Мигрантов стало меньше
Наметилось сокращение трудовой миграции в Россию из Средней Азии
Численность мигрантов из Средней Азии начала снижаться еще в 2014
году, когда проявились первые сложности в экономике. Но особенно явным
этот процесс стал с началом 2015 г. С одной стороны, вступили в силу
новые миграционные правила, заставлявшие мигрантов приобретать патент. С
другой стороны, в полной мере сказались последствия глубокого кризиса в
экономике.
Кроме того, еще в 2014 г. были введены ограничения, в соответствии с
которыми жители «безвизовых» стран СНГ могли работать в России не более
180 дней в течение года. За нарушение миграционного режима ФМС начала
закрывать им въезд в РФ на 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести
нарушения. Причем сам нарушитель о наличии запрета на работу в РФ не
информировался, узнавая об этом лишь при попытке въезда.
Сильнее всего сократилось число работающих в РФ граждан среднеазиатских
государств, которые не являются участниками ЕАЭС. Своего максимального
за последние два года уровня трудовая миграция из Средней Азии достигла в
начале 2014 г. По данным ФМС, на 3 марта того года в России находились
почти 4,5 млн жителей региона. Более половины из них составляли граждане
Узбекистана (2,3 млн) и еще четверть – Таджикистана (1,03 млн). В общей
сложности на эти две республики приходилось 3/4 всех среднеазиатских
трудовых мигрантов. Казахстан (566 тыс.) и Киргизия (525 тыс.) по этому
показателю вдвое уступали Таджикистану и в четыре с лишним раза –
Узбекистану. Что касается Туркмении, то численность ее граждан на общем
фоне была почти незаметна (25 тыс.) по причине существования с Россией
визового режима.
В течение 2014 года трудовая миграция из Средней Азии сократилась
незначительно. В прошедшем же году сокращение трудовой миграции из
Средней Азии в Россию стало очевидным. По данным ФМС, с 20 января по 4
декабря она уменьшилась на 8,4%, снизившись за десять с половиной
месяцев на 367 тыс. человек.
При этом численность работающих в России жителей Казахстана, напротив,
увеличилась на 72,6 тыс. (12%), Киргизии и Туркмении – почти не
изменилась, зато Узбекистана – сократилась на 335 тыс. (15,1%), а
Таджикистана – на 103 тыс. (10,3%).
Если же миграционную ситуацию, сложившуюся на начало декабря, сравнить
с той, что существовала на 3 марта позапрошлого года, изменения будут
еще более значительными. За два неполных года количество работающих в
России граждан среднеазиатских государств снизилось почти на полмиллиона
(480 тыс. чел.), причем произошло это исключительно за счет Узбекистана
(462 тыс. –20%) и Таджикистана (137,8 тыс. –13%). В совокупности
граждан этих двух государств в России стало меньше на 600 тыс. чел.
Граждан же Казахстана стало больше на 103,7 тыс. (18%), а Киргизии – на
17 тыс. (3%).
Столь значительные перемены в миграционной ситуации наблюдаются
впервые со времени ее безудержного роста, который начался в первом
десятилетии 2000-х гг. Кризис 2008–2009 гг., несмотря на некоторое
сокращение трудовой миграции, такого сильного влияния на нее не оказал
по двум основным причинам. Во-первых, в тот период не существовало
законодательных ограничений на ведение иностранцами из стран СНГ с
безвизовым режимом въезда трудовой деятельности в России. Ограничения
были введены вскоре после бирюлевских событий (октябрь 2013 г.) с целью
предотвращения выхода ситуации с противостоянием мигрантов и местного
населения из-под контроля. Во-вторых, на тот момент еще не было ЕАЭС,
создание которого позволило ограничить льготный режим пребывания
трудовых мигрантов стран-участников объединения, ужесточив миграционные
правила для всех остальных.
Киргизия, первоначально попавшая под общие ограничения, довольно
быстро восстановила численность работающих в РФ мигрантов благодаря
вступлению в ЕАЭС. В январе этого года в России насчитывалось 545 тыс.
граждан Киргизии, а к августу, когда льготный миграционный режим ЕАЭС
еще в полной мере не заработал, их количество сократилось до 519 тыс.
(4,8%). Но уже к началу декабря ФМС насчитала в России 543 тыс. граждан
Киргизии, численность которых быстро достигла прежнего уровня. Для
республики, которая понесла большие потери из-за прекращения реэкспорта
китайских товаров в связи со вступлением в ЕАЭС, льготный миграционный
режим стал одной из форм компенсации «упущенной выгоды». При этом
Узбекистан и Таджикистан, которые в союз вступать не собираются,
аналогичных возможностей по увеличению числа своих трудовых мигрантов в
России не имеют. В условиях глубокого экономического кризиса они
вынуждены нести потери, которые негативно отражаются на социальном
самочувствии населения, способствуя росту безработицы и потенциально
играя на руку ИГИЛ и другим радикальным группировкам.
От денежных переводов работающих в России трудовых мигрантов сильно
зависят три из пяти республик Средней Азии — Таджикистан, Киргизия и
Узбекистан. Для Казахстана, который не столь разительно отличается по
уровню экономического развития от России, денежные переводы существенной
роли не играют. К тому же его граждане работают в России главным
образом в качестве квалифицированных специалистов, что обусловлено как
наличием у них профильного образования и профессиональных навыков, так и
хорошим знанием русского языка. Возможности для трудоустройства в
России граждан Туркмении, в условиях существующего между двумя странами
визового режима, крайне ограничены. Что касается трех остальных
республик, то Киргизия и Таджикистан зависят от трудовой миграции
гораздо сильнее, чем Узбекистан.
Если денежные переводы таджикских гастарбайтеров обеспечивают около
половины, то киргизских — около 1/3, а узбекских — всего 1/10 объема
ВВП.
В последние «докризисные» годы, когда трудовая миграция из Средней
Азии в РФ никаких препятствий не встречала, зависимость стран региона от
заработков гастарбайтеров только росла. В Таджикистане, например,
денежные переводы частных лиц в 2013 г. достигли 4,2 млрд дол., что
составляло 49,6% ВВП. Причем по сравнению с предыдущим 2012 г. их объем
увеличился почти на 12%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других
республиках. По данным Центробанка РФ, за 9 месяцев 2013 г. денежные
переводы из России в страны СНГ увеличились на 20%. При этом в
Узбекистан было перечислено 5,4 млрд, в Таджикистан — 2,7 млрд, а в
Киргизию — 1,4 млрд дол. На их фоне денежные переводы в Казахстан (0,2
млрд) и Туркмению (0,02 млрд) малозаметны. Высокая зависимость
Узбекистана, Киргизии и Таджикистана от заработков трудовых мигрантов
делала их гораздо более уязвимыми перед изменениями российской
миграционной политики.
Еще один удар по трудовой миграции нанесло резкое падение рубля по
отношению к доллару и евро в конце прошлого года. Поскольку денежные
переводы чаще всего осуществлялись в валюте, их фактический объем резко
упал. По данным Центробанка РФ, объем валютных переводов нерезидентов в
ноябре 2014 г. по сравнению с ноябрем 2013 г. сократился на 38%. В
среднем же за год падение денежных переводов составило 14%, хотя в
рублевом эквиваленте с ноября 2013 по ноябрь 2014 г. они сократились
всего на 4%. Причем Узбекистан, где проводится гораздо более жесткая
валютно-денежная политика, и обменять доллары намного сложнее, пострадал
от сокращения переводов мигрантов значительно сильнее, чем Таджикистан и
Киргизия. По данным Банка России, в третьем квартале 2014 г. объем
денежных переводов в Узбекистан по сравнению с тем же периодом 2013 г.
упал на 9,1%, тогда как в Таджикистан — всего на 1,4%, а в Киргизию – на
4,6% увеличился.
Особенно сложным стал ноябрь прошлого года, когда общее снижение
денежных переводов из России в страны СНГ составило 12%. Причем лидером в
этом рейтинге вновь оказался Узбекистан. По данным одной из российских
платежных систем, денежные переводы в республику снизились в ноябре на
35% по отношению к октябрю и на 50% – к августу. И это при том, что
узбекские мигранты обеспечивали 30% общего объема денежных переводов в
страны СНГ. Примечательно, что в соседнем Таджикистане ситуация
складывалась далеко не столь пессимистично. Так, в начале декабря 2014
г. председатель Национального банка Абдуджаббор Ширинов сообщил, что
объем денежных переводов таджикских трудовых мигрантов в 2014 г. упал
примерно на 6%, признавшись, что ожидал более масштабного сокращения. В
рублевом выражении объем переводов даже вырос, а снижение валютных
переводов было вызвано падением курса российской валюты по отношению к
доллару и евро.
Сокращение объемов трудовой миграции из Средней Азии имеет для России
ряд позитивных последствий. В условиях кризиса, когда уровень
безработицы растет, большинство освобожденных мигрантами рабочих мест
будет востребовано коренным населением.
Массовый импорт рабочей силы из стран с традиционной мусульманской
культурой нередко провоцировал конфликты с местным населением, которых
теперь должно стать меньше.
Попадая в чуждую социальную среду, гастарбайтеры представляют
благоприятную почву для распространения радикальных исламистских идей.
Как отмечают эксперты, сторонниками ИГ становятся именно трудовые
мигранты, которые оказываются вне влияния традиционных социальных и
конфессиональных структур, таких как старшие члены семьи, родовые
лидеры, исламское духовенство и т.п. Не стоит забывать и о том, что
именно через граждан среднеазиатских государств в Россию идет основной
поток афганских наркотиков. Чтобы убедиться в этом, достаточно
посмотреть оперативные сводки Госнаркоконтроля. Именно с этим
обстоятельством было связано требования въезда в РФ для граждан
«безвизовых» стран СНГ по загранпаспортам, которые позволяют лучше
контролировать миграционные потоки. В этом же русле находятся планы ФМС
приступить с 2016 г. к дактилоскопии всех мигрантов, прибывающих в
Россию из «безвизовых» государств.
В то же время сокращение миграции ведет к росту безработицы в Средней
Азии, что провоцирует распространение радикальных настроений и
способствует росту популярности того же ИГ и других радикальных
мусульманских группировок. Впрочем, реальный «вклад» экономического
кризиса и ужесточения миграционной политики РФ в пополнение ИГ «личным
составом» до конца не ясен. По данным американской консалтинговой
компании по вопросам безопасности Soufan Group, опубликовавшей 8 декабря
доклад об иностранцах в рядах ИГ, на его стороне воют около 2 тыс.
граждан среднеазиатских государств, что на фоне 4-миллионной трудовой
миграции выглядит каплей в море.
При этом в Сирии воюют 2,4 тыс. граждан РФ, никакого отношения к
трудовой миграции не имеющих, а одну из крупнейших среднеазиатских
«диаспор» в ИГ составляют туркмены, доля которых среди трудовых
мигрантов минимальна.
В совместном исследовании, проведенном недавно Евразийским банком
развития, Программой развития ООН, Высшей школой экономики и РАН,
утверждается, что трудовая миграция из Средней Азии в Россию будет
расти. Однако шанс на это в текущих условиях есть лишь у тех стран,
которые, как Киргизия, войдут в состав ЕАЭС. Ни Таджикистан, ни
Узбекистан, генерирующие 3/4 потока трудовых мигрантов, делать этого
пока не собираются. Сложная ситуация в российской экономике и новые
миграционные правила, в дополнение к которым губернаторы 10 декабря
получили право вводить годичный запрет на использование иностранной силы
в своем регионе, говорят о том, что трудовая миграция в обозримом
будущем, скорее всего, будет сокращаться. Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|