О том, какие положения Конституции-1993 нам нужно «осовременить»
На этой неделе в «партии власти» случился неслыханный «внутрисемейный» скандал. Стоило депутату Евгению Фёдорову, известному своими феерическими инициативами, заикнуться о предстоящих изменениях в Конституции, как буквально через несколько часов его фраза, процитированная «Коммерсантом», была жёстко пресечена однопартийцами и получила клеймо безответственной, спонтанной и популистской.
Тем не менее, независимо от персональных характеристик гр. Фёдорова, Конституция – это та тема, обсуждение которой допустимо, необходимо и, я считаю, даже назрело.
Конституция у нас – это такая жирная священная корова, которая 19 лет не даёт молока, но менять её на более практичное животное почему-то нельзя. При этом подкрашивать бурёнку можно сколько угодно – за последние годы уже приняты 9 важных поправок, включая изменение сроков работы президента и парламента.
Между тем Конституция 1993 года фактически констатирует и закрепляет власть либерально-компрадорских элит, устанавливает тот самый каркас, который удерживает выгодное им положение дел.
Понятно, что и в рамках этого Основного Закона можно как-то лавировать и пытаться выстраивать страну вопреки либеральным догмам; понятно, что тогда, в 90-е годы этот документ сыграл и положительную роль, не позволив России рассыпаться. Были установлены хоть какие-то правила жизни, которые тогда представлялись адекватными, – но системно управлять страной вопреки либеральной догме при таком каркасе в принципе невозможно. Отсюда и тактика «ручного управления», выбранная Путиным и используемая до сих пор. Только так он мог проводить в жизнь хоть какие-то решения, направленные на восстановление России и её обустройство не по лекалам ВШЭ – подъём «социалки», перевооружение армии, борьба с терроризмом и т.д.
Но давайте будем реалистами: Россия образца 1993-го и 2012-го – это принципиально разные государства. Изменились вектор развития, цели и ценности, изменился социальный состав населения, его политическое самосознание, не говоря уже об экономическом состоянии государства. А главное, мы живём в совершенно другом мире, полном новых вызовов и опасностей. И новая историческая ситуация требует нового осмысления. И – нового «каркаса».
Конституция – это не «закон Божий», который дан на века и который нельзя изменить. И не физический закон, данный нам природой. Но – политический управленческий инструмент, пусть и очень значимый, который можно и нужно корректировать и даже менять в зависимости от выбранной цели. На самом деле Конституция бывает не столько либеральной или коммунистической или какой-нибудь ещё идеологической; она может либо обеспечивать операбельный базовый политический инструментарий, либо не обеспечивать, – всё остальное лишь уточнения.
Обратите внимание, в какие годы и при каких событиях в истории нашей страны полностью менялся высший государственный закон и устанавливался новый – 1924, 1936, 1977, 1993. Даже троечник по истории, глядя на эти цифры, способен понять, что это даты смены вех в политическом укладе страны. И если в 1936 и 1977 годах визуально власть оставалась по-прежнему советской, то, по сути, произошли кардинальные структурные трансформации в системе управления страной, которые Конституция зафиксировала юридически.
Вот и сейчас, думается, есть смысл уточнить базовый инструментарий.
Обращаю ваше внимание как минимум на три принципиально «несовременных» положения нынешней Конституции – которую, тем не менее, и это принципиально, мы обязаны чтить и уважать до самого окончания её действия.
Первый и самый главный недостаток связан с запретом на идеологию (статья 13, п.2). В кураже борьбы с коммунизмом авторы Конституции-93 фактически запретили стране иметь своё лицо. Что такое идеология? Эта система ценностей и принципов целеполагания, существующих в стране и принимаемых большинством её жителей. Не имея общих ценностей и, тем более, запрещая их конституционно, – мы запрещаем себе иметь лицо, запрещаем быть самими собой, быть единой целостной уникальной цивилизацией. Фактически соглашаемся с собственным небытием как субъекта истории. Нет ценностей – нет целей – нет задач – нет внятного государственного управления – нет развития страны и народа. Государство живёт само по себе, как бездумная машина, народ тоже сам по себе, и только компрадорская «элита» имеет выгоду из такого положения дел.
Более того, здесь налицо явное жульничество. Декларируя запрет на государственную идеологию (как систему ценностей и целеполагания), Конституция, тем не менее, делает сильный акцент на одну-единственную ценность, да и то превратно трактуемую. «Свобода» провозглашается высшей ценностью (ст. 2), но совершенно не ограничивается ответственностью и долгом. Таким образом, действующая Конституция устанавливает доминирование свободы как вседозволенности и безответственности. Этот сознательный перекос создаёт базу для либеральной идеологии, которая пусть и не официально, но по факту господствует в России со времени «перестройки».
Второй момент. В Конституции-93 заложена мина сепаратизма, поскольку в статье 5 устанавливается федеративное устройство с разными правами отдельных субъектов федерации. В частности, республикам разрешается иметь все атрибуты независимого государства (собственные конституцию и законодательство). Дабы остановить расползание страны, Путину в своё время пришлось срочно выстраивать так называемую «вертикаль власти». Однако до сих пор с юридической точки зрения в России остаются «государства в государстве», и эту ситуацию жизненно важно исправить.
Третий момент связан с Центральным банком и финансовым устройством страны. О Банке России вообще не говорится в Конституции, но в федеральном законе чётко прописывается принцип его независимости от государства. Фактически его деятельность и эмиссия рубля не диктуются высшей государственной властью. Но даже ребёнку понятно, что в мире не бывает ничего независимого: и если кто-то независим от одной силы, значит, он зависим от другой. В случае с ЦБ мы имеем совершённо чёткую зависимость от ФРС и долларовой системы в целом. Впрочем, надо заметить, что это характерно не только для России, это масштабный неоколониальный механизм, который Запад использует во многих странах мира.
Можно найти и ещё несколько подобных «косяков» в нынешней конституции, и видят и чувствуют их очень многие. К примеру, «Центр проблемного анализа» ещё год назад подготовил и издал «Научный макет новой конституции России». Этот макет появился в результате многолетних научных исследований в области госуправления и основан на методологии, которая учитывает и юридически закрепляет высшие ценности народа и цивилизации как факторы жизнеспособности страны. В нём учтены все недостатки Конституции-1993 и предложены решения, исходящие из уникального цивилизационного кода России, её высших ценностей.
Судя по всему, в стране давно назрело время обсудить этот и другие макеты (если такие ещё где-то есть) в широкой общественной дискуссии. Технологические возможности для этого сегодня есть. Понятно, что сам вопрос разработки Конституции - сугубо профессиональный, и решать его должны опытные юристы, но ценностный исторический выбор, исходя из которого и формируется главный закон страны, должен сделать народ как источник законной власти. Ибо если наш народ не установит свои правила, ценности и цели, то нам их установят кто-то со стороны, несложно догадаться, с какой. А это – путь к гибели.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 182
Рейтинг поста:
Мы видим, что происходят в политике и бизнесе сделки: в одном случае, если ты смог обойти закон и нажить богатство, «жить на широкую ногу», то – удачливый предприниматель, если не до конца все обдумал и попался на ’не совсем’ законной сделке, то – мошенник. Порой под разными углами, разными людьми рассматривается удача, преуспевание богатого человека. Если он собственным трудом, честно, не топтая других поднялся – это честь и хвала; если он загубил судьбы других, нечестным преступным путем добился успеха («отжал бизнес», «прихватизировал», сделал так, что из-за собственного обогащения другие стали жить хуже (мы видели это особенно ярко в 90-е)) он, может быть, не нарушил Уголовный кодекс, но он нарушил кодекс чести. И сейчас обогащение также происходит, когда игнорируют моральные нравственные нормы. Общество не может этого человека осудить, - ведь он закон не нарушил (особенно ярко сейчас это заметно на Украине). Более важно, что складывается у окружающих убеждение в правильности такого образа жизни; заблуждаемся ведемся ложными псевдоценностями.
Тогда необходимо в альтернативу «Уголовного кодекса», «Конституции РФ» составить «Кодекс чести» - основные духовные положения общества страны, которые гражданину не входит в обязанности выполнять (ненаказуемо невыполнение), но это характеризует честь человека, задает вектор нравственно-духовного развития общества. Как, например: «Клятва Гиппократа» (врач не обязан оказывать помощь, если находится в другой стране); Вы не обязаны спасать тонущего человека, самоубийцу, умирающего от голода, совершать подвиг (кстати, в Конституции РФ (я ее несколько раз читал) о совершении подвига ничего не сказано). «Кодекс чести» показывает каким нужно быть человеку, чтобы стать достойным гражданином своего народа. Это заменит воспитательную основу комсомола, Коммунистической партии, присяги.
Итого. Хотелось высказать 2 основных положения: 1) человек и сам будет понимать, и ему можно сказать, что он нарушает кодекс чести (он не сможет это игнорировать, если будет сказано при общественности); 2) дает направление становления современного человека; воспитательная роль государства (Коммунистическая партия воспитывала, но, к сожалению, были и перегибы). (В противном случае, из опыта, в 90-е студентки (отличницы) серьезно обсуждали, что это правильно: «человек человеку волк», только так можно выжить).
----
Ек. 4:10,12 «ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего… и нитка, втрое скрученная нескоро порвется».
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1010
Рейтинг поста:
Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
это почти всё о ЦБ в нашей конституции.
Конституция Беларуси: про банк есть отдельным пунктом, но тоже - очень размыто:
Статья 136. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
Статья 136. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
Как было в Ливии с банками:
5. Банковская сфера.
Анализ экономического положения Ливии позволяет сделать вывод о стабильности ее валютно-финансового положения. Ливия является платежеспособной страной. Правовое регулирование денежной системы осуществляется на основе законов «О банках», «О алютном контроле. В стране введена валютная монополия, с помощью которой государство контролирует количество и перераспределение денежных средств в стране, инвестирование за границу, платежи с инопартнерами.
Структура банков представлена следующим образом: ЦБ; пять комбанков (Национальный коммерческий, «Ума», «Сахара», «Вахда» и «Джамахирия»); промышленно-ипотечный; сельскохозяйственный; Арабский внешбанк. Кроме того, Ливия является членом ряда региональных (межарабских) банков и фондов.
Банковскую систему страны возглавляет Центральный банк Ливии (ЦБЛ), являющийся госучреждением. На него возлагаются: эмиссия ливийской валюты; обеспечение ее стабильности внутри и вне страны; осуществление кредитной политики, обеспечение необходимого уровня золотовалютных резервов (ЦБЛ является хранителем золотовалютных резервов страны); купля-продажа золота, облигаций и ценных бумаг, гарантированных иностранным правительством или международными финансовыми организациями; создание коммерческих и других банков и контроль за их деятельностью; валютный контроль внутри и вне страны. Одна из его функций – выполнение кредитных и расчетных операций для правительственных органов.
Уставной капитал банка – 100 млн.дин. Резервный фонд – 200 млн.дин. Страховой резервный фонд – 30 млн.дин.
На конец 1997 г. кредитные и гарантийные обязательства банка составили 655 млн.дин. Активы банка в 1997 г. увеличились на 11% и составили 11,9 млрд.дин.
В стране учреждены и действуют комбанки, контроль за операциями которых принадлежит государству через ЦБЛ. Каждый коммерческий банк является самостоятельным юридическим лицом и сам отвечает по своим обязательствам.
Согласно законодательству, любой банк считается коммерческим, если его постоянная деятельность направлена на прием депозитов по текущим счетам, выплачиваемым по требованию или через определенный срок, открытие аккредитивов, оплату или инкассирование чеков, выдачу авансов и др. банковские операции (ст. 50 Закона №63 1971 г.). Коммерческие банки Ливии являются АО с долей государства не менее 51% акций. Законодательством допускается создание смешанных ливийско-иностранных комбанков, при этом оговаривается, что если головная контора смешанного банка находится в Ливии, то ливийская часть уставного капитала должна быть не менее 51%. Комбанки являются наиболее распространенным кредитным и расчетным институтом в банковской системе Ливии.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Тоже верно. Но пока по Конституции преимущество у международных. И мы обязаны выполнять все решения ЕСПЧ
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 784
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2348
Рейтинг поста:
депутатам страшно. новый вариант Конституции как бы поставит точку - мол, постсоветская страничка закончилась, идём дальше. и что там дальше будет - непонятно, вот они и сидят на пятой точке, боясь сделать хуже для себя. хотя, что бы сделать хуже - надо постараться.
я бы убрал запрет на идеологию, высшую ценность - не знаю (Родина, территориальная целостность страны, процветание народа России, что нить такое), закрепил юридическое преимущество законов страны над международными договорами.
это так, на вскидку.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: