Визит В. Путина в Душанбе 5 октября стал логическим продолжением его сентябрьского визита в Киргизию, способствовавшего закреплению позиций России в стратегически важных высокогорных странах Центральной Азии. Итоги обоих визитов позволяют надеяться, что угроза геополитического сжатия сферы российского влияния в этом геополитически чувствительном районе мира на ближайшие десятилетия нейтрализована…
Главный результат переговоров в Душанбе - подписание соглашения о продлении срока пребывания 201-й российской военной базы на 30 лет, до 2042 года, с пятилетними продлениями по окончании этого срока. Соглашение заключено на выгодных для России условиях – арендная плата за размещение базы взиматься практически не будет, а личный состав базы будет обладать дипломатической неприкосновенностью, что означает иммунитет от обыска, ареста имущества и т.п. Продление срока пребывания 201-й базы в последнее время было центральным вопросом российско-таджикских отношений. Действие предыдущего договора заканчивается в 2014 г., и с 2008 г. между Россией и Таджикистаном шли интенсивные переговоры об условиях дальнейшего пребывания и статусе базы. Москва предлагала продлить договор по 201-й базе на 49 лет с сохранением прежних условий, предусматривающих фактически бесплатное ее размещение. Душанбе же стремился выговорить для себя политические и экономические преференции.
В сентябре прошлого года на переговорах Д. Медведева с президентом Таджикистана Э. Рахмоном была достигнута договоренность о том, что соглашение о продлении срока пребывания 201-й базы будет подписано в первом квартале 2012 г. Однако реализовать эту договоренность в намеченные сроки не удалось. Таджикистан выдвигал российской стороне все новые условия. В прессе появилась информация о том, что за размещение базы, которая его же и защищает, Таджикистан хотел бы получать от России 300 млн. долл. в год – астрономическую по меркам Центральной Азии сумму. Впоследствии размер суммы сократился до 250 млн. долл. В июне главнокомандующий Сухопутными войсками России Владимир Чиркин заявил, что переговоры по 201-й базе зашли в тупик, в связи с чем российские военные могут покинуть Таджикистан. Однако в потере стратегического объекта, расположенного на границе с нестабильным Афганистаном, откуда широкой рекой текут наркотики, Россия была никак не заинтересована.
Обострение проблемы обеспечения российского военного присутствия в Таджикистане совпало с выходом Узбекистана из ОДКБ. В конце июня Ташкент официально заявил о приостановке своего членства в этой организации. В июле о намерении поднять арендную плату за размещение на своей территории военных объектов заявила Киргизия. Россия была поставлена перед угрозой потери или же существенного снижения своего влияния в трех из пяти стран Центральной Азии, расположенных на взрывоопасном афганском направлении. Возможно, выход из ОДКБ Узбекистана был и не столь уж болезненным - активного участия в деятельности Организации договора коллективной безопасности Ташкент не принимал и, более того, тормозил принятие ряда инициатив, да и российских военных объектов в этой республике не было. Однако уход российских войск из Киргизии и Таджикистана грозил в случае обострения обстановки в этих двух республиках, а также в Афганистане отступлением далеко на север.
Тем временем обстановка в самом Таджикистане продолжала обостряться. В конце июля в Горном Бадахшане был убит генерал госбезопасности Абдулло Назаров, после чего в административном центре области Хороге власти начали спецоперацию против местных полевых командиров, сохранивших влияние и вооруженные отряды ещё со времён гражданской войны 90-х годов. В течение всего дня 24 июля в Хороге шли тяжелые бои, жертвами которых, по разным оценкам, стали от нескольких десятков до нескольких сот человек. Причем в боях на стороне местных боевиков принимали участие перешедшие границу афганские «воины джихада», а правительственные войска, введенные в Хорог, так и не смогли одержать решительную победу. Столкновение закончилось перемирием при условии, что бадахшанцы сложат оружие. В конце августа после убийства влиятельного полевого командира И. Имомназарова ситуация на Памире обострилась в очередной раз и до сих пор остаётся неспокойной. Отмечается заметное усиление здесь сепаратистских настроений, притом что положить им конец с помощью военной силы Душанбе, видимо, не в состоянии.
В такой обстановке продолжать затягивать решение вопроса о продлении сроков пребывания российской базы стало для Таджикистана просто опасно. В конце августа в СМИ появилась информация о том, что таджикское руководство предложило Москве временно отказаться от подписания нового договора, пообещав до 2016 г. продлевать действующее соглашение, а потом заключить договор на тех условиях, которые устраивают Россию. Однако этот вариант, сомнения в целесообразности которого высказывались уже тогда, Москву не устроил, и стороны остановились на 30-летнем периоде размещения с последующими пятилетними пролонгациями. Российская сторона обязалась провести модернизацию вооруженных сил Таджикистана, включая поставки современной военной техники. Достигнут прогресс и на другом важном направлении - Агентству по контролю за наркотиками при Президенте Таджикистана выделяется более 5 млн. долл. для усиления борьбы с наркотрафиком, а таджикские специалисты по борьбе с наркотиками будут проходить обучение в России.
По самому острому на сегодняшний день вопросу строительства крупных гидроэлектростанций, вызывающему сопротивление Узбекистана, стороны, как говорится в совместном заявлении для прессы, «подчеркнули свою принципиальную заинтересованность в углублении дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в области использования водно-энергетических ресурсов Республики Таджикистан». О конкретных договоренностях по участию РФ в строительстве Рогунской ГЭС, которая и является основной причиной недовольства Ташкента, не сообщалось. Россия тем не менее прорабатывает вопрос строительства ГЭС средней и малой мощности на внутренних реках Таджикистана. Продолжено будет и сотрудничество в нефтегазовой сфере. Помимо проектов «Газпрома» по разведке газовых месторождений и созданию сети АЗС стороны договорились о беспошлинном ввозе российских нефтепродуктов, что для Таджикистана, не имеющего собственных нефтегазовых месторождений, является вопросом экономического выживания.
В целом же объем торгово-экономического сотрудничества между Россией и Таджикистаном был признан недостаточным. В прошлом году он составил всего 810 млн. долл., притом что с одним только с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР Таджикистан наторговал на 1,7 млрд. долл. Здесь надо заметить, что импорт таджикских товаров в СУАР составил всего-навсего 38 млн. долл., а китайский экспорт из Синьцзяна в Таджикистан достиг 1,684 млрд. долл. То есть товаров, которые Таджикистан мог бы предложить Китаю, почти нет, в то время как таджикский рынок быстро захватывается китайскими производителями. Если бы не массовая трудовая миграция таджиков в Россию, время постановки на миграционный учет которых теперь увеличено до 15 дней, а разрешение на работу будет выдаваться на три года, экономическое влияние КНР в республике давно превзошло бы российское. На заработках в РФ находится примерно 1,13 млн. граждан Таджикистана, а объем их денежных переводов в прошлом году составил порядка 3 млрд. долл. – около половины ВВП республики. Однако значение фактора трудовой миграции не следует преувеличивать. Если всё будет идти так, как последние двадцать лет, таджикская экономика скоро станет придатком китайской.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+