Конституционная реформа вернёт в Россию дореволюционные формы правления и устранит риски сепаратизма
Выступление председателя Конституционного суда Валерия Зорькина в «Российской газете» по вопросу предстоящих реформ государственного управления многие связали с планами досрочного ухода Путина и передачи им через 2 года власти преемнику. Дескать, под это и затеяна так называемая "конституционная реформа" – чтобы узаконить новую структуру власти в виде Госсовета.
Однако Зорькин чётко сказал: никакой конституционной реформы не предполагается. Все изменения будут происходить в рамках существующей Конституции. Президент России Владимир Путин тоже чётко выразил своё отношение к этому вопросу: "Никаких изменений Конституции пока не предусмотрено". Естественно, все пропустили слово "не предусмотрено" и ухватились за слово "пока". То есть, в принципе, изменения Конституции не исключаются. Весь вопрос в сроках. Оптимальные сроки названы, исходя из логики процесса – примерно за два года до выборов президента.
Но Зорькин назвал основные направления реформ – это приведение местных органов в положение, исключающее противопоставление их органам государственной власти. То есть задача состоит в том, чтобы выстроить вертикаль управления "Центр-регионы" так, чтобы подчинить регионы центру и исключить сепаратистские поползновения последних. И даже просто исключить возможность торговаться с центром в вопросах, представляющих общегосударственный интерес.
Когда-то Владимир Путин назвал национально-территориальный принцип устройства СССР и РСФСР миной замедленного действия под государством. Многие патриоты тогда обиделись, но практика показала – напрасно. Сепаратизм в СССР, включая Россию, стал развиваться как раз по линиям национальных границ союзных и автономных республик, субъектов федерации. В СССР остановить процесс распада по национальным границам не удалось, а в России удалось ценой колоссальных усилий и жертв. Однако при малейшем ослаблении государства нынешние тлеющие искры разгорятся в пламя, и конфликт центра и регионов станет основой спровоцированной гражданской войны.
В царской России был вполне оптимальный принцип территориального устройства - губернии. Это были территориальные образования, не похожие на нынешние края и области. Разумеется, сам по себе принцип такого устройства не является гарантией от переворотов и заговоров, когда именно в результате захвата власти в столице начинается распад государства. Но сложившаяся в советское время форма областного и республиканского принципа территориального деления сейчас не подходит.
И потому то, что получило образное название "Конституционная реформа", на самом деле будет изменением принципов территориального управления. Федеративное устройство России претерпит изменения в направлении создания губерний как более укрупнённых субъектов федерации. Планируется определить, что губерния будет включать в себя население численностью в 4-5 миллионов человек и таких губерний будет 20-30. Это очень интересное решение, позволяющее решить сразу несколько важных задач.
Прежде всего, это позволит уйти от национального деления территории страны. В составе каждой губернии русское титульное население будет составлять большинство. Можно будет избавиться от такого декоративного института управления, как Федеральные округа. Нынешние крупные регионы, такие как Сибирь, Поволжье, Дальний Восток и Кавказ, утратят возможность национального самоопределения как отдельные субъекты федерации.
По прежним административно-территориальным и национальным границам раскол России будет предотвращён. Более того, появится возможность включить в состав губерний территории с потенциально спорной юрисдикцией – Абхазию и Южную Осетию, Крым, Приднестровье, Калининградскую область, существующую как обособленный выделенный анклав.
При этом донорские территории будут соединены с дотационными. Нагрузка по их финансированию будет распределена между госкомпаниями. Это повысит экономическую устойчивость губерний. Сократится аппарат управления, снизятся затраты на его содержание.
Устранится один из главных генераторов внутриполитических кризисов – выборность губернаторов. Не надо думать, что кризисы исчезнут с ростом уровня жизни. Конфликты интересов останутся, и они продолжат быть угрозой, которая каждые выборы будет срывать регион в очередную смуту. Вместо нынешних губернаторов, которые, по сути, являются переименованными прежними первыми секретарями обкомов правящей партии, будут назначаться генерал-губернаторы с большими бюджетными и правовыми полномочиями.
Для подобных решений может потребоваться корректировка некоторых статей Конституции. И это возможно – ближе к оптимальным срокам накануне выборов Думу. В итоге новый облик России будет определяться так: новые политические партии, новый принцип государственно-территориального устройства, новые институты власти, этот принцип выражающие, новый парламент, новый президент. В итоге – обновлённая Россия.
Зорькин верно предупредил – не стоит питать иллюзий, что некие юридические перекройки способны решить те проблемы, которые существуют в силу конфликта интересов основных социальных сил. Как ни называй правовую систему, нельзя забывать, что это – надстройка. Базис – это господствующие экономические отношения, которые имеют в некоторых регионах национальную специфику. Но объективные признаки господствующей формации будут определяющими для всех форм надстроечных отношений.
Основное направление развития России будет пролегать между развитием капитализма и попытками этот капитализм обуздать. В политической борьбе между этими тенденциями реформа государственной власти должна пройти устойчиво. Понятно, что это потребует всего срока президентских полномочий Владимира Путина, и все разговоры о его якобы досрочной отставке являются не более чем досужими домыслами.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Можно назвать ее модулем авторитарной власти. Из таких модулей выстраивается авторитарное государство, армия да и вся наша жизнь.
По другому это называется иерархия. Иерархическая пирамида. Или вертикально-интегрированная система управления.
Но существуют горизонтально-интегрированные системы. Это системы коллективного управления. Системы коллективного принятия решений. У нас на планете почти не применяются.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 241
Рейтинг поста:
Ньюансик. Надстройкой классики марксизма называли политическую систему государства. А она порождается базисом, а именно - производственными отношениями. Так оно и есть. Но моя речь о тех производственных отношениях, которые определяются конфигуратором власти, по вертикали и горизонтали. Вот они и являются двигателем предметных экономических и технологических отношений.
Кстати, классики оных не разглядели и потому коммунизм унаследовал старый, авторитарный базис, диктатуру и репрессивное государство.
Что такое авторитарный базис? Это делегирование воли начальника подчиненному по формуле {субъект --> объект}.
Можно назвать ее модулем авторитарной власти. Из таких модулей выстраивается авторитарное государство, армия да и вся наша жизнь.
Да, либеральное общество взрывоопасно, коль живет по закону джунглей и погрязло в антагонистических противоречиях. Потому оно не может сушествовать без полицейского государства.
Стало быть, на кону решение главного вопроса - концептуального. А именно реформирования базиса или конфигуратора власти авторитарного в демократический. Благо, природа раскрывает тайну способа своего существования, типа демократического. https://ridero.ru/books/sozdat_obshestvo_socialnoi_garmonii/ А мы ведь ее дети, но все еще влачим существование не по ее закону, известному как закон диалектики, а согласно волевому императиву субъекта. Вот об этой причине драмы человеческого существования - книга А.Шопенгауэра "Мир как воля и представление".
Реформируется базис (Ст. 13. конституции РФ) - и все проблемы решаются по-другому а то и вовсе отпадают. Например, общество социальной гармонии может быть многонациональным и одновременно монолитным, коль любые противоречия улаживаются на основе триад закона диалектики в системе демократического государства.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 155
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Из 450 народных депутатов, партию «Единая Россия» в Государственной думе представляют 343 избранника. Затем идет КПРФ с 42 мандатами, ЛДПР – 29 депутатов, «Справедливая Россия» с 23 представителями, партия «Родина» -1 депутат и «Гражданская платформа» тоже с одним представителем. Зачем партии власти понадобилось столько народных избранников в Госдуме?
Можно предположить, что такое большое количество «единоросов» в Парламенте собрано было не случайно, а с одной единственной целью – в любое удобное время поменять Конституцию или внести в нее существенные поправки. Они могут также касаться количества президентских сроков, а точнее, такая норма регулирования может быть попросту упразднена.
И хотя довольно часто из уст пресс-секретаря российского лидера мы слышим, что Администрация президента не собирается «лезть» в основной документ страны, но вот высказывания Председателя Конституционного суда Валерия Зорькина можно рассматривать, как подготовка народного мнения к замене Конституции или внесения в нее поправок.
В интервью «Российской газете» - официальному источнику информации власти, Зорькин заявил о несовершенстве действующей Конституции России. Он утверждает, что меняющаяся политическая и экономическая ситуация в мире, когда на Россию обрушились санкции и со всех сторон давят наши «заклятые друзья», Конституция нуждается в кардинальных реформах.
Валерий Зорькин, в числе прочих недостатков российской Конституции выделил уязвимость страны в условиях экономических санкции, а самой справедливой демократией он считает двухпартийную политическую систему.
Разграничение предметов ведения и полномочий, сложившееся в России, также нуждается в серьезном реформировании, а крен в пользу исполнительной власти не позволяет России быстро реагировать на меняющуюся обстановку, как в политике, так и в экономике, считает Зорькин.
Со слов Валерия Зорькина следует, что основной документ можно менять не весь и не сразу, а лишь «точечно». Вообще, тот глубокий правовой смысл, что заложен в российской Конституции позволяет делать это безболезненно, не искажая этого самого правового смысла, подчеркнул глава Конституционного суда.
И еще одно событие произошло на днях, которое на первый взгляд никак не связанно с изменениями в Конституции: заместитель гендиректора первого канала Кирилл Клейменов вновь станет ведущим главной новостной программы страны «Время». В чем связь? Последний раз Клейменов занимал должность ведущего в период президентских выборов. Возможно, телевидение начинает «готовить» россиян к тому, что Конституция страны требует реформирования.
Как считает известный медиа персонаж Сергей Доренко, в ноябре нам будет предоставлено нечто такое на информационном поле, что по значимости не будет уступать президентским выборам.
Повторюсь, никто не заявлял о полной смене основного документа страны (хотя и это не исключено), речь идет о точечном реформировании Конституции, а профильный комитет Госдумы и Совет Федерации уже согласились с мнением Зорькина о необходимости этих точечных реформ.