До старта сочинской Олимпиады остались считанные дни. «Обратный отсчёт» начала Игр был взят российскими властями примерно с конца осени прошлого года. С этого времени подготовка к крупнейшему спортивному мероприятию на территории Южного федерального округа России вступила в завершающую фазу. На данный период пришлись активные внешние контакты Москвы со всеми ключевыми соседями, от которых в той или иной степени зависит создание максимально благоприятного регионального фона к Олимпиаде. В этом контексте можно выделить российско-турецкий саммит на высшем уровне, состоявшийся 24 ноября в Санкт-Петербурге. Понимая основную заинтересованность Москвы в беспроблемном проведении Игр, Анкара решила «вписаться» в российский тренд обеспечения стабильности на Кавказе. Турецкое руководство заверило российских партнёров в своей готовности подключиться к обеспечению безопасности Олимпиады, нейтрализации вероятных террористических угроз.
Что лежит в плоскости непубличной политики, реального отношения турецких властей к вопросам повышения уровня региональной безопасности на период проведения Олимпиады, оценить достаточно сложно. Декларативный тон Анкары в поддержку усилий Москвы вокруг Игр, прежде всего, обусловлен крупными строительными контрактами, которые были получены турецкими компаниями в Сочи. Турецкий строительный бизнес на объектах сочинской Олимпиады освоил примерно $ 1 млрд. За несколько дней до начала работы 4-го заседания Совета сотрудничества высшего уровня России и Турции 22 ноября 2013 года в турецкой прессе стали появляться позитивные публикации о вкладе южного соседа России в создание спортивной и туристической инфраструктуры в Сочи. Газета «Hurriyet» в публикации от 16 ноября привела следующие цифры. Турецкие компании осуществили застройку территории площадью в общей сложности 700 тысяч кв. м, привлекали 15 тысяч турецких рабочих в месяц и выполнили подряды стоимостью $1,6 млрд. Среди проектов турецких компаний в Сочи 12 гостиниц и множество апарт-отелей, жилых зданий, торговых центров, а также медиа-центр для работы тысяч аккредитованных на Играх журналистов. Если верить турецким информационным источникам, их компании были привлечены к возведению практически всех жилых объектов в Сочи, внесённых в предолимпийские планы. При этом, опять же по данным турецких авторов, около 90% использованных в Сочи строительных материалов были доставлены из Турции (1).
Экономическая обусловленность интереса турецких властей в ровном течении Игр на российском Кавказе очевидна. Так же, как и конкретный временной лимит данного интереса: с окончательной сдачей строящихся объектов в эксплуатацию турецкая сторона теряет мотивацию быть до конца последовательной в деле безопасности Олимпиады.
Именно эффективное обеспечение безопасности спортивного мероприятия, в её северокавказском и внешнем измерениях, продолжает волновать российские власти. В декабре 2013-го был опубликован доклад «Уровни безопасности и риски при проведении Олимпиады-2014 в Сочи». Исследование российских экспертов из Центра политинформации выделило в качестве основной террористическую угрозу Играм. Терроризм в Сочи может придти, в том числе и с турецкого направления, откуда высока вероятность проникновения элементов так называемого «Имарата Кавказа». Последнему оказывают финансовую подпитку, в частности, спонсоры из Турции и Саудовской Аравии. Существует также вероятность просачивания на территорию юга России в период проведения Олимпиады представителей радикальных крыльев черкесских организаций Турции.
Другой вероятной угрозой, также носящей отчётливый террористический характер, авторы доклады отметили масштабное строительство с нуля олимпийских объектов. Это делает необходимым усиленный контроль используемых строительных материалов и работы самих строителей. Такой контроль тем более необходим с учётом того фактора, что во многих случаях стройка идёт от закладки фундамента. Зная о широком привлечении турецких компаний к возведению сочинских объектов, террористическая угроза и здесь может иметь след «Имарата Кавказа» или других экстремистских группировок с южного направления.
Необходимо отметить, что указанные оценки российских экспертов были озвучены за несколько дней до терактов в Волгограде. Таким образом, предположения о нависающей над Играми террористической угрозе или, как минимум, её высокой вероятности заслуживают самого пристального внимания российских властей. После взрывов в Волгограде слаженность работы Национального антитеррористического комитета России, спецслужб страны и региональных властей на порядок выросла в своей значимости перед сочинской Олимпиадой.
Настрой внешних партнёров России помочь ей в обеспечении безопасного проведения Олимпиады характерен для широкого круга государств. Здесь можно вспомнить заявления посла США в России Майкла Макфола о принципиальной заинтересованности его страны в успешном проведении Игр. В качестве аргумента посол при этом привёл факт прибытия на Олимпиаду «тысяч спортсменов и зрителей из США». Но практический вклад в обеспечение региональной безопасности могут внести только близлежащие страны.
Турция не только старается быть полезной России впритык к сочинской Олимпиаде, но и связать с этим ответственным спортивным событием продвижение своих позиций на Кавказе. И вновь интересы турецкого бизнеса идут в фарватере политического курса Анкары. Ожидаемое вхождение Тбилиси в торгово-экономическую интеграцию с ЕС открывает перед Анкарой новые перспективы усилить региональную связку Турция – Грузия – Азербайджан. Идёт последовательное укрепление позиций турецкого капитала, с сопутствующим социокультурным и политическим эффектом, на периферии данной региональной связки. Например, в Аджарии, откуда в последнее время участились сообщения о турецкой экономической экспансии.
Линия тесной экономической кооперации и политического взаимодействия Анкара – Тбилиси – Баку не может бесконечно стремиться к ограничению российских интересов на Южном Кавказе. Прежде всего, в том, что противостоит планам Москвы распространить на своего единственного последовательного партнёра в регионе схему евразийской экономической интеграции. Турецкие власти отдают себе отчёт в необходимости «разбавления» отчётливой конфронтационности России и Армении указанной выше линии. В отношении Армении с осени прошлого года запущена очередная волна турецкой имитации к открытию границы с соседом. На российском же направлении были попытки найти новые элементы укрепления торгово-экономических связей с северной державой на «постсочинский» период. Так, весной прошлого года, когда оздоровление российско-грузинских отношений вступило в свою активную фазу, Турция предложила России начать поставки овощей и фруктов транзитом через Грузию (КПП «Верхний Ларс») в общем объёме около 160 тысяч тонн ежегодно. В качестве обоснования данного маршрута, к примеру, отмечается, что такие поставки существенно снизят нагрузку на порт Новороссийск.
Из оценок турецких экспертов можно предположить, что Анкара привержена реализации закреплённых прошлой осенью с Москвой договорённостей на высшем уровне о сотрудничестве спецслужб двух стран в преддверии и в ходе проведения Игр. Обмен информацией по линиям соответствующих ведомств является, по всей видимости, единственной предметной областью сотрудничества, которая может оказаться полезной для российской стороны. Меры усиленного контроля на турецкой границе для лиц, направляющихся в Сочи в феврале-марте 2014 года (Паралимпийские зимние игры пройдут в Сочи с 7 по 16 марта), также вполне предсказуемы. Другой вопрос, насколько пограничный фильтр турецких властей окажется эффективным. Обострившаяся к концу прошлого года внутриполитическая ситуация в Турции не в пользу скрупулёзному отслеживанию местными властями вызовов сочинской Олимпиаде с южного направления. Коррупционный скандал в стране удалось локализовать, но он обострил ощущение у внешнего мира серьёзных экзистенциальных проблем внутри турецкой системы власти. Её монолитность поколеблена с событий лета 2013 года, когда крупнейшие города Турции охватила волна гражданских протестов. Не следует пренебрегать и фактором муниципальных выборов в Турции, которые должны состояться в марте этого года. Подготовка к ним фактически накладывается на сроки сочинской Олимпиады. Предстоящим выборам на местном уровне власти и оппозиция Турции придают повышенное значение. Отвлечённое внимание турецких властей на решение внутренних вопросов может привести к «окнам» для экстремистов на турецко-российской границе.
Свою роль в повышении террористической угрозы для Игр может сыграть и общее обострение ситуации на Ближнем Востоке. Конфликт в Сирии по нарастающей проецируется на соседние страны. Некогда стабильная страна в сердце Ближнего Востока фактически превратилась в сплошную «серую зону», источник международного терроризма. Для терпящих поражения в Сирии, таких группировок, как «Исламское государство Ирака и Леванта», «Джебхат ан-Нусра» Олимпиада в Сочи может представить интерес в качестве удобной «площадки» демонстрации миру своих трансграничных возможностей.
(1) Soçi Olimpiyatları'nda ilk zafer Türklerin // «Hurriyet», 16.11.2013.
Михаил Агаджанян, внешнеполитический аналитик Источник: kavkazoved.info.
Рейтинг публикации:
|