2 декабря 2013 года председатель российского правительства Дмитрий Медведев провёл совещание, название которого выглядело следующим образом: «О ходе выполнения указов Президента России от 7 мая 2012 года №596–606». В ходе совещания обсуждалась не только текущая экономическая ситуация в стране, но также и ход реализации социальных программ. Премьер с типичными для таких случаев прелюдиями о «благостной» работе правительства, всё же объявил собравшимся о том, что, в принципе, они и без него отлично знали:
Остается нерешённой задача по обеспечению устойчивого экономического развития, где ключевым фактором является повышение производительности труда.
Напомним, что ещё в начале года экономический блок правительства заявлял о том, что по итогам 2013 года экономический рост может составить до 3,5%. В течение года эту цифру постоянно корректировали в сторону уменьшения. Сегодня тот же экономический сектор «молится», чтобы экономический рост не оказался ниже показателей, который российская финансовая система демонстрировала на пике мирового кризиса. Конечно, « в минус» экономика не уйдёт, но и тот рост, который, вероятнее всего будет зафиксирован, вряд ли можно относить к серьёзным достижениям. Если верить всё тем же прогнозистам из экономического сектора кабинета министров (а доверия этим людям после их прошлых несбывшихся прогнозов чуть меньше, чем нет совсем), то экономика в конце декабря в годовом исчислении вырастет в лучшем случае (на термин «в лучшем случае» делается особый акцент) на 1,8%.
Озвучив то, что «устойчивого экономического развития» в стране добиться не удалось, глава российского правительства дал понять, что он видит главной причиной такого положения вещей в отечественной финансовой системе. Можно было бы предположить, что Дмитрий Анатольевич упомянет явную вялость экономической работы непосредственно правительства и неспособность оного отвечать новым вызовам, однако премьер заявил следующее:
Сложная ситуация на мировых рынках, она связана с теми рисками, которые там существуют, и положением в российской экономике.
Из этой занимательной формулировки можно понять, что главной причиной невразумительного роста российской экономики сегодня, по мнению премьера, является «ситуация на мировых рынках». Вот эта, понимаешь, ситуация и выстраивает российскому правительству экономические барьеры, которые то никак не может преодолеть. Министры финансово-экономического блока из кожи вон лезут, постоянно применяя некие инновационно-прогрессивные методики вывода российской экономики на устойчивый рост, а мировая конъюнктура сделать этого совсем не даёт… При этом почему-то Дмитрий Анатольевич не объясняет причин, по которым весьма серьёзный рост наблюдается в четвёрке (кроме России) стран БРИКС в отличие от нашего. По показателю экономического роста в 2013 года наша страна, и это более чем прискорбно, уже не дотягивает даже до ЮАР и Бразилии. Ну, если Китаю мы проигрываем все последние годы, то новые отставания выглядят как-то совсем уж печально. Конечно, в том же правительстве специалисты могут сказать, что наша экономика имеет более выраженный западный вариант (а на Западе с ростом тоже ой-ой), но так именно это и прискорбно. В то время пока развивающиеся страны мира выстраивали многовекторную экономическую политику, наши чиновники-экономисты упорно подписывали бумаги с неисчислимыми обязательствами перед западными финансовыми структурами. А уж теперь, как говорится, «неча на зеркало пенять», когда наша экономика не только создана по образу и подобию (ещё и не самому лучшему, кстати) западной, но ещё и чётко на неё ориентирована. Ну, хотя бы вопрос упорного желания держать триллионы рублей различных фондов в таких валютах как доллар, евро и даже британский фунт стерлингов.
В выступлении премьера можно выделить следующий интересный момент. Дмитрий Медведев перед тем, как упомянуть собравшимся о несбывшихся мечтах по устойчивому экономическому росту, рассказывает о достижениях правительства. Вот несколько цитат председателя российского кабинета министров:
Особое внимание уделяется поддержке семей с детьми. В этом году в 65 регионах в дополнение к уже действующим нормам введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребёнка до достижения им возраста трёх лет.
…направление поддержки многодетных семей – это безвозмездное предоставление земельных участков.
В текущем году Правительство дополнительно направило на модернизацию региональных систем дошкольного образования 50 млрд. рублей, а вместе с ещё 9 млрд. это составило сумму 59 млрд. рублей – большие деньги.
…мы определили механизм инвестирования средств ФНБ и пенсионных накоплений, порядок проведения независимого технологического аудита при необходимости общественного контроля, должна быть проведена работа по инвестиционным программам компаний с госучастием и инфраструктурных монополий.
Ну, а потом – про неудачу с достижением желаемого экономического роста. Если так, то получается, что Дмитрий Анатольевич как бы намекнул, какова ещё одна причина слабого роста российской экономики: выполнение социальных обязательств… Выходит так (по смысловому посылу от этого совещания): если бы не эти «треклятые» майские законы с обязательствами перед народом, то никаких особых проблем с экономическим ростом и не возникло бы. Ну, не было бы его – и никто б про него не вспоминал так часто... Мол, наобещают тут некоторые, а правительству теперь красней…
Что ж тут поделать? – обещаниями в нашей стране славились любые власти (и «белые», и «красные», и «серые») во все времена, да и не только в нашей стране, кстати. Но только были и те люди, которые, понимая, что не в состоянии обещания выполнять, не искали причин, а либо уступали свои кресла другим (хотя в отечественном случае это явление было скорее исключением), либо искали возможности. Сегодня поиск возможностей для решения накопившихся задач правительственными чиновниками выглядит ну очень невзрачно…
Тут конечно можно спорить, сразу же заявив, что, мол, если не они, то кто, и всё в таком духе, но если так, то и обсуждать явно нереализованные гигантские российские экономические потенциалы ни к чему. Тогда уж понять, простить…
Ну а в качестве иронии, почему бы не пригласить в правительство, к примеру, Ху Цзиньтао. Помните, какой при нём рост был в Китае? Ого-го был рост! И это он ещё газ с нефтью у нас покупал… И ведь сидит себе мужчина практически «бесхозный» - на подсказках у нового китайского лидера. А какой бы премьер вышел! Не генсек конечно, но... А к чему удивляться – иностранных тренеров в клубы и сборные команды привлекаем – уже в порядке вещей стало, а тут чем не сборная… Тогда (в случае чего) был бы уж законный повод задаться вопросом: на кого и как этот премьер работает?..
Кстати, Дмитрий Медведев не так уж и косвенно подтвердил тезис о том, что «социалка» российскую экономику тормозит. Как подтвердил? А вот цитата:
Непростые решения предстоят по реформированию пенсионной системы и сферы ЖКХ.
Выходит, всё то, что до текущего момента правительство принимало в социальном секторе – это ещё цветочки. Дальше, судя по высказыванию, будет сложнее. Ну, о предоплате за услуги ЖКХ из уст премьера и о «неповышении» пенсионного возраста так, что для получения более или менее сносной пенсии придётся поработать до возраста, равного примерно полутора средним продолжительностям жизни в стране, мы уже слышали. Если это были лёгкие инициативы и решения, то чего же ожидать дальше?..