Серия предвыборных статей Владимира Путина, после инаугурации воплотившихся в конкретные указы, а также его Послание Федеральному Собранию в декабре прошлого года, по сути, дали исчерпывающее представление о внутренней и внешней политике Кремля на ближайшие годы. Путин четко и недвусмысленно сформулировал приоритеты деятельности государственной власти. Это стремление России к интеграционным процессам на постсоветском пространстве, отстаивание собственных интересов и глобальной безопасности в различных регионах мира, сохранение социальных гарантий для населения, а также упор на поступательное экономическое развитие.


 Сегодня Москва занимает сильные позиции на внешнеполитическом треке, считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

 

 "Она председательствует в «Двадцатке». Предлагает и намерена предлагать в будущем разные варианты программ мирового развития, чтобы оно проходило по более справедливым законам и нормам, нежели это было раньше. «Большая восьмерка» прежде диктовала условия остальным странам, которые чувствовали некоторую ущербность своего суверенитета. Более прозрачные и справедливые условия, предлагаемые Россией, делают ее невольным лидером стран, которые ощущают давление со стороны ЕС и США".

  

 

Скачать аудио файл

 

 

 Подобное неформальное лидерство отнюдь не означает, что Россия проводит конфронтационную политику по отношению к Западу и некоторым другим регионам, с которыми у нее имеются противоречия. Конечно, безоблачными отношения Москвы с рядом западных столиц не назовешь.

 

Неурегулированность проблемы ЕвроПРО, традиционные заявления о несоблюдении Россией демократических свобод, а также принятие в США так называемого акта Магнитского вряд ли добавляет взаимопонимания. Принципиальная позиция Москвы по отношению к недопустимости внешнего вмешательства во внутрисирийский кризис и согласие с правом Ирана на собственную мирную ядерную программу также создает некий антагонизм с Западом. Однако неизвестно, что было бы с Сирией, займи Россия более мягкую позицию. Примеры Ливии, Ирака и других стран, которым под надуманными предлогами попытались принести демократию на штыках, еще свежи в памяти.

 

 При этом достаточно посмотреть карту официальных визитов Владимира Путина, а также список глав государств, посетивших Россию, чтобы увидеть многовекторность внешней политики Москвы. За это время президент успел побывать в Великобритании, Франции, Германии, Израиле, Палестине, Китае, Индии и многих других странах, в том числе входящих в СНГ. На днях в Кремле прошли переговоры Путина с японским премьером Синдзо Абэ, на которых стороны декларировали готовность возобновить переговоры по заключению мирного соглашения между Россией и Японией. Уже сама по себе такая готовность – определенный прорыв, при учете того, что сотрудничающие по линии бизнеса страны вот уже 67 лет де-юре живут в состоянии войны.

 

 Сегодня Москва реализует политику прагматичных отношений с партнерами, основанную на взаимном уважении и доверии. Именно поэтому экономические связи занимают немалое место в контактах на высшем уровне. Активные интеграционные процессы на постсоветском пространстве доказали оправданность этого подхода, отметил политолог Сергей Михеев.

 

 "Путин является одним из главных локомотивов интеграции. Это факт, который невозможно оспаривать. Он во многих выступлениях указывал, что ближнее зарубежье является приоритетом внешней политики России. Прошедший год четко показывает, что президент придерживается этих позиций. Это не имитация, а реальная внешнеполитическая стратегия в отношениях с теми, кто к этому готов и понимает выгоду для себя. Таможенный союз стал реальностью, есть продвижение к Евразийскому союзу".

  

 

Скачать аудио файл

 

 Недавно заинтересованность в Таможенном союзе (ТС) России, Белоруссии и Казахстана высказала Украина (на первых порах она может иметь статус наблюдателя). Готовность присоединиться к ТС и Единому экономическому пространству озвучена Киргизией, эта тема обсуждается в Таджикистане и Узбекистане.

 

 Активность России не ограничивается ближним зарубежьем – и это тоже принципиальная установка Путина. Недавно стало известно о создании совместного предприятия компанией «Роснефть» и крупнейшим венесуэльским концерном PDVSA. Новая структура займется разведкой, добычей и продажей нефти и газа в самом богатом углеводородами государстве. Это стало ответом всем тем, кто сомневался в перспективах российского бизнеса в Латинской Америке. Та же «Роснефть» консолидировала 100 процентов акций компании «ТНК-ВР», что значительно усилит ее позиции на рынке и уже смягчило отношение британского руководства к Москве. В целом Россия заметно увеличивает свое присутствие в энергетике и инфраструктурных проектах многих стран. В частности, речь идет о строительстве новых атомных станций, добыче минерального сырья, создании транспортных сетей.

 

 Что же касается экономической, а стало быть – и социальной стабильности внутри страны как составной части глобального сообщества, то ее удалось сохранить. Такое мнение «Голосу России» высказал эксперт Фонда исторической перспективы Павел Святенков.

 

 "Последние последствия кризиса 2009 года были преодолены. Экономическая ситуация оставалась неплохой и стабильной. Проблема заключается в том, что сама российская экономика с ее перекосом в сторону экспорта сырья будет генерировать кризисы. Однако с финансовой и экономической точки зрения год был благополучным".

  

 

Скачать аудио файл

 

 Эксперт добавляет, что перед Россией стоят непростые задачи создания 25 миллионов квалифицированных рабочих мест и в целом новых точек роста, преодоления сложностей, связанных с вступлением в ВТО, а также с оттоком капитала. Впрочем, по оценкам аналитиков, внутренние и внешние инвестиции в экономику России в обозримом будущем могут вырасти. В немалой степени это связано с настоятельным желанием государства качественно изменить деловой климат в стране. Важнейший компонент реализации этих планов – борьба с коррупцией. И в этом контексте год был продуктивным, подчеркнул президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

 

 "Год был интенсивным и знаковым в антикоррупционной санации государственного аппарата, принятии мер, ужесточающих правила игры для чиновников и окологосударственного бизнеса. Пока эти меры еще не возымели системного эффекта, но последовательность в их планировании и реализации была заявлена. Обозначена политическая воля доводить их до конца. И это достаточно важно".

  

 

Скачать аудио файл

 

 В конце апреля правительство доложило об исполнении указов президента. В кабмине заверили, что выполнено 110 из 151 поручения Путина, которые рассчитаны на 2012-2013 годы. Результат вроде бы хороший, но не идеальный. Сам президент во время последней «Прямой линии» общения с россиянами признал проблемы с реализацией некоторых его указов. Зачастую это связано с неповоротливостью местной власти. Да и масштабы запланированного требуют повышенной собранности и целеустремленности, которыми по определению не могут обладать все поголовно чиновники.

 

 Всего же глава государства дал 218 поручений в области социальной и демографической политики, экономики, перевооружения армии и других сфер жизнедеятельности государства. Причем 67 из них рассчитаны на годы вперед. Так что подводить можно, действительно, лишь первые итоги нынешнего президентского срока Владимира Путина.