В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, давайте обменяемся оперативной информацией.
Есть предварительные итоги исполнения бюджета за 2009 год. Пожалуйста, Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), расскажите.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, доходы бюджета прошлого года исполнены по объему 7 трлн 332 млрд рублей, что на 618 млрд рублей больше, чем мы планировали, когда в феврале принимали решение на заседании Правительства об уточненном планировании бюджета.
В.В.Путин: Сколько собрали, еще раз?
А.Л.Кудрин: На 618 млрд больше, чем запланировали.
В.В.Путин: 618 млрд?
А.Л.Кудрин: Да. 1 трлн 267 млрд мы получили как плюс по нефтегазовым доходам в связи с более высокими ценами на нефть. Но у нас прошло уменьшение доходов. Например, по экспорту и импорту мы получили меньше доходов на 346 млрд, на курсовой разнице - на 371 млрд.
Поэтому суммарно плюс и минус дали дополнительные доходы 618 млрд рублей. При этом я сразу скажу, что доходы 2009 к уровню доходов 2008 года, то есть к предыдущему, оказались меньше на 20,9. Мы думали, что будет даже немного хуже.
При этом расходы федерального бюджета выполнены на уровне 9 трлн 651 млрд рублей. Министерства и ведомства не освоили 286 млрд до конца года.
В.В.Путин: Это несмотря на то, что Вы мне регулярно предоставляли информацию о том, как идет кассовое исполнение?
А.Л.Кудрин: Я здесь сразу хочу сделать оговорку, что все основные программы - будь то национальные проекты, будь то ФЦП, будь то плановые инвестиции - все выполнены практически на 100%. В основном экономия состоялась по не использованному нами резерву на капитализацию банков, которую мы закладывали в течение года. На обслуживании государственного долга в связи с курсовой разницей мы сэкономили, на резерве по уплате налогов бюджетных учреждений, чьи расходы могут переходить на следующий год.
То есть это такие расходы, которые не связаны с выполнением основных, ключевых федеральных целевых программ и полномочий министерств и ведомств. Поэтому я думаю, что это в целом вполне удовлетворительный результат.
В связи с этим дефицит бюджета, чистый дефицит, составил 5,9% ВВП. Мы ожидали больше. Как я сказал, дополнительные доходы это существенно подправили. Уменьшение расходов это тоже подправило. Тем самым дефицит оказался меньше - 5,9.
С учетом использования средств фонда национального благосостояния... Так называемые квазифискальные расходы - это когда средства фонда национального благосостояния мы целевым образом направили на капитализацию банков В прошлом году на эти цели 179 млрд ушло и на поддержку малого бизнеса еще 30 млрд.
С учетом вот этих расходов дефицит бюджета, если считать по международной классификации, у нас составил 6,4% ВВП. Должен сказать, что резервный фонд использован в размере 2 трлн 655 млрд и полностью использован на исполнение социальных и других обязательств федерального бюджета, обеспечил стабильность работы Правительства и исполнения всех обязательств.
У нас на 1 января остаток резервного фонда составит 1 трлн 783 млрд, что соответствует нашим плановым цифрам, которые мы собираемся использовать в 2010 году. Фонд национального благосостояния на 1 января составит 2 трлн 769 млрд и в 2010 году тоже будет частично использован, в том числе, на проведение пенсионной реформы.
Я должен сказать, что в отличие от других суверенных фондов, других стран мы не получили минуса по средствам, размещенных на мировых рынках, мы даже заработали. Резервный фонд по корзине валют получил 3,5% доходности, Фонд национального благосостояния - 4,2%. Если все это перевести в доллары, то 3,7 млрд долларов мы только заработали на правильном, надежном ликвидном размещении этих денежных средств, а в рублях это 112 млрд рублей, которые мы дополнительно получили. Это будет зачислено в бюджет 2010 года по результатам прошлого года и пойдет на обеспечение программ выполнения 2010 года.
В.В.Путин: То есть это ответ Минфина на критику в ваш адрес в связи с размещением наших резервов, в том числе в иностранных ценных бумагах?
А.Л.Кудрин: Да.
В.В.Путин: Минфин Российской Федерации за истекший год ничего не утратил, а наоборот, в результате грамотного размещения резервов заработал почти 4 млрд долларов.
А.Л.Кудрин: Да.
В.В.Путин: Молодцы, хорошо.
А.Л.Кудрин: Спасибо.
В.В.Путин: Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), несколько слов о работе российского транспортного комплекса. Мы видим, что сейчас происходит у наших соседей, особенно в европейских странах в связи с аномально низкими температурами и большим выпадением осадков, снега. На дорогах очень тяжелая ситуация. Как у нас складывается ситуация?
С.Б.Иванов: Да. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы отметить, что в течение праздничных дней транспортный комплекс России функционировал без существенных сбоев.
Конечно, самое большое внимание Министерство транспорта уделяло подготовке к новогоднему пику авиаперевозок. Это у нас традиционно происходит. Всего за период с 26 декабря прошлого по 10 января этого года российскими авиакомпаниями осуществлено 7000 регулярных и чартерных полетов. Как внутри страны, так и за границу.
Конечно, Росавиация и Минтранс в целом основное внимание уделяли чартерным рейсам. Поскольку пассажиры этих рейсов чаще всего, к сожалению, сталкивались в прошлом с очевидными проблемами, с которыми чаще всего не сталкиваются пассажиры на регулярных маршрутах.
В этом году Росавиация образовала специальный штаб, пригласила всех представителей авиакомпаний, которые были допущены по определенным критериям к выполнению чартерных полетов. Порядок резервирования там был разработан, целый комплекс мер.
Всего за новогодний период наши авиакомпании осуществили 1321 чартерный, только чартерный полет. Для сравнения: год тому назад, когда у нас был пик кризиса, таких полетов было 945. То есть увеличение произошло весьма существенное - на 38%, что, в общем-то, хорошо с точки зрения авиакомпаний, полетов, загрузки маршрутов. Это для отрасли позитивное явление.
Направления полетов были у нас традиционные - это морские и горнолыжные курорты.
Из всех этих 1321 чартерных полетов сбои или задержки, как они классифицируются Минтрансом, а это задержки более чем на 3 часа, таких задержек было 119. Из 1300. Подавляющее большинство задержек происходило не по вине авиакомпаний, а по климатическим условиям и по вине зарубежных аэропортов, которые просто не способны были принять или отправить российские самолеты.
Внутри России практически все аэропорты работали, в том числе и в 40- градусные морозы, как сейчас на Дальнем Востоке. Никаких задержек по причинам неготовности аэропортов принять по метеоусловиям практически не было. Были отдельные единичные случаи, когда некоторые наши авиакомпании по причине технической неготовности самолета осуществляли задержки. Это три авиакомпании, они у нас взяты на карандаш: это «Уральские авиалинии», «Скайэкспресс» и «Оренбургские авиалинии». Представители этих компаний сейчас приглашаются в Росавиацию для объяснения и дачи показаний.
Что касается других видов транспорта. На железнодорожном транспорте была одна очень тяжелая ситуация: Вы, наверное, помните, именно в Новый год на Сахалине двухметровая лавина даже сбросила железнодорожные снегоочистители. Но принятыми мерами к 4 января движение как автотранспортное, так и железнодорожное на Сахалине было полностью восстановлено.
Что касается автодорожного сообщения. У нас была тоже традиционно сложная ситуация на Рокском перевале в Южной Осетии. Там у нас лавины постоянно, там на сутки практически было закрыто движение, но никаких тяжелых последствий, обморожения людей не было. Вовремя среагировали, все было нормально.
Таким образом, я считаю, Владимир Владимирович, что наш транспортный комплекс в целом прошел этот период действительно без сбоев. И особенно если сравнивать, как Вы сказали с Европой, в тех же, в общем, экстремальных условиях, только у нас морозы были покрепче, и снега выпало не меньше, но все прошло нормально. А те многочисленные задержки, которые произошли с авиарейсами из горнолыжных курортов Европы - наши авиакомпании ничего сделать уже не могли и вывозили пассажиров, как только давали разрешение на посадку самолета.
И если говорить еще о транспорте, чтобы закончить эту тему. У Вас на подписи сейчас находятся два постановления Правительства, предоставляющие субсидии перевозчикам железнодорожного транспорта на 2010 год в связи с государственным регулированием тарифов на перевозку пассажиров дальнего следования в плацкартных и общих вагонах. Сумма субсидий для всех перевозчиков по территории России, кроме Калининграда, составляет 27 млрд рублей. И дополнительным решением мы выделяем еще 307 млн рублей для железнодорожных перевозчиков на все вагоны, включая купейные, при следовании в Калининградскую область и из нее на остальную территорию Российской Федерации. То есть из эксклава и в эксклав. По существу это такая же примерно мера поддержки, как мы субсидируем сейчас перелеты на Дальний Восток, а по железнодорожному транспорту мы субсидируем перевозки в Калининград и из Калининградской области назад. Вот это поможет, конечно, железнодорожной отрасли весьма существенно.
В.В.Путин: Это постановление подписано и сегодня будет выпущено.
С.Б.Иванов: Спасибо.
В.В.Путин: Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), по поводу субсидий рыбной отрасли. В 2010 году мы договорились о поддержке тех предприятий, которые намерены вкладывать деньги в строительство новых судов.
В.А.Зубков: Да, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Действительно эти два постановления, о которых Вы сказали, подписаны Вами. Смысл их заключается в том, что для рыбохозяйственной отрасли речь идет о возмещении 2/3 рефинансирования ставок Центрального банка по инвестиционным кредитам, которые рыбаки уже получили в 2008 и 2009 годах. Это в основном на строительство и модернизацию судов, объектов хранения и переработки продукции.
На эти цели в федеральном бюджете текущего года выделено 400 млн рублей. Такие же деньги были выделены и в 2009 году. Всё это позволяет увеличить объем привлекаемых кредитов, где-то порядка 4 млрд рублей.
Это новый вид государственной поддержки для данной отрасли, которая, кстати, последнее время работает стабильно и развивается довольно активно.
Эти решения приняты по совещанию, которое Вы проводили в июле прошлого года, по вопросам развития береговой инфраструктуры. Мы четко сформулировали понятие модернизации, конкретизирована сфера привлечения инвестиций, сокращено количество документов, необходимых для получения субсидий.
Конечно, это позволит рыбакам сократить свои расходы по обслуживанию кредитов, повысит доступность и эффективность средств господдержки для предприятий отрасли. Надо сказать, что к 2012 году у нас по федеральной целевой программе планируется более 40 объектов береговой инфраструктуры, которые должны быть и построены, и реконструированы.
Поэтому мы считаем, что сейчас отрасль работает, как я уже сказал, стабильно. В 2009 году улов составил более 3,6 млн тонн, что на 10% выше уровня 2008 года.
Считал бы целесообразным, Владимир Владимирович, продолжить такую практику работы по субсидированию кредитов и в последующие годы, потому что это такая довольно рыночная практика. Инвестиции быстрее поступают в отрасль. Я думаю, что это будет абсолютно правильно.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.
Мы много в последнее время говорим о проблемах жилищно-коммунального хозяйства. Это одна из наиболее чувствительных сфер для граждан. И граждане, конечно, имеют право знать, из чего складывается тот или иной тариф. Многократно говорили о необходимости раскрытия этой информации с тем, чтобы граждане имели полное и ясное представление о том, из чего складываются цены на оплачиваемые ими услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Подготовлен соответствующий документ. Я попрошу Дмитрия Николаевича (обращаясь к Д.Н.Козаку) прокомментировать. Пожалуйста.
Д.Н.Козак: Подписан документ об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, которые осуществляют деятельность в сфере оказания услуг по передачи тепловой энергии. Это охватывает весь комплекс жилищно-коммунальных услуг.
Данный документ имеет важное не только социальное, но и экономическое значение. Этим документом предусматривается обязательное опубликование наиболее важных, с точки зрения потребителя, сведений о качестве поставляемых услуг, об их стоимости, о соответствии их установленным требованиям.
И также установлен перечень раскрываемой информации, которая отражает все основные показатели финансово-хозяйственной деятельности каждого предприятия. И данные показатели позволят дать оценку эффективности работы конкретной организации как потребителю, так и органу по регулированию тарифов с точки зрения оценки эффективности работы предприятия, в том числе путем сравнения с другими организациями.
Очень тяжело оценить отдельно взятую организацию. Всегда придумывают аргументы, почему у них не такие издержки, такие расходы, нужна такая оплата. А когда мы сравниваем тысячи организаций друг с другом, это позволит сделать эффективный экономический анализ и более обоснованно экономически устанавливать тарифы.
В.В.Путин: Ну, во всяком случае, люди будут знать, за что они платят. Не просто общие бумажки с конечной цифрой, а должно быть прописано, сколько и за что уплачено гражданином.
Д.Н.Козак: Это, кстати, еще и реакция на тот общественный запрос, который существует. Потому что в органы власти - муниципальные, федеральные - поступает очень много писем на эту тему: из чего складываются тарифы, которые оплачивают люди. Это конкретный ответ.
Периодичность ответа на этот вопрос позволяет регулярно держать потребителя в курсе, так сказать, каким образом работают эти предприятия.
Это такой важный шаг и с точки зрения повышения эффективности государственного регулирования, и с точки зрения осуществления общественного контроля за деятельностью этих организаций.
В.В.Путин: Хорошо. Ведомствами и министерствами Российской Федерации, прежде всего, Министерством здравоохранения подготовлен, а мною подписан целый ряд документов, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи населению.
Я попрошу Татьяну Алексеевну (обращаясь к Т.А.Голиковой) прокомментировать эти решения. Пожалуйста.
Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, в первую очередь, речь идет о тех направлениях в сфере здравоохранения, которые связаны с реализацией национального проекта. И я бы хотела начать с того, что первое постановление, которое подписано, - это постановление о дополнительной диспансеризации граждан Российской Федерации.
Хочу напомнить, что дополнительная диспансеризация в рамках национального проекта в 2010 году будет проводиться уже пятый год. В течение прошедших четырех лет дополнительную диспансеризацию прошли 17 млн человек. В ходе этой дополнительной диспансеризации было выявлено более 10 млн заболеваний, 15% из которых - это заболевания на поздней стадии.
Должна сказать, что все граждане, которые прошли диспансеризацию, и у которых были выявлены эти заболевания, были поставлены на диспансерный учет. Но главное другое. Главное, что эти 10 млн заболеваний были выявлены у граждан которые ежедневно ходили на работу и не подозревали о том, что у них эти заболевания существуют.
Если говорить о 2009 годе, то у нас, по данным диспансеризации, которую мы провели, впервые за 4 года была зафиксирована достаточно высокая активность граждан при прохождении диспансеризации - она превысила 100%. Во все предыдущие годы она не достигала 100%.
По итогам этой дополнительной диспансеризации практически здоровыми оказался 24,1% прошедших диспансеризацию; риск развития заболевания - 16,6%. Но, к сожалению, самый высокий процент - это третья группа. Это нуждающиеся в дополнительном обследовании и амбулаторном лечении - 57,8% осмотренных. Поэтому, несмотря на позитивные тенденции в сторону группы практически здоровых, тем не менее группа людей, которым необходима помощь, продолжает оставаться высокой.
Что касается 2010 года, то предполагается, что дополнительную диспансеризацию должны пройти 3,8 млн человек, и на эти цели будет направлено 4 млрд рублей.
В дополнение к этому направлению в 2009 году у нас было включено в национальный проект направление по здоровому образу жизни, которое охватывало компетенцию не только нашего Министерства, но и Министерства образования и науки, Министерства спорта и туризма.
Если в целом об этом направлении - то ключевыми задачами его, как направления в целом, стала необходимость для каждого гражданина стать активным участником сохранения собственного здоровья, способствовать развитию необходимых для ведения здорового образа жизни инфраструктур, начать исправлять сложившийся в России перекос в сторону дорогостоящих видов лечения в сторону профилактики и, естественно, усиления этих массовых профилактических мероприятий, в том числе и с целью более эффективного использования средств здравоохранения.
В течение 2009 года регионами было создано 502 центра здоровья с нашей поддержкой посредством предоставления субсидий. И в 2010 году мы планируем довести эту работу до логического конца. Каждый центр здоровья рассчитан на 200 тыс. городского населения. И в 2010 году мы планируем вместе с регионами открыть 193 центра здоровья для детей.
Если подводить короткие итоги развития этого направления, то, наверное, самый главный итог - это переломная для России тенденция, когда о здоровом образе жизни стали говорить громко, на любом уровне. Здоровый образ жизни стал, в общем, ключевой темой повестки дня. Нам принципиально важно, чтобы эта тема повестки дня сохранялась и далее. Российская Федерация будет председательствовать в 2010 и в 2011 году в «Северном измерении», и по договоренности, которой мы достигли, тема здорового образа жизни будет доминантой и в странах, объединенных «Северным измерением».
Коротко еще о двух направлениях. Это направления целевые. Это направления по оказанию помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологическими заболеваниями. Первое будет реализовываться третий год подряд, второе - второй год.
Если говорить о результатах первого направления, то они весьма обнадеживающие и позитивные. Вы хорошо знаете: сердечно сосудистые заболевания занимают лидирующую позицию в структуре смертности и заболеваемости в Российской Федерации. И здесь должна сказать, что те регионы (а их было 24 за 2008 и 2009 годы), которые вошли в программу, дали в целом по Российской Федерации снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 4,8%. И от цереброваскулярных болезней, то есть привычного более по названию ишемического инсульта, на 7,8%. Это еще пока данные 11 месяцев. Данные по 12 будут чуть позже.
В 2010 году в эту программу войдут еще 14 регионов. Таким образом, практически половина регионов Российской Федерации будет охвачена этой программой.
Тема оказания помощи больным с онкологическими заболеваниями началась у нас только в прошлом году. Эта тема, наверное, одна из самых сложнейших и по организации медицинской помощи, и по стоимости, которую затрачивает и федеральный бюджет, и регионы Российской Федерации на реализацию этого направления. В 2009 году в этом направлении участвовало 11 регионов Российской Федерации. В конце года открылся окружной Челябинский онкологический центр. В 2010 году окружной онкологический центр будет открыт в Хабаровском крае.
Несмотря на то, что программа сложная, и что мы работали с регионами, которые вступают в эту программу в 2010 году заранее, еще с точки зрения оснащения ничего пока не произошло, все будет только в 2010 году. Но только уже подготовительные мероприятия в таких регионах, как Белгородская область, Кемеровская область, Тюменская область и Пензенская область дали существенные результаты по снижению смертности от онкологических заболеваний. Хотя в целом по Российской Федерации пока тенденция к увеличению.
Скажем, такие регионы, как Тюменская область и Пензенская область, дали снижение на 1,3 и 1,7 % уже только в результате того, что они начали готовиться к этому мероприятию заблаговременно.
В.В.Путин: Знаете, что в связи с этим хотел бы сказать. Какими бы сложными и неподъемными не казались задачи на первый взгляд, особенно в социальной сфере, в здравоохранении, в жилищных вопросах... Если мы сосредотачиваем свое внимание на их решении, выделяем необходимые ресурсы и действуем консолидировано, особенно с регионами Российской Федерации, то мы добиваемся успехов.
Вот казалось совсем невозможным сдвинуть с мертвой точки проблему демографии, а тем не менее процесс идет в положительном направлении. Казалось, совершенно невозможно будет нам переломить ситуацию смертности на дорогах, тем не менее это произошло. То же самое в сфере медицины.
Там еще очень много вопросов, мы с вами в этом году, в 2010, должны будем решать один из сложнейших вопросов социального и экономического характера - страховой медицины. Но когда мы сосредоточили внимание на онкологии, на сосудистых заболеваниях - и здесь есть результат, который, в конечном счете, отражается на продолжительности жизни, на качестве жизни российских граждан. И здесь тоже мы наблюдаем позитивный процесс, и тоже есть результат.
Я хочу - обращаю ваше внимание - нацелить на то, что и в 2010 году мы должны выделять самое главное, самое основное и своевременно реагировать на эти проблемы, предлагать эффективные решения и должным образом их финансировать в должном объеме и в нужные сроки. И какими бы, повторяю, ни были вопросы тяжелыми и неподъемными, они все оказываются решаемыми на самом деле.
Прежде чем перейти к повестке нашего заседания сегодня, хотел бы напомнить в этой связи о важнейших задачах, которые нам предстоит реализовать в 2010 году.
Во-первых, необходимо четко и без сбоев провести повышение пенсий, в том числе обеспечить установление региональных доплат всем пожилым людям, чьи доходы в том или ином регионе не дотягивают до так называемого прожиточного минимума пенсионера.
Мы договорились о том, что будем доплачивать из федерального бюджета в этих регионах. Нужно подготовиться и всё в сроки, которые нами запланированы, реализовать.
Во-вторых, с 1 января граждане, те, кто имеет право на материнский капитал, могут расходовать эти средства на все предусмотренные законом цели. Напомню, какие это цели, какие это возможности. Это - улучшение жилищных условий, оплата ипотечных кредитов, образовательные услуги для детей и формирование накопительной части пенсии.
Напомню, что размер материнского капитала нами ежегодно, как мы и обещали, индексируется, и в 2010 году он составит 343 тысячи рублей. Для обеспечения этих обязательств в бюджете зарезервировано 102 млрд рублей.
Прошу Минфин иметь это в виду и своевременно необходимые деньги выделять на реализацию этой программы.
В этой связи, конечно, хотел бы обратиться ко всем гражданам страны, кто имеет право на материнский капитал. Они могут и должны быть использованы, эти деньги. Призываю активно ими пользоваться в интересах своих семей.
Третье. Нам предстоит последовательно продвигать начатые проекты в жилищной сфере. Это - обеспечение квартирами ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих Министерства обороны, а также расширение масштабов строительства доступного жилья на земельных участках, находящихся в собственности Федерации.
Кроме того, в 2010 году Фонд реформирования ЖКХ готов профинансировать капитальный ремонт многоквартирных домов и расселение аварийного жилья в объеме до 80 млрд рублей. Главное здесь - своевременная и качественная подготовка заявок на получение средств от органов власти субъектов Федерации. Просьба не забывать, что за каждой такой заявкой стоят перспективы улучшения жизни тысяч граждан.
Мы также должны сформировать наши планы в жилищной сфере на среднесрочную перспективу, в том числе принять новую федеральную целевую программу «Жилище».
Четвертое. В 2010 году на упрощенную систему налогообложения смогут перейти организации, выручка которых не превышает 60 млн рублей в год. Это серьезная мера поддержки малому и среднему бизнесу. Но наряду с ней мы должны реализовать и другие шаги, направленные на стимулирование предпринимательства и создание новых рабочих мест. В 2010 году эта задача остается актуальной.
И пятое. Вступил в силу закон об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, утвержден график перехода на предоставление в электронном формате важнейших государственных услуг. Так, уже в 2010 году должны появиться возможности использования Интернета для подачи заявлений на получение нескольких десятков востребованных государственных услуг. А значит, не нужно будет гражданам лишний раз бегать по очередям и по различным инстанциям.
Эти сроки, безусловно, необходимо выдержать, причем не в ущерб качеству предоставляемых услуг.
В 2010 году нам предстоит очень серьезная и ответственная работа как в плане решения задач долгосрочного развития, так и по преодолению последствий глобального финансового и экономического кризиса.
План заседаний Правительства Российской Федерации и программа нашей законопроектной деятельности также достаточно напряженные. Поэтому мы должны действовать максимально динамично и эффективно.
Давайте перейдем к повестке дня. Но, прежде чем мы начнем работать, хочу сказать вам. Вы знаете, что у нас завершены только что достаточно содержательные и с положительным результатом переговоры с нашими турецкими партнерами. Сейчас из Стамбула пришла еще одна приятная новость: сборная мужская команда России по шахматам выиграла первенство мира. Так что поздравим наших спортсменов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+