Владимир Путин встретился в Кремле
с членами Общественной палаты VI состава.
Новый состав Общественной палаты
формировался в три этапа: 40 человек утверждены Указом Президента 20 марта, 84 –
делегированы общественными палатами субъектов Федерации, ещё 43 члена отобраны
из 403 кандидатов от НКО путём голосования. 19 июня на пленарном заседании
палаты Секретарём избран Валерий Фадеев. Нынешний состав Общественной палаты будет
работать до 2020 года.
* * *
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Шестой состав Общественной палаты
сформирован, хочу вас с этим поздравить,
пожелать вам успехов в работе.
Мы с вами знаем, как оценивается работа Общественной палаты. Но я глубоко убеждён,
что при всех критических замечаниях, а они
мне тоже хорошо известны, Общественная палата состоялась, и она занимается
своим делом.
А какое
у неё
«своё дело»? Она не должна подменять собой ни Правительство,
ни парламент, у неё должна быть своя ниша, и эту нишу она занимает. Это
общественный контроль за тем,
что делают исполнительные и представительные
органы власти, это экспертная оценка того, что генерируется
как ближайшие и более отдалённые планы, это оценка того, как реализуются
эти планы, и прямая связь с людьми, прямая связь с теми,
кто ощущает на себе усилия властей по улучшению жизни в стране.
Есть ещё
одна, совсем вроде бы утилитарная задача, но всё-таки
она тоже, на мой взгляд, важная. Это формирование общественных советов при министерствах и ведомствах.
И мне бы очень не хотелось, чтобы эта работа – так, как это иногда бывает, что
греха таить, – превращалась в чисто
формальное «броуновское» движение, никому не нужное. Очень бы хотелось, наоборот, чтобы
это была содержательная работа, нацеленная на улучшение качества работы министерств и ведомств. Если
всё это собрать вместе, то получается достаточно обширная, большая и очень нужная обществу
работа.
А что
касается тех, кто должен эту работу исполнять, то здесь у меня никаких
сомнений нет. Здесь у вас и Герои России, здесь у вас ветераны, здесь
у вас учёные, тренерский состав, причём такой, который готовит наших
олимпийских чемпионов. Здесь люди,
которые сами могли бы при необходимости возглавить
любое министерство, ведомство, сами могли бы поработать
в представительных
органах власти, причём
как в федеральных, так и на местах. Кстати говоря, работа на местах,
работа в регионах, в муниципалитетах тоже одна из важнейших частей,
составляющих деятельности
подобного рода.
Мне бы хотелось на этом монолог
свой закончить. Я бы Валерию Александровичу слово передал, а потом бы мы с вами
напрямую подискутировали, пообсуждали
вопросы, которые нас волнуют.
Пожалуйста, Валерий Александрович.
В.Фадеев: Спасибо, Владимир Владимирович.
Вчера состоялось первое пленарное
заседание, и мы, не откладывая, сразу стали обсуждать
главные аспекты работы. Было очень много выступлений. И я сейчас затрону буквально несколько принципов
и направлений работы, а потом коллеги продолжат.
Вы сказали, что Палата выполняет
большой объём экспертной работы, институт «нулевых
чтений» работает эффективно, это очень важный аспект. Но здесь мы выступаем
ведомыми. Вы сказали, нужна прямая связь с населением.
И здесь мне кажется, и мы вчера с коллегами это обсуждали, что нам нужно влиять на повестку дня.
Вы
сказали неделю назад на Дне
России – нам всем нужно ориентироваться на позитивную,
созидательную повестку. Повестка со стороны,
с земли, с мест, если можно так выразиться, «народная
повестка» заостряет внимание на тех проблемах, которые в первую очередь
волнуют людей: доходы, ЖКХ,
распределение доходов, неравномерное
распределение доходов по регионам и так далее. Мы все знаем эти
проблемы, и, конечно, Правительство решает часть этих проблем
и законодательная власть. Причём важно, чтобы эти проблемы обсуждались
на понятном языке, не упрощались, а на понятном языке. И вот тут
коммуникация нашей Общественной палаты
с населением, мне кажется, очень важна.
«Опираться
на землю, на регионы» –
это очень важный аспект, потому что есть сеть региональных
палат, она работает, она хороша, уже местные палаты появились. Но есть
проблемы
излишней зависимости региональных палат от местного начальства. Это
естественно, потому что местное начальство хочет контролировать всё, что
происходит в регионе, в том числе и некоммерческий сектор. И мы вчера
обсуждали,
что надо предложить программу по усилению
региональных общественных палат, по большей
автономности действий региональных
общественных палат. Это может быть и процедура формирования общественных
палат. Мы обсуждали, как усилить
региональные средства массовой информации в связке с региональными
общественными палатами, потому что коммуникация – это важнейший аспект.
Совсем прозаическая вещь – это финансирование. Нужны совершенно небольшие деньги
для финансирования региональных аппаратов общественных
палат. Кое-где финансируются, и причём
парадокс, что, казалось бы, кто деньги даёт, тот и командует, – нет, не так. В тех
регионах, где наблюдается эффективное
взаимодействие с общественными палатами, там как раз они финансируются, потому
что местные начальники с уважением относятся к общественным палатам, и получается
эффективное взаимодействие.
Почему я говорю, и мы вчера обсуждали этот важный в региональном аспекте вопрос.
Мне кажется, что повестка дня должна оттуда,
снизу подниматься, важнейшие проблемы должны выноситься на обсуждение здесь, в Москве, из регионов. То есть половина
состава Общественной палаты – это и представители регионов. Повестка дня должна складываться снизу.
Ещё
один
важный проект, сейчас он уже стартует, Вы сказали в декабре 2016 года
в Послании, прямо обратились к Общественной палате, призвали
активизировать работу с гражданским обществом. Такой
проект называется «Внедрение лучших практик обустройства общественной
жизни». Название – бюрократическое, но смысл не бюрократический.
Чиновники часто избегают взаимодействовать с НКО и активистами. Это люди
зачастую непростые, «колючие»,
люди со сложными характерами, и, конечно,
чиновникам часто удобно немножко их отодвигать.
Ещё раз
скажу: именно в тех регионах, где такое взаимодействие энергично, там
и успех. Все успешные регионы
демонстрируют консолидацию вокруг целей и развития, вовлечение
общественных активистов в работу
по развитию регионов. Здесь надо учить чиновников,
иногда, может быть, подталкивать к этой работе, объяснять им, что для
них самих лично будет выигрыш, если говорить об успешном развитии
региона.
С другой стороны, активисты. Не все умеют работать. Есть когорта
профессионалов, умеют гранты очень хорошо
получать, это правда. Но есть другая часть активистов, которые гранты получать не умеют, но зато пытаются
эффективно работать. Надо бы их тоже научить, как взаимодействовать
с властями.
В.Путин: Научить тех, кто гранты не умеет получать, получать.
В.Фадеев: Чтобы те, кто умеет
работать, ещё и гранты получали.
Вот
такая совместная работа. Отец Александр Ткаченко называет это
соработничеством
с властью. Нам это нужно, нам нужно вместе
работать. И мы начали обкатку в нескольких
городах: Великий Новгород, Рязань, Ярославль – и сейчас будем расширять.
Это работа не вообще в Москве, это работа в конкретном городе
с конкретными местными чиновниками, с конкретными местными
активистами, причём
не только с официальными НКО. Очень важно, что многие активисты никуда
не входят, особенно молодёжь,
особенно волонтёры. А волонтёров миллионы уже, особенно студенческая
молодёжь.
И здесь одна из задач – наладить взаимодействие с университетами,
другими учебными заведениями. Эта
работа уже ведётся, но университеты – это
источник молодёжной,
студенческой энергии.
Общественный
контроль, о котором Вы сказали. Закон об общественном контроле в своё
время был принят по инициативе Общественной палаты. Там есть проблемы.
Он очень хороший, но только недостаточно
подзаконных актов. Мы сейчас готовим предложения,
и он недостаточно эффективно работает, потому что не хватает надлежащих
подзаконных актов.
Что касается общественных советов
при федеральных и региональных органах
исполнительной власти. Сейчас, относительно недавно,
мы добились того, что предыдущий состав Общественной палаты добился того, что большая
часть этих общественных советов формируется Общественной палатой, и это
даёт
нам очень мощный ресурс. Я помню, как недавно на Госсовете обсуждалось
здравоохранение, и там Министр здравоохранения сказала: будем
контролировать
через общественные советы. Вы немножко с иронией высказались. Эти мы
сигналы понимаем и будем пытаться действовать в этом направлении.
И ещё
один
аспект – общественная дипломатия. Ситуация международная
понятна. Есть разрыв, если говорить о западных странах, разрыв между
политиками – с одной стороны, и бизнесом и общественностью – с другой
стороны. И мы видим что?
На недавний форум в Петербурге сколько приехало бизнесменов! У нас
парадоксальные отношения с США, в политической сфере напряжение,
а товарооборот с США
хоть и небольшой, но он вырос за прошлый год. Бизнес хочет
взаимодействовать с Россией. Видимо, такая же – не видимо, мы знаем, –
такая же тема и с общественностью. И здесь, я думаю, Общественная палата
могла бы внести очень серьёзный вклад в налаживание коммуникаций
по общественной линии. И это
оказало бы давление на политиков.
Последнее замечание. Общественная
палата готовит в соответствии с законом
ежегодный доклад о состоянии гражданского
общества в стране. И мы приняли решение, что нам надо готовить доклад пораньше,
чтобы мы успели до Послания Федеральному
Собранию, чтобы этот доклад, например, вышедший в ноябре, Вы могли бы
использовать в качестве материала по анализу
и оценке состояния гражданского общества в России.
Вот что я хотел сказать по теме
Общественной палаты.
Двигаемся дальше, Владимир Владимирович?
В.Путин: Давайте, конечно.
В.Фадеев: У нас запланировано несколько выступлений, а дальше – как
получится.
В.Путин: Пожалуйста.
В.Фадеев: Отец Александр
Ткаченко, пожалуйста.
А.Ткаченко: Детский хоспис начинался с мечты девочки, которая
хотела поправиться. К сожалению, болезнь была
сильнее усилий врачей, но она рассказала мне, что бы она хотела сделать для
других детей, которые лечились вместе с ней, что нужно было сделать, чтобы было
не страшно, не больно, не одиноко. Она
доверила мне свои истории, потому что, наверное, верила, что Церковь может
изменить многое в её жизни, в жизни общества, в жизни других детей. Так было
положено начало новому направлению в медицине.
Подобных
инициатив, примеров социальной работы в нашей стране
очень много. Поэтому к нам тянутся представители многих стран. В этом году в детский хоспис приезжали представители
Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии, Соединённых
Штатов. Мы ожидаем визита из Бельгии, Италии. Опыт России в решении социальных проблем
интересен не только в вопросах медицины и паллиативной помощи.
Несомненный
прогресс в разработке
технологий социальной помощи может быть и должен быть представлен
на международном уровне. Это одно из направлений деятельности
Общественной
палаты, которое мы будем вести. В первую очередь представление опыта
России в решении социальных проблем поможет нашим коллегам из стран
Советского Союза, СНГ, потому что и социальные условия, и система
оказания социальной помощи там схожа с российской. Это, без сомнения,
будет работать на имидж страны в мире, и это
поможет объединить соотечественников в единое
социальное пространство.
В общем,
без сомнения, нам нужно
не бояться, не смущаться наших наработок,
наших успехов, они действительно интересны в мире. Представляя программы
обмена опытом, мы будем надеяться на помощь со стороны
Россотрудничества, Министерства
здравоохранения и Министерства социальной защиты.
Спасибо.
В.Путин: Позвольте маленький
комментарий.
Если
Вы хотите, чтобы эта работа была эффективной, не работайте
напрямую с какими-то официальными структурами
за границей. У них другие задачи в отношении
России и всего, что связано с Россией. Работайте
напрямую с такими же, как Вы, а они уже будут
влиять должным образом, и, надеюсь, позитивно, на развитие самого
процесса сотрудничества и на тот самый имидж России, о котором Вы
сказали, которым мы, конечно, тоже
дорожим.
Просто
все официальные структуры – подневольные, они находятся в известной
политической
парадигме, им очень трудно, даже если конкретные лица захотели бы это
сделать, им очень трудно
сделать шаг влево, шаг вправо, прыгнуть вверх или вниз. Надо просто
напрямую работать с людьми, это и будет тогда так называемая народная
дипломатия, она и будет приносить успех.
Собственно говоря, она и нужна людям, ради которых Вы работаете и ради которых
работают те искренние люди, которые к Вам
приезжают из тех стран, которые Вы перечислили,
и готовы приезжать из других стран. Напрямую с ними нужно работать.
А.Ткаченко: Это очень хороший
совет. Спасибо.
В.Путин: Ни в коем
случае не обращайтесь ко всяким министерствам, ведомствам. Уверяю Вас,
там бюрократия ещё круче, чем у нас, а государства там гораздо более
жёсткие, чем у нас. Структуры административные – они
железобетонные, там никакой расхлябанности нет.
Я уже
недавно говорил в интервью американской журналистке:
где Occupy Wall Street?
ФБР порвало всё
в клочья, там никого не осталось. Но сделали так тихо, как будто в кислоте
растворили. Пшик – и всё
исчезло. Профессионально отработали ребята. У нас всё бурлит, там – нет, там не забалуешь
особенно. Там бурлит, но только то, что разрешено,
понимаете? Мы этого не замечаем даже. Там хорошо система выстроена, у нас –
нет. У нас всё посвободнее на самом деле и попроще. И в Вашей работе напрямую работайте
с коллегами. Они, уверяю Вас, такие же искренние,
честные люди, как и Вы, они реально хотят. Их
работа нацелена на помощь людям, особенно по Вашему
направлению. И это будет эффективно.
А Вам спасибо большое.
А.Ткаченко: Спасибо.
В.Фадеев: Спасибо.
Владимир Ильич Винницкий
представляет Общественную палату Свердловской
области. Пожалуйста.
В.Винницкий: Добрый день, Владимир Владимирович!
Вы
знаете, что на Урале живёт народ
немногословный, жёсткий
и не склонный к политическим акциям протестного характера. Поэтому мы
восприняли закон об Общественной палате со всей серьёзностью, тем более
что он был взращён в основном в недрах
Общественной палаты и широко обсуждался, в том числе и моими земляками.
Поэтому мы уже сейчас его пытаемся внедрить в полной мере, и, благодаря
закону, а насколько я знаю, аналогов такого
закона в мировой практике нет, он действительно
даёт возможность привлечения очень широкого
круга заинтересованных лиц, и самое главное,
не просто лиц, а компетентных и неравнодушных. Для этого у нас сформирован и Экспертный
совет, это порядка 250 человек, плюс мы будем привлекать для этой цели представителей НКО. Это тоже где-то около 300.
Вот прикиньте: если мы перемножим это на 86,
получается где-то 25 тысяч человек по всей стране, это не считая муниципальных образований и иных форм общественного
контроля, это целая армия. Она даёт действительно реальную возможность участия в этой деятельности.
Но, к сожалению, как это часто
бывает, в ходе подготовки этого закона не были исполнены некоторые достаточно важные и серьёзные
моменты и, в частности, не было исполнено
поручение, если можно так выразиться, в части
изменения тех нормативных актов, которые должны
были сопутствовать внедрению этого закона. И в результате
многие процедуры оказались нереализуемыми, и, в частности, главная из них – это предъявление исков в защиту
неопределённого круга лиц. Это, действительно, реальная процедура, которая,
во-первых, исходит непосредственно от палаты и не требует каких-то посредников, потому что иначе мы
вынуждены обращаться в правоохранительные
органы, к уполномоченным и иным бюрократам, и, конечно, эта процедура не даёт иногда желаемого результата.
Поэтому у меня огромная просьба, и мы вчера обсуждали это с коллегами, они меня поддержали, необходимо дать поручение, для того
чтобы перечень, сопутствующий 212-му закону,
был должным образом откорректирован. А статья 10 закона, которая позволяет предъявлять
такого рода иски, исключила бы ту самую ссылку, которая
не даёт права непосредственного обращения с иском от палат, поскольку там
предусматривается такая возможность только в предусмотренных федеральным
законом случаях. И получился вакуум. И я бы
очень попросил помочь нам в этом деле.
Спасибо.
В.Путин: Давайте
к этому вернёмся
ещё. Но Вы знаете наверняка, поскольку Вы
этим занимались, что у юристов есть определённые опасения в связи с этой
возможной процедурой предъявления исков к неопределённому
кругу лиц. Я сейчас не буду всё это
воспроизводить вслух, вы наверняка это всё
знаете. Ну, давайте вернёмся к этому ещё раз, посмотрим, как купировать
эти озабоченности юристов и в то же время развязать проблему таким
образом, чтобы
для Общественной палаты была возможность
более эффективно реализовывать свои полномочия.
Что
касается политических акций, о которых Вы сказали, не думаю, что этого
нужно опасаться, ведь акции
акциям рознь. Если акции направлены
исключительно на самораскрутку, саморекламу и в основе лежит спекуляция
на проблемах, а проблем везде хватает (у нас, может быть, больше,
а может быть,
даже уже где-то каких-то проблем меньше, чем в другом месте), но если
это явно спекуляция на проблемах
для собственной раскрутки, то это, наверное, не самый лучший способ
и не самый лучший вид
политической активности.
А если эта политическая активность
направлена на реальную попытку улучшить
ситуацию, на реальное вскрытие каких-то проблем, не нужно этого бояться. Ведь страна большая, понимаете?
Здесь, из этих кабинетов, не всё видно, что
происходит, и если на местах люди это видят и заявляют об этом, что стесняться-то? Мне
кажется, этого не нужно бояться.
Но всё
должно быть только в рамках закона. Вот это
самое главное. Не с целью провокации, а с целью добиться изменения
к лучшему. Это, конечно, тонкая грань, но здесь люди, которые понимают
эту грань,
чувствуют её. Тем более что, вот Вы сказали о том, что за Вами люди
стоят. Ну, конечно, у Вас же не просто 168
человек. Каждый член Общественной палаты –
это человек, который что-то сделал, добился.
За Вами, по сути, большое количество Ваших единомышленников, Ваших
воспитанников, Ваших сотрудников в каких-то учреждениях, где Вы
работаете. Это уже тысячи
людей. Поэтому на всех этих людей, которые Вам доверяют, и нужно
опираться, в том числе и при решении чисто политических вопросов,
здесь я ничего страшного не вижу.
В.Фадеев: Спасибо.
Ольга Николаевна Амельченкова,
председатель Центрального штаба Всероссийского общественного движения «Волонтёры
Победы».
Ольга Николаевна, пожалуйста.
О.Амельченкова: Здравствуйте, Владимир Владимирович, Валерий Александрович, коллеги!
В Общественной палате я
представляю самую крупную, 170-тысячную
добровольческую команду страны, которая занимается
сохранением памяти о событиях и героях Великой Отечественной войны. Мы
благоустраиваем памятные места, помогаем
ветеранам не только 9 Мая. И в этом году свыше 160 тысяч добровольцев приняли участие в организации
основных мероприятий, посвящённых Дню Победы, включая парады Победы и «Бессмертный полк».
Я
хотела бы сказать, что действительно региональные органы исполнительной
власти
помогали нам в этом. 54 региона включили
добровольцев в оргкомитеты по празднованию Дня Победы, 11 регионов
не включили, но мы нашли взаимодействие и эффективно отработали.
С остальными регионами, к сожалению, у нас возникли трудности в работе,
и были
даже регионы, которые просто отказались от добровольческой помощи.
Волонтёр
очень серьёзно относится к своей работе. Приведу простой пример. Владимир Владимирович, Вы, наверное, помните 9 Мая,
Москву, Красную площадь, помните, какая погода была.
И, несмотря на заморозки, которые были ночью, когда ребята раскладывали подарки
на трибунах, несмотря на холод и ветер, 2,5 тысячи
добровольцев в Москве пришли, помогли и остались довольны тем, что внесли свой
вклад в этот праздник, в организацию этого праздника.
И в связи с этим я хотела бы попросить Вас о содействии в том, чтобы и федеральные, и региональные органы
исполнительной власти включали представителей добровольчества в организацию основных мероприятий, связанных
не только с Днём Победы, но и других событий, поскольку это обеспечит сопричастность
молодого поколения с важными историческими событиями в жизни нашей страны.
И есть
ещё
один вопрос, который я хотела бы затронуть. Это вопрос, связанный
с изучением истории нашей страны. Да, действительно,
социологические исследования показывают, что и школьники, и студенты
недостаточно хорошо знают историю нашей страны. И, на наш взгляд,
введение обязательного
экзамена ЕГЭ по истории без внедрения
дополнительных, интересных для молодёжи,
интерактивных форматов изучения истории будет
не очень эффективно. В этом плане мы уже наработали ряд идей, мы
объединили молодёжь,
профессиональное историческое сообщество и психологов, которые помогли
нам разработать и внедрить в практику действительно интересный
интерактивный формат изучения истории, который может быть использован
наряду с уроками и лекциями. И таким примером
являются, например, всероссийские исторические квесты, которые основаны
на воспоминаниях ветеранов, они
были посвящены основным событиям Великой Отечественной войны. И конечно,
самое важное – это финансовый вопрос. Они
очень дешёвые в реализации. Так, например,
квест, который мы проводили здесь, в Москве, на 120 человек,
обошёлся нам как организаторам всего в 300 рублей. Поэтому этот формат
действительно может очень хорошо быть масштабирован на всю страну.
И в прошлом
году 85 субъектов подключились к этим
играм, и в них приняло участие свыше 150 тысяч
человек. Мы со своей стороны готовы на базе Общественной палаты
с подключением других НКО, которые занимаются этим
вопросом, с Министерством образования Российской Федерации поработать
над этим
вопросом для того, чтобы внедрять в стандартную
образовательную программу современный,
интерактивный, а главное, интересный для молодёжи
формат изучения истории.
И, если позволите, закончу своё выступление тем, что
в новом составе Общественной палаты есть
молодые представители молодёжных НКО, за которыми стоят тысячи добровольцев: сельская
молодёжь, молодые
спасатели, представители студенческих отрядов. И мы со своей стороны очень
благодарны тому, что Вы оказываете нам такую
поддержку на самом высоком государственном уровне. Со своей стороны мы обещаем, что приложим все усилия,
чтобы оправдать это доверие и внести свой вклад в развитие
нашей страны.
В.Путин: Спасибо.
Но что
касается значения волонтёрского
движения, я уже много раз об этом говорил и в детали вдаваться не буду.
Сегодня этой работой занимаются
тысячи, может быть, десятки тысяч людей по всей стране. Это стало
широким
движением, которое дополняет усилия государства на очень важных и очень
сложных
направлениях нашей работы. Всё у нас зародилось не так давно, хотя
предыстория-то большая, корни глубокие,
но вот реально у нас пошло это фактически с работы по Олимпиаде. Мы
создали целые школы,
в университетах и институтах открыли специальные
курсы подготовки для волонтёров. Мы, как вы
знаете, приняли даже решение на законодательном уровне о том, чтобы НКО
допустить к проведению ряда работ социальной значимости. Я искреннее
считаю, что НКО подчас эффективнее работают по этим
направлениям, чувствительным для людей, чем
чисто бюрократические структуры.
Единственное,
о чём мы пока не договорились, – это о том, чтобы напрямую
как-то финансировать это движение. Как только мы начнём, на мой взгляд,
это из добровольческого
движения превратится тоже в очередную
бюрократическую структуру, там сразу начнётся
внутренняя борьба за распределение ресурсов, ещё за что-нибудь. В общем,
пока, мне кажется,
лучше этого не делать, лучше воздержаться.
Хотя административное сопровождение,
поддержка на местном, региональном, общегосударственном уровне, конечно,
оказывается и будет дальше
оказываться.
Я
уже об этом, повторяю, много раз
говорил, Вы попросили, чтобы ещё дополнительный сигнал коллегам
в муниципалитеты, в регионы. Наша сегодняшняя встреча и наш с вами
разговор тоже хотя бы отчасти будет
транслироваться в СМИ, и я думаю, что это уже поддержка. И я ещё раз
обращаюсь к своим коллегам и в регионах, и в муниципалитетах: уделите
этому направлению должное внимание,
это полезно для людей, ради которых мы работаем.
Конкретные
вещи, связанные с историей, допустим. Вы
сказали, что у нас молодые люди плохо знают историю. Их плохо учат
истории, поэтому они плохо знают, вот и всё. Не потому, что учителя
плохие, внимания мало уделяется этому – вот в чём дело. Если бы учителям
дали возможность получше развернуться в этом направлении,
они совершенно точно по-другому и работали бы. Конечно, современные
средства, наверное, недостаточно эффективно
используются и можно их использовать лучше,
для того чтобы делать этот предмет гораздо более интересным, если
не сказать, захватывающим, порождать
интерес к истории, потому что история даёт
нам возможность, заглядывая в прошлое,
понять, куда нам нужно идти сегодня и какие цели
мы должны формулировать на завтра. Безусловно, важно. Но как сделать это
конкретно, как это
организовать? Как ни печально это выглядит,
но нужно всё-таки с профессиональным сообществом все эти вопросы
согласовать и с соответствующими академическими структурами,
и с практиками, которые работают в этой сфере. Но мы готовы вам помочь
и готовы это всё вместе объединить, все усилия.
Хорошо?
Договорились.
В.Фадеев: Ольга Николаевна, Вы же
работаете с Министерством, я так понимаю, мы вчера обсуждали. Там нет
отторжения, там есть понимание, что надо
как-то внедрять современные методы обучения истории. Здесь, в принципе, в целом позитив.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+