21.02.2013
После принятия в июне 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР, того же захотели в ряде российских регионов. Несомненным форвардом "парада суверенитетов" стал Татарстан, где депутаты Верховного совета приняли свою Декларацию о суверенитете в августе того же 1990-го. До сих пор республика живёт под знаком суверенитета, хотя на деле уже достаточно давно не имеет его. Считаю, что следует подвести некий итог.
Тезис об отсутствии реальной суверенности Татарстана, как и самой татарстанской государственности сегодня не станут оспаривать даже безоглядные поборники независимости республики, регулярно требующие ее на митингах в Казани. Могут возразить, но я отмечу, что государствообразующий потенциал татарского народа за прошедшие 22 года мог быть реализован в исчерпывающей мере, причём в условиях, когда республикой управляли одни татары. Тем не менее, за это время реальных признаков суверенитета у Татарстана не прибавилось, наоборот, остались только атрибуты, вроде только что утвержденного текста гимна республики.
При этом абсолютное большинство татар не видели и не видят Татарстан вне России и без русских. Исходя из этих реалий и надо бы вырабатывать стратегию дальнейшей гармоничной жизни общества. Но вместо этого руководство делает всё, чтобы сохранить искусственные признаки суверенного государства - от президентского титула руководителя, кабинета министров и посольств до простой технической проблемы решения русского "языкового вопроса", которая, к сожалению, все усугубляется.
Ещё 10 лет назад в журнале АНКО ("Актуальное национально-культурное обозрение") я писал, что национальная культура может служить эффективным средством регулирования баланса интересов различных национальных групп в гражданском обществе и гармоничного развития, и что в части русской культуры и её сбережения в Татарстане этим должна заниматься не Москва, а прежде всего - местная власть. Но за последние годы ситуация в Татарстане резко обострилась. В первую очередь, это касается активности исламистов в республике, требующих создания халифата и проводящих свои акции на улицах, появления ваххабитского подполья и вооруженных боевиков, которые заявили о себе терактами в июле 2012 года.
Одновременно вскрылись факты этнической дискриминации (скандал с погорелицей из Муслюмовского района Надеждой Чекашкиной) и усилилось давление на русскую социально активную молодёжь, которая остро чувствует несправедливость в национальной политике и не желает, чтобы эта однобокость сохранялась впредь.
На этом фоне всю республику потрясло резонансное преступление, совершенное уроженцем Узбекистана, - изнасилование и убийство восьмилетней девочки Василисы Галицыной в Набережных Челнах. Так или иначе, но думаю, что это стало следствием миграционной политики руководства республики, привлекающего дешевую рабочую силу из Средней Азии для своих мегапроектов вроде того же ТАНЕКО или ОЭЗ "Алабуга".
Отдельным важным пунктом стоит "языковая проблема". Тут можно напомнить и про массовые обращения с просьбами увеличить объёмы преподавания русского языка в школах, и про митинги "за русский язык", и про уголовное преследование русских родителей за нежелание принудительно учить своих детей татарскому. Рискну предположить, что этот принцип является для части татарстанской, а точнее, татарской элиты, правящей в республике, своеобразным маркером, "моментом истины", способствует ликвидации застарелых комплексов и служит символом национально-исторического реванша.
Конечно, вопрос сохранения татарского языка важен, но вряд ли его можно сохранить насильно, да еще за счет русских и русскоязычных жителей, которых в республике примерно половина. Вроде бы уже все ясно - государственного суверенитета не вышло. Так зачем настаивать на государственном статусе татарского языка? Ну не станут все в Татарстане поголовно учить детей татарскому и русскому с колыбели. Исходя из этого очевидно, что изучение татарского языка нужно стимулировать в его естественной среде сбережения и развития - среди татар. Разумеется, никто не против, чтобы его изучение поощрялось среди других жителей. Но поощрялось! А не насильно вбивалось в головы.
Точно также нужно помогать татарской нации сохранять её язык, культуру, традиции в других регионах и странах, например, с помощью НКА, дающих массу возможностей. Именно помогать. В Татарстане же это превращается в обязаловку, а сами речи ответственных чиновниках напоминают сводки с театра боевых действий.
"Усилиями руководства республики нам удалось отстоять в законе (об образовании РФ - М.Щ.) практически все базовые нормы законодательства"... Это из речи министра образования Энгеля Фаттахова в Набережных Челнах на республиканской коллегии Минобрнауки. Как заметила казанская газета "Бизнес-Online", далее "он незамедлительно продемонстрировал отбитый у Москвы трофей - перешел на татарский язык".
И хотя на той же коллегии прозвучало, что возможность дополнительного изучения как русского, так и татарского языков будет предоставлена за счет средств государства, и что "с 1 сентября все учителя русскоязычных групп должны перейти на "коммуникативные технологии" обучения татарскому языку", мне с трудом верится, что для желающих русскоязычных школьников объёмы татарского языка снизят до достаточного (по мнению экспертов МОиН РФ) коммуникативного уровня 2 часа в неделю, а с произведениями классиков татарской литературы им разрешат знакомиться в русском переводе.
Уже несколькими днями позднее Фаттахов подчеркнул, что и "выпускники детских садов должны говорить на обоих государственных языках... это основной (выделение - моё - М.Щ.) показатель эффективности нашей деятельности".
Не случайно перезревшая "языковая" проблема в Татарстане вызывает сейчас чуть ли не истерическую реакцию в лагере националистов. Взять хотя бы Фандаса Сафиуллина, который в своей недавней статье с красноречивым заголовком "Отстаньте!" и эпиграфом "Собака лает, караван идёт" обвинил 15000 русскоязычных родителей, обратившихся к президенту Минниханову по языковой проблеме, в провокации, шантаже и намёках на возможный срыв Универсиады-2013. Поскольку ответа родителям от Рустама Минниханова так и не поступило, им, по-видимому, следует считать данную статью неким ответом татарской элиты республики.
Однако в духе "отстаньте от татарского языка и президента Татарстана" (читай "с вашим русским языком"?) проблему не одолеть. И президенту Минниханову придётся ее решать - ведь в республике живут не только татары, а сам он президент не только татар. Только чем позднее, тем больше вероятности, что решение придёт из федерального центра, поскольку Татарстан все же не "мусульманская" и не "татарская республика", а часть общей для всех Родины - России, как бы это не резало кому-то слух.
Пока же складывается впечатление, что в парламенте Татарстана напрягают все силы, чтобы срочно создать свой закон "Об образовании" - с допустимыми натяжками по отношению к федеральному и максимумом положений, соответствующих прежнему местному языковому и образовательному законодательству... Однако сколько верёвочке ни виться, конец ей будет. Такова народная мудрость.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Казани, кандидат технических наук
В Казани прошел митинг в защиту русского языка и федерального законодательства
6.05.2013
Вечером 6 июня в столице Татарстана русская общественность отметила день рождения Александра Пушкина митингом политического протеста. Причиной стала нерешаемая "языковая проблема" и продолжающийся этнолингвистический конфликт в республике. Организатором акции, собравшей около 40 человек, выступило Общество русской культуры Татарстана.
Митингующие держали лозунги "Верните право учить родной русский язык как в Калининграде!", "Требуем равноправия для всех народов Татарстана!", "Президент Путин! Мы против анклава в центре России, где вольготно живется ваххабитам и ущемляются права русских!", "Требуем соблюдения федерального законодательства в Татарии - субъекте России!", "Когда в Казани будет русский дом?!", "О! Сколько нам кормушек чудных готовит просвещенья дух... программа "Килэчек", "Верните русский язык в школы Татарстана в полном объеме!" и другие.
"Сейчас парламент Татарстана разработал свой закон об образовании, который идет вразрез с новым федеральным законом об образовании; последний закрепляет право изучать русский язык как родной и в полном объеме по всей России", - этим заявлением открыл митинг председатель ОРК РТ, профессор Александр Салагаев. По его словам, власти Татарстана решили сохранить практику сокращения часов на русский язык в пользу татарского, хотя за 20 лет она уже доказала полную несостоятельность.
"Президент Татарстана Рустам Минниханов после принятия в первом чтении нового закона "Об образовании" дал понять, что ничего меняться не будет", - отметил Салагаев, добавив, что федеральный центр по-прежнему демонстрирует пассивность в этом вопросе.
"Все чаяния русскоязычной общественности на мудрое решение справедливой власти в вопросе преподавания русского и татарского языков в очередной раз оказались тщетными: нас обманули!" - поддержал Салагаева председатель Казанского Общества русской культуры Михаил Щеглов. Он также напомнил, что в Татарстане продолжаются судебные преследования родителей, поднимающих эту проблему, что накаляет и без того непростую обстановку.
В финале мероприятия, когда митинг завершался чтением стихов Александра Пушкина, Анны Ахматовой и собственными сочинениями участниками, на акцию прибыли национал-сепаратисты из Союза татарской молодежи "Азатлык" с которыми был и "шейх Умар" - Айрат Шакиров, активист недавно закрытого прихода исламистов-хизбутчиков из мечети "Аль-Ихлас". Встав по другую сторону дороги от места проведения митинга, они принялись размахивать своими флагами и визгливо смеяться, однако не решились сорвать мероприятие. Полиция на приход провокаторов не отреагировала.
Источник: ИА REGNUM.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 25
Рейтинг поста:
Среди населения между татарами и русскими конфликтов на национальной почве не встречал. Наоборот стараются более корректно касаться вопросов веры и национальности -подтверждаю, чистая правда.
Добавлю, работа - вместе, праздники - вместе. Причем празднуют совместно все праздники. И светские, и православные, и мусульманские. Почти у каждого есть друзья, коллеги по работе, родственники разной национальности, веры. Что тут делить? Это никому из жителей Татарстана даром не нужно.
Поэтому, вражда и деление - надуманные проблемы, которые хотят насадить и посеять те, кто хочет, чтобы в Татарстане это появилось. Националистов и религиозных фанатиков - статистическая погрешность. Они все как раз оттуда и с теми, кто разговоры поднимает на эту тему.
В Татарстане строятся заводы, дороги, открываются новые производства, города растут, дома складываются в новые районы, сельское хозяйство поднимается. И строят это всё все вместе. И никто не делит никого по национальному или религиозному признакам.
На этом фоне всю республику потрясло резонансное преступление, совершенное уроженцем Узбекистана, - изнасилование и убийство восьмилетней девочки Василисы Галицыной в Набережных Челнах. Так или иначе, но думаю, что это стало следствием миграционной политики руководства республики, привлекающего дешевую рабочую силу из Средней Азии для своих мегапроектов вроде того же ТАНЕКО или ОЭЗ "Алабуга".
- вообще, единичный случай. Подозреваю, созданный специально для поднятия истерии в обществе и созданию несуществующей проблемы для разжигания розни по национальному признаку. А проекты реализуются местными компаниями, местными рабочими. Приезжие есть, но их количество - статистическая погрешность.
В финале мероприятия, когда митинг завершался чтением стихов Александра Пушкина, Анны Ахматовой и собственными сочинениями участниками, на акцию прибыли национал-сепаратисты из Союза татарской молодежи "Азатлык" с которыми был и "шейх Умар" - Айрат Шакиров, активист недавно закрытого прихода исламистов-хизбутчиков из мечети "Аль-Ихлас". -
сепаратисты - реликт из 90-х. Созданы и были для внесения раскола в обществе, для разрушения России. Обычные люди их не знают, не поддерживают, а вообще с порога дома например поганой метлой прогонят. А первых вообще не знаю. Может для вторых создали.
Клановость и национальное разделение в руководстве. Есть. Вообще это есть везде. Ну а что может быть после периода развала страны, после 90х?
Вообще, уже по источнику можно понять что будет написано. Регнум - это ж пример иностранного агента. Там однажды читал статью о Татарстане - один в один по теме и стилистике. Чушь по сути, отличный сценарий врагов для убийства местных жителей, устроения гражданской войны и развала России по идее.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 818
Рейтинг поста:
Большая просьба к жителям Татарстана дать свои оценки данной информации.
Что Вам сказать?... Власть клановая.
В неделю преподается русского и татарского языка по 5 часов (2 класс). Но это в платном варианте обучения, и при сборе подписей родителей об увеличении часов русского языка. Про бесплатное образование сказать не могу, но могу узнать при случае.
Среди населения между татарами и русскими конфликтов на национальной почве не встречал. Наоборот стараются более корректно касаться вопросов Веры и национальности. Что касается исламизации... вот Вам пример:
На Оке, как-то была статья о закрытии мечети «Аль-Ихлас». Так вот, практически каждый день там кормили постным пловом бездомных, малоимущих, да и просто всех желающих. Устраивали викторины, сабантуи, рассказывали сказки (в хорошем смысле этого слова) местной детворе. По началу, запретил своим детям ходить в мечеть, дети устроили истерику - мулла их не пускал, потому что слово отца священно для сына. Потом разрешил, конечно постоянно спрашивал, как? и что? (пропаганда сми не давала расслабится)) Несколько раз вступал с ними в дискуссию, вполне адекватные. Что напрягало, так это бороды и намаз особенно в 6 утра. Один из дней выставил колонки в окно и врубил Бетховена (Упс! оказывается Иоганна Себастьяна Баха, давно не включал забыл)) сам не ценитель, держу пару дисков, когда соседи начинают шуметь, ставлю на полную и иду гулять)) рекомендую, пару раз часа три-четыре даешь насладится Бахом и соседи начинают ценить тишину). И здесь эффект был тот же, встретились мирно поговорили, и решили не портить жизнь друг другу. Это и было наше первое знакомство. По поводу бород, кстати, не смог ни чего возразить, когда сказали:- "Славяни испокон веков бороды носили, ваших дедов Петр оголил под европейцев, а староверы ваши до сих пор чтут обычаи предков."
Что еще сказать? смерти не боятся, уважают старших, веруют я бы сказал фанатично, но уважают Веру другого. Кстати буквально через дорогу Церковь... по-моему служителям Христа есть чему поучится если хотят увеличить число прихожан.
В общем разговор этот долгий, а уже поздно.
П.С. Мнение комментария чисто субъективное, спорить ни с кем не собираюсь.
--------------------
(Людвиг Андреас фон Фейербах)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2334
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Редакция
публикации 12002
комментария 7832
Рейтинг поста:
Школьники смогут выбирать русский язык в качестве родного языка для обучения - законопроект
Законопроект о том, что русский язык может считаться родным языком, внесли в Государственную думу РФ депутаты фракции "Единая Россия" во главе с председателем комитета по делам национальностей Гаджиметом Сафаралиевым ("Единая Россия"). Об этом корреспонденту ИА REGNUM 6 июня сообщили в аппарате Госдумы.
Законопроектом предлагается урегулировать принципиальные вопросы правового положения языков народов Российской Федерации с учетом их статусов, тем самым снять ряд коллизий, которые возникают в реальной практике функционирования языков в системе образования, а также во всех подлежащих правовому регулированию сферах использования языков народов России, рассказал член комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин ("Единая Россия").
"Из логики Конституции РФ следует, что говоря о родном языке мы имеем ввиду родной язык из числа языков народов Российской Федерации, включая и русский язык. Однако, право выбора русского языка в статусе родного языка не реализуется гражданами и русский язык не рассматривается в статусе родного языка для тех, кто его таковым считает", - уточнил парламентарий.
"При этом обращаю внимание на то, что русский язык функционирует в системе образования только в статусе государственного языка Российской Федерации", - продолжил депутат Госдумы.
Законопроектом предлагается распространить принцип равноправия всех языков народов России в статусе родных языков на норму о возможности выбора русского языка в статусе родного языка из числа языков народов России.
"Я думаю, этот законопроект разрешит ситуацию в том числе с изучением русского языка в Башкирии и Татарстане", - заявил Балыхин.
Как сообщало ранее ИА REGNUM, русскоязычная и русская общественность Татарстана несколько лет выходила на митинги и пикеты, писала письма президентам России и Татарстана с просьбой дать возможность изучать русский язык в Татарстане как родной, а также избавить от обязательного изучения татарского языка.