«Именно национальные элиты стали одним из двигателей развала Советского Союза»
Сергей МихеевЗаместитель директора Центра политических технологий
В принципе инициативу главы Чечни отказаться от наименования «президент» в отношении региональных руководителей я могу только приветствовать. Действительно это как минимум странно, что помимо президента РФ в нашей стране есть множество региональных президентов. Вообще, существование «президентов», как и существование «республик» внутри страны, является признаком той самой ассиметричной Федерации, когда одни субъекты имеют больше прав и полномочий, чем другие. И это, как я считаю, представляет проблему для российского федерализма. Если посмотреть на ее истоки, то мы увидим, что такая ситуация впервые возникла в 1917 году. Когда большевики разваливали Российскую империю, они совершенно сознательно сделали ставку на национальные элиты и их сепаратистские устремления. После чего последние получали всевозможные бонусы, привилегии и полномочия.
Внутри Российской Федерации сохраняется своеобразная «бомба»
Другое дело, что потом в годы правления Сталина многие из предоставленных местным элитам прав свелись к чистой формальности. Тем не менее именно с тех пор внутри единого (и по сути унитарного) государства возникли квазигосударственные образования. Это бомба замедленного действия сработала в 1991 году. Хотим мы того или нет, Советский Союз развалился по границам национально-территориальных образований. Именно национальные элиты стали одним из двигателей развала Советского Союза.
Так вот, внутри Российской Федерации, к сожалению, эта «бомба» сохраняется. Так что логичной инициативой, которая должна по идее последовать вслед за отказом от титулования президентами, был бы отказ от статуса республик в рамках РФ и приведение всех ее субъектов к единому статусу (с одинаковыми правами и полномочиями). Хотя и с поправкой на территориальную специфику, но и с едиными правами и полномочиями. Готов ли Кадыров пойти так далеко, пока не понятно. Но по крайней мере его инициатива встраивается именно в такую логику. К тому же в последние годы она аккуратно, но последовательно реализовывалась федеральным центром. В частности, как известно, сокращенно количество национально-территориальных субъектов Федерации, в частности Эвенкийский автономный округ, Агинский Бурятский АО и др.
Что конкретно стоит за предложением Кадырова, однозначно ответить трудно
Что конкретно стоит за предложением Кадырова, однозначно ответить трудно. То ли это скрытый пас со стороны Федерального центра и готовность главы Чечни отработать эту тему публично, или же речь идет о личной инициативе Кадырова, который решил пойти навстречу федеральному центру. Как известно, последний вкладывает в Северный Кавказ огромные деньги. Так что логично ожидать какой-то отдачи от этого, хотя бы и чисто символической. Пока еще трудно сказать, во что это все выльется. Но ничего плохого в том, что все главы субъектов РФ будут именоваться одинаково, нет.
Что же касается появившихся слухов о том, что чеченские власти якобы предлагают именовать главу республики имамом, то, как мне кажется, этот вариант не будет принят самим исламским духовенством. Потому что если Кадыров не хочет быть просто губернатором, а хочет стать имамом, то смысл инициативы просто обнуляется. То есть тут нужно определиться, что либо речь идет о логике по выстраиванию равной и симметричной федерации, либо у нас в скором времени появятся свои шахи, падишахи или шейхи.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикации 3
комментариев 1066
Рейтинг поста: