1. Автомат Калашникова
Автомат АК-47, серийно выпускавшийся Ижевским машиностроительным заводом, принес его создателю славу, какой не знал ни один конструктор на планете. Русский конструктор, генерал, создатель автоматов и пулеметов Михаил Тимофеевич КАЛАШНИКОВ (род. 10.11.1919, с. Курья, Алтай) был 17-м ребенком в семье. Его автомат распространен в 55 странах, его изображают на гербах. Список зарубежных копий АК-47 насчитывает не менее 28 позиций. Под разными названиями его выпускали в Венгрии, Германии, Израиле, Румынии, Финляндии, Китае, Польше, Югославии, Нидерландах, Корее, Италии, Болгарии, Египте, Индии, Кубе, США. Характерно название американской копии автомата: PolyTech Legend (Политехническая легенда). Швейцарцы делают часы «Калашников», у англичан популярна водка «Калашников», имя Калаш арабы считают магическим и дают мальчикам.
Лит.: Монетчиков С. Б. История русского автомата. – СПб., 2005.
2. Бурение лунного грунта и его доставка на Землю
9 августа 1978 г. с космодрома Байконур с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя «Протон-К» был запущен космический аппарат «Луна-24», осуществивший посадку на Луне, бурение лунного грунта и доставку его (170 г) возвращаемым аппаратом на Землю. Максимальная глубина бурения составляла 2,3 м. Возвратная ракета станции «Луна-24» с образцами лунного грунта стартовала к Земле 19 августа в 8 ч. 25 мин. Продолжительность обратного перелета составила 84 ч. 22 августа станция приблизилась к Земле со второй космической скоростью. В расчетное время – за 8 ч. до входа спасаемого аппарата в атмосферу Земли – произошло его отделение от возвратной ракеты. На высоте 15 км была введена в действие парашютная система, и спускаемый аппарат совершил посадку в 200 км юго-восточнее Сургута. Программа полета станции «Луна-24» была выполнена полностью.
Лит.: Лунный грунт из Моря Кризисов // Сб. статей / Отв. ред. В. Л. Барсуков. – М., 1980. – 360 с.
3. Водородная бомба
Испытание первой русской водородной бомбы РДС-6с состоялось на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 г. Бомба имела мощность 400 кт (в тротиловом эквиваленте), т. е. в 20 раз превосходила по этому показателю первую атомную бомбу. Действие водородной бомбы основано на использовании энергии, выделяющейся при реакции синтеза легких ядер. Успех испытания означал, что в создании самого мощного на Земле оружия наша страна не только догнала США, но даже опередила соперника по ряду направлений: СССР впервые в мире создал компактное термоядерное изделие огромной мощности, переносимое лучшим в мире на то время бомбардировщиком Ту-16 (США к тому времени испытали термоядерное устройство размером с трехэтажный дом и весом 65 т). Только благодаря этому достижению русских ученых, конструкторов и рабочих не сбылся людоедский план США стереть Россию с лица земли атомным шквалом.
Лит.: Ядерные испытания СССР. Т. 1. – 1997.
4. Гусеничный трактор
Русский крестьянин Федор БЛИНОВ (25.07.1831 (32), с. Никольское Вольского у. Саратовской губ. – 24.06.1902) был бурлаком, кочегаром, машинистом на пароходе. 27 марта 1878 г. подал заявку на получение патента на изобретенный им «вагон с бесконечными рельсами» – прототип гусеничного трактора. Привилегию (патент) № 2245 получил осенью 1879 г. Первый в мире гусеничный трактор (на паровом ходу) был им сделан в конце 1880-х гг. В 1889 и 1896 гг. как изобретатель трактора награжден медалями Саратовской и Нижегородской выставок. Немцам, просившим Блинова продать «самоход» для организации серийного производства, он отказал, а в своей стране его не поддержали. Газета «Волгарь» писала про историю с самоходом Блинова: «Вся беда в том, что русские изобретатели – русские. У нас нет доверия к собственным творческим силам».
Лит.: Деревянченко А. А., Чулков А. Г. Волжский самородок: Страницы жизни Ф. А. Блинова. – Саратов, 1990.
5. Двигатель внутреннего сгорания
В 1887 г. Борис Григорьевич ЛУЦКОЙ (Луцкий; 1865 г. в с. Андреевка под Бердянском Таврической губ. – 1920) запатентовал двигатель внутреннего сгорания. Учился в гимназии в Севастополе, после окончания в 1882 г. поступил в Мюнхенский политехнический институт. Автор бензиновых моторов для автомобилей Даймлер (Даймлер–Луцкой), строил двигатели для русских боевых кораблей. Штампованная стальная рама, зажигание от магнето «на отрыв», Т-образная головка цилиндров, 4-цилиндровый вертикальный блок двигателя, ножной акселератор вместо ручного, поставленный перед двигателем радиатор – вот лишь небольшой перечень изобретений Бориса Луцкого. Бронеавтомобиль с бензиновым мотором Луцкой изобрел в 1900 г. (до этого были бронированные паровые машины). Участвовал в организации производства и поставок автомобилей Даймлер–Луцкой для России. В 1912 г. журнал «Воздухоплаватель» информировал читателей: «24 февраля днем на аэродроме в Иоганнистале … авиатор Гирт совершил один и с пассажиром весьма удачные пробные полеты на величайшем аэроплане в мире, построенном русским изобретателем Борисом Луцким... Аппарат развивает скорость до 150 км/ч и напоминает в полете огромную птицу. Гирт обогнал сегодня на этом аппарате все прочие участвовавшие в полетах аэропланы, казавшиеся неподвижными в сравнении с новым аппаратом».
Лит.: Воздухоплаватель. – 1912.
6. Евразийство
Русский лингвист, культуролог, этносоциолог, философ, профессор славянской филологии, основоположник евразийства, критик украинского национализма князь Николай Сергеевич ТРУБЕЦКОЙ (04.04.1890, Москва – 25.06.1938, Вена) открыл постулаты системологии задолго до американского биолога Л. Берталанфи, которому приписали их авторство. В двух своих важных работах – «К проблеме русского самопознания» и «Об истинном и ложном национализме» – подверг уничтожающей критике укоренившийся в современном официальном сознании европоцентризм. Разрабатывал концепцию многополярного мира. Был одним из создателей школы славянского структурализма в лингвистике. Сказано Н. С. Трубецким: «<Ростовщики> являются для России–Евразии совершенно посторонним телом. Психологические черты, свойственные <им>, чужды истории и культурному облику России–Евразии и оказывают разлагающее влияние на коренное население».
Лит.: Алпатов В. М. Москва лингвистическая / Научный совет Российской Академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. – М., 2001. – С. 20–24. – 104 с.
7. Железнодорожный комплекс с межконтинентальными баллистическими ракетами
28 ноября 1989 г. принят в эксплуатацию единственный в мире баллистический железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Молодец» конструкции академика Алексея Федоровича Уткина с межконтинентальными баллистическими ракетами «РТ-23» конструкции академика Владимира Федоровича Уткина – самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на Земле (по классификации НАТО SS -24 Scalpel). Головной разработчик – конструкторское бюро «Южное». Комплекс был способен, не обнаруживая себя, преодолевать более 1000 км в сутки и запускать ракеты с любой точки маршрута. США тратили на отслеживание ракетных поездов больше средств, чем братья Уткины на создание. Уничтожен в 2003–2005 гг. Последний экземпляр стоит в музее на Варшавском вокзале С. -Петербурга. Начало уничтожения самого грозного оружия на Земле совпало по времени с агрессией США в Ираке без санкции международного сообщества и ознаменовало становление монополярного мира.
Лит.: Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (России) и США – Ракетные войска стратегического назначения, 1996. – 227 с.
8. Запуск корабля к другой планете
16 ноября 1965 г. была запущена автоматическая межпланетная станция «Венера-3», через три с половиной месяца впервые в мире совершившая перелет к другой планете – Венере. Завершение полета – еще одно мировое достижение – первая посадка на другую планету 1 марта 1966 г. Были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объем траекторных измерений представлял собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, космические радиоизлучения и микрометеоры. Впервые на другой планете оказался вымпел с изображением герба страны – Советского Союза.
Лит.: Криволуцкий А. Е. Голубая планета. – М., 1985.
9. Искусственный спутник Марса
С помощью ракеты-носителя «Протон» 12 июля 1998 г. запущена автоматическая межпланетная станция «Фобос-2», подлетевшая к Марсу и выведенная на орбиту искусственного спутника Марса. На этапе орбитального движения вокруг Марса исследованы плазменное окружение Марса, взаимодействие его атмосферы с солнечным ветром, проведены исследования спутника Марса: получены уникальные научные результаты о тепловых характеристиках Фобоса.
Лит.: Календарь космических дат, Роскосмос. http://www.roscosmos.ru/main.php?id=12&m=07
10. Кабельное телевидение
В Москве в д. № 17 на Петровском бульваре 1 января 1939 г. начала действовать первая в мире сеть кабельного телевидения на 30 абонентов. Сеть действовала с 1938 по 1941 г. и с 1946 по 1956 г. У абонентов стояли упрощенные абонентские телевизионные приемники АТП-1 Александровского радиозавода. Создание таких «телевизионных узлов» предусматривалось «Планом телефикации СССР», входившим разделом в «Третий пятилетний план СССР на 1938–1942 гг.».
Лит.: Качкаева А. Полвека на Моховой. 50 лет науке о телевидении и радиовещании // Кафедра телевидения и радиовещания. Факультет журналистики МГУ: http://www.journmsu.com/about/50_years/
1. Ледокол
17 октября 1898 г. в России спущен на воду первый в мире ледокол «Ермак» конструкции С. О. Макарова (род. 08.01.1849), кораблестроитель – Н. Е. Кутейников (род. 09.03.1845). Адмирал Макаров совершил арктическое плавание на ледоколе «Ермак» в 1899 и 1901 гг. «Ермак» в 1918 г. спас Балтийскую эскадру, обеспечив ее знаменитый ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Водил с 1932 г. караваны по Северному морскому пути, в 1938 г. снимал с раскалывающейся льдины четверку папанинцев. В годы Великой Отечественной войны участвовал в эвакуации военной базы с о. Ханко, под артобстрелами и авианалетами водил по Балтике боевые корабли и транспорты. «Ермак» находился в строю невероятно долго для ледокола – 65 лет!
Лит.: Андриенко В. Г. Ледокольный флот России, 1860-е – 1918 гг. – М., 2009. – 531 с.
2. Монорельсовая дорога
Первая монорельсовая дорога (на деревянном брусе и с конной тягой) была построена в 1820 г. в подмосковном с. Мячково (на известняковых карьерах) Иваном Кирилловичем Ельмановым. Спустя два года монорельсовый путь был запатентован 22 ноября 1821 г. в Англии Пальмером. Однако серьезное развитие монорельс получил после 1898 г. практически одновременно в Англии, Америке, Франции и России. Построенный по проекту инженера и потомственного дворянина Ипполита Владимировича Романова опытный участок подвесной (монорельсовой) электрической железной дороги эксплуатировался с 1899 г. в Гатчине. 19 января 1901 г. в Городскую думу С. -Петербурга поступило прошение от Романова о разрешении организовать десять маршрутов «электрического омнибуса». Романов создал совершенные для своего времени аккумуляторы, позволявшие технически решить вопрос о строительстве монорельсовой дороги с электромобилями, но проект не был востребован властями.
Лит.: Википедия: Изобретатели Российской Империи.
3. Ночной таран
Впервые в истории мировой авиации ночной таран в небе Испании 28 октября 1937 г. совершил русский летчик старший лейтенант Евгений Николаевич СТЕПАНОВ, который в небе над Барселоной на самолете И-15 сбил итальянский бомбардировщик «Савойя-Маркетти» S.M.81. Сразу после тарана русский летчик сбил еще один S.M.81. Самолет И-15 применялся в Испании как истребитель, штурмовик, разведчик. Самолет был неприхотлив, ему было достаточно небольшой площадки с любым видом покрытия.
Лит.: Иноземцев И. Г. Тараны в северном небе. – М., 1981. – 144 с.
4. Операция под наркозом
Первая в мире операция под наркозом (эфирным) была выполнена 14 февраля 1846 г. во 2-м военно-сухопутном госпитале выдающимся русским хирургом Н. И. Пироговым – основателем военно-полевой хирургии за 10,5 мес. до того, когда была проведена первая операция под наркозом в США, официально считающаяся началом эры анестезиологии в медицине. Через 2 дня – 16 февраля – Пирогов оперировал под эфирным наркозом в Обуховской больнице, 27 февраля – в Петропавловской больнице (С. -Петербург), после чего уехал на кавказский фронт, где оперировал в полевых условиях.
Лит.: Брежнев А. Пирогов. – М., 1990.
5. Подводное судно
Дворянин из Игуменского у. Минской губ. Казимир Гаврилович ЧАРНОВСКИЙ (1791–27.09.1847), заключенный в Петропавловскую крепость за связь с декабристами, 1 июля 1829 г. подал письмо на высочайшее имя: «В 1825 г. я изобрел подводное судно… Корпус из железа (в то время все суда были деревянными), цилиндрической формы – нос заострен, корма тупая. В верхней части – выдвижная рубка с иллюминаторами. Система погружения – из 28 кожаных мехов, в которые поступает забортная вода; при всплытии вода выдавливается из мехов особыми рычагами. На лодке – огнестрельное оружие и самовоспламеняющаяся мина, которую можно подводить под днище вражеского корабля…». 19 июля это письмо было прочитано и признано документом государственной важности. Изобретение тогда не было реализовано, поскольку давший положительное заключение на него талантливый инженер генерал Базен, узнав, что изобретатель – государственный преступник, не рискнул продолжить работы по внедрению.
Лит.: Шихина С. Субмарина Чарновского // Изобретатель и Рационализатор. – 2002. – № 4 (628).
6. Радио
Великий русский физик-электротехник Александр Степанович Попов (04.03.1859, пос. Турьинские Рудники Пермской губ. – 31.12.1905, Петербург) на заседании Русского физико-химического общества 25 апреля 1895 г. сделал доклад об изобретенной им системе связи без проводов – радио – и продемонстрировал ее работу. К сожалению, открытие не было запатентовано. На следующее свое крупное изобретение – детекторный приемник с наушниками – Попов получил российскую привилегию (патент России) № 6066 в ноябре 1901 г. Детекторный приемник с наушниками был долгое время самым распространенным благодаря простоте и дешевизне; под названием «телефонный приемник депеш» устройство получило большую золотую медаль международной выставки 1900 г. в Париже. Приемники Попова широко применялись в России и Франции. В 1897 г. Попов открыл явление радиолокации, внедрил радио на флоте (6 февраля 1900 г.). В 1900 г. приборы радиосвязи были успешно применены при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», терпящего бедствие у о. Гогланд. После спасения броненосца адмирал С. О. Макаров телеграфировал Попову: «От имени всех кронштадтских моряков приветствую Вас с блестящим успехом». Через год, 2 июня 1896 г. в Англии Г. Маркони подал заявку на изобретение аппаратуры для связи без проводов с помощью электромагнитных волн. Ему было отказано со ссылкой на публикации А. С. Попова.
Лит.: Самые знаменитые изобретатели России. – М., 2002.; Берг А. И., Радовский М. И. Изобретатель радио А. С. Попов. – М. – Л., 1950. – С. 70.
7. Спортсменка самая титулованная
На чемпионате мира по спортивной гимнастике в Праге в июле 1962 г. абсолютным чемпионом среди мужчин стал Юрий Титов, среди женщин – Лариса ЛАТЫНИНА – самая титулованная спортсменка мира. Двукратная чемпионка мира в многоборье, рекордсменка по количеству олимпийских медалей: имеет наибольшую коллекцию олимпийских медалей за всю историю спорта среди женщин – 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых медали. В 2007 г. в г. Обнинске Калужской обл. открыта гимнастическая школа им. Ларисы Латыниной, в которой занимаются более тысячи юных спортсменов.
Лит.: Латынина Л. Гимнастика сквозь годы. – М.,1977 г.
8. Танк первый в мире
Первый в мире танк «Вездеход» испытан в России под Ригой 18 мая 1915 г. До испытаний описанного в энциклопедиях как первого в мире танка английского «Линкольна № 1» оставалось более 3 мес. Машину сконструировал и построил в мастерских расквартированного в Риге Нижегородского пехотного полка 23-летний дворянин инженер-универсал, изобретатель Александр Александрович ПОРОХОВЩИКОВ (1893–1942). Масса машины 3,5–4 т, экипаж – 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч. В документах машина упоминается как «самоход», «усовершенствованный автомобиль», «самодвижущийся экипаж». В одной из статей Пороховщиков писал: «У каждого русского человека должна быть одна забота – служба Родине!».
Лит.: Гавлин М. Л. Одна забота – служба Родине // Московский журнал. История Государства Российского. – 1997. – № 10.
9. Ультразвуковые исследования (УЗИ)
Способность ультразвука проникать через металлы без заметного поглощения открыл в 1927 г. русский физик, профессор Ленинградского электротехнического института, член-корреспондент АН СССР Сергей Яковлевич СОКОЛОВ (08.10.1897, с. Кряжим Саратовской губ. – 20.05.1957, Ленинград). Он же в 1928 г. применил это явление для обнаружения дефектов в металлах. Впервые разработал конструкции ультразвуковых дефектоскопов. Лауреат двух Сталинских премий за изобретение метода ультразвуковой дефектоскопии и за изобретение ультразвукового микроскопа, всем известного по УЗИ. Основатель науки акустической голографии.
Лит.: Соколов С. Я. Некролог // Акустический журнал. Т. 3. – 1957. – Вып. 3.
10. Фотосинтез
Русский ботаник, физиолог, профессор Климент Аркадьевич ТИМИРЯЗЕВ (22.05.1843, Петербург – 28.04.1920, Москва) описал процесс фотосинтеза в зеленом листе растений, открыл роль хлорофилла в фотосинтезе, значение фотосинтеза в растениях как первоисточника органического вещества и энергии, необходимых для жизнедеятельности всех организмов на Земле. В Москве у Никитских ворот стоит памятник Тимирязеву. Его именем названы Московская сельскохозяйственная академия, Институт физиологии растений, улицы в городах России, премия Академии наук.
Лит.: Лысенко Т. Д. К. А. Тимирязев и задачи нашей агробиологии // Т. Д. Лысенко. Агробиология. – М., 1952.
1. Хроматография
Русский физиолог, биохимик, профессор Юрьевского (Тарту) и Воронежского университетов Михаил Семенович ЦВЕТ (14.05.1872, Асти – 26.06.1919, г. Воронеж) – основоположник (1903) хроматографии – метода разделения и анализа смесей, широко применяемого во всем мире. Умер от голода, похоронен в Воронеже.
Лит.: Сенченкова Е. М. Михаил Семенович Цвет. – М., 1973.
2. Цепных химических реакций теория
Русский физико-химик, академик Николай Николаевич СЕМЕНОВ (15.04.1896, Саратов – 25.09.1986, Москва) создал теорию теплового взрыва газовых смесей и общую количественную теорию цепных химических реакций, теорию горения газовых смесей, тепловую теорию воспламенения. За разработку теории цепных реакций в 1956 г. Семенов был удостоен Нобелевской премии по химии (вместе с Сирилом Хиншелвудом). Н. Н. Семенов – автор научного открытия «Явление энергетического разветвления цепей в химических реакциях», занесенного в Государственный реестр открытий СССР под № 172 с приоритетом от 1962 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя в 1988 г. присвоено Институту химической физики.
Лит.: Николай Николаевич Семенов. – М., 1966.
3. Человек в космосе
12 апреля 1961 г. русский космонавт Юрий Алексеевич ГАГАРИН осуществил первый в мире полет человека в космос на корабле «Восток» с помощью ракеты Р-7 (первый старт ракеты – 21 августа 1957 г.). Весь мир облетело крылатое гагаринское: «Поехали!» в момент старта с Земли. Гагарин совершил на корабле оборот вокруг Земли за 1 ч. 48 мин. Все радио- и телевизионные станции мира передавали подробности полета. Весь мир узнал позывные Гагарина – «Кедр» и руководившего полетом С. П. Королева – «Заря». Вернувшись на Землю, Гагарин объездил половину стран земного шара, и везде его встречали как своего – цветами, улыбками и ликующими возгласами. Но, как ни беспредельна была его слава, он оставался скромным человеком: через шесть лет в 1967 г. при запуске 9-го русского пилотируемого космического корабля с В. М. Комаровым Гагарин исполнял функцию дублера. В 1968 г. родной город Гагарина Гжатск в Смоленской области переименован в г. Гагарин. На фоне этой всемирной славы русского человека шок испытали американцы. После эпохального прорыва в космос русских, запустивших первый искусственный спутник Земли
(4 октября 1957 г.), они поставили цель вывести первого человека в космос. Им пришлось опять догонять. Почти через месяц (5 мая 1961 г.) после русских они запустили в космос первого американца. Вторым человеком в космосе после Гагарина стал А. Шепард, совершивший суборбитальный 15-минутный полет. По сути, это был не полет, а «подскок» в космос без вывода корабля на орбиту спутника Земли. Настоящий орбитальный космический полет первым американцем (Дж. Гленном) был совершен лишь на следующий год – 20 февраля 1962 г. Американцы, гордые достижением Шепарда, переименовали родной город космонавта в Спэйстаун (Космоград). У нас, к сожалению, Космоград так на карте и не появился, хотя поводов для этого было больше, чем у американцев. С 1962 г. 12 апреля стал государственным праздником СССР – Днем космонавтики. С 1968 г. отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. В 2011 г. по решению ООН 12 апреля объявили Международным днем полета человека в космос.
Лит.: Голованов Я. К. Наш Гагарин: книга о первом космонавте и земле, на которой он родился. – М., 1979. – 330 с.
4. Штопор Арцеулова
11 сентября 1916 г. в пос. Кача русский летчик Константин АРЦЕУЛОВ впервые в истории авиации преднамеренно выполнил «штопор» и разработал метод вывода самолета из «штопора». Первыми в мире овладели техникой высшего пилотажа русские летчики (1913). Свой первый полет Арцеулов совершил на авиазаводе (где был рабочим), когда хозяин не смог продать сделанный самолет и отдал его рабочим. К. Арцеулов – внук Айвазовского и тоже художник.
Лит.: Марк Галлай. Жизнь Арцеулова. – М., 2010. – 596 с.
5. Электрический трамвай
В Петербурге 22 августа 1880 г. испытан первый в мире электрический трамвай. Первый трамвай создал артиллерийский офицер и инженер Федор Аполлонович Пироцкий ироцкий ироцкий ироцкий ироцкий (17.02.1845, Лохвицкий у. Полтавской губ. – 28.02.1898, Алешки), родившийся в семье военных врачей из казаков. Обычный двухъярусный вагон конки Пироцкий двигал с помощью электричества, подаваемого по рельсам. Петербургские газеты сообщали, что впервые в России «двинут вагон электрической тягой» и что публика с восторгом встретила необычное новшество. Из-за сопротивления хозяев «конки» регулярное трамвайное движение началось почти 30 лет спустя (29 сентября 1907 г.). Поскольку для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств, его идеи были подхвачены за рубежом и в России другими. Так, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задал ему множество вопросов; через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах» (с 1881 г. их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого). Это не единственное изобретение Пироцкого. Он проложил первый подземный электрический кабель в С. -Петербурге для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к Артиллерийской школе в 1881 г. Он же был автором проекта централизованной подземной городской электросети, предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей. Когда отставной полковник умер, у него не было денег: чтобы оплатить похороны, была заложена его мебель.
Лит.: Ржонсницкий Б. Н. Федор Аполлонович Пироцкий. – М. – Л., 1951; Пецко А. Отец трамвая. Идеи Пироцкого были успешно подхвачены за рубежом // Президент. – 2010. – № 18. – С. 10.
6. Южный слон
Экспедиция сотрудников Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве под руководством палеонтолога Анны Швыревой 21 сентября 2007 г. обнаружила в глиняном карьере в Новоалександровском р-не парные останки южных слонов. Эти гиганты высотой 5 м – редчайшая археологическая находка. Скелеты ископаемых южных слонов данного вида хранятся в музеях Парижа, Тбилиси, С. -Петербурга и Ставрополя, но там только одиночные экземпляры. Это предки современных слонов. Жили слоны в этих местах 1–1,8 млн. лет назад – в эпоху, когда на территории современного Ставрополья был развит ландшафт типа саванн, дававший этим крупным животным обильную пищу – ветки и листву деревьев.
Лит.: http://www.stavropolye.tv/culture/view/10046
7. Ядерные ракетные двигатели
Николай Антонович ДОЛЛЕЖАЛЬ (15.10.1899, с. Омельник Запорожской обл. – 20.11.2000) – советский ученый-энергетик, академик, директор научно-исследовательского института химического машиностроения, с 1952 г. – директор и научный руководитель Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИИ-8, впоследствии НИКИЭТ), создатель ядерных ракетных двигателей, канальных уран-графитовых реакторов большой мощности РБМК, главный конструктор реакторов атомной электростанции двухконтурного водо-водяного энергетического реактора (ВВЭР) первой в мире атомной электростанции мощностью 5 МВт, запущенной 27 июня 1954 г. в СССР, в г. Обнинске Калужской обл.
Лит.: Доллежаль Н. А. Трисекция угла // Наука и жизнь. – 1998. – № 3. Источник: edenisov.ru.
Рейтинг публикации:
|