекуляций) на рынке не осталось.
Когда ЦБ с одной стороны проводит такую валютную политику, а с другой заявляет, что, мол, мы разберемся с банками, которые брали кредиты на рефинансирование, а потратили эти деньги на покупку валюты, то хочется сказать следующее: ребята, посмотрите, кому вы их давали. Есть ли у них вообще клиенты в реальном секторе, которые могли бы заимствовать деньги у этих банков? Так, чтобы они не уходили на межбанк. Во-вторых, при такой валютной политике невозможно плыть против течения (если оно такой силы, мощи и направления). Ни один банк не справится с этой задачей. В такой ситуации нужно, чтобы в банках работали сплошь одни «александры матросовы», от председателей правления до операционисток. Иначе это будет просто невозможно сделать.
В итоге мы получили ориентацию всей экономики на валютные спекуляции против собственной валюты. При этом ЦБ ухитрился сделать уже совершенно дикую вещь. Он решил успокоить рынок, сказав, что равновесный коридор будет на уровне 36 рублей за доллар (и 41 рубль при бивалютной корзине). В то время как он еще недавно составлял 32 рубля. Ну, ребята, даже если вы так считаете, зачем заявлять об этом заранее? Зачем ориентировать рынок на быстрейшее достижение указанного параметра? Вы боитесь, что он сам не справится с этой задачей? Можно подумать, что товарищи не поймут и вдруг перестанут покупать валюту. Значит будем считать, что это опасение героическими действиями было снято.
Рейтинг публикации:
|