Власть уже осознала, насколько страна уязвима к экономическим санкциям. Если оставить в стороне возможность ввода санкций против России, открытым останется вопрос о том, как против России, которая является постоянным членом Совбеза ООН, Большой Восьмерки возможно применение санкций. Это в первую очередь противоречило бы ее статусу. Но как бы Россия не хотела себя позиционировать во внешнем мире, для Запада она отнюдь не центр силы или притяжения, а как назвал ее Обама - региональная держава, запугивающая своих соседей. Именно так склонны западные государства рассматривать Россию, и именно поэтому сама возможность применения санкций оказалась реальной.
Но Россия также ищет адекватные ответы на новые вызовы и угрозы. Уже были предприняты шаги на пути диверсификации партнерских связей и развития собственного производства. Какие же альтернативы Россия уже начала разрабатывать?
В финансовой сфере планируется создание до лета национальной платежной системы, которая сможет заменить Visa и MasterСard. Необходимость ввода собственной платежной системы стала очевидна тогда, когда против российских банков были введены санкции, Visa и MasterCard ограничили проведение операций по картам ряда российских кредитных организаций, в том числе банка «Россия», Собинбанка, СМП Банка. Объем российского рынка, который приходится на данные платежные системы, достиг 85% всех карт и операций по ним. Альтернативную им национальную систему, вероятно, создадут по варианту Китая, что позволит блокировать передачу данных в США. В России уже предпринимались попытки создания своих платежных систем на основе отдельных банков, но единой национальной создано не было. Если она все же и будет организована, то вряд ли сможет рассчитывать на статус международной, применяясь для внутренних транзакций. Но так как сейчас 80% операций по картам Visa и MasterCard – это внутрироссийские транзакции, их применение будет особенно важным с точки зрения суверенитета страны. Китайская платежная система, к примеру, с 2006 года (то есть через четыре года после своего появления) обслуживается более чем в 100 странах. И России с этой точки зрения есть чему поучиться у своего восточного соседа.
Для минимизации кредитных рисков Россия также планирует сократить внешние заимствования, о чем заявлял министр финансов А.Силуанов. При сохранении высоких цен на нефть эта задача окажется для России достижимой, однако здесь следует отметить, что речь скорее идет исключительно о государственных займах, в то время как в России в структуре внешнего долга преобладают заимствования частного сектора. Как решать проблему перекредитования или обеспечить новые займы – это вопрос для будущих разработок Правительства, и ему необходимо уделить пристальное внимание, так как в новых политических условиях вероятность того, что частный сектор столкнется с проблемой ликвидности, крайне велика. И в такой ситуации объем вывезенного капитала из России сможет побить рекорды. Так, по предварительной оценке Минэкономразвития в первом квартале он уже почти в 3 раза превысил годовой прогноз в 25 миллиардов долларов и по итогам года может достигнуть 150-200 млрд.долларов, превзойдя уровень 2008 года.
Энергетический сектор страны предпринимает шаги в сторону восточного вектора. Так, на днях Президент НК «Роснефть» И. Сечин посетил Вьетнам, где обсуждались вопросы расширения сотрудничества между российской компанией и вьетнамскими партнерами, в частности, в области долгосрочных поставок нефти. Сейчас доля экспорта нефти во Вьетнам в общем объеме менее 0,5%, поэтому результативность этих переговоров для экономики страны будет ничтожно мала. Ранее Сечин принял участие в инвестиционном форуме в Японии, где в частности призывал японских инвесторов активно вкладываться в российский рынок. В газовой сфере также предприняты попытки продвижения на восточном направлении: в мае может быть подписан контракт на строительство газопровода из РФ в КНР и поставку российского газа, ключевым пунктом разногласий остается вопрос цены на газ. Сейчас российский газ поступает в КНР только в сжиженном виде и составляет 2,5% от китайского импорта сжиженного газа, то есть перспективы увеличения объема рынка значительны. Ориентация на восточный рынок также заложена в находящейся на доработке Энергетической стратегии 2035. Очевидно, что в условиях, когда Европа активно обсуждает вопрос о снижении зависимости от российского газа и нефти, Россия также будет искать альтернативные рынки сбыта, которыми окажутся китайский рынок и государства, с которыми страна традиционно тесно сотрудничает.
Угроза применения санкций против России наконец-то указала власти на необходимость развития собственного машинного производства и снижения зависимости от импорта, что в частности признал и Медведев, когда заявил, что страна «слишком подсела на импортную иголку». В последние годы доля машин и оборудования в экспорте выросла значительно, при этом во внутреннем производстве объем импортных машин также растет. Если учесть, что западные поставщики занимают значительную долю рынка, сокращение объема импорта за счет развития собственного производства является первоочередной задачей для укрепления суверенитета российской экономики. Так, в Правительство уже внесено постановление об ограничении госзакупок импортных автомобилей, запланирована финансовая поддержка субъектов России, направленная на закупку автомобилей на газомоторном топливе.
Рис.1. Доля продукции средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности в общем объеме импорта по странам, 2013 год (по данным ФТС), в %
Национальный режим при госзакупках планируется ввести не только для автомобилей, но и для сельскохозяйственной, коммунальной, дорожной и железнодорожной техники. Сроком вступления постановления правительства РФ в силу предлагается сделать 1 апреля текущего года. Исключением станут трамваи и вагоны метро, для которых срок отодвинут до 1 января 2015 года. Ограничение закупок железнодорожной техники в первую очередь ударит по Украине, завязанной на российском потребителе, которая обеспечивает 58% российского импорта этой продукции. Эту стратегически значимую продукцию сейчас Россия поставляет с европейского рынка, следовательно, весьма уязвима в случае эскалации конфликта.
Рис.2. Доля продукции железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов в общем объеме импорта по странам, 2013 год (по данным ФТС), в %
Россия предпринимает некоторые шаги на пути минимизации последствий возможных санкций. С этой точки зрения ситуация может сыграть на пользу российской экономике, если власти окончательно осознают тот факт, что сложившаяся система ведет к десуверенизации. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что план действий на случай сильного ухудшения экономической ситуации в стране разработан. Однако на этот раз помощь будет выборочная и лишь в условиях введения санкций. Украинский кризис уже отчетливо показал не только уязвимость российской экономики, но и ошибочность выбранной ранее стратегии ориентации на западные рынки и импортную экономику. Видимо, только перед угрозой сильных потрясений во властной верхушке и происходит пересмотр уже устоявшихся ошибочных парадигм.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1014
Рейтинг поста:
--------------------
Можно удалять. Я сохранил все равно.
Опять истерики? Ща пирамидону выдадим) (с)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
что означает эта фраза? Россия себе поставляет эту продукцию или куда? в контексте речь идет о трамваях и Украине. это трамвай - стратегический продукт? или от недопоставок трамваев в Россию, Украина закачается?
кто писал этот бред?