Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Как заставить "Газпром" и нефтяников инвестировать в инновации? CNews консультирует государство

Как заставить "Газпром" и нефтяников инвестировать в инновации? CNews консультирует государство


6-12-2009, 15:36 | Политика / Аналитика событий в России | разместил: Damkin | комментариев: (0) | просмотров: (4 669)

Агентство CNews Analytics по заказу одного из федеральных ведомств правительства РФ подготовило аналитическую записку "Стимулирование инновационной активности сырьевых корпораций". В ней показан опыт стран с экономикой, похожей на российскую, по стимулированию сырьевых отраслей промышленности к развитию инноваций. Также в исследовании предложены конкретные меры, которые могли бы способствовать этому процессу в российских корпорациях.


Резонанс


Уровень развития корпоративных инноваций в России находится в зачаточном состоянии. Крупнейшие компании, выручка которых формируется в основном из экспорта сырья (нефть, газ, металлы и соответствующая продукция), довольно неохотно вкладывают свои средства в технологические разработки, которые не гарантируют коммерческой выгоды и требуют многолетних инвестиций в опытное производство. А в связи с наступлением кризиса многие из них стали сокращать расходы на НИОКР, которые в сравнении с инвестициями международных сырьевых компаний и так были не велики.

Аналитическая записка была передана заказчику 26 октября 2009 г. Уже 6 ноября с заявлением на эту тему перед депутатами Госдумы выступила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. "Мы не сможем существенно повысить частное финансирование НИОКР, пока к этому не подключатся компании естественных монополий, компании нефтегазового сектора",— заявила министр. Затраты на НИОКР у госмонополий сегодня составляют от 0,1 до 0,4% бюджета. По мнению Набиуллиной, необходимо "ввести обязательное требование к таким компаниям по разработке программ технологического инновационного развития и конкретных планов по разработке технологий".

25 ноября, выступая на заседании комиссии по модернизации российской экономики, президент Дмитрий Медведев также прокомментировал тему инновационного развития крупнейших государственных компаний: "У нас в стране очень большой государственный сектор. Во всяком случае, я в послании называл цифру – практически сорок процентов от общего объема экономики. Если брать сугубо корпоративный сектор, это процентов двадцать пять, но все равно это очень значительные цифры. Поэтому нам нужно вовлечь наши государственные структуры в эту работу, а то они там варятся в собственном соку. Я сам был председателем совета директоров одной крупной компании в течение восьми лет, знаю, как там решения принимаются. И в других компаниях тоже свои большие инвестиционные проекты, они важные, но они в разрыве от того, что мы сейчас делаем.

Поэтому есть предложение позвать на одно из ближайших заседаний руководство всех крупнейших государственных компаний. Пусть расскажут, что они делают с инновациями и по нашим приоритетам, и озадачим их как следует".

Российские сырьевые корпорации ориентируют свои RnD-центры на проектирование относительно простого оборудования и поверхностной оптимизации технологий. В тоже время, высокотехнологичное оборудование и принципиально новые технологии закупаются ими за рубежом. Отечественные исследовательские институты, работающие при нефтегазовых компаниях или выполняющие разработки по их заказу, часто попросту не готовы решать долгосрочные задачи, которые требуют больших вложений и сопровождаются высоким риском. Да и число исследовательских центров, специализирующихся на нефтегазовых НИОКР, значительно сократилось за последние 20 лет. А многие разработки даже не выходят из стен институтов - до коммерческого использования, по оценкам экспертов, доведено не более 20% из них.

 


Создать условия или заставить

 

Цели, которые должны быть поставлены государством для преодоления указанных проблем, видятся следующими. Во-первых, использовать ресурсы корпораций для возрождения отраслевой науки, развития малого и среднего бизнеса, стимулирования возникновения команд разработчиков и других форм инновационной деятельности. Во-вторых, централизовать потребности сырьевых компаний в высокотехнологичных разработках, исключив дублирующее финансирование. В-третьих, в конечном счете, крупные государственные монополии, которые сегодня тормозят инновационную экономику, должны стать двигателем, главным заказчиком и основным потребителем научно-технических достижений. В четвертых, заключить с корпорациями неформальный общественный договор, задача которого – повысить их внимание к инновационной составляющей в собственном бизнесе и в конечном итоге достичь показателя доли НИОКР в ВВП на уровне 3-4% в ближайшие 5 лет.

 

Есть, у кого учиться


В экономически развитых странах мира инновационная экономика складывалась в разное время и опиралась на разные факторы. Но в каждой стране именно государство играло если не решающую, то ключевую роль в формировании рынка инноваций. В таблице приведены основные формы государственного регулирования, которые использовались для стимулирования инновационной экономики в разных странах.

Основные направления государственной инновационной политики стран мира

Направление инновационной политики Специфика Страны
Оптимизация структуры национальной инновационной системы Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций Япония, Норвегия, Индия, Чили
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия
Развитие фундаментальных исследований Великобритания, Швеция, Словения
Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны Стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций США, Финляндия
Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение национального частного капитала Израиль, Финляндия
Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль
Стимулирование инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания
Интеграция в международные инновационные сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай
Технологическая специализация Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия
Налаживание внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия, Ирландия
Стимулирование инициативы регионов Франция, Германия, Финляндия
Формирование национальной инновационной системы Реструктуризация госсектора науки Болгария, Польша, Литва
Инициирование интеграции науки и образования Латвия, Эстония, Чехия
Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили
Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий Чехия, Румыния, Чили, Турция

Источник: Материалы международного форума "Инновационные технологии и системы" в Минске, 2006.

Большинство стран, чья экономика во многом построена на сырьевых запасах, до сих пор не смогли добиться (или даже не стремились) значительного увеличения инновационной составляющей в своем экспорте. В экономической науке такое положение дел характеризуется как "нефтяное проклятье". Некоторые из государств, например ЮАР или Чили, используют ресурсную базу для привлечения в страну иностранных инвесторов, создавая им комфортные условия для работы. Другие инвестируют деньги в глобальные корпорации, создавая, таким образом, почву для дальнейшей диверсификации доходов. Так поступает, к примеру, ОАЭ.

Расходы государств на НИОКР, % ВВП

Источник: Oecd.org

 

Эмират Абу-Даби создал две инвестиционные компании - Advanced Technology Investment Company (ATIC) и Mubadala Development Company, которые сфокусировались на управлении обширным и экономически диверсифицированным портфелем высокотехнологичных компаний. Сферы интересов арабских инвесторов - энергетика, аэрокосмическая промышленность, недвижимость, здравоохранение и высокие технологии. Самая известная сделка, которая была завершена весной 2009 года, - инвестиции в американского производителя чипов AMD 825 млн долл. Взамен арабские компании получили 50% производственных активов AMD.

Подробнее рассмотрим специфику и опыт стимулирования инновационной деятельности в странах, чья экономика больше походит на российскую.

Норвегия

Структура экономики Норвегии похожа на структуру российской экономики. Обе страны являются значимыми игроками на мировом рынке нефтедобычи. В обеих странах существует проблема старения ресурсной базы, истощения запасов и вследствие этого необходимость разработки новых месторождений, находящихся в труднодоступных регионах. Рост издержек на добычу полезных ископаемых делает для обеих стран актуальным вопрос развития и использования новых технологий.

Норвегия до сих пор остается сырьевым придатком Европейского союза, по многим параметрам отставая от стран-соседей. Однако курс на инновации, который был провозглашен в стране несколько лет назад, дал ей возможность стать мировым лидером в ряде сегментов нефтегазовых технологий.

Таким образом, государственная политика Норвегии по стимулированию инновационной деятельности может представлять интерес для России.

Страна/факты:

 

  • Норвегия — страна с одним из самых высоких показателей ВВП на душу населения в мире.
  • К 2010 году Норвегия ставит целью повысить инвестиции в НИОКР до 3% ВВП (текущие показатели см. на графике выше).
  • Нефтяные компании в Норвегии платят корпоративный налог 28% и специальный налог 50% на сверхприбыль от нефтяной деятельности.

В 2005 году в Норвегия провела реформу системы инновационного развития2. Был распущен совет по инновациям, а его функции возложены на Норвежский научно-исследовательский совет и правительственное агентство "Инновационная Норвегия". Оно подчиняется министерству торговли и промышленности и регулирует исследования, предпринимаемые в интересах корпоративного сектора. Оно же отвечает за предоставление норвежским компаниям субсидий и кредитов на проведение НИОКР и несет ответственность за интернационализацию норвежских исследований. Агентство имеет представительства во всех норвежских регионах и 30 странах.

Венчурные кредиты в Норвегии выдаются государственным агентством "Аргентум" и Норвежской корпорацией промышленного развития. Государственные гарантии по кредитам высокого риска предоставляет государственное агентство GIEK. Государственное агентство SIVA является совладельцем научных парков и бизнес-инкубаторов.

Норвегия является мировым лидером в нефтегазовых технологиях3. Это объясняется тем, что страна добилась значительных успехов в инновационном развитии: при наличии уникальной ресурсной базы норвежские компании научились воспринимать и использовать внешние знания и исследования, компенсируя низкий уровень собственных НИОКР.

В данном случае государство софинансирует НИОКР сырьевых компаний. Так, важную роль в формировании инновационной активности корпораций играет Министерство нефтяной промышленности и энергетики Норвегии. Оно распределяет 25% из фонда государственных средств на фундаментальные и стратегические исследования и 75% бюджета энергетических НИОКР. Эти деньги идут на поддержку программ, в которых непосредственно задействованы участники энергетического рынка.

Норвегия смогла добиться того, чтобы иностранные корпорации, работающие на местном рынке, проводили локализацию своих технологий в стране или передавали их норвежским научно-исследовательским институтам. Для этого использовались различные поощрения и вознаграждения. Таким образом, Норвегия сумела одновременно создать свою национальную инновационную систему и сделать ее частью глобальной.

В результате в Норвегии выросли собственные судостроительные компании, ИТ-сектор, связанный с нефтегазодобычей, появились революционные разработки в мониторинге запасов в труднодоступных местах, а также в технологиях бурения и добычи на шельфе.

Норвежская государственная компания Statoil получала 50% долю во всех проектах по разработке месторождений, которые открывались другими компаниями. Таким образом, государство имело доступ ко всем технологиям и знаниям, привнесенным иностранцами. Правительство обеспечивало льготные условия Statoil, но после того как компания упрочила свои позиции, государство изменило свою политику по отношению к ней, упразднив налоговые послабления и лицензионные преференции. Это способствовало повышению эффективности Statoil и росту конкурентоспособности по сравнению с иностранными игроками.

Правительство Норвегии играет серьезную роль в развитии НИОКР. Министерство нефтяной промышленности и энергетики запустило программу, рассчитанную на 5 лет и финансируемую государством, по которой стимулируются НИОКР в сфере увеличения извлечения нефти. Конечная цель - создание научной среды мирового уровня и накопление в Норвегии знаний в области нефтедобычи. На сегодня коэффициент извлечения нефти в Норвегии составляет 70% против 30% в среднем по миру (в России – 40%).

Для поощрения развития НИОКР в промышленности предусмотрена система налоговых льгот. Государство снижает налоговые вычеты на 18-20% (в зависимости от числа сотрудников компании) при аналогичных расходах на НИОКР. В России аналогичная мера формально существует, но на практике трудно применима.

Правительство Норвегии разработало правила по передаче технологий, созданных в университетах, промышленным предприятиям. Таким образом, исследовательские институты получили возможность осваивать свои изобретения. Значительно сократился инновационный цикл от выдвижения новой идеи до ее коммерческого использования в новых продуктах, технологиях и производственных процессах.

Некоторые инновационные решения норвежские компании были вынуждены разработать самостоятельно. Этому способствовало введение одного из самых высоких в Европе налогов на выбросы двуокиси углерода. Вследствие такого шага, в Норвегии были созданы технологические решения, которые сделали страну мировым лидером по улавливанию и хранению углерода.

В 2001 году правительство Норвегии запустило программу OG21 (Oil and Gas in the 21st Century) 4. Ее приоритетными направлениями являются устойчивое развитие, повышение темпов восполнения запасов благодаря геологоразведочным работам, увеличение коэффициента извлечения нефти, разработка эффективных по издержкам технологий освоения шельфа и другие сферы. Цель OG21 — координация и концентрация исследовательской деятельности страны для помощи нефтегазовой отрасли в решении технологических проблем. Не имея собственного бюджета, программа представляет собой площадку для генерации идей, дискуссий и встреч представителей компаний, чиновников и исследователей.

По каждому направлению в рамках OG21 были приглашены компании-операторы из числа ведущих международных нефтяных компаний для оценки и предложения конкретных проектов, а также реализации будущих технологических потребностей нефтегазовой промышленности. Программа предполагает взаимодействие представителей университетов, научно-исследовательских институтов, поставщиков, нефтяных компаний и членов правительства.

В 2003 г. был опубликован план "От идеи к внедрению", а в 2005 г. – Белая книга "Обязательства по НИОКР". В ходе выработки этих документов в стране сложился политический консенсус о необходимости увеличения финансирования НИОКР и инноваций до 3% ВВП к 2010 г.

Совместно с норвежским правительством ведутся разработки ряда международных проектов. Создан подводный аппарат для исследований на глубине до 3000 м. и сейсмическая аппаратура для оценки условий нефтедобычи. Некоторые исследования финансируются международными компаниями после того, как на первом этапе в их развитие вложилось норвежское правительство.

Норвегия продолжает увеличивать государственное финансирование НИОКР. Промышленные предприятия способны создавать новые методы добычи и прорывные технологии только в случае долгосрочных обязательств в области исследований, взятых на себя государством.

Сырьевые корпорации участвуют в создании новых технологий не только деньгами. Компании обязаны предоставлять разработчикам площадки для испытаний новых технологий.

Задача 2020 года в Норвегии: стать ведущим международным центром нефтяной и газовой отрасли. Этого планируется достичь за счет привлечения к инвестированию международных компаний и позиционирования Норвегии как экспортера новых технологий по разведке и добыче.

Канада

Страна богата полезными ископаемыми (полуметаллами, никелем, ураном, железной рудой, медью, нефтью, природным газом, золотом, платиной, асбестом, калийными солями), водными и лесными ресурсами. Все большее значение приобретает использование природных ресурсов труднодоступных северных территорий5. Канада занимает ведущие позиции в мире по добыче и производству многих видов сырьевых материалов - никеля, урана, асбеста, алюминия. Лидерами по темпам роста производства и инвестиций выступали корпорации "ресурсных" отраслей - нефтяной и газовой промышленности, лесопромышленного комплекса, цветной и черной металлургии.

Развитие научно-технического потенциала Канады на протяжении многих десятилетий определялось экономической зависимостью от США. На канадском рынке преобладали американские корпорации, которые обеспечивали интересы своих материнских компаний. Канадский экспорт в значительной степени складывался из поставок сырья в США. Кроме того, наблюдалась серьезная "утечка мозгов" на более емкий американский рынок.

Среди основных задач канадской общенациональной программы по инновациям:

  • Увеличение в 3 раза расходов частного сектора на исследования
  • Удвоение к 2010 году расходов на НИОКР федеральным правительством
  • Рост числа студентов и аспирантов в среднем на 5% в год
  • Специальное соглашение между правительством и сетью канадских университетов о поддержке расширения НИОКР в университетах - планируется втрое увеличить количество результатов исследований, доведенных до коммерческого использования и удвоить финансирование к 2010 году

Инициатива создания общенациональной программы по инновациям была выдвинута премьер-министром Жаном Кретьеном в 2001 г. Правительством была подготовлена инновационная стратегия Канады с конкретными рекомендациями и сроками перехода к новой экономики, в которой образование и наука, исследования и их внедрение играли ведущую роль.

Участниками формирования инновационной политики Канады стали все федеральные министерства. Но главная роль была отведена Министерству промышленности. Для стимулирования инновационной деятельности в частном секторе создан Фонд технологического партнерства, который осуществляет инвестиции для развертывания исследовательской деятельности малых и средних промышленных фирм.

Основные источники национальных расходов на НИОКР в Канаде, 1990-2010 гг.

Источники 1990 2000 2010 (прогноз)
Федеральное правительство, доля в % 28 18 15
Провинциальные правительства, доля в %td> 6 4 4
Частный сектор, доля в % 39 43 46
Высшие учебные заведения, доля в %
16 15 12
Неправительственные организации, доля в % 2 2 2
Зарубежные организации, доля в % 9 18 21

Источник: Канада: на путях построения инновационного общества, В. И. Соколов, studycanada.ru

В основном государственные инвестиции направляются на экологические технологии, биотехнологии, телекоммуникации, новые технологии в производстве материалов, в аэрокосмическую отрасль и оборону. Одновременно государственная помощь осуществляется и в маркетинге новых технологий и продукции соответствующих отраслей.

Инновации в российских и западных сырьевых компаниях

Зарубежные сырьевые компании выделяют на инвестиции в НИОКР значительные средства. Причем вложения носят стратегический характер. Все крупнейшие корпорации, основная выручка которых складывается из продажи нефти, газа и соответствующих продуктов, на протяжении последнего десятилетия инвестируют в разработку новых источников энергии. В BP развитие альтернативных источников энергии выделено в отдельную бизнес-единицу, значительные средства инвестируют Exxon Mobil, Chevron и Shell.

Зарубежные сырьевые компании вкладывают средства не только в чисто энергетические проекты. Chevron, к примеру, объявил о создании фонда с капиталом в 100 млн долл., предназначенного для вложения средств в новые технологические компании. Он будет инвестировать в компании, которые занимаются разработкой технологий, позволяющих связывать физические устройства с информационными сетями, что будет способствовать более эффективному управлению нефтеперерабатывающими предприятиями. NXP Semiconductors заключила с компанией Tata BP Solar India соглашение о партнерстве в области разработок, в рамках которого Tata BP намеревается использовать разнообразные электронные решения в области солнечной энергетики, разработанные компанией NXP.

Инвестиции российских сырьевых компаний в по-настоящему инновационные технологии носят разрозненный характер и чаще всего преследуют краткосрочные цели. Капиталоемкие программы с отдачей на долгие годы являются скорее исключением, чем правилом.

Инвестиции в НИОКР российских сырьевых компаний в сравнении с иностранными корпорациями

Компания Расходы на НИОКР, 2008, млн долл.* Выручка, 2008, млрд долл.* Доля выручки, израсходованная на НИОКР,%
Shell 1266 458,4 0,28
Exxon Mobile 847 443 0,19
Сургутнефтегаз 40,6 23,2 0,18
Татнефть 26,7 17,9 0,15
Газпром 199 141 0,14
Норникель 19 13,6 0,14
Лукойл 95 86,7 0,1
Роснефть 10,9 45,9 0,02




IBM 6000 103,6 5,8

*Показатели в рублях пересчитаны по среднему номинальному курсу за 2008 г. - 24,81 руб.

Источник: CNews Analytics, Годовые отчеты российских и зарубежных компаний

Лидер по соотношению расходы на НИОКР/выручка "Сургутнефтегаз" большинство исследований проводит в двух собственных институтах. — "СургутНИПИнефть" и "Ленгипронефтехим". Первый занимается фундаментальными научными исследованиями, здесь разработана и внедряется уникальная технология разработки Федоровского месторождения горизонтальными скважинами, создана уникальная технология добычи нефти из баженовских отложений. "Ленгипронефтехим" занимается проектированием нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий.

К наиболее известным и эффективным разработкам специалистов "Татнефти" можно отнести: бурение на депрессии, бурение многозабойных скважин, разновидность бурения скважин на депрессии, бурение с наклонным входом в пласт, цепные приводы скважинных насосов - альтернатива обычным станкам-качалкам, металлопластмассовые и стеклопластиковые трубы.

Над их разработкой работают ученые трех подразделений "Татнефти" - институтов "ТатНИПИнефть", "ТатНИИнефтемаш", а также - специалисты компании "Татнефтегеофизика". Среди партнеров компании в работе над новыми технологиями - Академия наук Татарстана, Институт микробиологии РАН, ВНИИ углеводородного сырья (Казань).

"Газпром" проводит ежегодный конкурс научных достижений, в котором награждает ученых и разработчиков. Сумма, выделяемая на эти цели, составляет около 30 млн руб. в год. В корпорации действует перечень приоритетных научно-технических проблем на 2006-2010 годы, утвержденный в 2005 году и с тех пор не пересматривавшийся.

"Норильский никель" и Российская академия наук в 2003 году анонсировали научно-исследовательские работы в сфере водородной энергетики. "Норильский никель" обещал вложить в это направление около 120 млн долл. за несколько лет. Но в результате проект был закрыт.

В 2009 году "Лукойл" с "Роснано" договорились развивать сотрудничество в области коммерциализации нанотехнологий и их внедрения в нефтегазовой отрасли. "Роснано" предоставит организациям группы "Лукойл" информацию о нанотехнологических проектах в нефтегазовой сфере. О развитии партнерства информации нет.

Практически все сырьевые гиганты России сотрудничают с профильными вузами, организуют практику для студентов, создают специализированные кафедры, закупают необходимое оборудование и выплачивают талантливым студентам стипендии. Тем не менее, сотрудники моложе 30 лет составляют лишь 20% занятых в отрасли.

Почему в США, в Японии или в Европе у крупных компаний есть спрос на технологии? Потому что на тех рынках инновационность является важным фактором для роста капитализации. Все эти рынки достаточно конкурентные. А в конкуренции за потребителя появляются основные компоненты, которые способствуют спросу на инновации.

Компания может оставаться на рынке и сохранять способность конкурировать, только при условии, если она является более эффективной. Использование инновационных технологий повышает эффективность производства и доставки продуктов, эффективность управления компанией, дает возможность оперативно обновлять перечень товаров и услуг.

В России более важными факторами с точки зрения роста капитализации являются, например, слияния и поглощения. Когда корпорации в развитых странах увеличивают доли рынка за счет внедрения инноваций, российские делают это через покупки других игроков.

Кроме того, государство в России зачастую вводит разного рода заградительные пошлины для иностранных компаний. Таким образом, установление барьеров для новых игроков искусственно снижает конкурентность рынка. На Западе же регуляторы и законодатели стараются максимально убирать барьеры для входа новых игроков на рынок, тем самым давая им возможность открыто конкурировать.

Появляются в России и молодые инновационные компании, занимающиеся разработкой инновационных нефтегазовых технологий. Совместный с Российской венчурной компанией венчурный фонд под управлением "Альянс Росно Управление Активами" в ближайшее время намерен вложить в проект мониторинга шельфовых месторождений более 100 млн руб. Выход из проекта инвестор рассматривает через продажу компании зарубежным сервисным корпорациям типа Schlumberger или Baker Hughes.

Что делать?

Для формирования инвестиционной активности в России и вовлечения в процесс создания инноваций крупных сырьевых корпораций необходим целый ряд мер административного и идеологического характера.

Управление процессом

1. Опыт многих стран со схожей структурой экономики показывает, что для эффективной и оперативной реализации инновационной политики необходимо создание надведомственного агентства по инновациям. Это позволит исключить бюрократические факторы из процесса принятия решений и даст возможность надзирать за деятельностью чиновников в их работе по внедрению инноваций во всех сферах.

Определение целей

2. Необходимо сформировать четкое понимание ключевых потребностей и перспективных направлений развития инноваций в России во всех значимых отраслях экономики. В данный момент приоритеты определены не по отраслевому, а только по технологическому принципу (энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космос, медицина и стратегические информационные технологии). Эти потребности должны формироваться, в том числе, исходя из нужд крупнейших российских заказчиков. Задачи должны быть зафиксированы вплоть до самого нижнего уровня (до конкретных технологий, продуктов и систем).

3. Необходимо создать централизованную структурированную открытую базу данных, доступ к которой будет иметь каждый желающий. В нее должны быть включены все потребности в НИОКР крупнейших российских заказчиков, размещаемые на открытых конкурсах. Кроме того, разработчики должны иметь возможность предлагать по средствам данной площадки свои проекты. Это позволит исключить дублирование заказов на разработки одних и тех же проектов разными клиентами, сейчас это имеет место. Кроме того, это позволит объединять усилия разработчиков при создании тех или иных проектов.

Госрегулирование и стимулирование

4. Необходимо устранить административные барьеры в вопросе списаний налогов с НИОКР (в данный момент эта проблема препятствует финансированию исследований в бизнесе). Нужно сформировать четкий перечень видов деятельности, которые будут классифицироваться как научные исследования.

5. Создание вторичного рынка лицензий на добычу нефти (добычных лицензий) даст возможность передавать заброшенные (низкодебетовые) скважины малым добывающим компаниям. Последние для получения прибыли будут вынуждены использовать инновации для увеличения коэффициента извлечения нефти.

6. Разработать иной подход к созданию техрегламентов: не описывать "как должно быть", а описывать принципы. Пример: светодиодные лампы являются энергосберегающими, но по текущим техрегламентам предприятия не могут их использовать как энергосберегающие. Подобных примеров много, требуется большая работа по соответствию техрегламентов здравому смыслу.

7. Необходимо заключить общественный договор с крупнейшими корпорациями о проведении кадровой модернизации, которая дала бы им возможность научиться "переваривать" инновации. Корпорации должны изменить систему мотивации сотрудников, которая сейчас ориентирована на выполнение плана (бонусы), а не на повышение качества продукции за счет внедрения инноваций. Конкретные меры по схемам мотивации требуют отдельного исследования.

8. Субсидировать из госбюджета второе высшее образование или получение степени MBA для специалистов, с обязательством работы по распределению в течение определенного срока на предприятиях, занятых в ключевых инновационных сферах. Таким образом, компании, работающие в наиболее важных для государства отраслях, смогут возглавить по-настоящему заинтересованные, молодые и образованные менеджеры. Опыт СССР доказал в этом вопросе свою эффективность.

9. Необходимо рассмотреть всевозможные демотивационные меры, направленные на принуждение к созданию инноваций (пример: повышение налога на выбросы двуокиси углерода в Норвегии, повышение налога на бензин в Калифорнии).

10. Рассмотреть возможность создания пилотных регионов со значительными преференциями (налоговые льготы, государственные субсидии) для разработки технологий использования альтернативных источников энергии. Заключить политический консенсус с гражданами этих регионов о переходе на новые источники энергии. Метод "кнута и пряника" предполагает барьеры на использование неэффективных технологий и льготы для освоения передовых энергетических разработок.

База для инноваций

11. Необходимо сформировать план локализации наиболее важных технологий, разработка которых в России нецелесообразна по ряду причин. На базе локализованных технологий, за счет их развития, возможна разработка собственных инновационных решений.

12. Разработать систему мотивации, в т.ч. безденежной (льготы, поощрения на внутреннем рынке), иностранных разработчиков для передачи технологий российским компаниям. Этим путем, пошла, например, Норвегия, что позволило стране стать одним из технологических лидеров в нефтегазовой сфере.

 

Максим Казак, Александр Левашов


Источники:

 

1 Организация экономического сотрудничества и развития, oecd.org

2 Материалы международного форума "Инновационные технологии и системы" в Минске, 2006

3"Нефтедобыча в России: государственная политика и инновационные перспективы", Московский центр Карнеги, 2009

4 Официальный сайт государственного проекта Норвегии OG21 ("Нефть и газ в 21 веке"), www.og21.org

5Мировая экономика (учебное пособие), Издательство LDL, 2005

6 Канада: на путях построения инновационного общества, В. И. Соколов, studycanada.ru

7 Годовые отчеты российских и зарубежных компаний

 

Что, на ваш взгляд, мешает российским сырьевым корпорациям больше инвестировать в НИОКР и становиться заказчиками инноваций в России?


Юрий Аммосов, научный руководитель Инновационного института при МФТИ:

 

Отсутствие инноваций в российских корпорациях – комплексная проблема, не имеющая однозначного решения. Проблемы с внедрением инноваций характерны для любой крупной корпорации. Инновация не является средством получения выгод непосредственно за счет ее появления: у нее всегда существует еще и деловое измерение. Технологическая инновация всегда должна сопровождаться деловой инновацией, чтоб приносить плоды.

Внедрение инновации, влияющей на выпускаемые продукты, для корпорации, являющейся игроком уже устоявшегося рынка, всегда сопряжено с разрушением ее существующего рынка и вторжением или созданием нового рынка. Если инновация не влияет на выпускаемый продуктовый ряд непосредственно, для ее усвоения корпорация должна, тем не менее, вносить существенные изменения в свои бизнес-процессы.

В России на это накладывается своя специфика. Большая часть крупных корпораций возникла вследствие приватизации уже существовавших производительных активов советской эпохи. Меньшинство компаний имеют предпринимательское происхождение, но, как правило, они либо воспроизводили бизнес-модели уже существовавшего в других странах бизнеса на тотально ненасыщенном рынке 1990-1999 гг., либо возникли вследствие изобилия дешевого финансирования и быстрого роста рынка в 1999-2007 гг. Во всех трех случаях, они работали на рынке, который был по сути неконкурентным и легко прощал ошибки в стратегии (что стало особенно очевидно в период кризиса 2008 г.).

С наступлением кризиса цена финансовых ресурсов возросла, и компании переключили усилия не на развитие и оптимизацию производства, а на стабилизацию своего финансового положения. Это не только психологическое, но и экономическое препятствие. Инновации требуют немалых стартовых капиталовложений и вложений в персонал, не считая возможного ущерба текущим денежным потокам за счет перестройки производства и смены продуктовой линии. Дефицит капитала и недоступность долгового финансирования – реальное препятствие инновационной деятельности.

В обоих случаях инновационная активность не воспринималась и не воспринимается как сколь-либо эффективная экономически. Когда все плохо, российскому предприятию инновации еще не нужны, а когда все хорошо, они ему уже не нужны. Состояние экономики во многом способствовало такому подходу.

Более того, те из российских корпораций, которые пытаются внедрять инновации, сталкиваются напрямую с тем, что привычные методы создания продукта и его выведения на рынок перестают работать. Необходимость использовать иные процессы под руководством квалифицированных кадров в России усугубляется тем, что и знание этих процессов находится в зачаточном состоянии, а количество специалистов, способных его применить, ничтожно.

Необходимо отметить, что инновации в России всегда рассматривались как затратный предмет роскоши, а не как жизненно необходимая деятельность. Бюджет средней корпорации на инновационные цели никогда не превышал 5% от общего годового бюджета. Повышенные затраты на приобретение инноваций часто были вызваны только желанием менеджмента символически продемонстрировать потенциальным или существующим инвесторам инновационное поведение (например, при подготовке IPO считалось необходимым установить информационную систему от SAP).

Наконец, в России существует определенное культурное предубеждение против инноваций, связанное с неприятием резких изменений. Инновационный процесс по своей сути является революционным, инноватор неизбежно посягает на существующее положение дел и стремится его разрушить. Хотя российскому менталитету скорее присущи и любовь к риску, и стремление к быстрому развитию, в российской культуре существует мощное течение, абсолютизирующее любую стабильность и культивирующее страх перемен ("как бы чего не вышло", "инициатива наказуема", "им нужны великие потрясения" и др.).

Итак, перечислим основные системные и институциональные препятствия к инновациям в России – это низкая конкуренция, дефицит финансирования, кадровый дефицит, культурные препятствия и непонимание значения инноваций.

 

Дмитрий Васютинский, управляющий директор венчурных фондов "Альянс Росно Управление Активами":

 

Препятствий для внедрения инноваций у российских корпораций, по сути, нет. Но нет и необходимости инвестировать в новые технологии. Целью любой компании является увеличение капитализации. Ее рост достигается за счет определенных факторов. Для отечественных корпораций в настоящий момент времени в перечне этих факторов технологичность и инновационность не являются приоритетом. Есть более важные факторы, которые способствуют росту капитализации.

Почему в США, в Японии или в Европе у крупных компаний есть спрос на технологии? Потому что на тех рынках инновационность является важным фактором для роста капитализации. Все эти рынки достаточно конкурентные. А в конкуренции за потребителя появляются основные компоненты, которые способствуют спросу на инновации.

Компания может оставаться на рынке и сохранять способность конкурировать, только при условии, если она является болееэффективной. Использование инновационных технологий повышает эффективность производства и доставки продуктов, эффективность управления компанией, дает возможность оперативно обновлять перечень товаров и услуг.

В России более важными факторами с точки зрения роста капитализации являются, например, слияния и поглощения. Когда корпорации в развитых странах увеличивают доли рынка за счет внедрения инноваций, российские делают это через покупки других игроков.

Кроме того, государство в России зачастую вводит разного рода заградительные пошлины для иностранных компаний. Таким образом, установление барьеров для новых игроков искусственно снижает конкурентность рынка. На Западе же регуляторы и законодатели стараются максимально убирать барьеры для входа новых игроков на рынок, тем самым давая им возможность открыто конкурировать.



Источник: CNews.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map