Совещание по вопросам поддержки талантливой молодёжи в сфере искусства
Владимир Путин провёл совещание по вопросам поиска, поддержки и профессиональной подготовки талантливой молодёжи в сфере искусства.
Совещание состоялось в здании Новой сцены Государственного академического Мариинского театра.
* * *
В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!
Сегодня предлагаю поговорить и обсудить вопросы поддержки молодых людей. Вы знаете, что мы в последнее время много уделяем внимания этому направлению, причём в самых разных сферах – это и научная деятельность, творчество, рабочие профессии… По самым разным направлениям работаем.
Сегодня хотел бы поговорить о том, что близко Вам, поговорить о поддержке молодых талантливых людей, которые получают образование либо делают первые шаги в сфере искусства, и, безусловно, это направление является одним из самых важных.
Давние и богатые традиции творчества, великие театральные, художественные, балетные, музыкальные школы – это, безусловно, наше национальное достояние. Здесь Россия неизменно занимает прочные, если не сказать лидирующие, позиции. И задача государства, деятелей культуры, общественности – не просто их сохранить, эти традиции, а преумножить и обеспечить преемственность.
Это необходимо для гармоничного, зрелого, свободного развития нашего общества и всей страны. Для будущего, которое рождается буквально на наших глазах, конкурентоспособность в культуре, искусстве будет так же значима, как и в тех сферах, которые я назвал только что, имея в виду прежде всего, конечно, сферу точных наук, технологий и так далее.
Сейчас мы формируем целую систему, направленную на поиски и раскрытие молодых талантов. Я уже упомянул эти сферы – и наука, и инженерные, и рабочие профессии, спорт, конечно. На их поддержке на первых, порой самых сложных, этапах карьеры мы должны сосредоточить своё внимание. И сегодняшняя дискуссия также призвана предложить новые, более эффективные подходы.
Очевидно, что работа с одарённой творческой молодёжью – тем более в такой сфере, как культура, – требует особой гибкости и нестандартных решений, отказа от шаблонов, механической унификации и так далее. И конечно, нельзя сводить подготовку профессиональных творческих кадров лишь к сугубо «образовательным услугам».
Много раз слышал критику в адрес этого словосочетания. Вы знаете, от него совсем уйти не удастся, я это всё понимаю, но также понимаю, что это, конечно, больше, чем просто какая-то услуга. Кстати говоря, ваши коллеги в сфере здравоохранения говорят примерно то же самое.
По оценке специалистов, накоплен целый ряд системных проблем, решение которых, между тем, необходимо для сохранения высокого уровня подготовки мастеров искусства. И главной из них называют сложившийся так называемый отраслевой подход, то есть традиционное отнесение культуры исключительно к социальной сфере.
По мнению многих ваших коллег по цеху, её нормы и правила, в том числе методики финансирования, целевые показатели, принятая система проведения тендеров и отчётности стали для культуры своего рода прокрустовым ложем.
Оценка, может быть, достаточно спорная. Но согласиться в чём-то можно и с этим, основания для этого, конечно, есть.
Давайте сегодня остановимся на этом, так же как и на других аспектах, и по этому вопросу готов поговорить. Обсудим, какие меры необходимы для того, чтобы культура в целом и образование в этой сфере в частности получили максимально благоприятный режим для развития.
Также хотел бы обсудить с вами вопросы финансовой поддержки профессиональной подготовки по творческим специальностям. Отмечу, что уже реализована инициатива участников Всероссийского молодёжного форума «Таврида». Они предложили, если вы помните, может быть, кто-то это заметил, дать возможность одарённым людям получать второе высшее образование в сфере культуры и искусства бесплатно. Сегодня это запрещено по закону.
Для этого были предусмотрены 20 дополнительных грантов, которые ежегодно будут предоставляться на конкурсной основе. Заявка на их получение уже прошла экспертизу в Фонде президентских грантов.
Хотел бы подчеркнуть, что эти гранты дополнят те, в общем-то, немалые средства, которые уже выделяются Фондом на реализацию проектов в области культуры и искусства. Только в этом году некоммерческие организации получили на эти цели 621 миллион рублей.
Давайте обсудим также, какие ещё меры необходимы для того, чтобы существенно повысить уровень и качество профессиональной подготовки творческих кадров, создать условия для формирования смены, достойной российского искусства.
Пожалуйста, давайте, кто начнёт?
Денис Леонидович, прошу Вас.
Д.Мацуев: Спасибо большое, Владимир Владимирович.
Когда я узнал, что тема нашей сегодняшней беседы – поддержка и выявление талантливой молодёжи, я сразу рьяно включился в это обсуждение, потому что я знаю это тему не понаслышке.
Прекрасно помню сентябрь 90‑го года, когда в свой родной Иркутск приехала выдающаяся женщина Иветта Николаевна Воронова, которая создала семью новых имен, наш фонд «Новые имена», которому уже почти 30 лет, и на заре Советского Союза она собрала выдающуюся команду. Вот Коля Цискаридзе – один из первых тоже стипендиатов нашего фонда.
И теперь, если мы видим на афише русское имя моего поколения, нашего с Колей, и младше – это выходцы из «Новых имён», потому что та поддержка, которая была нам оказана в Москве… Все мы, как правило, было не из Москвы и не из Петербурга.
Если посмотреть, кстати, на победителей конкурса Чайковского, ни одной первой премии ни у москвича, ни у питерца… А, питерец был – Григорий Соколов в 66‑м году. Это говорит о том, что…
В.Путин: Напал на Питер. (Смех.)
Н.Цискаридзе: Образцова…
Д.Мацуев: Елена Васильевна, да, пардон.
И когда мы приехали в Москву… Конечно, та поддержка, которая нам была оказана, она была просто феноменальна. Мы приехали в 1991 году, сами понимаете, какое время, и тот вклад был просто уникален.
Мы сразу начали гастролировать, у нас были стипендии, нам подарили инструменты. Мы повышали свою квалификацию в нашей выдающейся летней школе в Суздале, которая до сих пор процветает, слава богу. Иветта Николаевна передала нам это дело.
Сейчас я не понаслышке знаю ситуацию в нашей стране. Куда бы я ни приехал либо с фестивалем, либо с любым проектом, первое условие – это приезд московской профессуры из консерватории, где они дают свои мастер-классы, по итогам которых в нашу «семью» каждый год идёт пополнение.
Могу сказать, что команда молодых музыкантов просто феноменальная – я сейчас о своём цехе, если можно, скажу. Молодые выдающиеся музыканты из разных концов нашей страны не по годам зрело играют, живут абсолютно в другое время, живут в другом темпоритме. Они очень разносторонние ребята: они читают книги, ходят в театры, занимаются спортом, владеют несколькими иностранными языками, естественно, компьютерные технологии, выдающееся чувство юмора совершенно.
Если не смотреть на картинку, когда они играют, полное ощущение, что играет какой‑то большой, сложившийся артист.
Мы с Ольгой Юрьевной провели Grand piano competition в прошлом году, который был просто младший брат конкурса Чайковского, съехались со всей страны и из разных стран: Японии, Китая, Грузии, Америки, Японии, Англии, выдающиеся дети до 16 лет.
И это был просто прорыв на самом деле, потому что и разные фортепианные школы встретились на одной сцене, и, конечно, эта команда, которая появилась, она во всём блеске была представлена, и этой команде, конечно, нужно помогать.
Никогда не забуду тот момент, когда Иветта Николаевна, о чём я говорил, приехала в Иркутск, мне нужно было уезжать в Москву, потому что был тот момент, когда нужно было ехать в лучшую школу нашей страны – это Центральная музыкальная школа при консерватории, я в этом глубоко убеждён, хотя есть другие замечательные школы, которые я очень люблю и очень уважаю, но ЦМШ, если брать по количеству выдающихся выпускников, конечно, с отрывом.
И никогда не забуду жест моей бабушки, которая продала свою квартиру и дала мне 15 тысяч долларов, сказала: это тебе на первое время. Действительно, на это первое время мы существовали, и мои родители бросили всё в своём родном Иркутске – папа руководил всей музыкальной жизнью нашего города, и поехали в однокомнатную квартиру на проспекте Маршала Жукова, которая был рядом с ЦМШ, которая тогда была на окраине города.
Я к чему это говорю? Не каждый родитель может себе это позволить морально и, конечно же, финансово. Мы каждый год выявляем фантастические, как Иветта Николаевна называла, «искорки», но что дальше происходит? Дальше происходит: конечно, помогают друзья, меценаты, спонсоры.
Здесь, конечно, если была бы какая‑то адресная помощь конкретно этим «искоркам», которые готовы переезжать уже в Москву или Петербург, или Казань, у нас есть многие десятилетки, у нас восемь или девять их, по‑моему, в нашей стране, у нас есть идея объединить и ЦМШ, и «Новые имена», сделать такой конгломерат, который бы советовал государству те или иные фамилии выдающихся музыкантов, потому что вся система построена.
Мы их отбираем по всей нашей стране, и список уже известен, необязательно всех сразу, потому что это очень тонкий момент, не каждый талант равняется со словом «стандарт». Вообще, слово «стандарт»… Я немножко его всегда побаиваюсь. И спасибо Вам огромное, Владимир Владимирович, и Министерству культуры и образования за то, что мы отстояли наши стандарты в Центральной музыкальной школе.
И в балете, кстати, тоже, что профессионально можно заниматься с первого класса. Мы тогда были страшно обеспокоены этим, но это не достижение, это мы просто сохранили те традиции, которые были в советское время, благодаря которым мы каждый год получали выдающихся музыкантов и балетных, конечно же, тоже.
Как выявить ещё таланты? Конечно же, всё идёт из общеобразовательной школы, мы с Ольгой Юрьевной сегодня уже беседовали по поводу этого. Какие стандарты для обыкновенных учеников в школах? Они должны быть очень талантливые тоже, они должны быть доступные и просветительские. Не везде, насколько я знаю, это происходит. И я очень люблю физкультуру, я страшный спортсмен и футболист тоже, но, на мой взгляд, ребёнок наравне с буквой и цифрой должен познать ноту, это открывает совершенно другое полушарие, вне зависимости от того, станет ли он выдающимся музыкантом впоследствии.
Потенциальная наша публика в будущем – выдающаяся, не менее выдающаяся, чем те музыканты, которые выходят на сцену. Мы вчера с Валерием Гергиевым вернулись из Америки после нашего очень успешного турне: мы дали 12 концертов в самых центральных городах и залах, были переполненные залы, большой успех, но публика там, как правило, за 50, за 60 лет.
У нас кардинально другая ситуация: у нас половина залов – это молодые лица, и мы этим гордимся на самом деле. Такая же ситуация и в Китае, Южной Корее, но у нас – это просто феноменально. В любой город, куда бы я ни приехал, это везде молодые лица. Это прорыв на самом деле, я этим очень горжусь и мои коллеги, которые здесь присутствуют, Юрий Абрамович Башмет тоже не даст соврать. Это замечательно!
И огромное спасибо всем, кто помогает этим талантам. Не могу не сказать спасибо Юрию Абрамовичу и Спивакову, конечно, и Гергиеву, и «Синей птице» – прекрасному абсолютно проекту, на мой взгляд, прорывному на нашем телевидении, потому что, ну что говорить, в воскресенье в прайм‑тайм показывают классическую музыку, народную, балетную, джазовую в исполнении феноменальных детей, тоже, кстати, из глубинок.
Мы с Николаем Максимовичем тоже там сидим и получаем от этого огромное удовольствие. Мне кажется, что потенциальная публика – это и выпускники простых музыкальных школ. Музыкальные школы… Ольга Юрьевна опять мне сейчас сообщила, что наконец‑то с 1 января будет новая фабрика пианино работать у нас. Это тоже прорыв, потому что в основном четыре фабрики. Это была большая проблема, потому что дети учились на советских пианино ещё. Слава богу, что эта история пошла.
Считаю, что история, которая происходит и в «Сириусе», потрясающая, на мой взгляд, я там был этим летом, получил просто огромное удовольствие от атмосферы, от организации и от детей, которые туда приезжают, была феноменальная атмосфера. Вот таких надо больше историй, ещё раз повторяю…
В.Путин: Зал сделаем там теперь хороший.
Д.Мацуев: Я знаю. Фрай, по‑моему, будет там.
В.Путин: Да, Фрай.
Д.Мацуев: И залы, если Вы говорите про залы, мы знаем прекрасные примеры и Валерия Абисаловича, который рьяно отстаивает. Я тоже всегда ратую за это дело.
В.Путин: Там такое будет, потому что «Тойота» делает.
Д.Мацуев: Вот я очень надеюсь, что в моём родном Иркутске это тоже произойдёт, потому что наша публика, как никто, тоже достойна. Наш фестиваль, которому уже 12 лет, там были все наши великие мэтры, Юрий Абрамович тоже неоднократно бывал, и надеюсь, что мы тоже с мёртвой точки там двинемся.
А молодые таланты… Вот я предлагаю то, что касается музыкантов, у нас есть вся система, чтобы предложить такую историю, потому что мы знаем эти имена, и мы знаем, как их искать. Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо.
Так, пожалуйста, Григорий Анатольевич.
Г.Заславский: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники собрания!
Продолжая слова Дениса Мацуева, я бы сказал, испытываешь невероятную гордость за свою страну. Когда год назад я был в Лондоне, и одновременно в центре «Барбикан» в одном тысячном зале дирижирует Гергиев, а в соседнем при переполненном тысячном уже зале примерно с 80 процентами взятых наушников играет Академический театр Вахтангова – это очень здорово.
Но международные конкурсы, гастроли, фестивали – это всё хорошо, даже замечательно, но ничего этого не будет без уникального отечественного образования в сфере искусства. Образование – это база, основа всего, всех наших побед и успехов в театре, балете, музыке. А мы, как мне кажется, можем его просто потерять, если и дальше каждый год нам надо будет доказывать специфику нашего образования, что у нас другое соотношение преподавателей и студентов, что певца невозможно воспитать без концертмейстера, а концертмейстер ничего не сыграет без хорошего инструмента, а инструмент стоит очень дорого и требует ежедневной и тщательной работы настройщиков, и так далее.
Для меня ключом к сегодняшнему выступлению была история, которую мне рассказал директор одного провинциального театра, который готовился к Вашему приезду, Владимир Владимирович, в этот город, и ему сказали, что у него наедине с Вами будет 30 секунд. И он очень готовился, и когда эти 30 секунд наступили, он сказал: «Владимир Владимирович, есть идея». Вы мгновенно парировали: «Массой не овладела?».
Та идея, о которой хочу Вам сказать, нашими массами уже овладела. Существует замечательная программа 5–100. И на эту программу, для того чтобы помочь пяти лучшим нашим вузам попасть в сотню лучших вузов мира, выделяются довольно немалые бюджетные деньги, это больше 14 миллиардов рублей в год. Между тем в одном из самых авторитетных международных рейтингов – QS, без всякого бюджетного стимулирования присутствуют две наши консерватории – Московская и Петербургская. И обе занимают красивые места – 27‑е и 42‑е соответственно.
В «Таймс», мы знаем опять же о сложном отношении Великобритании к России, в этом году опубликован рейтинг балетных школ мира: Вагановская академия на 1‑м месте.
Авторитет наших вузов в сфере искусства высочайший. И наши дипломы конвертируются во всём мире. Нынешний худрук Национального театра Греции – это выпускник ГИТИСа, художественный руководитель театра «Гешер» израильского, тоже известного во всём мире, – тоже выпускник ГИТИСа.
У нас учатся студенты из Соединённых Штатов Америки, Англии, из стран Европы, и все платят хорошие деньги, кстати, принося нам потом славу, а сейчас деньги.
При этом, уважаемый Владимир Владимирович, вузы, имеющие высочайший международный авторитет, живут сегодня, буквально затянув пояса. Честное слово, денег, которые мы сегодня получаем, едва хватает на то, чтобы платить зарплату, выполняя Ваши майские указы, на зарплату и на коммунальные услуги.
Спасибо Вам большое за гранты, которые и ГИТИС, в частности, получает. И сейчас мы ждём, когда же… Вроде бы эти деньги должны прийти в конце года, индексация грантов. Только эти деньги – для нас порядка 19 миллионов – позволят выйти на требуемые по зарплатам позиции. Как будет в следующем году, я лично не знаю. И даже сама функция этих грантов сегодня изменилась. Дали их в своё время, чтобы поддержать лучших, а сегодня эти деньги напрямую идут на заработную плату.
Мне кажется, что была допущена ошибка, когда в 2012 году вузы искусства перешли в госпрограмму образования. Посмотрите, вот все страны, которые за последние годы добились каких‑то существенных успехов, учатся по нашим, советским системам. Я был только что в Пекинской академии, мы заключили с ними договор. Они нам показывали фотографии, как профессора ГИТИСа в конце 40‑х годов приезжали и начинали театральное образование в Китае.
Музыка, балет – всё это наши программы и наши педагоги, а мы, наоборот, пытаемся всячески игнорировать уникальность нашей системы образования, ставя под вопрос то контрольные цифры приёма, то соотношение педагогов и студентов, а в вузах искусства они другие. Именно поэтому у нас и балет, и музыканты, и актёры, и режиссёры такие хорошие.
Свежий пример – трудоустройство наших гитисовских режиссёров выпуска этого года курса Женовача, сто процентов почти все получили работу, все приглашены, у всех договоры и контракты на полтора, на два года вперёд. Может быть, стоит рассмотреть вопрос о возвращении образования в сфере искусства в ведение Министерства культуры России? В конце концов с Минкульта же потом спрашивают и за театр, и за балет, и за голых на сцене тоже.
Понимаете, вот вопрос: в чьём ведении находятся военные училища, в чьём ведении находятся военные академии? В ведении Министерства обороны, потому что понимают, что это стратегический вопрос. Вот мне кажется, когда всё это понимают и не ставят под сомнение, нужно примерно точно так же подходить и к нашим вузам образования.
Он не менее стратегический, а мы всё время живём под угрозой, что нам уменьшат финансирование. Но разве не правильнее было бы тем, кто приносит славу и нашему образованию, и нашему искусству, и России, наоборот, увеличить финансирование, дать столько, сколько нужно для содержания учебных театров, закупки инструментов, чтобы никто не ставил под сомнение, что у нас большая часть занятий носит индивидуальный характер, и в аудитории может такое быть, что один студент, а с ним два преподавателя, если это вокалист. То есть преподаватель и концертмейстер. И это может быть один студент, народная артистка Советского Союза Тамара Ильинична Синявская и концертмейстер. У нас сегодня в ГИТИСе преподают шесть народных артистов СССР.
Вот свежий пример того, как не учитывается специфика образования и этот подготовленный Минфином закон о государственном муниципальном заказе в социальной сфере, и сопутствующий ему закон о внесении изменений в ряд федеральных законов.
Сейчас благодаря поддержке Администрации Президента, Министерства культуры России, всего профильного комитета Госдумы вроде бы обсуждение этого законопроекта откладывается, но сам он не решён. Культуре вроде бы удалось отбиться, а образованию в сфере искусства – нет. Нам говорят, что вроде бы это повторение 100‑й статьи из закона «Об образовании».
На самом деле это не так, потому что опять же, на мой взгляд, там предполагается вынесение госзаданий в сфере образования на конкурс. Вроде бы это предполагает повышение конкуренции в этой сфере, а на деле приведёт к появлению на этом рынке многочисленных институтов-однодневок, институтов-посредников, которые потом в результате к нам же и будут приходить.
Но ведь секрет наших вузов и самой системы образования в искусстве, то, что – помимо того что она складывалась десятилетиями, а в некоторых случаях столетиями – за каждым мастером стоят ещё около десяти выдающихся преподавателей. Это прямо у нас курс Женовача. У него преподают Юрий Бутусов, худрук театра Ленсовета, на курсе как обычный преподаватель, Александр Коручеков, Землякова, Камышникова. Это всё преподаватели мирового уровня, то есть за каждым больше десяти других специалистов такого же мирового уровня. Ни один частный вуз ничего этого не сможет сделать.
И ещё один момент, чем опасно вынесение госзаданий на открытый конкурс. Сегодня каждый вуз, который готовит такого рода специалистов, если он не в Москве, а в регионе, готовит специалистов для всего региона. Например, Ярославский театральный институт, он аж до Мурманска и Архангельска готовит актёров. Если всё это будет выноситься на открытый конкурс, то разрушена будет эта система.
Владимир Владимирович, вообще, я молодой ректор. Позавчера исполнился ровно год, как меня выбрали.
В.Путин: Не чувствуется, уже не чувствуется. (Смех.)
Г.Заславский: А есть более опытный ректор. Николай Максимович Цискаридзе скажет ещё лучше. Если Вы позволите, он продолжит.
В.Путин: А он не смотрится как старый.
Г.Заславский: Он зрелый. Я беру с него пример.
В.Путин: Вы не смотритесь как молодой, а он как старый не смотрится.
Г.Заславский: Как опытный.
В.Путин: Григорий Анатольевич, какой конкретно закон? Там о чём идёт речь?
Г.Заславский: Закон о государственном и муниципальном заказе в социальной сфере.
В.Путин: И туда предполагается внести образование?
Г.Заславский: То есть культуру. Мы встречались у заместителя Министра финансов Алексея Михайловича Лаврова по этому вопросу.
В.Путин: У нас много Лавровых, все они такие крепкие ребята.
Г.Заславский: Этот очень крепкий. Его пытались как‑то соблазнить приглашением на концерт Башмета, он сказал: нет, мне ничего не нужно, но сфера образования останется!
Культуре удалось отбиться, выйти из‑под действия применения этого законопроекта. А образованию в сфере искусства – нет, а это опасность. Просто мне кажется, что я постарался аргументировать это. Николай Максимович точно скажет более страстно и ещё убедительнее.
В.Путин: Николай Максимович, пожалуйста. Зажгите.
Н.Цискаридзе: Спасибо большое, Владимир Владимирович.
На самом деле действительно мы рискуем потерять профессии, если этот закон будет принят, потому что в культуре стандарт невозможен вообще. Потому что очень часто, Григорий сейчас сказал, что в репетиционном зале находится один артист, один танцующий или один играющий, но несколько преподавателей, потому что это такая специфика. Мы не подходим под стандарты вообще.
Когда мы проходили аккредитацию несколько лет назад в Академии русского балета – а это старейшее учебное заведение в нашей стране, мы самые старые, – то я пошутил, конечно, сказав Рособрнадзору: вы знаете, сначала придумали нас, потом всё образование в стране, а потом вас.
Я хочу пройти аккредитацию, честно, но я хочу, чтобы все наши пункты соответствовали вашим требованиям, но это невозможно, мы должны тогда уничтожить балет. Приведу вам просто пример. Помимо того что я служу ректором с разрешения Владимира Станиславовича, я каждый день вхожу в репетиционный зал как педагог. И как педагог я обязан заполнять журналы и бумаги. Вы знаете, есть очень старый советский анекдот, что пациенты – это какие‑то непонятные люди, которые мешают докторам заполнять бумажки.
На сегодняшний день я Вам скажу абсолютно честно как педагог, что все педагоги нашей страны заполняют бумажек в десятки раз больше, чем врачи. Я вчера потратил полтора часа времени на заполнение журнала, а у меня всего один класс, а у педагогов по нескольку классов. Это очень всё сложно.
Ещё очень важный момент, о котором Григорий сказал и отчасти Денис сказал. Вы понимаете, тогда, когда нам выделили деньги, нас с Денисом нашли, я уже, конечно, учился в Москве, Денис ещё в Иркутске, нам выделили гигантскую по тем временам сумму. И я пример Вам приведу, что на тот момент просто у меня случилось несчастье – с мамой был инсульт. Если бы не эти деньги, я не знаю, на что бы мы вообще существовали. Тогда это было полторы тысячи рублей. Помнишь, Денис? Это были гигантские деньги по тем временам.
Но мы были защищены полностью. Мы учились в потрясающих учебных заведениях, у которых была материальная база фантастическая. К сожалению, за последнее время многие учебные заведения нашей страны испытывают колоссальную нужду в реставрации, ремонте. Вот Семён Ильич Вам скажет, что происходит в Академии художеств. Слава богу, сейчас Петербургскую консерваторию ремонтируют, но очень много базовый великих учебных заведений находятся в не очень хорошем состоянии.
И ещё очень важный момент. Допустим, балет – это здание, которое многим… Конечно, его нужно поддерживать, но профессия наша опасная, мы получаем часто травмы. Дети, которые – вот мы сейчас находимся в Мариинском театре – у нас учатся, они выходят 28–34 раза на сцену в месяц. Понимаете, это производственная практика, это прекрасно, но нам нужен оздоровительный комплекс.
У нас на территории Академии благодаря отчасти Вам, потому что Вы, будучи вице-губернатором, тогда отстояли это здание, и оно осталось в нашем ведении, есть целый блок, который находится в страшном состоянии, Владимир Ростиславович его видел. Но получить средства на то, чтобы сделать там бассейн и оздоровительный комплекс, мы не можем. Когда ещё был Министром спорта Мутко, я бывал у него, он очень хотел нам помочь.
В.Путин: Как всё скоротечно, уже забыли.
Н.Цискаридзе: Простите, Виталий Леонтьевич.
Он очень хотел помочь, он на моих глазах звонил Владимиру Ростиславовичу. Он хотел построить нам этот бассейн, но никакой программы не существует, чтобы из Министерства спорта в Министерство культуры передать эти средства.
Вот почему мы очень обеспокоены. Мы просим вернуть всё в то русло, которое было при советской системе, что было изменено в 2012 году, к сожалению. Средства, которые присылались нам, мы должны тратить, и те люди, которые нам их присылают, должны понимать, на что это всё.
В.Путин: Что нужно вернуть?
Н.Цискаридзе: В 2012 году все вузы культуры были переданы в Министерство образования полностью. У нас деньги идут из Минфина в Минобразования, и потом из Минобразования что‑то выделяется Минкульту. Но нас всё время пытаются приравнять и сказать, что мы должны учить точно так же, как другие профессии. Это действительно невозможно.
Я потому пошутил, что сначала придумали нас. Но когда придумывали балет в Российской империи, никто никогда не думал, что придут чиновники и скажут, что вы должны учить балерину или музыканта точно так же, как слесаря или юриста, или доктора, потому что у всех профессий свои особенности. Это очень-очень важно.
Денис сказал о многих конкурсах, в которых принимает участие он, я и здесь многие, кто присутствует, – мы все сидим в этих жюри. Поверьте, если это произойдёт, нам скоро некого будет «конкурсировать», по‑настоящему некого, потому что детей просто не будет.
В.Путин: Что касается отчётности. Вот здесь Григорий Анатольевич говорил по поводу советской системы, которая так в мире эффективно работает до сих пор. Это же тоже атавизм советской системы – отчётность такая.
Н.Цискаридзе: Неправда, честное слово.
В.Путин: Нет?
Н.Цискаридзе: Дело в том, что раньше я бы как педагог просто писал: два часа прошёл урок. Я бы не расписывал ерунду со страшной силой как педагог и не требовал бы от всех.
Дело в том, что я это ещё делаю для того, чтобы все видели, что я захожу в учебную часть как ректор, сажусь и чтобы все педагоги заполняли журналы своевременно. Это ещё такой воспитательный момент.
Но дело в том, что стандарты, которые мы иногда получаем из Министерства образования, не соответствуют нашим профессиям, и мы вынуждены подстраиваться под то, что никак нас не устраивает.
Но чтобы соответствовать букве закона, мы всё это придумываем. Вам скажет любой ректор, что здесь очень важно, чтобы и наши стандарты, и программы, по которым мы учимся, и средства, по которым мы получаем субсидии, разрабатывали действительно те, кто понимает в этом.
В.Путин: То есть это тоже производная от того, что вся эта система оказалась в Минобре?
Н.Цискаридзе: К сожалению.
В.Путин: Ясно.
Пожалуйста, Сергей Витальевич Безруков.
С.Безруков: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
Как выявить талант? Бесспорно, это впечатление в первую очередь, причём детское впечатление. Самое серьёзное – это сильное детское впечатление. Родители привели ребёнка на концерт классической музыки – классическая музыка очень сильно воспитывает и действительно даёт мощные впечатления, – как следствие музыкальная школа. Рано, допустим, посетили очень хороший балет, и дальше – хореографическое училище. Это то, о чём сейчас говорили как раз мои коллеги, это дальше идёт сфера обучения.
Но первое, как выявить талант – впечатление. Поверьте, не меньшее впечатление делает детский театр, причём хороший спектакль в детском театре. Это я знаю не понаслышке. У меня театр для взрослых, но у меня очень большой серьёзный детский репертуар. Я, как говорится, так поставил работу своего театра, что мы занимаемся детским театром. Так вот отдельно хотел бы сейчас рассказать, уж коль я заговорил о детском театре, о положении дел в детских театрах.
Я представляю партийный проект, который мы инициировали в Омске, «Театр – детям». Инициировали, дали денег, 220 миллионов. У нас в России 198 детских театров. Деньги выделили, заявки успели подать 73 региона – в результате 146 театров получили деньги, а дальше ещё осталось и на гастрольную деятельность, и поддержка как раз замечательного проекта Министерства культуры Российской Федерации, замечательного проекта больших городов, для маленьких сделали замечательный, потому что гастроли детские нужны, необходимы. Это я тоже знаю не понаслышке, мы‑то работаем по программе губернатора, мы региональный театр, Московский губернский. И нам губернатор Андрей Юрьевич Воробьёв помогает, выделяет средства, и мы большую часть тратим на детские гастроли.
Недавно были в Санкт-Петербурге, и я лично не гнушался, играл в детском спектакле Джона Сильвера и получал колоссальное удовольствие. У нас были аншлаги, здесь даже прокатчик сказал: надо было восемь спектаклей зарядить. Полный зал, мы сделали умеренную цену на билеты, полный зал. И сказали: давайте ещё привезём. Я говорю: «Когда?» – «А давайте прямо сразу». Я говорю: «Подождите, другие регионы тоже хотят». Но мы работаем не в этой программе, мы работаем по программе губернатора.
Так вот выделили. Когда распределили, получилось так, что в принципе в среднем театрам – причём у нас получается 72 ТЮЗа, 107 кукольных театров, остальные детские – получилось 1300 тысяч. У нас, получается, из этих 198 больше половины нуждаются в капитальном ремонте. 1300 тысяч по нынешним временам для капитального ремонта очень мало. Косметический, может быть.
Впечатления. Я недаром начал разговор со впечатления ребёнка, который пришёл в детский театр. Если театр разваливается – и спектакль соответствующий. На постановку, допустим, 1 миллион 300 тысяч. Я, поскольку занимаюсь детскими спектаклями… 1 миллион 300 тысяч на детскую постановку, масштабный, серьёзный спектакль – это вообще ни о чём, это не те деньги, просто даже смешно. Даже костюмы сшить, хорошие костюмы, так, чтобы было впечатление, этого мало.
Реально получилось: где‑то 1 миллион 300 тысяч реально ни на капитальный ремонт, ни на что. Они и так счастливы, благодарны, потому что это внимание к детским театрам, к ТЮЗам. Они и так счастливы, они вообще сказали: «Как? Этого не может быть! Целые проекты! Нам выделили средства?»
Да, конечно. По программе поддержки малых городов – есть, но это всегда остаточный принцип. К великому сожалению, есть некое мнение не то чтобы сделать разовой акцией такой проект, сказали, что будут объединять с тремя ещё проектами, которые существуют, – поддержка театров малых городов и ещё сельские клубы. И я боюсь одного: если слить, получится тот же самый остаточный принцип.
Господа, у нас так получается. Для взрослых – это взрослые, а маленькие – значит маленькие. Господа, нет! Для взрослых – мы выживем, мы взрослые, мы можем выжить. Для детей нужно в сто раз больше. Я не говорю про бюджет, нет. Если даже сохранить 220 миллионов, замечательно, люди будут стараться, делать, делать косметические ремонты. Но хотелось бы, честно говоря, восстановить все эти театры. С них всё начинается.
Даже в кинотеатрах, я проводил статистику, получилось так, что, допустим, взрослые, когда приводят ребёнка в кинотеатр, тратят гораздо больше, чем, допустим, в детский театр. В ТЮЗ билет стоит 50, 100, 300 рублей. А чтобы пойти в кинотеатр на хороший блокбастер, наличие еды – хотя я против еды в кинотеатрах, мы смотреть пришли, а не есть, поесть можно пригласить любимую женщину в ресторан и поесть там, там покормят лучше, а здесь поп‑корн и кока‑кола, – в результате получается у вас около тысячи.
В детский театр, в ТЮЗ, в кукольный – 50. Как им выживать, когда артист получает 15 тысяч рублей? Господа, поднимать престиж. Я представляю взрослый театр, но, честно говоря, настолько стало больно и обидно за моих товарищей, к которым и отношение такое: артист ТЮЗа – это значит второй сорт.
Я пытаюсь напомнить людям: вы знаете, вообще‑то из Центрального детского вышли Олег Николаевич Ефремов, Евгений Александрович Евстигнеев. Вот артисты, да? Но когда ты понимаешь, что вот такие артисты работали в детских театрах… Я и своих‑то артистов заставляю каждый раз работать, сам выхожу, работаю: ребята, детям нужно серьёзно, по‑настоящему и без всяких сю‑сю‑сю, а уж тем более когда артисты, уже отчаявшись, работая за 15 тысяч в месяц, имея ипотеку и так далее… Причём у них семьи.
Я тут встречался в Татарстане, в Набережных Челнах, там кукольный театр, который находится где‑то, в каком‑то здании, на каком‑то этаже. И женщина плакала, руководительница, говорила: «А как вот мне? Молодые артисты, которые даже не хотят сюда ехать, они там закончили, они пытаются устроиться. Они сюда ехать не хотят, потому что им надо устраиваться, им нужны квартиры».
Конечно, это должны разбираться региональные власти, должны уделять внимание, чтобы дать хорошую ипотеку, допустим, чтобы молодой человек, который завёл семью… Он артист кукольного театра, и нам, конечно, смешно – артист кукольного театра. Вы не понимаете, какое дело они делают, ведь это первый шаг, потом взрослый театр. Первый шаг – это детский театр. И от того, как он играет на сцене, какой спектакль, какую роль и какой театр, от этого зависит впечатление, то самое необходимое, нужное впечатление вот этого маленького человека, который пришёл. А театральное искусство имеет очень серьёзное воздействие.
Да, безусловно, музыка, конечно, стопроцентно, а в театре есть ещё и музыка, они вместе работают, вместе спектакль помимо музыки, действительно, ещё и классическая музыка. Но впечатление! Хороший спектакль, хорошая детская драматургия, лучше классика, чем даже школьный урок. Прописные истины работают вот так наглядно, так, что пробивает, плачут, и это очень сильно воздействует.
Поэтому, если возможно, всё‑таки как‑то заступиться за этот проект, чтобы его не сливать. Оставьте его, пожалуйста, пускай он развивается. Если будет даже больше, много не будет средств, поверьте. Чтобы восстановить эти театры и дать возможность им жить, нужно больше, но даже 220 миллионов – и то спасибо большое. Если возможно, сохранить этот проект, чтобы он всё‑таки развивался и был отдельно, а не сливать с кем‑то. Боюсь, будет остаточный принцип, тот же самый остаточный принцип.
<…>
В.Путин: Сейчас не буду такой вот заключительной речи здесь формулировать, но хочу вас заверить, что мы постараемся всё обобщить, то, что было сказано, и отреагируем в самое ближайшее время.
Вот эти открытые конкурсы, о которых говорил Григорий Анатольевич и многие коллеги, по всем заданиям, по всем пунктам, они, конечно, не уместны, кроме общехозяйственных вещей – скрепки, шторы, стулья, – это можно вполне покупать на открытых конкурсах. И надо это делать.
Но всё остальное, всё, что связано с творчеством, конечно, вот в это прокрустово ложе, как я уже сказал, не укладывается, и уложить туда будет невозможно. Поэтому здесь совершенно точно нужно вносить изменения.
Что касается принадлежности системы образования в области искусств и культуры к какому-то ведомству, считаю, что вы во многом правы. Просто повторю ещё раз – не хочется прямо сейчас, как говорится, с листа решать такие вопросы. Но двигаться, видимо, будем именно в этом направлении.
И наконец, Денис Леонидович начал, а Юрий Абрамович этим закончил, по поводу поиска и подготовки молодых талантливых людей. Всё, естественно, в финансирование упирается. Мы уже с коллегами обсуждали, я предлагаю дополнить систему грантов Президента новым направлением – поддержкой молодых талантливых людей, с тем чтобы они могли сделать первые шаги, не думать о том, где им достать деньги.
Вот Денис рассказал, что его бабушка квартиру была вынуждена продать. Вот чтобы у них была такая возможность, потому что, действительно, не у всех есть родители, которые могут это сделать, и бабушки не у всех есть, которые могут что-то продать. А талантливые люди есть молодые. Это и музыканты, и артисты, и литераторы. Им нужно оказать помощь.
Это первая часть. А вторая часть этого гранта должна быть направлена на поиск молодых талантливых людей. Мы сделаем это дополнение к президентским грантам ежегодным в объёме одного миллиарда рублей.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+