Лоукостеры
Авиакомпании, предоставляющие дешевые билеты с минимальным набором услуг появились уже довольно давно. Пионером в этом направлении стала американская авиакомпания Pacific Southwest Airlines, которая успешно продвигала подобный способ снижения стоимости перелетов еще в 1949 году.
Со временем лоукостеры завоевали популярность практически во всем мире. Действительно, значительной части пассажиров важнее сэкономить на билетах, чем входить в самолет не по трапу непосредственно с поля, а через выдвижной рукав, не выходя при этом на улицу.
Значительного снижения цены на билеты позволяет добиться плотный график полетов. Чем больше пассажиров перевезено, тем больше выручка и тем ниже цена за билет. Да и за стоянку в аэропорту приходится платить меньше. Еще немного можно выгадать на использовании менее загруженных, непопулярных аэропортов, где стоянка стоит заметно дешевле, чем в гигантских воздушных гаванях вроде лондонского "Хитроу" или парижского аэропорта имени Шарля де Голля.
Но этим дело не ограничивается. Компании лоукостеры экономят на всем. Отсутствие нескольких классов в одном самолете позволяет увеличить количество мест в салоне. Отказ от питания во время рейса позволяет сэкономить полетный вес на еде, оборудовании для ее хранения и подогрева, дополнительном персонале. Да даже отсутствие на борту тележки, на которой стюардессы развозят блюда, экономит килограмм другой топлива.
В ход идут и различные маркетинговые ходы. Средняя загрузка пассажирского авиалайнера колеблется в районе семидесяти процентов, но лоукостеры не устают бороться за повышение этого показателя. Ради полного заполнения рейса они вынуждены идти навстречу клиенту, изобретая десятки различных вариантов приобретения билетов. Правда, чаще всего эти билеты уже не подлежат возврату.
Всевозможные мелкие уловки, вроде разной цены за билет у окна и у прохода, доплаты за каждый лишний грамм багажа и электронную продажу билетов с электронной же регистрацией можно даже не упоминать. За годы своего существования компании лоукостеры изобрели тысячи способов экономии.
Но, что самое интересное, наиболее действенный, казалось бы, способ экономии — использование трижды подержанных и отлетавших не одну сотню тысяч миль самолетов, лоукостеры не используют.
Старый самолет ремонтировать приходится гораздо чаще, а он должен летать и приносить деньги. Поэтому средний возраст машин в парке компании лоукостера редко превышает 3-4 года, тогда как обычные авиакомпании используют куда более старые самолеты.
Схожим способом сокращаю свои расходы некоторые автомобилисты, приобретая новенький автомобиль и продавая его после трех-четырех лет эксплуатации. Так что не обычные компании служат донорами самолетов для лоукостеров, а наоборот.
Отечественный опыт
Первые попытки организовать авиакомпанию-лоукостер в России относятся к середине 2000-х, но наиболее известной стала дочерняя компания нашего "Аэрофлота" — "Добролет".
Название этой компании досталось по наследству от советской авиатранспортной организации 20-х годов. "Российское общество добровольного воздушного флота" использовало самолеты Юнкерс F.13 и послужило базой для создания "Аэрофлота". В свое время слесарем на обслуживании добролетовских юнкерсов работал будущий выдающийся конструктор советских вертолетов Николай Ильич Камов.
Подобно советскому "Добролету" российская авиакомпания существовала не долго. Однако если первая была попросту реорганизована, то российский авиаперевозчик пал жертвой санкций, наложенных западными компаниями на нашу страну после решения крымского народа жить в составе Российской Федерации.
Камнем преткновения стали рейсы этой авиакомпании в аэропорт Симферополя. Нежелание принять демократический выбор крымчан вылилось в череду запретительных мер, в результате которых "Добролет" был вынужден прекратить свою деятельность.
Поначалу "Аэрофлот" не терял надежды договориться с западными партнерами и возобновить работу "Добролета", однако впоследствии было принято решение организовать другую российскую авиакомпанию-лоукостера — "Победа".
При ее создании был учтен опыт предшественника, что позволило избежать санкционных рисков. Правда, в Симферополь "Победа" не летает, впрочем это вполне укладывается в концепцию лоукоста.
Это "Победа"
Компания "Победа" — классический лоукостер, хоть в учебники вставляй. Двенадцать новеньких Boeing 737-800 обслуживают 33 маршрута, из которых три выходят за пределы России. Это рейсы в Кёльн, Милан и Братиславу.
Присутствуют все характерные для лоукостеров элементы: электронный заказ билетов, плотный полетный график, сокращенный набор услуг и т. д. Благодаря этому компании удалось сделать авиабилеты действительно доступными для населения.
Только по направлению "Москва — Сочи" за 2015 год компания перевезла более трех миллионов пассажиров, это получается более восьми тысяч в день. Суммарная выручка по итогам года составила 11 миллиардов рублей.
Но что самое главное, "Победа" закончила 2015 год с прибылью. Изначально планировалось, что компания по итогам первого года работы окажется в убытке где-то на полтора миллиарда рублей. Принцип лоукоста для России относительно новый, к тому же вкладывать деньги в агрессивную рекламную кампанию руководство "Победы" не планировало, хотя в рамках рекламной акции компания распродала 15 тысяч билетов по символической цене в 1 рубль.
Тем не менее, грамотное сокращение расходов, внедрение экономичного способа руления на одном двигателе и отсутствие кредитов, по которым приходилось бы платить грабительские проценты позволило компании выйти в плюс на 37 миллионов рублей. Хотя, скорее всего, основную роль здесь сыграла востребованность подобных услуг на российском рынке авиаперевозок.
Таким образом победа компании "Победа" демонстрирует перспективность данного направления на российском рынке. Возможно, именно этот успех станет катализатором для возрождения сети междугородних авиаперевозок с плотностью и охватом подобным тем, которые существовали в Советском Союзе. Ведь, как я уже говорил, страна у нас огромная, и разветвленная транспортная сеть для нас — штука крайне необходимая.
P.S.
Небольшое отступление. С тех пор, как словосочетание low-cost начали писать русскими буквами и склонять его в соответствии с правилами нашей грамматики, оно может считаться полноправным русским словом. Язык его уже переварил и встроил в свой лексический состав.
Источник
Рейтинг публикации:
|