Затем последовали законодательные инициативы и предложения.
Например, законопроекты, уточняющие правила, посредством которых регулируется оборот и ношение оружия (на фоне споров о разрешении свободного ношения оружия), законодательные инициативы о внесении изменений в законодательные акты РФ: «О средствах массовой информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - предложение члена Общественной палаты о конкретизации статьи 156 Уголовного Кодекса «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».
Инициативами предусматривается ограничение на показ (разрешено с 24 до 7 часов) в телекоммуникационных сетях изображений, которые показывают противоправные деяния, сопряженные с демонстрацией жестокости, физического и/или психического насилия, совершаемых лицами в возрасте до 18 лет, и, соответственно, сообщений, которые все эти действия описывают. Также предложение включает в себя запрет на продажу запрещенных для детей программ для ЭВМ в местах, доступных для несовершеннолетних.
Инициативы, в целом, положительные, но главным становится вопрос: как запрет на продажу будет соотноситься с уже существующим положением (часть 2 статьи 11 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), согласно которому оборот информационной продукции, запрещенной для детей, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации? Требования к этим мерам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Можно рассматривать эти положения как общую норму и специальную, можно изменить общую норму (... оборот информационной продукции, за исключением программ ЭВМ,...).
Представляются закономерными следующие вопросы: С точки зрения авторов законопроекта требования федерального исполнительного органа к мерам защиты детей от запрещенной информации не действенны, не эффективны? Может быть, эти требования не существуют пока в виде нормативно правового акта? А если действенны и эффективны, то может быть «хромает» контроль над соблюдением этих требований организациями, осуществляющими продажу программ? От ответов на эти вопросы зависит судьба инициативы. Возможно, стоит создать такие требования, возможно – улучшить их, возможно – улучшить контроль, а может, и проще, запретить продажу в определенных местах.
Защита детей от информации, которая может навредить их физическому и психическому здоровью, должна стать системной деятельностью органов государственной власти, основанной на принципах, закрепленных в «Основном законе страны». Как это можно реализовать, раскрывается в проекте новой Конституции РФ, который создан Центром научной политической мысли и идеологии. Проект предлагает набор фундаментальных ценностей, на основе которых и должна развиваться Россия, на основе которых должны осуществлять свои функции органы гос. власти.
Надежды законодателей на рост нравственности в результате бессистемных запретов на распространение пагубной информации выглядят неоправданными – нужны контрмеры, нужно развитие института семьи, института нравственности. Запрет продажи в местах, доступных детям, скорее всего, приведёт к появлению запрещённой продукции в других местах, кроме того, источников в Интернете, позволяющих скачивать запрещённое программное обеспечение, слишком много, чтобы перспектива перекрыть их все выглядела реальной.
Действия депутатов напоминают действия самых первых законодателей в истории, которые казусами (случаями, происшествиями) формировали право: наступили на грабли, недолго подумали, запретили грабли. Такой подход представляется малоэффективным – стоит создать правила пользования граблями.
Рейтинг публикации:
|