В России после долгих обещаний и ожиданий наконец-то появится единый номер телефона экстренной связи. "Система 112" (аналог европейского номера 112) заработает на территории России в 2013 году, сообщил Николай Никифиров, министр связи и массовых коммуникаций РФ. Этот номер вызова оперативных служб в рамках "одного окна" должен обеспечить их взаимодействие, а также сократить время реагирования и прибытия на место происшествия.
Запланированные средства на осуществление проекта, по словам г-на Никифорова, также удалось отстоять, несмотря на сокращение бюджетных расходов. Предельный объем финансирования программы составит порядка 23 млн руб., указанно в концепции федеральной целевой программы по созданию "системы-112" в РФ на 2012-2017 годы", подписанной Владимиром Путиным в мае этого года. Там же отмечается, что государственными заказчиками проекта определены МЧС, Минкомсвязь, МВД, Минздравсоцразвития и ФСБ России. Координация деятельности по созданию "Системы-112" возложена на МЧС России.
Организация экстренных вызовов, когда единый телефонный номер 112 должен заменить все остальные телефоны экстренных служб - "01", "02", "03" и "04", - абсолютно необходимый сервис, считает Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий. Привычные номера также продолжат действовать, а новая система обеспечит максимально быстрые и эффективные действия соответствующих оперативных служб на обращения населения. При этом запомнить один номер на все случаи жизни гораздо проще. Звонки будут приниматься с мобильных и городских телефонов, операторы будут общаться на русском, а также на пяти иностранных языках - французском, английском, немецком, испанском и китайском, сообщается на сайте МЧС.
"Важно не просто принять звонок по номеру 112, важно обеспечить эффективное управление силами всех экстренных служб для помощи. Примерно каждое пятое происшествие требует реагирования двух и более служб (например, полиции и скорой). 112 скоординирует их совместную работу. Еще система даст правдивую статистику, когда и какая служба приняла вызов, и в какое время реально доехала до места. Уверен, что в 2013 г. совместно с МЧС, операторами связи и коллегами в регионах РФ сделаем значимый рывок вперед, и программа заработает", - написал в своем микроблоге в Twitter министр связи.
В качестве единого для экстренной связи телефонного номера - "112" в странах ЕС был принят еще в конце прошлого века. В России пока только ограничиваются обещаниями, что проект вот-вот заработает. Его реализации все мешал бардак на уровне межведомственного согласования, отмечет Ольга Ускова. "Первый раз "Система-112" была включена в программу "Электронная Россия" еще в 2006 году. Потом был соответствующий указ президента Владимира Путина о необходимости создания такой единой экстренной связи, и была даже расчетная формула по финансированию, правда, тогда на это закладывалось 37 млрд руб.", - напоминает эксперт. МЧС при этом должен был выступить заказчиком, Минэконом - контролером, а Минсвязи - исполнителем. Однако все происходило в то время, когда менялись главы министерств, и прежняя коалиция по созданию системы распалась. Хотя обещали к 2010 году реализацию проекта на территории 44 субъектов Федерации.
Но все разбилась на мелкие блоки, а в регионах стали делать какие-то свои локальные решения. Пилотные проекты были запущены на территории Курской и Астраханской областей, Санкт-Петербурга. Опытная эксплуатация системы 112 показала, по данным МЧС, что время реагирования на происшествие экстренных оперативных служб сократилось в среднем на 15 минут, служб жилищно-коммунального хозяйства - более чем в 2,5 раза.
В тех регионах, где система еще не создана, позвонить по номеру 112 можно и сейчас, но в этом случае включается автоответчик, предлагающий нажать цифру по принадлежности службы, которая нужна звонившему. Так, по крайней мере, происходит в Москве. А в Воронеже, например, при наборе этого номера звонивший попадет в полицию. "Все это очень долго, неудобно, и несогласованно", - отмечает Ольга Ускова.
Вопрос оперативной помощи, развития службы спасения всегда был актуальным для нашей страны, заявил недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. "Естественно, это в очередной раз подтвердили и последние события - та трагедия, которая случилась в Крымске. Система-112 создаётся уже определённый период времени - пора этот процесс завершать", - отметил глава правительства.
Есть еще один важный момент в этой программе - когда по всей России заработают пункты 112, начнется эксплуатация системы "ЭРА-Глонасс". Между собой системы будут сопряжены информационно, т.е., вся информация о ДТП и других происшествиях будет стекаться к одним диспетчерам.
"При ДТП диспетчерский пункт будет получать информацию с борта машины (СМС сообщение, отправленное через приоритетный канал передачи данных (GSM)), которая включает в себя место и время, - комментирует Игорь Хереш, директор по развитию группы компаний "Цезарь Саттелит". - После чего сотрудник МЧС технически имеет возможность позвонить в машину, в этот момент заглушается магнитола, и пассажиры из динамика могут услышать вопрос, типа "Все ли живы?". Получив необходимую информацию, диспетчер отправляет бригады служб экстренного реагирования (милиции, скорой помощи, спасателей), в том числе, если ответа от пассажиров и не последовало".
Но основная проблема здесь заключается не просто в организации диспетчерских пунктов, а именно в наземной инфраструктуре: подстанций скорой помощи, МЧС - хотя бы в получасовой доступности. "Какая разница, где находится диспетчерский центр - в Москве или в Волгограде, - продолжает Игорь Хереш. - Важна сама инфраструктура, но у меня есть ощущение, что об этом вообще никто не думает. Создадим кучу диспетчерских центров, но кто поедет-то? Фокусироваться надо на вопросе покрытия неотложными службами, которые будут выезжать и вылетать. Наша страна настолько широка - и поля и реки, что строить таких пунктов надо еще много. И как это сделать за год, я не представляю".
"ЭРА-Глонасс" - это аналог eCall, которая работает примерно по такой же схеме в ЕС. eCall также предназначена для сокращения времени реагирования служб спасения на автомобильные аварии в странах Европы путём автоматической отправки сигналов экстренных вызовов. По планам ЕС уже в 2013-2015 все новые автомобили будут оборудоваться системами "eCall".
В России технология "ЭРА-Глонасс", по оценкам экспертов, способна сократить смертность на дорогах почти на 20%, а это 4 тысячи спасенных жизней в год.