В «гражданской» инициативе Путина тем не менее сохраняются остаточные атрибуты идеологии национального государства
Наиболее сильной частью Послания Владимира Путина Федеральному собранию является, по мнению многих, «гражданская» инициатива президента. Впервые за постсоветскую историю государственный деятель решился на действительно имперский шаг.
Послание президента России Федеральному собранию стоит рассматривать как обозначение приоритетов Путина 2.0, о котором так много говорили во время избирательной кампании.
По большому счету рассматривать нынешнее Послание в отрыве от предыдущих идеологических текстов Владимира Путина просто бессмысленно. То, что было обозначено как политические цели в рамках кампании, теперь предстает нам уже в новом качестве — в качестве задач.
Примечательно, что многим не нравятся обобщенные формулировки. Но с другой стороны, мы забываем, что это Послание Федеральному собранию, а не гражданам. То есть по форме это обращение царя к боярам на понятном боярам языке. Это внутриэлитарный разговор, в котором сухая фраза «контроль за расходами чиновников» означает, что у прокурорских прибавится работы.
Одним словом, рассуждать, о чем не сказал Путин, можно часами. Это вполне в духе нашей шоу-политики — рассуждать о том, чего нет.
Но продуктивнее обсуждать сущностное в Послании Федеральному собранию. Для меня, как жителя Украины, второго по размеру постсоветского национального осколка, показательны тезисы о гражданстве.
Гражданство империи против национального подданства
Действительно, именно отношения государства и гражданина являются ключевым различием между национальным государством и империей. Национальное государство пытается оградиться от мира таких же, как оно, национальных государств. У национального государства форму отношений государства и гражданина правильно называть подданством.
Молдавский, украинский, узбекский, киргизский паспорта являются в большей степени неудобством, что особо чувствуется за границей. Подданный национального государства в изначальном смысле этого слова ходит «под данью» — должен государству все и вся, ничего не получая взамен. Именно поэтому элитарии национальных осколков, хоть Украины, хоть Киргизии, предпочитают оформлять себе второе гражданство — России, стран ЕС, США, Британии или Канады. Но национальные элиты, избавившись от национального подданства, тем не менее отказывают от такого права простым согражданам. Потому что до тех пор, пока жители национальных осколков обременены подданством национального государства, они управляемы национальными элитами. То есть мы имеем дело с социологическим явлением, когда постсоветские национальные государства управляются элитами, которые сами себя никак не связывают с этими территориями.
И мы видим, как начинают нервничать постсоветские национальные элиты. Инициатива Путина — угроза их суверенному праву на «незалежность». Которая, как мы помним, сводится к принципу: «Техас грабят техасцы».
«Свои»: суть имперской инициативы Путина
До тех пор, пока Россия жила в матрице национального государства, наблюдалось и соответствующее отношение к гражданству. Национальное государство как бы говорило своим гражданам: я признаю только тех, кто на момент разгрома страны оказался в границах осколка. В таком случае мы имели дело с отказом от исторических амбиций. И вместе с этим молча соглашались с существующим миропорядком в качестве одного из сотни национальных государств. Но Россия не национальное государство. Она наследница всех имперских форм государства — Российской империи и СССР.
И тогда для России любой человек, имевший хотя бы косвенное отношение либо к тому, либо к другому государству, — свой. И нет другой формы признания «своего» гражданина таковым, кроме как гражданские отношения.
Не будем лукавить: ни к каким социальным взрывам это не приведет, как бы ни стращали ими националисты. Все, кто хотел получить гражданство, давно сделал это коррупционным путем. Для наших среднеазиатских братьев, которые сегодня нелегально работают в Москве и других мегаполисах, имперская формула обретения гражданства позволит вырваться из ада нелегального существования и работать на благо сограждан, не нарушая законов. Что, кстати, сильно ударит по коррупционному бизнесу МВД и национальных диаспор, крышующих нелегалов.
Никакой социальной нагрузкой это также не грозит. Монетизация льгот и пенсионное начисление давно стали практикой в РФ. Да и в конце концов, уже всем понятно, что социальное государство закончилось и годы его сочтены. Государство либо перестанет быть регулятором прибавочной стоимости и будет решать задачи развития, либо загнется. В пессимистическом сценарии гражданство не будет иметь никакого значения. Но мы этот сценарий не рассматриваем, потому что как раз инициатива Путина по поводу гражданства подсказывает, что имперский сценарий возможен и в чем-то уже реализуется.
Поэтому история с поставленными Владимиром Путиным задачами в сфере гражданства — сугубо имперская практика. Если государство признает всех, кто не по своей воле оказался в разных национальных осколках, «своими», — такое государство имеет шансы прорваться в будущее.
И было бы логично, чтобы Белоруссия и Казахстан также признали всех бывших граждан СССР и Российской империи своими гражданами.
Стой там, иди сюда
При этом в правильной по форме и имперской по содержанию идее с гражданством содержится вполне конкретное противоречие. Как раз в сфере реализации.
Итак, «своих» надо признавать — это единственно возможный выход. Непонятно лишь, зачем требовать от «своих» переезда на территорию Российской Федерации. Ведь империя сильна своими гражданами — вне зависимости от того, где они находятся. Более того, если мы признаем «своим» одессита либо рижанина, но при этом требуем от него переезда на территорию РФ, мы тем самым совершаем достаточно шизофреническое по форме действие. С одной стороны, империя признает гражданина, но при этом соглашается с потерей территории. Какая разница, где живут «свои» и на каких территориях? Разве Одесса перестала быть портом Евразии от того, что она сегодня находится в странном национальном образовании Украина? Чего мы добьемся такими половинчатыми решениями?
И самое главное: если в реализации будет действовать принцип «стой там, иди сюда», это создаст широкое поле для маневра российской бюрократии. Кому интересно, может ознакомиться с программой «возвращения соотечественников в Россию», которую пытались запустить несколько лет назад. Если кратко: миллионы освоили, презентацию красивую сделали, «круглые столы» провели, консульства работой нагрузили, а толку мало.
А все потому, что мы забываем, что имперские методы должны быть универсальными и не давать вполне конкретному чиновнику повода для фантазий и злоупотреблений. Потому что национальная бюрократия способна уничтожить любой имперский подход. Потому что бояре царя, конечно же, слушают. Но при этом в массе своей все равно остаются национальной элитой, действующей в логике национального государства.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 176
Рейтинг поста:
ЗАВЕЩАНИЕ ЗЕМЛИ
Народ, у которого нет своей земли, нельзя называть народом.
Народ создает земля, дитя мое любимое.
Народ – не гнездо птиц, не стадо, которое переселяется с юга на север и с севера на юг, и слетает на землю, чтобы поклевать зерна или останавливается для того только, чтобы попастить и напиться воды.
Людские орды, которые все еще так движутся сквозь пространства, не являются народами. Они становятся народами только когда оседают и осваивают поля и леса, реки и озера, моря и берега.
Через Сербию и теперь проходят народы с одного конца мира на другой. Авары и гунны, печенеги и куманы, а с ними целые части других народов пронеслись по этим землям как страшные потоки. Но, дитя мое, эти потоки никогда не стали реками. За ними остались только следы разрушения.
Рождались на одном конце мира, а умирали на другом его конце. Они никогда не пили воду из одного истока. Никогда не ночевали там, где дневали. Никогда не зимовали там, где проводили лето.
В стране, где они появлялись, им принадлежали только дороги. Поля и леса, реки и горы, села и города принадлежали тем, кто в них жил до их появления и тем, кто остался после их ухода.
Дитя мое, эти орды становятся народами, когда на одной земле начинают рождаться и умирать, и когда на одной земле начинают сеять и сажать, собирать и жать, а не только плоды у чужой земли отнимать.
Запиши это, дитя мое, на память этому народу, у которого в судьбе и крови дороги и переселения.
Запиши, мой сын, что земля, как и женщина, принадлежит тому, кто в ней семя оставляет, оплодотворяет ее и кому она рождает. И запиши, дитя мое, так: землю нельзя, как женщину, взять и повести с собой в путь. Если хочешь, чтобы земля осталась твоей, ты должен на ней быть и остаться.
Народы, которые приходят в какую-либо землю, чтобы ее ограбить, поджечь и разрушить, не являются ее властелинами. Мы давно вошли в эти земли, чтобы их населить, возделать и завладеть ими.
Дитя мое, мы уже здесь сотни лет, а еще в нас не стих кочевой инстинкт. Мы повсюду. Кипит и переливается этот народ и движется во все стороны, как молодое вино. Еще нас не держит земля, а и мы не знаем, как ее держать.
Я боюсь иногда, дитя мое, что разольёмся мы в другие, крепкие и устойчивые народы, разольёмся, как вода с горы в чужие реки, и исчезнем, как будто нас никогда не было.
Никогда не отделяйтесь от земли и никогда не отделяйте землю.
Соедините все наши земли и соединитесь все на земле.
Не отрывайтесь от земли и не отрывайте землю ни себе, ни другому.
Если у народа есть мать, то его мать – это земля, на которой он живет. Она нас всегда заново рождает и питает. Земля – вечная роженица народа.
Храните ее и любите, дитя мое. Любите в ней не только поля и горы, и реки и море ее, но и каждую пядь и горсть. Вы должны знать, дитя мое любимое, что в этой горсти, которая помещается в ладони – вся земля. Потому возьмите свою землю в ладони и не отпускайте ее никогда и ни за что из своих рук, ибо вы с этой горстью земли в руке – народ, а без этой горсти, с пустыми руками, суть только бродяги среди народов.
А "среднеазиатских братьев", Сёма(Семён Уралов), оставьте себе, проходили уже.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
С форума:
"Я когда жила в Германии, пошла на курсы учить немецкий язык. А там группы построены так что все ученики из разных стран, и общаться могут только на немецком.
Так вот была там одна девица из Шотландии, и как-то она меня невзлюбила. Ходила задрав нос, дружила с японкой из нашей группы.
Было у нас задание рассказать каждый про свою страну, на немецком языке. Очередь дошла до меня. Я начала свой рассказ, и тут она перебила меня вопросом:
А Россия это где?
Я ее спрашиваю: "А ты знаешь где Шотландия?"
Она отвечает: " Да конечно!!!"
- А где Япония?
-Конечно знаю!
- Так вот ВСЁ, что между ними- это Россия! - ответила я.
Группа мне зааплодировала!"
http://bart.livejournal.com/1818153.html
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 108
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России"
Николай Карамзин