Проведение зимних Олимпийских игр 2014 года в непосредственной близости к южным рубежам России, к границам с Абхазией придаёт дополнительное значение поддержанию ровных отношений с таким соседом России, как Грузия, где до сих пор говорят о «деоккупации» Абхазии и Южной Осетии, призывая Москву отозвать их признание в качестве независимых государств.
Грузия приняла решение направить своих спортсменов для участия в Олимпиаде. Пропагандистские наскоки предыдущей правящей команды под началом Михаила Саакашвили сменились на более трезвую оценку ситуации. Решив принять участие в Играх, нынешние грузинские власти тем не менее ограничатся отправкой в Сочи исключительно спортивной делегации. Представителей властей Грузии на Олимпиаде не будет. Это в декабре 2013 года подтвердил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. Его предшественник, наиболее рейтинговый политик современной Грузии Бидзина Иванишвили, осенью прошлого года объяснил принятое Тбилиси решение участвовать в Играх соображениями доброй воли новых властей республики. По его словам, Грузия готова помочь России, создав со своей стороны условия, благоприятные для проведения Олимпиады.
Между тем напряжённость в российско-грузинских отношениях продолжает ощущаться. Продолжаются разговоры об «оккупационной политике» России в Абхазии и Южной Осетии. Назвав бойкот Олимпиады не отвечающим национальным интересам Грузии, власти республики не преминули при этом высказать свои претензии Москве в связи с действиями России «по сооружению новых пограничных заграждений».
Можно ожидать, что по завершении Олимпиады перспективы оздоровления российско-грузинских отношений начнут проясняться. Уже сейчас заметно стремление ряда стран помочь Москве обеспечить проведение масштабного спортивного мероприятия на высоком уровне. Как известно, Международный олимпийский комитет (МОК) отдал предпочтение российскому Сочи ещё в июле 2007 года. Сочи победил в сложной конкуренции с австрийским Зальцбургом и южнокорейским Пхенчханом. До «пятидневной войны» тогда оставалось чуть более года. Многие на Западе рассматривали принятое МОК решение как жест, способствующий укреплению мер доверия на Южном Кавказе. После августа 2008 года акценты в позиции западных держав претерпели изменения. На самых первых этапах осмысления Западом августовской войны 2008 года дело даже дошло до обсуждения в конгрессе США проекта резолюции с призывом к МОК лишить Сочи права проведения Игр.
Стали появляться комментарии, в которых говорилось, что проведение Олимпиады в Сочи может столкнуться с негативным информационным фоном, а также враждебными действиями негосударственных субъектов. В частности, в канадском Ванкувере во время зимней Олимпиады 2010 года прошёл ряд митингов-протестов против «Сочи – 2014». В Лондоне во время летних Олимпийских игр 2012 года была замечена активность черкесских радикальных кругов, протестовавших против проведения Олимпиады на территории России.
С приходом к власти блока «Грузинская мечта» можно, видимо, вести условный отсчёт очередного пересмотра Западом своего отношения к сочинской Олимпиаде. Лозунг новых грузинских властей о необходимости улучшения отношений республики с северным соседом в США и Европе в целом был поддержан. Стало понятно, что доведение российско-грузинских отношений до очередной конфронтации не входит в планы Вашингтона. Так или иначе, ФБР США, соответствующие службы Великобритании и Турции выразили готовность оказать ФСБ России, Национальному антитеррористическому комитету помощь в нейтрализации возможных внешних угроз на период Олимпиады.
По мнению грузинских авторов, вопрос безопасного проведения Олимпиады, имеющий всеобщее международное значение, особенно актуален для Грузии, соседствующей с Россией. На период проведения Игр Грузия приводит свои войска и правоохранительные органы в состояние повышенной готовности. Об этом ещё в марте 2013 года подробно рассказал министр обороны республики Ираклий Аласания. С его слов, грузинские военные взаимодействуют с республиканским министерством внутренних дел в принятии превентивных мер комплексного антитеррористического характера.
Хороший шанс для сближения России и Грузии в преддверии сочинской Олимпиады даёт временная отмена российской стороной визового режима для грузинских граждан - гостей Игр. Вместе с тем необходима осторожность. По оценкам российских экспертов, с территории Грузии, как и с территории Турции, в Южный федеральный округ России на период проведения Олимпиады могут просочиться экстремистские элементы. Так, в опубликованном в декабре прошлого года докладе Центра политинформации Алексея Мухина «Уровни безопасности и риски при проведении Олимпиады-2014 в Сочи» указывалось на одного из негосударственных субъектов, потенциального носителя террористической угрозы − «Имарат Кавказ».
Председатель правления российского Фонда ветеранов и сотрудников подразделений специального назначения «Вымпел-Гарант» Валерий Киселёв считает, что система безопасности Олимпийских игр отлажена безукоризненно. В оставшиеся до начала Игр дни эксперты и политики прогнозируют «постсочинские» перспективы в российско-грузинских отношениях. С конца 2012 года работает механизм встреч замминистра иностранных дел России Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе, в преддверии Олимпиады должна состояться очередная их встреча. Успех Олимпийских игр в Сочи и вклад внешних партнёров в дело их безопасного проведения придадут импульс дальнейшему развитию диалога Москвы и Тбилиси…