Продолжают «радовать» своими прогнозами в экономическом секторе министры экономического блока правительства. Не успел министр экономического развития Алексей Улюкаев объявить о том, что рост экономики России в текущем году вряд ли выйдет за рамки 1,8%, как более «свежие» данные представил министр финансов Антон Силуанов. Выступая на пленарном заседании в Нижней палате парламента, глава Минфина заявил о том, что темпы роста российской экономики за последние два квартала упали до отметки в 1,2%, что приводит к невозможности достижения значения в 1,8% роста по итогам года. Получается, что в текущем году российская экономика демонстрирует самый низкий рост за последнее время, если, конечно, не учитывать падения во время кризисного 2009 года.
Экономика, конечно, сейчас растёт… Но это примерно то же самое, как если бы подростки в одном классе за год «вытянулись», что называется, на полголовы, а ты подрос едва на сантиметр - вроде бы ничего особенно жуткого, но всё равно как-то неуютно… И это при всех потенциалах нашего «подростка»…
Особенно «неуютными» такими показатели воспринимаются после осознания информации о том, какие показатели экономического роста Россия демонстрировала с 2000 года:
2000 год – рост 10%, 2001 год – рост 5,1%, 2002 год – рост 4,7%, 2003 год – рост 7,3%, 2004 год – рост 7,2%, 2005 год – рост 6,4%, 2006 год – рост 8,2%, 2007 год – рост 8,5%, 2008 год (начало кризиса) – рост 5,2%, 2009 год (пик кризиса) – падение 7,9%, 2010 год – рост 4,3%, 2011 год – рост 4,3%, 2012 год – рост 3,6%. Прогноз по 2013 году – 1,3-1,5%.
Нужно отметить, что снижение темпов роста характерно для многих развитых и развивающихся стран. Для сравнения: прогноз роста экономики Китая на 2013 год – 7,4%, Индии – 4,4%, Бразилии – 2,5%, ЮАР – 3,1%. То есть Россия по темпам роста рискует занять последнее место среди стран БРИКС.
Рост экономики Латвии по прогнозам – 4%, Литвы – 3,1%, Казахстана -5,5%, Азербайджана – 4,5%, Армении – 4%, Таджикистана – 7%, Узбекистана – 7,7%, Киргизии – 9%, Туркмении – 10,1% (Туркмения – сегодня один из мировых лидеров по росту ВВП). Молдавская экономика – и та демонстрирует 4%-ный рост…
В нашей «весовой» категории по темпам роста ВВП в 2013 году значатся такие государства как Грузия – 1,7%, Эстония – 1,6%, Украина – 1,5%, Белоруссия – меньше процента.
Радоваться или кручинится от того, что ниже уровня роста российской экономики (или примерно на том же уровне) - показатели таких экономически развитых государств как Германия – 0,5%, Франции – 0,4%, Великобритании – 1,3%, Японии – 1,8%. Продолжают падать экономики Италии, Португалии и Греции.
В общем, ситуация такая, при которой нас и весь остальной мир по темпам роста уверенно обгоняет, к примеру, Туркмения (+10,1%), но при этом нашему «росту» уступает Франция и Германия.
О чём это может говорить? Многие связывают это с сугубо неумелыми действиями российских властей, которые не способны провести полномасштабную экономическую модернизацию, оставаясь зависимыми от «погоды» в сырьевом секторе. По версии специалистов, которые придерживаются такой точки зрения, Россия продолжает жить в условиях системы сырьевой зависимости, которая начала формироваться ещё в завершение брежневской эпохи. В этой связи и Владимира Путина активно сравнивают с Леонидом Брежневым, проводя параллели между брежневским «застоем» и временами сегодняшними. Такую мысль, что примечательно, высказывают не только в России, но и за рубежом.
Недавно статью с проведением аналогий между Россией сегодня и СССР в начале 80-х опубликовали в «Bloomberg». В этом издании заявили, что нынешнее поколение руководителей России наступает на те же сырьевые грабли, на которые наступили и государственные экономисты эпохи Леонида Ильича. Правда, между теми и нынешними временами, как отмечается в «Bloomberg», есть несколько важных отличий. Первое заключается в том, что в 1982 году доля советского ВВП в мировой экономике составляла 8,7%, а сегодня эта доля равна 3,6% (только почему-то автор не распространяется о том, что СССР-1982 и Россия-2013 – это всё-таки два разных государства, с разными показателями численности населения, с разными производственными мощностями). Второе – экономика России является частью мировой экономики, а вот экономика СССР была куда более обособленной, несмотря на активную торговлю в позднюю брежневскую эпоху углеводородами. В итоге «Bloomberg» делает вывод, что главная схожесть России эпохи Путина (нынешнего Путина) и СССР поздней брежневской поры в том, что и тогда, и сейчас основной упор был сделан на консервацию тех успехов, которых удалось достичь за последние годы. Эта консервация стала причиной распада СССР, как бы на что-то намекая, пишет журналист Блумберг Степан Кравченко…
Некоторые тезисы, конечно, можно и оспорить, но из этой статьи стоит выделить и вполне резонные слова о том, что нынешняя экономика РФ стала частью общемировой системы. Причём даже не столько общемировой, сколько прозападной. Огромные денежные массы фондов хранятся в долларах (45%), евро (45%) и фунтах стерлингов (10%). Основные финансовые законы как под копирку списаны с финансовых законов США и Западной Европы, причём с оригинальными внутренними дополнениями (к примеру, до сих пор не ратифицирована 20 статья антикоррупционной конвенции – статья о незаконном обогащении чиновников). Оттоку капиталов (в большей степени именно на Запад) никто не стремится ставить надёжный заслон. Разговоры о повышении статуса российского рубля идут уже много лет, но на деле рубль пока только лишь теряет позиции (в общемировом плане).
Если снова обратиться к статистике темпов роста, то прозападность российской экономики становится ещё более очевидной. Итак, темпы роста экономики России, Германии, США, Франции лежат в пределах от 0,4% до 2%. В эту же плоскость попадает пожелавшая интегрироваться с ЕС Украина. Здесь же – Грузия, которая идёт прозападным экономическим курсом, и Эстония, которая с 2011 в еврозоне. Почему здесь оказалась Белоруссия, и не оказался Казахстан? Дело в том, что белорусская экономика ориентирована в первую очередь на российскую, а наша в свою очередь пришита к западной. Экономика же Казахстана ориентирована не только в российскую сторону, но и, например, в сторону Китая (годовой товарооборот КНР и Казахстана) составляет около 27 миллиардов долларов.
Последние визиты Владимира Путина во Вьетнам и Южную Корею показывают желание российского руководства (всего ли руководства?) несколько переориентировать экономическую модель. В этом у поздней брежневской эпохи и эпохи нынешнего Путина наблюдаются существенные отличия – тогда никаких особых попыток куда-либо переориентироваться не было. Но одно дело – попытки, другие дело – результаты, ведь привязка российской экономики к западной столь сильна, что Запад такую переориентацию может и не допустить, и особых усилий для этого ему (Западу) даже прилагать не нужно – российские резервы ведь вложены именно в европейскую и американскую экономику. Но без переориентировки и диверсификации российская финансовая система так и рискует остаться на показателях, близких к нулевым, даже при том уровне потенциала, который у России есть. А нулевые показатели, застой и консервация прежних успехов до хорошего не доводят. Примеры имеются…