Дорогу осилят умные
Сергей Небренчин
12 июня – День России. В 1994 году был утвержден президентским указом как День принятия декларации о государственном суверенитете России. Но идея знаменательной даты с таким названием не прижилась в стране, и 1998 году руководством РФ было предложено новое наименование - День России. Официально нынешнее название праздник получил 1 февраля 2002 года, когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса. Между тем, истоки российской государственности лежат в глубокой древности. В прошлом году в Великом Новгороде прошли юбилейные торжества, посвященные 1150-летию зарождения российской государственности.
Еще в дореволюционной России точкой отсчета избран 862 год, когда наши предки еще в те дальние времена усвоили важное значение понятий сплоченности, единодушия, взаимного уважения, объединились для прекращения межплеменных раздоров, восстановления справедливости, отстаивания свободы и независимости. Однако, как считают сегодня многие российские и зарубежные ученые, история древней Руси имеет еще более глубокие корни, и она требует своей «реабилитации», всестороннего исследования на благо возрождения и процветания единого Отечества. Как свидетельствует историграфия, еще в первом тысячелетии нашей эры русско-славянские племена активно взаимодействовали между собой, объединялись в межплеменные союзы. В рамках объединений существовали общинные дружины и другие институты управления, структуры родовых хозяйств и жизнеобеспечения, использовалась система традиционных ценностей, этно-культурной поддержки и солидарности. Анализ отечественной истории, опыта проб и ошибок, побед и поражений имеет непреходящее значение для судеб многонациональной страны в настоящее время. Как известно, главной бедой России во все времена считались «дураки и дороги». Происхождение известной присказки, прежде всего, предопределили огромная территория и суровый климат страны. Совсем непросто обустроить добротными дорогами, развитыми коммуникациями с современной инфраструктурой одну седьмую часть света, относительно территории которой население страны является ничтожно малым, немногим более 140 млн человек. Это все равно, что садовод вместо привычных «шести соток» примется собственными силами обрабатывать один гектар земли. Однако, сегодня тему «плохих дорог» следовало бы рассматривать шире в контексте, как нам обустроить Россию в новых внутриполитических и международных условиях, какую избрать модель управления экономикой и общества, каким образом разграничить и перераспределить экономические функции между федеральным центром, субъектами федерации и муниципалитетами. Взаимозависимость проблемы «дураков» и « дорог» состоит не только в том, что во властных органах сегодня дефицит деловых, компетентных и ответственных работников, что отсутствуют должные представления о дальнейших перспективах и путях развития огромной многонациональной страны в условиях глобальных вызовов и угроз. В стране сложилась порочная коррупционно-клановая система управления, которая, в принципе, не рассчитана на создание необходимых условий возрождения страны, повышения ее политической, экономической и деловой конкурентоспособности на международной арене. Ситуация усугубляется тем, что в России хронически не хватает «рабочих рук», падает квалификация специалистов, происходит старение и уход на пенсию профессиональных кадров. Сегодня из примерно 80 млн трудоспособного населения страны в производственной сфере занято не более 10 %. В бизнесе официально трудится около 6 млн. человек. При этом, по данным правительства, более 20 миллионов трудится без регистрации, значительную часть из них составляют не граждане России – мигранты. Огромная армия людей, неизвестной гражданской принадлежности, уходит от налогов, производит и оказывает товары и услуги, качество которых не подконтрольно государству и обществу. Между тем, чтобы создать необходимые условия для должного хозяйственного обустройства российских территорий и эффективно контроля за ними, прежде всего, регионов Сибири и Дальнего Востока, требуется как формирование современной инфраструктуры развития, так и рациональное перераспределение трудовых ресурсов, создание дополнительного числа рабочих мест. По оценкам руководства страны, речь может идти примерно о 25 миллионах мест, а также о модернизации существующих. Об этом, в частности, шла речь на последней встрече президента страны Владимира Путина с представителями бизнес-сообщества в Воронеже. Мероприятие прошло накануне Дня Российского предпринимательства, который по складывающейся традиции отмечается 26 мая. По словам Владимира Путина, там, где создаются новые рабочие места наблюдается синергетический эффект по всем направлениям, повышению производительности труда, решению социальных задач. На предприятиях «новой экономики» выработка на одного рабочего почти в 10 раз больше, чем на традиционных производствах, прибыль возрастает в 8,6 раз, объем налоговых платежей – в 5 раз. На встрече в Воронеже рассматривался вопрос об экономической амнистии. Его инициировал, в частности, Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов. Однако, президент справедливо считает, что предложение необходимо внимательно изучить, «пока оно носит сырой, непроработанный характер». И действительно, нельзя одновременно вести эффективную борьбу с коррупцией и проводить амнистию осужденных, среди которых фальшивомонетчики, лица, уличенные в криминальном экспорте материалов двойного применения, которые могли быть использованы для производства оружия массового поражения, коррупционеры, торговцы контрафактной продукцией и др. Как считают специалисты, если создаваемые дополнительные рабочие места укомплектовывать за счет гостарбайтаров и других категорий мигрантов и эмигрантов, в своем большинстве представляющих собой неквалифицированную рабочую силу, то проблему не удастся решить успешно. Стране сегодня нужны профессиональные индустриальные кадры, специалисты своего дела, болеющие душой за судьбу многонациольнального государства. Кроме того, как показывает мировой опыт, дальнейший неуправляемый наплыв трудовых ресурсов извне может угрожать национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности. Из мировой истории хорошо известно, многонациональные и поликонфессиональные государственные объединения теряют устойчивость и перспективы развития, если однородное большинство страны сокращается ниже 66-67 процентов от общего населения страны. Поэтому сохранение демографического статус-кво в масштабах страны, стимулирование внутренней трудовой миграции, укомплектование новых рабочих мест преимущественно за счет коренного населения страны представляется наиболее правильным решением в нынешней ситуации. По мнению экспертов, эффективность управления российскими просторами, решения задач перераспределения трудовых ресурсов, разграничения экономических функций между федеральным центром, субъектами федерации и муниципалитетами в немалой степени снижается вследствие ассимитричного национально-государственного устройства страны. Сложилось так, что в современной Россия, где проживает более 200 народов, одни этносы имеют свою государственность, а другие коренные народы лишены такой привилегии, на государственном уровне отстаивать свои политические, экономические и культурные интересы. Из общего числа субъектов РФ (83) примерно треть (26) - это национально-государственные образования. Они занимают более половины территории РФ, здесь проживает около половины населения страны. Как считают специалисты, нынешнее национально-территориальное устройство, доставшееся в наследство от прошлых времен, нередко ведет к обособлению регионов, нарастанию диспропорций и дисбалансов, настроений в демографической несправедливости в обществе, росту противоречий и напряженности между субъектами федерации, во многом тормозит процессы продвижения во власть людей по деловым качествам, а не коррупционно-клановым, и др. Ситуация усугубляется тем, что столица Россия перестала должным образом обновляться, аккумулировать в себе и продвигать на первые роли лучшие деловые кадры из провинции. В общественном сознании нынешняя Москва постепенно утрачивает свой первоначальный потенциал собирания и развития российских территорий. Она все чаще воспринимается как государство в государстве, источник многих российских бед и даже угроз территориальной целостности страны. Современная половозрастная, социальная, национальная и конфессиональная структура населения города, сложившаяся во времена СССР и еще больше изменившаяся в последние 20 лет, неадекватно отражает нынешнюю демографическую ситуацию во всей России. В результате российские ресурсы и возможности, владение и распоряжение которыми преимущественно осуществляется из Москвы, сегодня используются не в интересах большей части населения страны. До самого последнего времени более 75 % всех денег страны «крутились» и «оседали» в московском регионе. Сохранение такого положения дел чревато непредсказуемыми последствиями для многонационального государства. В связи с этим возрастает актуальность решения задачи по оздоровлению обстановки вокруг Москвы, созданию условий для возрождения столичного города или решения вопроса об устройстве столицы в другом регионе страны. В настоящее время реальное проектирование конфигурации жизненного пространства и стратегии управления территориями сложно осуществить вне контекста существующих геологических прогнозов. По имеющимся оценкам, территорию России не обойдут мощные природно-климатические бедствия и катаклизмы, прогнозируется изменение характера и содержания этнокормящих ландшафтов отдельных территорий. Поэтому планирование перераспределения трудовых ресурсов, расселения крупных городов и развития малоэтажной России, проектирование новых дорог и коммуникаций, инфраструктурных изменений должны осуществлять современные транспрофессиональные кадры, обладающие глубокими метафизическими знаниями, имеющими непосредственное отношение к технологиям нового VI поколения ( био-, нано-, когно-, IT). Приходит время деловых, умных, ответственных кадров в политике, экономике, культуре.
В современных условиях решить задачи возрождения и удержания контроля над своим жизненным пространством уже не удержать только силовыми или финансово-экономическими, информационными или даже полицейскими средствами. Государственное устройство в огромной многонациональной и поликонфессиональной стране должно основываться на гибком сочетании принципов демократического иерархического правления с развитием сетевых форм управления государством и обществом по горизонтали и вертикали. От центра к регионам и далее муниципалитетам важно передать значительную часть полномочий. На недавнем заседании «Меркурий клуба» при ТПП РФ под руководством его президента академика Е.М. Примакова шел предметный разговор о перераспределении экономических функций между федеральным центром, субъектами федерации и муниципалитетами. Мероприятие было приурочено к предстоящему в этом году заседанию Госсовета по данной проблематике. В период отмечания Дня России11-12 июня проходит учредительный съезд Общероссийского народного фронта, в деятельности которого участвуют представители предпринимательского сообщества и, в частности, системы ТПП РФ, являющихся наиболее активной деловой частью российского общества. Хочется надеяться, что еще одна попытка властей консолидировать и мобилизовать общества на этот раз окажется успешной, надежды россиян оправдаются и новое движение сыграет свою положительную роль в деле возрождения общества и развития государства, повышения конкурентоспособности России на международной арене. В стране, наконец, появятся современные дороги, а во власти окажутся умные люди, специалисты своего дела, патриоты Родины. Источник: imperiya.by.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 9
Рейтинг поста: