ТЕКСТ: Андрей Ковалевский
ФОТО: ИТАР-ТАСС
Российское судостроение может стать конкурентоспособным, если будет кооперироваться с зарубежными партнерами, считает Дмитрий Медведев. У нас нет ноу-хау, патентов на технологии и обученных кадров, сомневаются эксперты, а судостроительная корпорация пока занимается лишь самопиаром.
«Разумеется, иметь свои ноу-хау всегда лучше. Но мы понимаем, что не всегда их легко самим наработать. Это зачастую дорогостоящий и долгий процесс. Поэтому потребуется конструкторская и производственная кооперация с зарубежными партнерами», — обрисовал подход к развитию отечественного судостроения Дмитрий Медведев на заседании Совета безопасности, посвященном этой теме.
За последние 20 лет и даже больше не было никаких существенных инвестиций в эту область, признал президент, но ссылки на кризис 90-х годов в отрасли больше не работают. «Конечно, издержки — это тяжелое наследие периода развала, но с этим нужно что-то делать. Бесконечная ссылка на то, что в 90-е годы мы почти все потеряли, поэтому нам очень тяжело, поэтому обязательно покупайте наше, — этот номер бесконечно проходить не сможет», — предупредил глава государства. «О какой конкуренции с иностранными верфями может идти речь, если трудоемкость производства в нашем судостроении остается в несколько раз выше, чем за рубежом», — пояснил он.
По мнению президента, надо утвердить перспективную «линейку» морской и речной техники, которая должна выпускаться в России, понять, «что мы можем, а чего не можем», и принять решения, «что мы будем обязательно производить у себя, хотя бы с точки зрения национальной безопасности, а что закупать за границей».
Глава «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Роман Троценко не упустил случая рассказать о ближайших планах корпорации: «Часть из 14 предприятий, которые войдут в состав корпорации, находятся на юге страны и позволят формировать центр судостроения на Каспийском море для строительства буровых платформ». Также корпорация ведет работы по строительству двух крупных верфей на Дальнем Востоке. При развитии судостроения будет делаться упор на производстве технологически сложной морской техники, заверил Троценко. В частности, по его словам, речь идет о морской технике для тяжелых условий, которой на рынке сегодня практически нет. «Это танкеры и газовозы ледового класса, суда, обеспечивающие буровые платформы и сами платформы ледового класса, техника для прокладки труб в арктических водах», — перечислил приоритеты судостроения глава ОСК. Кроме того, по его словам, ставка будет сделана на производство небольших судов для внутренних вод и военных кораблей «для обеспечения нашего присутствия в Мировом океане». «В области военного кораблестроения стоит задача перехода на новый модельный ряд. Это касается как подводных, так и надводных кораблей. При этом важен переход на многосерийное производство, что существенно удешевляет судостроение, позволяет получать прибыль и развиваться», — порадовал президента Троценко.
При этом глава ОСК не упустил случая покритиковать владельцев частных верфей. «Большая часть акционеров частных верфей не вкладывают в них ни копейки, поскольку не верят в будущее этого бизнеса», — заявил он. В России кроме ОСК существуют три частных холдинга — Объединенная промышленная корпорация (на базе «Северных верфей»), холдинг «Каспийская энергия» (на базе предприятий Астрахани) и холдинг, созданный концерном мало- и среднетоннажных судов. В завершение Троценко обвинил владельцев частных верфей в том, что они преимущественно занимаются лоббированием перераспределения в свою пользу гособоронзаказа.
Но и ОСК похвастаться нечем, возражают эксперты. «Что мешало ОСК наладить многосерийное производство на Адмиралтейских верфях? Если Троценко дают дешевые кредиты, то почему не давать их отдельным предприятиям? Кредитование через посредника не ведет к положительным результатам», — считает эксперт по судостроению Infranews Алексей Безбородов. То, что сейчас у нас появится 1000 рабочих мест во Владивостоке, это не системный подход.
Эксперты не особо понимают, как российскому судостроению поможет и кооперация с зарубежными партнерами. «Технологии, которые могли бы заинтересовать иностранцев, это, скорее, вооружение, атомные двигатели. Но в гражданском судостроении никаких технологий у нас уже нет», — говорит Безбородов.
Качественную продукцию мы еще делаем в области речного судостроения на заводах «Красное Сормово», на астраханских заводах. Но что касается нефтепродуктового флота, то качественно работают разве что Адмиралтейские верфи, но в разы дольше, чем зарубежные верфи, и намного дороже, говорит эксперт.
«Кооперация — это когда вы принимаете правила игры и когда у вас есть собственные патенты по производству и сборке. Такие патенты есть у японцев, немцев, голландцев, корейцев, они поделены между ними, — говорит источник
«Газеты.Ru» в сфере судостроения. — Я не представляю, сколько бумаги надо исписать и каких юристов нанять, чтобы войти в эту компанию». По словам собеседника «Газеты.Ru», чтобы иметь свои патенты, нужно вкладываться в кадры. Это позволит отрасли хотя бы лет через 10 получить необходимых сотрудников. «Чтобы сделать конкурентоспособными те же Адмиралтейские верфи, половина работников которых уже разбежались — кто на завод Ford, кто на Nissan, надо вкладывать в Питерскую корабельную академию», — соглашается Безбородов. Источник: gazeta.ru.
Рейтинг публикации:
|