Лоббизм в США и в России: чьи интересы нужно защищать?
Фото: Politrussia.com
Время от
времени случается слышать мнение, что одним из методов борьбы с коррупцией могло
бы стать узаконивание и законодательное регулирование лоббистской деятельности,
а в качестве успешного примера приводят Штаты. К тому же тогда бы государство
точно знало, кто и на какие решения пытается влиять: из тени были бы выведены
не только денежные потоки, но и их источники. Однако опыт США в этой области
настолько специфичен, что практически нигде более не получил распространения.
Стоит ли думать, что он мог бы быть успешен у нас?
Нужен ли России лоббизм по-американски?
Для
начала следует отметить, что даже в США лоббизм существует со значительными
ограничениями, а в ряде штатов вообще запрещён полностью. Но главное,
разумеется, что он разрешён на федеральном уровне, а крупнейшие корпорации, как
правило, имеют интересы именно в принятии национальных законов и влиянии на
федеральные органы власти, а не законов и власти штатов или муниципалитетов.
Основным преимуществом узаконенного лоббизма, если говорить о его плюсах, является
открытость и прозрачность. Лоббист обязан указывать сведения о заказчике (его
имя, адрес), срок найма, суммы гонораров и один раз в квартал предоставлять в
Государственный департамент отчёт с указанием тех документов, которые он
собирается лоббировать. Кроме того, согласно закону лоббист обязан по требованию
должностного лица, к которому обращается, сообщить сведения о своей регистрации
и данные о клиенте.
Всё это,
конечно, звучит приятно и многообещающе, в любом случае намного лучше
взяток. Но здесь возникает вопрос в том, насколько вообще сама система
лоббирования в настоящее время возможна России, принесёт ли она пользу
стране и в частности экономике, каковы будут последствия её введения.
И при ближайшем рассмотрении этого явления его будущее уже перестаёт казаться столь радужным.
Во-первых, лоббистские возможности сразу же и неизбежно упрутся в
денежные возможности тех, кто захочет ими воспользоваться.
В
нашем Отечестве, как известно, больше всего денег у банков и
кредитно-финансовых учреждений, а также у представителей розничных
товарных сетей и госкорпораций. То есть у тех представителей капитала,
кому не только не следует давать дополнительные возможности влияния
на принимаемые государством решения, но напротив – за кем впору
ужесточать государственный контроль и рассматривать возможности
увеличения налоговой нагрузки на них и повышения эффективности их
работы.
Иными
словами, допускать их к лоббированию – это всё равно что воплощать в жизнь
стихи нашей всенародной известной поэтессы Евгении Васильевой: «Пусть богатые будут богаче». Едва ли
это достойная цель.
Во-вторых, следует учитывать опыт
этнических лобби в США, когда диаспоры и целые иностранные государства оплачивают
принятие нужных решений.
Это тоже кажется, мягко
говоря, нецелесообразным. В России только-только начали, наконец-то,
давать по рукам представителям иностранных государств за
вмешательство во внутренние дела – выявлять и регламентировать их
деятельность, давать им неудобный статус иностранного агента. И причин
отказываться
от этого пока вроде не появилось. К тому же надо понимать, как остро
стоит вопрос в российском обществе попытки нацменьшинств выбить себе
какие-то особые права.
Официально
появление «армянского лобби», «грузинского лобби», чеченского,
таджикского и так далее едва ли будет оценено обществом.
Как говорили в советское время: «народ не поймёт». А в
переводе на современный язык это будет гарантированный социальный взрыв, на
волне которого немедленно станут мейнстримом все маргинальные в данный момент
националистические движения. Короче говоря, тут не надо быть Нострадамусом,
чтобы предсказать самые негативные последствия.
И самое
главное, в-третьих, прямое
копирование американской системы приведёт к тому, что те группы, которые как
раз нуждаются в поддержке и дополнительных инструментах влияния на принимаемые
государством решения, будут оттёрты от этого влияния ещё больше, чем сейчас.
По-хорошему,
такие лоббистские возможности очень пригодились бы малому и среднему
бизнесу России, особенно из сферы промышленности, сельского
хозяйства, высокотехнологичного производства. Но именно их-то и задвинут
окончательно за дальний край периферии «сытые коты» из
банковской сферы, энергетики и ресурсодобычи.
Politrussia.com
Таким
образом, вывод можно сделать следующий: затея с прямым копированием
системы лоббизма по образу и подобию американской только усугубит те
проблемы, которые сейчас стоят перед нашей экономикой и системой
государственного управления и распределения ресурсов.
Возможно
ли лоббирование по-русски?
В самой идее влияния на государство в принимаемых им решениях есть явно
положительные моменты. Можно даже сказать – настоятельная потребность. Объясним
на конкретном примере отечественного производителя продовольственных товаров.
Как выглядит процесс импортозамещения в реальной жизни? То же молоко по дороге от производителя до
покупателя успевает подорожать в 10-13 раз: от примерно 5 рублей за литр до 50
и выше, порой и за 100 уходит. При этом производитель продукции,
о котором якобы и должно заботится правительство, от этой наценки не получает
ничего. И даже наоборот: зажатые в тиски запредельных требований крупнейших
ритейлеров по снижению цены, многие производители попросту разоряются, уступая
место на рынке менее качественным продуктам с использованием пальмового масла.
Итог
очевиден: потребитель в проигрыше – ему продают продукт из некачественных или даже вредных ингредиентов. Вся система социальной поддержки в проигрыше
– цены в розничных товарных сетях «съедают» все социальные усилия государства и
попросту переводят их в карманы ретейлеров. Отечественный производитель тем более в проигрыше – его заставляют
продавать по цене чуть ли не ниже себестоимости, что делает бизнес
бесперспективным, и о развитии говорить не приходится.
А что же
правительство? Оно и не думает ничего менять!
Правительство всё устраивает в этой схеме. Оно же у нас либеральное, там же в
финансовом блоке заправляют идейные последователи господ Гайдара и Кудрина,
которые считают, что экономить надо на социальной поддержке, а тратить на банки
и спекулянтов.
Касаемо тех же продовольственных товаров,
Министерство финансов встанет горой в защиту ретейл-компаний по очень
простой причине: они же входят в число крупнейших
плательщиков по НДС! То есть, с точки зрения Минфина, именно
перепродающие товары, а не их производители наполняют государственный
бюджет, а всё остальное их и не беспокоит. То, в какой бараний рог
скручивают ретейлеры отечественных производителей ради получения
сверхприбылей, нисколько не волнует правительство – ведь с этих
сверхприбылей платятся налоги,
а следовательно, защищать будут именно их.
Финансовое
"крыло" правительства, действующее по либеральным канонам, и так, по
сути, уже является фактическими лоббистами тех, у кого денег куры не
клюют.
Уже даже возникают подозрения, что безоговорочная
поддержка наших банкиров, ретейлеров и прочих подобных господ осуществляется некоторыми
членами кабинета не вполне бескорыстно. Впрочем, хочется надеется, что это не так.
Таким
образом, если и ставить вопрос о создании некой структуры, которая имела
бы сходные с лоббизмом функции, то начинать следует с того, чтобы
определить список
отраслей, которые категорически не будут иметь к ней доступа. Первым
принципом работы этой структуры должно быть то, о чём постоянно говорит
наш
президент – адресность и избирательность.
Первым
делом следует исключить из списка допущенных к механизму лоббирования
всех банкиров,
страховщиков, ретейлеров, телекоммуникационные компании и СМИ – эти
ребята и
без господдержки неплохо себя чувствуют. В лоббировании не нуждаются
также энергетические компании: нефть и нефтепродукты вплоть до
производства и продажи
топлива, газовый монополист и атомная отрасль. В этих сферах
немногочисленные частные компании и так живут хорошо, а государственным
компаниям давать доступ к любым видам лоббирования – это вообще безумие:
они и
так аффилированы с государством плотнее некуда, их руководители имеют
прямой доступ в самые высокие кабинеты. То же самое относится к
остальным добывающим
компаниям, плательщикам НДПИ.
Представители военно-промышленного
комплекса также не нуждаются в новых лоббистах в правительстве - их
представляет целое министерство во главе с Шойгу. Кстати,
в связи с тем, что в российской оборонке в последнее время заметнее
снижение качества продукции, так как производители всё больше
ориентируются на экспорт, по принципу «главное – продать, а там пускай
хоть развалится», - по этой причине уместнее озаботиться ужесточением
госконтроля,
особенно на стадии приёмки готовой продукции.
Politrussia.com
В
принципе все госкомпании вообще следует также отлучить от возможности
использовать лоббистские возможности. И всё по той же причине: они и так
являются госкомпаниями, у них уже есть эти лоббистские возможности –
возможности связи с государством и влияния на его решения.
Деятельность структуры, занимающейся лоббированием, было бы эффективнее всего
привязать к парламенту Российской Федерации. Для этого есть целый ряд причин.
Во-первых, обычно запросы бизнеса или определённых групп населения сводятся к
необходимости именно законодательных решений, что непосредственно ведёт на
Охотный ряд.
Во-вторых, в российском государстве именно парламент обладает необходимой независимостью от
правительства. Предвидя усмешки, обращаю внимание: реальные рычаги воздействия на Госдуму и Совет Федерации
есть у президента, но не у премьера и не членов Кабинета министров. К тому же
представители обеих парламентских палат обладают юридической
неприкосновенностью.
Так что из трёх ветвей власти именно к законодательной логичнее всего прикрепить структуру по лоббированию.
Это
единственный
вариант для создания более-менее работающего противовеса правительству и
тем неофициальным лоббистам, которые уже там засели. Подобный
орган мог бы придать российскому парламентаризму дополнительное и весьма
уместное содержание, которое, с одной стороны, приблизило бы его к
реальной жизни
в стране, а с другой – увеличило бы политический вес, что, скажем прямо,
было
бы не так уж и плохо.
О
конкретных механизмах интеграции возможной лоббистской структуры с парламентом
можно особенно не беспокоиться: уже сейчас существует целый ряд таких систем,
когда государственные организации в рамках своих полномочий вообще фактически
независимы, обладают обширными полномочиями, а отчитываются только перед
Госдумой. Наиболее близкий пример в данном случае – Счётная палата Российской
Федерации.
Только после создания такой структуры при парламенте можно говорить уже о лоббировании, при этом обязательно исключив финансовый
аспект.
На первоначальном этапе не имеет смысла устраивать «гонку кошельков» и банковских счетов.
Свои потребности есть и у малого, и у среднего бизнеса, и у
индивидуальных предпринимателей, и вообще у обычных, не деловых групп населения,
финансовые возможности которых для лоббирования более чем ограничены, а
потребность, наоборот, велика.
Работа
этой потенциальной структуры должна быть прозрачной: любая поступающая
заявка с
просьбой о внесении изменений в законы, подзаконные акты, регламенты и
служебные инструкции ведомств, включая, разумеется, обосновательную
часть этого
запроса, должна официально подаваться и немедленно публиковаться. Одной
из проблем отечественного бизнеса является то, что о его проблемах не
знают, не
пишут и не говорят. Описанный выше механизм позволит не только вывести в
публичное поле деятельность органов власти и их злоупотребления, но и
одновременно с
этим сразу же подавать внятную практическую инициативу о том, что именно
и
каким именно образом бизнес просит исправить ту или иную ситуацию.
Правильная система лоббирования - противовес скрытому лоббизму
Не стоит, конечно, предаваться иллюзиям – вес правительства намного превышает
возможности потенциальной лоббистской структуры, да и в парламенте не так
сложно создать противников для того, чтобы неугодная «сытым котам» инициатива
не прошла. Но, по крайней мере, проблемные ситуации и реальная деятельность
правительства, которая порою не отражает интересов населения, экономики,
бизнеса и даже требований самого президента, – всё это будет вынесено на поверхность
и станет поводом для обсуждения, а не будет тихо погибать в пыльных
министерских кабинетах при полной неосведомлённости общества о том, какие
именно приоритеты имеют некоторые блоки в нашем правительстве.
Описанная выше система до некоторой степени напоминает систему
антилоббирования, а не лоббирования. Как уже сказано выше,
лоббисты сырьевых корпораций, финансовых и некоторых прочих и так имеют
неофициальных лоббистов во всех профильных министерствах чуть ли не в
статусе руководителей или их заместителей.
Порочная система осталась в
наследие ещё от ельцинской олигархической эпохи, и именно ей необходимо создать
противовес, дать против неё оружие тем отраслям экономики, которые имеют
наибольший приоритет в смысле перспективности, но задвинуты на задний план
усилиями финансовых спекулянтов, которые выстраивают такие правила игры, при
которых Россия становится страной «купи-продай», «займи-отдай» и «добудь-экспортируй»,
а не страной промышленного и высокотехнологичного производства и
инновационной экономики, хотя все именно об этом неустанно говорят.
Так что
необходимость в некоторых элементах лоббизма определённо есть. Вопрос в том,
чтобы эти возможности были предоставлены тем, кто наиболее интересен для страны
и её экономики с точки зрения перспективы, а не тем, кто интересен Министерству
финансов с точки зрения хороших показателей по фискальным платежам.
Комментарий от Алекс Зес: Мое мнение по вопросу лоббизма не изменилось, России необходим механизм легальности реальных связей, в том числе для понимания представительства в выборах. Он должен быть регулируемый и прозрачный. Это не только принесет большие доходы в бюджет, но и позволит создать прозрачные механизмы управления процессом ныне находящимся в тени еще с советских времен. Пора уже навести порядок и ясно и прозрачно определить правила игры.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+