Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Внешнеполитическая стратегия России: крепость-Кремль

Внешнеполитическая стратегия России: крепость-Кремль


9-03-2010, 12:12 | Политика / Аналитика событий в России | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 098)

Внешнеполитическая стратегия России: крепость-Кремль

 Юрий Баранчик

Роль метафоры в научном познании

Всем известна роль метафоры в научном познании. Все самые глобальные и сложные открытия человеческого ума могут быть представлены в виде той или иной метафоры: ядро атома в виде кекса, теория относительности в виде разницы в возрасте двух близнецов, и т.д. В этой связи вполне логично задаться вопросом - существует ли метафора, соответствующая внешней политике России 1991-2010 годов, и если да, то какая.

На мой взгляд, такая метафора есть. Представим себе гарнизон, который на стенах большого города защищает его от нападения. Что происходит, когда руководящая гарнизоном команда понимает, что она не в состоянии (например, из-за длительной осады) имеющимися в наличии силами удержать имеющийся периметр? У нее есть два варианта: а) продолжать держать периметр любыми силами, что чревато прорывом обороны и полным поражением, б) эвакуировать максимально возможное количество жителей в крепость внутри города, отступить со стен и перейти к охране того пространства, которое возможно защитить.

Вот, на мой взгляд, та метафора, которая достаточно адекватно описывает ту ситуацию, в которой пребывает Россия после распада СССР. За последние двадцать лет Россия вынуждена была дважды сократить пространство своего "города" - сначала ушли из соцлагеря, затем из бывших имперских окраин. Осталась, собственно говоря, непосредственно территория самой России - последний периметр, который уже нельзя и куда-то уйти. И конфликт 08.08.2008 только подтвердил эту истину, когда один из мировых игроков чужими руками решил пробить эту тему.

Это означает, что распад СССР ознаменовал тот факт, что Россия стала сужающейся империей, и перед основными мировыми игроками (как, впрочем, и перед элитой и народом самой России) вопрос состоял только в том, до какого предела она сузится. После августовского конфликта 2008 года эти границы стали ясны - дальше сужаться некуда. Соответственно, путь у России один - начать заниматься концентрацией оставшегося в распоряжении пространства: инфраструктурно, экономически, промышленно, финансово, демографически и т.д. Другого варианта вообще нет, ибо в нем Россия просто исчезает как цивилизация.

Следовательно, какая может быть внешняя политика у сужающейся империи - отступление, минимизация потерь, минимизация затрат и поиск ответной контригры. У России масса проблем. Но самая серьезная - демографическая. Россия серьезно уступает в численности населения основным мировым центрам силы - КНР, США, Евросоюзу. В силу этой причины огромная территория страны остается необработанной в самом широком смысле этого слова (нет городов, дорог и т.д.).

Это же является главной причиной того, почему Россия уходит из СНГ - сказывается нехватка людского потенциала для нового заселения и окультуривания земель русских. Посмотрим на падение царской России - в результате революции большевистская страна советская Россия смогла удержать те земли, на которых русское население либо преобладало, либо составляло значительную часть - не менее 20-30%. В Польше и Финляндии такой пропорции царской России достичь не удалось (естественные границы империи), соответственно, они и выпали из орбиты Российской империи и вошли в поле притяжения Европы.

Если перенести этот образ на сегодняшнюю Россию и СНГ, картина будет аналогичной - Россия фактически не имеет демографического потенциала (30-50 млн человек) для вовлечения этих земель в новый союз прежнего типа. Очевидно, что если бы в России сейчас было 350-400 млн населения, то все вопросы с сопредельными территориями были бы решены достаточно быстро.

Как всегда - что делать

Т.к. демографическая проблема быстро не решается, то в этих условиях у России остался только один путь присоединения своих бывших братьев и союзников к себе - это создание из России страны-лидера для бывших союзных республик - зарплата, безопасность, социальная сфера (образование, медицина, пенсии, инфраструктура) и т.д. Но добиться этого можно только путем временного "снятия с довольствия" окраин и обустройства самой России.

О новом присоединении центральноазиатских республик в ближайшее время и речи быть не может: ни Россия не готова на новый геосоциокультурный проект по новому заселению этих земель квалифицированными специалистами и создания там "школы", ни элиты азиатских стран не готовы подпустить российские кадры к участию в управлении странами. Соответственно, с этими странами сотрудничество ограничится исключительно экономикой, проектами в области энергоресурсов и инфраструктуры. Политика же будет упакована в рамки межгосударственных союзов, главными из которых являются ЕврАзЭс и ШОС. Пойти дальше на этом направлении своей внешней политики Россия просто не в силах. Соответственно, она должна использовать потенциал своих внешнеполитических партнеров, прежде всего, Китая, для стабилизации этого региона и максимально возможного отстаивания своих интересов.

Совсем другой регион - это Кавказ. Отметим сразу, что численность и территория независимых государств Кавказа в разы меньше государств Средней и Центральной Азии. И это создает гораздо большие основания для более активной игры России на этом направлении. Этот регион по своему демографическому потенциалу "по зубам" России в ее нынешнем состоянии. Но и здесь для выстраивания стабильной конфигурации пограничной территории Россия использует потенциал других региональных игроков, в первую очередь, Турции.

Третье направление - это западное: Украина, Молдавия, Беларусь. В силу многих культурно-исторических, экономических, военно-политических и других причин это направление внешней политики России в ближнем зарубежье гораздо более значимо, чем два вышеобозначенных. Но именно поэтому и действовать в отношении более значимых окраин следует более жестко, чем в отношении других. Как показала практика последних двадцати лет, не преференции и дотации будут способствовать скорейшему восстановлению единого культурного, исторического, образовательного, экономического, промышленного, финансового и т.д. пространства между Россией и ее западными окраинами, а наоборот - а) стремительно увеличивающийся разрыв в доходах рядовых граждан и б) происходящая в результате увеличивающейся разницы в государственных доходах и промышленного роста России деиндустриализация этих пространств.

Причина, по которой происходит стремительно увеличивающийся разрыв в доходах и деиндустриализация Беларуси и Украины - это политика правящих команд этих стран, которые не хотят потерять власть и делают все для того, чтобы избежать вхождения России в политическую составляющую жизни своих государств хотя бы по примеру Евросоюза. При этом правящие кланы абсолютно не интересует мнение подавляющего большинства граждан своих стран, которым полностью до фонаря, где находится центр управления - в Киеве, в Минске, или в Москве.

В силу того, что элиты Беларуси и Украины не понимают истинных причин своего пребывания у власти и не собираются прислушиваться к мнению своих народов, Россия избрала единственно правильный путь отрезвления - снятие с дотаций и переход к рыночным отношениям. Не прошло и двух лет, как процесс отрезвления на Украине начался. Думаю, 2010 года будет достаточно, чтобы и в Беларуси начались аналогичные процессы.

Действия России на западном направлении СНГ, при всем различии конкретных сценариев работы с Украиной, Беларусью и Молдавией, очень четко вписываются в единую логику - минимизация затрат. Как ни странно, это стало давать гораздо больший эффект, чем предшествующая логика кормления. Теперь стало очевидно, кто является донором, а кто нуждается в дотациях.

Т.к. данная стратегия действий имеет эффект, то ее следует продолжать до тех пор, пока правящие на Украине и в Беларуси кланы не поймут, что власть они могут сохранить только к одном случае - образования некоего подобия Евросоюза с центром, понятное дело, в Москве. Только в этом случае, когда будут сняты последние политические разногласия среди элит братских народов, можно будет подумать о том, чтобы начать выравнивать и социально-экономическую инфраструктуру на белорусских и украинских территориях и приближать уровень жизни рядовых граждан к российским стандартам.

Все остальное - это политическая косметология, не имеющая никакого отношения к тем действительно стратегическим задачам развития, которые стоят перед нашими странами. В этом плане, честно говоря, немного удивляют последние предложения нового украинского президента, поскольку они никоим образом не выходят за формат косметических.

Вместе с тем, особо хотелось бы обратить внимание на то, что вместе с Украиной и Беларусью численность нового союза составит почти 200 млн человек. Если же к этому союзу удастся подтянуть и среднеазиатские республики, то это позволит поставить вопрос и о создании некой монополии на экспорт энергоресурсов на Запад, поскольку нынешняя конкуренция различных энергопроектов России, Казахстана, Туркмении, Азербайджана только вредит общим интересам.

 

REGNUM-Беларусь 
 



Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map