Войну с Россией исламистские центры ведут со времен ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Они содействовали дудаевскому режиму в Чечне и сейчас продолжают помогать экстремистскому бандподполью на Северном Кавказе, готовы распространить свое влияние на всю территорию страны. Меры первой необходимости в борьбе с радикальным политическим исламом были перечислены в заключительной части основного доклада, прозвучавшего на научно-практической конференции «Исламизм и национальная безопасность Российской Федерации», которая прошла в Военной академии Генерального штаба ВС РФ (еженедельник «ВПК», №№ 23, 25).
Исламистский фактор оказывает безусловное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации. Несмотря на почти 20-летний опыт проведения антитеррористических операций, по-прежнему актуален вопрос о пределах применения военной силы и соблюдении законности, так как мусульманское население все чаще становится на сторону своих единоверцев, чем на сторону государства.
Военный аспект
Сегодня скорее отсутствуют, чем найдены решения проблемы призывных контингентов в Российскую армию из мусульман. Особенно в перспективе, когда их численный перевес будет сказываться и на национальном составе армии.
Подготовка военнослужащих как призывников, так и контрактников включает специальные знания тактических основ выполнения боевых задач, получение которых представителями мусульманских регионов может осложнить в будущем действия силовых структур по предотвращению и нейтрализации конфликтов, а также в ходе контртеррористических операций (КТО). Равно как и привлечение представителей мусульманских народов к КТО представляет опасения из-за их возможного сотрудничества с экстремистскими силами.
В связи с проводимой работой по формированию в армии и на флоте института военного духовенства особого внимания потребует вопрос подбора и подготовки исламских кадров. Слово священника для мусульманина значит иной раз больше, чем слово командира. Особенно если до призыва его духовным окормлением занимался исламский радикал. Согласно исследованиям Минобороны верующих в армии 63 процента, преимущественно православные. В настоящее время из 240 должностей военных священников укомп-лектовано 40 православных и две мусульманские.
Необходимо анализировать информацию, имеющую значение для формирования военной политики, которая относится к противодействию подрывной деятельности исламистских структур. Это касается сведений о наличии в исламистском подполье собственных вооруженных структур, их консолидации для осуществления диверсионных и террористических актов, что согласно Военной доктрине России является одной из основных угроз военной безопасности государства. Важно знать все о присоединении подпольных исламистских военных группировок к новым центрам силы за пределами нашей страны, чтобы совместно добиваться общей цели – строительства всемирного халифата. Необходимо четкое понимание степени влияния исламистской идеологии на военную политику Российского государства, в том числе на военно-политические и стратегические отношения России с исламским миром.
Конфессиональный мониторинг
Учитывая масштабы и опасность радикальных организаций исламистского толка, большую распространенность в разных регионах Российской Федерации, предлагается рекомендовать Совету безопасности РФ организовать мониторинг обстановки во всех федеральных округах, предметом которого определить состояние конфессиональных и межэтнических отношений. Обобщить результаты и на основе обсуждения разработать долгосрочную государственную программу противодействия радикальным течениям в исламе как угрожающим национальной безопасности и территориальной целостности России. Необходимо подготовить предложения о внесении изменений в законодательство об ответственности за распространение идей радикального ислама, за умышленные действия религиозных радикалов и сепаратистов, разжигающих в верующих этнический и религиозный экстремизм.
Также назрело создание министерства по делам национальностей и конфессий. Эта работа в многонациональном государстве должна вестись на самостоятельном и полноценном уровне, в связке этнических и вероисповедальных особенностей различных групп населения.
Следует создать теологические факультеты в университетах и воспитывать своих муфтиев, сильных, умных, не боящихся противостоять джихадистам, способных идейно воевать, так как сегодня ситуация в исламе представляет собой настоящую войну.
В России обретается немало проповедников, миссионеров, инструкторов, имеющих прописку далеко за рубежами РФ. Есть несколько очагов ислама, находящихся под прямым влиянием внешних центров: Саудовской Аравии, Ирана, Турции, организации «Братья мусульмане» (которой предположительно принадлежит авторство «твиттерных революций»), группы с центром в Катаре. Названные государства имеют виды на российские территории: Турция – на Кавказ, Иран – на прикаспийские земли.
Требуется вести учет всех прошедших обучение в зарубежных исламских университетах. Это необходимо, чтобы знать потенциально способных к распространению радикальных идей. Можно было бы предложить Духовному управлению мусульман при рассмотрении кандидатов на вакантные места исламских священнослужителей лиц, получивших богословское образование в зарубежных исламистских учебных заведениях, назначать только после соответствующей переаттестации.
Массовая иммиграция и информация
Следует кардинально изменить подходы к проблемам иммиграции. Объявить с 2014 года мораторий на привлечение новой рабочей силы. Въезд в Россию разрешить, в том числе из государств Содружества, только по загранпаспортам. Ввести и законодательно закрепить обязательный нормативно-правовой стандарт использования труда иммигрантов, который предусматривал бы при заключении договора параметры норм труда (рабочее время, отдых), страхование рисков, медицинское и социальное страхование, уровень заработной платы, бытовое обустройство, право работника обжаловать и получить компенсацию за нарушение трудового договора; законодательно закрепить юридическую ответственность работодателя (независимо от форм собственности) за соблюдение стандарта и использование нелегальной рабочей силы. Эти меры сделают невозможным использование рабского труда иммигрантов, будут способствовать повышению качества привлекаемых извне трудовых ресурсов и откроют вакансии для внутреннего рынка труда.
Предусмотреть при въезде в Российскую Федерацию внесение иммигрантом на банковский депозит суммы, достаточной для обратного билета (на случай необходимости депортации или по истечении контрактных обязательств) и снимаемой только при выезде из России.
Разработать механизм реального контроля за трудовыми иммигрантами (каждый, получивший разрешение по квоте, должен быть учтен персонально, а не численно).
Провести перерегистрацию всех законно находящихся на территории РФ трудовых иммигрантов, включая работающих по патентам, при необходимости перезаключить с ними срочные договоры. Активизировать практику выдворения иностранных граждан, нелегально свыше определенного срока находящихся на территории Российской Федерации.
Нужно заключить соглашения о реадмиссии (согласии России на прием своих граждан, депортируемых из других стран) с государствами, которые являются основными поставщиками мигрантов в Россию.
Что же касается средств массовой информации, то тем из них, что получают господдержку, необходимо рекомендовать следующее. Активизировать разъяснительную работу о смысле и целях реализации федерального закона «О некоммерческих организациях», относящихся к противодействию радикальному исламу, экстремизму и терроризму. Через многочисленные благотворительные организации и фонды, в том числе и прежде всего через исламистские, поступают средства, которые предназначены для работы против интересов страны.
Развенчивать ложный тезис о том, что сообщение о подозрительных людях и их деятельности является позорным доносом. За рубежом этому уделяется много внимания: от населения спецслужбы получают большую часть нужной информации, благодаря которой предотвращают опасные преступления и происшествия.
В современном мире многие государства сталкиваются с проблемой исламизма, который дает о себе знать не только проповедями, но и реальными кровопролитиями, террористическими актами, развязыванием гражданских войн. Практически все это Россия уже пережила, но угроза осталась. Не обезврежено террористическое подполье на Северном Кавказе. Глубоко запущенной оказалась проблема радикализации ислама в Центральной России, Поволжье. Нас беспокоит проблема не только потому, что угрожает нашему самочувствию, нашей безопасности. Мы на пороге грандиозных событий мирового значения: универсиады в Казани, Олимпийских игр в Сочи, на пути к чемпионату мира по футболу-2018. Сможет ли Россия обеспечить порядок и безопасность участников и гостей этих многолюдных мероприятий, вопрос не только гостеприимства и репутации…
Анатолий Куликов,
президент Клуба военачальников Российской Федерации, доктор экономических наук, генерал армии