Инвестиционный климат России за последнее время несколько улучшился. К сожалению, нельзя говорить о серьезных подвижках, которые бы привели к реализации по-настоящему прорывных проектов, но, тем не менее, воз сдвинулся с мертвой точки. Если еще 12-15 лет назад инвестиционный фон в Российской Федерации представлялся крайне негативным, то сегодня позитивные сдвиги есть. Однако для развития инвестиционной привлекательности нашей страны есть существенные преграды, которые необходимо преодолевать.
Одна из таких проблем: разрыв в образовательной сфере. Сегодня в России большинство школьников, получивших среднее (полное) общее образование, подают документы на обучение в высших учебных заведениях. При этом самое странное, что большинство из подавших заявления в вузы, в эти вузы поступает. Такая ситуация тотальной «поступаемости» в вузы связана с демографической проблемой. Естественно, в престижных вузах и сегодня сохраняется большой конкурс, но зато вузы, скажем так, средней руки испытывают существенную нехватку абитуриентов, а потому готовы принимать буквально всех – и даже тех, результаты ЕГЭ у которых оставляют желать лучшего.
В этой связи в стране рождается серьезный перекос, когда ежегодно образовательная система выпускает большое число специалистов с вузовским дипломом. Яма рождаемости середины-конца 1990-х проявляет себя в полной мере, что не дает образовательным учреждениям пространства для маневра. После проведенной реформы образования, когда Минобрнауки буквально заставляет дотягивать до выпуска «за уши» всех тех, у кого знания и умения находятся буквально на нулевом уровне вследствие игнорирования учебного процесса, сложилась ситуация с псевдокачеством российского образования. Под псевдокачеством следует понимать то, что дипломы, в конце концов, получит подавляющее большинство поступивших, так как практика отчислений серьезным образом может ударить по бюджету училища, техникума, вуза. Это ставит руководителей учебных заведений в России в весьма жесткие рамки, когда приходится закрывать глаза на педагогическое кредо и систему оценивая, вырисовывая в дипломах те оценки, которых многие студенты-выпускники просто не заслуживают. А ведь если не нарисуешь хотя бы пресловутое «удовлетворительно», то можно накликать гнев инспекционной комиссии, которая заявит, что учебное заведение попросту не справилось с поставленной перед ним задачей. По шапке никому из директоров и ректоров получать не хочется, и потому мы имеем потрясающий рост «качества» (читай, псевдокачества) образования за последнее время.
Естественно, учащиеся прекрасно понимают, что они являются теми самими священными коровами, на которых априори не может подняться рука руководства учебного заведения в плане их отчисления. Вот и получается, что сегодня по самым скромным подсчетам около 10-15% студентов вузов не получают образование, а просто числятся в своих высших школах. А кого же государство получит на выходе? А получит оно таких дипломированных специалистов, от услуг которых лучше бы сразу отказаться до реализации ими первого проекта. Мало того, даже из числа тех, кто действительно грыз гранит науки, единицы начнут свою профессиональную деятельность именно по той профессии, которая указана в их дипломе.
Получается, что огромные объемы бюджетного финансирования уходят в трубу. Государство, радеющее за привлечение инвестиций в различные сферы деятельности и развитие отечественного производства, само идет по скользкому пути нерациональности образовательной системы.
Буквально ежедневно с телеэкранов мы слышим призывы государственных чиновников для бизнеса пойти по западному пути и поучаствовать в финансировании образования. Но бизнес пока остается по большей части глухим к таким призывам, потому что многим представителям бизнеса сегодня куда выгоднее нанять на работу человека, которого стало принято называть гастарбайтером, нежели вкладываться в доморощенные кадры. Бизнес за последние годы научился считать копейки, а потому нанять на реализацию производственных проектов трудовых «партнеров» из Таджикистана, Молдовы, Киргизии, Китая и других стран гораздо выгоднее. Мало того, что эти работники уже имеют определенный опыт соответствующей деятельности, так на них можно еще и сэкономить социальные выплаты, «забыть» про уплату налогов, да и вообще можно вступить в коррупционный сговор с Федеральной миграционной службой, чтобы в один прекрасный момент заявить о нелегальных иммигрантах, находящихся на определенной территории. Таких случаев, когда владелец бизнеса попросту «сдает» своих рабочих, занимающихся трудовой деятельностью на нелегальной основе, представителям ФМС, чтобы потом просто не платить положенную заработную плату. Ход, который хорошо известен прокуратуре, но почему-то до сих пор практикуемый на многочисленных промышленных и, особенно, строительных объектах.
Бизнесу, который поставлен в достаточно сложные рамки, которые сродни рамкам выживания, совершенно не выгодно идти на финансирование профессионального обучения. Металлообрабатывающему предприятию сегодня не нужен рабочий, который, как модно говорить в образовательной сфере, всесторонне развит. Бизнесу сегодня вообще не нужны мыслящие люди. Главная задача российского бизнеса, который вынужден балансировать между принципами экономического благополучия и государственным вмешательством, это получение подготовленных кем-то кадров, которые будут в режиме безмолвных и послушных роботов выполнять возложенные на них обязанности, принося прибыль. При этом недовольных и излишне «понимающих» ждет банальное увольнение безо всякого учета обязательств, регламентированных Трудовым кодексом.
В этом случае налицо трудно разрешимое противоречие: государство хочет получать специалистов в любой отрасли с различным уровнем образования, но при этом отличающихся всесторонним развитием, а вот бизнес-структуры волнуют только трудовые компетенции. Выходит, что государство из бюджета финансирует образовательные учреждения, а услугами выпускников этих учебных заведений российские бизнесмены не спешат воспользоваться. Какой уж там разговор о финансировании не из бюджетных источников?..
Сегодня в нашей стране считанные единицы предприятий готовы вести финансирование образовательных проектов, проводя обучающихся по той образовательной программе, которая разработана совместно дирекцией предприятия и администрацией учебного заведения.
Российское образование сегодня могло бы придать существенный импульс производственной сфере, а также способствовать повышению позитивности инвестиционного климата в стране, если бы из него перестали делать своеобразного «тяни-толкая», одна голова которого устремлена назад, а другая – на передовые принципы взаимодействия сферы обучения и сферы бизнеса. Другой вопрос в том, насколько сегодня государство имеет право вмешиваться в интересы бизнеса… Способно ли оно найти пути решения этой сложной проблемы, или все снова будет пущено на самотек?..
Но если оставлять такую проблему нерешенной, то уже скоро можно будет получить вариант окончательной оторванности системы образования от реальных экономических потребностей страны. И тогда мы получим страну дипломированных специалистов, рабочих и других выпускников учебных заведений, востребованность которых равна нулю.
Одна из таких проблем: разрыв в образовательной сфере. Сегодня в России большинство школьников, получивших среднее (полное) общее образование, подают документы на обучение в высших учебных заведениях. При этом самое странное, что большинство из подавших заявления в вузы, в эти вузы поступает. Такая ситуация тотальной «поступаемости» в вузы связана с демографической проблемой. Естественно, в престижных вузах и сегодня сохраняется большой конкурс, но зато вузы, скажем так, средней руки испытывают существенную нехватку абитуриентов, а потому готовы принимать буквально всех – и даже тех, результаты ЕГЭ у которых оставляют желать лучшего.
В этой связи в стране рождается серьезный перекос, когда ежегодно образовательная система выпускает большое число специалистов с вузовским дипломом. Яма рождаемости середины-конца 1990-х проявляет себя в полной мере, что не дает образовательным учреждениям пространства для маневра. После проведенной реформы образования, когда Минобрнауки буквально заставляет дотягивать до выпуска «за уши» всех тех, у кого знания и умения находятся буквально на нулевом уровне вследствие игнорирования учебного процесса, сложилась ситуация с псевдокачеством российского образования. Под псевдокачеством следует понимать то, что дипломы, в конце концов, получит подавляющее большинство поступивших, так как практика отчислений серьезным образом может ударить по бюджету училища, техникума, вуза. Это ставит руководителей учебных заведений в России в весьма жесткие рамки, когда приходится закрывать глаза на педагогическое кредо и систему оценивая, вырисовывая в дипломах те оценки, которых многие студенты-выпускники просто не заслуживают. А ведь если не нарисуешь хотя бы пресловутое «удовлетворительно», то можно накликать гнев инспекционной комиссии, которая заявит, что учебное заведение попросту не справилось с поставленной перед ним задачей. По шапке никому из директоров и ректоров получать не хочется, и потому мы имеем потрясающий рост «качества» (читай, псевдокачества) образования за последнее время.
Естественно, учащиеся прекрасно понимают, что они являются теми самими священными коровами, на которых априори не может подняться рука руководства учебного заведения в плане их отчисления. Вот и получается, что сегодня по самым скромным подсчетам около 10-15% студентов вузов не получают образование, а просто числятся в своих высших школах. А кого же государство получит на выходе? А получит оно таких дипломированных специалистов, от услуг которых лучше бы сразу отказаться до реализации ими первого проекта. Мало того, даже из числа тех, кто действительно грыз гранит науки, единицы начнут свою профессиональную деятельность именно по той профессии, которая указана в их дипломе.
Получается, что огромные объемы бюджетного финансирования уходят в трубу. Государство, радеющее за привлечение инвестиций в различные сферы деятельности и развитие отечественного производства, само идет по скользкому пути нерациональности образовательной системы.
Буквально ежедневно с телеэкранов мы слышим призывы государственных чиновников для бизнеса пойти по западному пути и поучаствовать в финансировании образования. Но бизнес пока остается по большей части глухим к таким призывам, потому что многим представителям бизнеса сегодня куда выгоднее нанять на работу человека, которого стало принято называть гастарбайтером, нежели вкладываться в доморощенные кадры. Бизнес за последние годы научился считать копейки, а потому нанять на реализацию производственных проектов трудовых «партнеров» из Таджикистана, Молдовы, Киргизии, Китая и других стран гораздо выгоднее. Мало того, что эти работники уже имеют определенный опыт соответствующей деятельности, так на них можно еще и сэкономить социальные выплаты, «забыть» про уплату налогов, да и вообще можно вступить в коррупционный сговор с Федеральной миграционной службой, чтобы в один прекрасный момент заявить о нелегальных иммигрантах, находящихся на определенной территории. Таких случаев, когда владелец бизнеса попросту «сдает» своих рабочих, занимающихся трудовой деятельностью на нелегальной основе, представителям ФМС, чтобы потом просто не платить положенную заработную плату. Ход, который хорошо известен прокуратуре, но почему-то до сих пор практикуемый на многочисленных промышленных и, особенно, строительных объектах.
Бизнесу, который поставлен в достаточно сложные рамки, которые сродни рамкам выживания, совершенно не выгодно идти на финансирование профессионального обучения. Металлообрабатывающему предприятию сегодня не нужен рабочий, который, как модно говорить в образовательной сфере, всесторонне развит. Бизнесу сегодня вообще не нужны мыслящие люди. Главная задача российского бизнеса, который вынужден балансировать между принципами экономического благополучия и государственным вмешательством, это получение подготовленных кем-то кадров, которые будут в режиме безмолвных и послушных роботов выполнять возложенные на них обязанности, принося прибыль. При этом недовольных и излишне «понимающих» ждет банальное увольнение безо всякого учета обязательств, регламентированных Трудовым кодексом.
В этом случае налицо трудно разрешимое противоречие: государство хочет получать специалистов в любой отрасли с различным уровнем образования, но при этом отличающихся всесторонним развитием, а вот бизнес-структуры волнуют только трудовые компетенции. Выходит, что государство из бюджета финансирует образовательные учреждения, а услугами выпускников этих учебных заведений российские бизнесмены не спешат воспользоваться. Какой уж там разговор о финансировании не из бюджетных источников?..
Сегодня в нашей стране считанные единицы предприятий готовы вести финансирование образовательных проектов, проводя обучающихся по той образовательной программе, которая разработана совместно дирекцией предприятия и администрацией учебного заведения.
Российское образование сегодня могло бы придать существенный импульс производственной сфере, а также способствовать повышению позитивности инвестиционного климата в стране, если бы из него перестали делать своеобразного «тяни-толкая», одна голова которого устремлена назад, а другая – на передовые принципы взаимодействия сферы обучения и сферы бизнеса. Другой вопрос в том, насколько сегодня государство имеет право вмешиваться в интересы бизнеса… Способно ли оно найти пути решения этой сложной проблемы, или все снова будет пущено на самотек?..
Но если оставлять такую проблему нерешенной, то уже скоро можно будет получить вариант окончательной оторванности системы образования от реальных экономических потребностей страны. И тогда мы получим страну дипломированных специалистов, рабочих и других выпускников учебных заведений, востребованность которых равна нулю.