Российской избирательной системе исполнилось четверть века – именно столько времени функционирует Центризбирком. Выборы являются фундаментом всей политической системы нашей страны, но претензий к ним за эти годы прозвучало немало. Способна ли отечественная выборная система к самосовершенствованию?
Право выбирать власть считается фундаментальным практически во всех существующих сейчас в мире государствах, хотя сам институт всеобщих и прямых выборов достаточно молодой и широко распространился лишь в последние шесть–семь десятилетий. До этого в тех же западных странах были различные ограничения и фильтры: имущественные, половые, религиозные и прочие. Поэтому наша страна, в которой до конца 80-х выборы носили формальный и референдумный характер, не так уж и поздно присоединилась к общемировой тенденции.
Первые конкурентные выборы прошли у нас в 1989 году, потом был развал СССР – и нынешняя избирательная система сформировалась в 1993 году. Что произошло с ней за четверть века и как изменялось отношение людей к ней?
Мы выбираем разные власти: депутатов местного самоуправления, губернаторов регионов, президента и Госдуму для всей страны. Эйфория первых лет свободных выборов – конца 80-х – начала 90-х – довольно быстро сменилась осознанием того, что выборы, как и многопартийная система в целом, могут становиться игрушкой в руках олигархата, а их результаты – фальсифицироваться как впрямую, так и через заведомое неравенство возможностей кандидатов.
Разочарование в выборах наступило уже к концу 90-х, но появление у власти Владимира Путина вернуло веру хотя бы в президентские выборы. Их формат с тех пор не менялся, был лишь увеличен срок полномочий президента, но это не касается избирательной системы. Другие же выборы – парламентские и губернаторские – за эти годы пережили неоднократные изменения.
Так, губернаторов выбирали, потом назначали указом президента и утверждали голосованием в региональном парламенте. Которые тоже выбирались по-разному – сначала только по округам, а потом еще и по партийным спискам.
Госдума изначально выбиралась по смешанному, территориально-партийному принципу, потом только по партспискам, а теперь опять по смешанному принципу. Менялись и правила выборов депутатов местного самоуправления, и мэров. Периодически предлагают ввести прямые выборы еще кого-либо – например, выбирать начальников полиции (как в США шерифов) – но эти идеи не встречают массовой поддержки
В целом современная российская избирательная система является довольно типичной для демократических стран. Смешны упреки в недемократичности политического строя современной России – в его основе лежат выборы, то есть точно такой же механизм формирования власти, как и во Франции или США. Наша избирательная система действительно не уступает западной. Но в этом есть как плюсы, так и минусы.
Например, жесткая привязка избирательной системы к партийной приводит к тому, что кризис политических партий как таковых – а он вовсю идет как на Западе, так и в мире в целом – отражается на доверии граждан к институту выборов.
В этом нет никакой российской специфики, точнее, она есть в том, что мы достаточно быстро, за пару десятилетий, раскусили все «прелести» многопартийной системы. Однако отказываться от нее никто не собирается. Может быть, стоит подождать, и уже в краткосрочной исторической перспективе развитие технологий даст партиям новый шанс: превратив достаточно формальные сейчас партии в реальные сетевые объединения по идеологическому, территориальному или еще какому-либо принципу.
Сама избирательная система в ближайшие годы также будет серьезно меняться в сторону сетевой демократии. Речь не только о голосовании в режиме онлайн, но и о переходе к гораздо более осмысленным выборам на самом низовом и при этом в реальности самом важном уровне. Имеются в виду выборы депутатов местного самоуправления – села, района, округа в городе. Значение этих выборов будет неуклонно расти в том числе и по мере того, как на местный уровень будет передаваться все больше полномочий, а местные бюджеты будут реально наполняться за счет местных же налогов, а амбиции людей, желающих стать властью, привыкнут проверять на самом первом, муниципальном уровне.
Грубо говоря, пока человек не избрался депутатом в орган местного самоуправления, а потом своей работой не доказал соседям пригодность для руководящей работы, ни о какой дальнейшей карьере можно будет даже не заикаться. Когда у тебя три–пять тысяч избирателей, это значит, тебя знают все, это значит, что ты никого не сможешь долго обманывать. Собственно, если избирательная система – это фундамент политической системы России, то выборы депутатов местного самоуправления – это важнейшая часть всего фундамента.
И совершенствование нашей избирательной системы должно идти не только через создание все более открытых и равных условий для предвыборных кампаний и самой процедуры голосования, но и через формирование самого серьезного отношения к выборам «первого» уровня. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|