Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Куда идут обладатели дипломов

Куда идут обладатели дипломов


5-06-2009, 04:51 | Политика / Аналитика событий в России | разместил: Редактор Al_Magn | комментариев: (3) | просмотров: (1 820)

Куда идут обладатели дипломов

Григорий Тарасевич, редактор отдела «Науки» журнала «Русский репортер»

«На российском рынке труда не хватает квалифицированных инженеров, зато много юристов и экономистов» — этот тезис повторялся в последние годы много раз. Исследование, проведенное учеными Росстата и Высшей школы экономики, показывает строго обратное. Авторов проекта интересовало, как часто полученная специальность определяет дальнейшее место работы. Так вот, инженеры, как выяснилось, одни из самых «ветреных» специалистов — юристы и экономисты гораздо чаще находят работу в соответствии со своими дипломами.


Л
ишь половина выпускников вузов работает по специальности. Получается, что львиная доля средств, выделенных на образование, уходит в песок, а предприятия вынуждены переучивать миллионы сотрудников. Да и сами выпускники страдают, ведь они угробили на учебу пять (а то и больше) лет своей молодой жизни, чтобы потом превратиться: физики — в продавцов кофеварок, химики — в психологов, а психологи — в шоферов.

 

«Выбор профессии: чему учились и где пригодились?» — так называется исследование, выполненное группой ученых Росстата и Высшей школы экономики. Задача: понять, что происходит с выпускниками вузов и средних специальных учебных заведений. Основа: огромная база данных, в которую попали 270 тысяч рес­пондентов. Подход: сугубо формальный. Берется специальность, записанная в дипломе, и сравнивается с нынешним местом работы. Дальше начинается математика: «условная вероятность», «мультиномиальная логит-регрессия» и проч.

 

Возьмем условного Васю Пупкина, окончившего университет. У него есть несколько возможных траекторий движения. Первый путь самый простой и логичный: спустя год, десять, тридцать лет после окончания вуза этот условно-статистический Вася по-прежнему трудится по той специальности, которая записана у него в дипломе.

 

Причем, авторы исследования исходят из двух пониманий специальности — узкого и широкого. В первом случае подразумевается, что диплом соответствует работе один в один. Широкий подход — это когда в вузовской корочке значится «инженер комплексов противоракетной обороны», а работает человек в фирме по продаже стиральных машин, но все равно в должности инженера. То же самое, если выпускник мехмата учит детей математике или дипломированный врач разрабатывает новые лекарства.

 

Верность своему образованию (в широком смысле) чаще всего сохраняют медики (79%), компьютерщики (67%), математики (61%) и юристы (59%). А самыми «ветреными» оказались специалисты в области биологических и сельскохозяйственных наук — нынешняя работа соответствует диплому лишь у 22%.

 

На втором месте — инженеры. Из них по специальности работают лишь 36%. Этот факт — пусть в чем-то спорное, но все же открытие. Ведь утверждение, что «в стране не хватает квалифицированных инженерных кадров», давно уже стало общим местом. Но основываются такие суждения чаще всего на услышанном по радио, прочитанном в газетах или просто на словах знакомых «экспертов».

 

А каковы результаты массового статистического исследования? Приведем цитату: «Полученные оценки говорят о том, что при прочих равных условиях обладатели инженерных дипломов гораздо чаще трудятся на рабочих местах, где не требуется высшее образование, чем обладатели дипломов по экономике или праву. Этот результат сохраняется для всех возрастных когорт и, на наш взгляд, является закономерным. Ведь в условиях плановой экономики и военного противостояния подготовка инженерно-техничес­ких кадров в интересах промышленности (и особенно военно-промышленного комплекса) абсолютно доминировала. В период реформ российская экономика вошла с большим накопленным “запасом” таких специалистов и действующими “мощностями” по его наращиванию. Абсолютные масштабы производства инженеров в первой половине 1990−х годов несколько сократились, но затем возросли, перекрыв показатели 1980−х годов примерно в 1,5 раза».

 

Траектория карьеры может сдвинуться вбок. То есть квалификация человека соответствует диплому, а специальность — нет. Например, если Вася Пупкин выучился на инженера, а работает оперным певцом или он получил диплом молекулярного биолога, а числится в штате «Русского репортера». В среднем это происходит в одном случае из десяти.

 

Следующий сценарий — движение вверх. Например, гражданин Пупкин стал главой районной администрации города Дуйска, начальником зубодробительного цеха или президентом компании «Рога и бекон». «На таких позициях находятся примерно 25% выпускников технических и 23% сельскохозяйственных вузов. У специалистов в области информации этот показатель составил 19%. Напротив, реже всего перемещаются “вверх” обладатели педагогических и медицинских дипломов, а также деятели литературы и искусства. Коэффициенты “восхождения” не достигают здесь 10% от численности соответст­вующих групп», — пишут авторы исследования.

 

Самое же парадоксальное направление карьерного лифта — движение вниз. Вроде бы наш Вася Пупкин получил университетское образование. Но в итоге он оказывается на должности, которую должен был бы занимать выпускник техникума или ПТУ, а то и ниже — например, неквалифицированного рабочего или продавца в магазине. «В целом каждый четвертый выпускник вуза занимается работой, не требующей высшего образования», — констатируют авторы исследования. Почти 30% тех, кто получил инженерные и технические специальности, трудятся там, где их образование является избыточным. Реже всего вниз перемещаются медики — около 13%.

 

После презентации этого доклада на семинаре в Высшей школе экономики зал дружно начал вопрошать: «И что теперь делать?» Авторы разводили руками: «Вопрос не к нам. Наше дело — грамотно все посчитать». Процессы, характерные для российского рынка труда, рассматривались учеными скорее как математическая задача.

 

Проблем здесь, по-видимому, несколько. Это и скоропалительность выбора профессии (особенно для юношей — с их дамокловым мечом армейской службы), и отсутствие профориентации в средней школе, и недостаточный рост технологического производства в стране. В любом случае о реформах должны думать другие люди. Важно, чтобы они не действовали чересчур прямолинейно — например, не начали бы резко закрывать инженерные факультеты.



Источник: "Эксперт Online".

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (3) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #3 написал: xDSL (5 июня 2009 13:43)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
    В итоге инженер придя на производство  вынужден переучиваться, так его знания пустышка.
     

     Согласен , но не полностью. Знания не пустышка - это база (очень хорошая) , на которую ложаться конкретные практические навыки. И не переучиваться, а ДОУЧИВАТЬСЯ  winked   Тут как раз с вами полностью согласен - практики в образовании не хватает...

     

    Цитата: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
    Сегодня, если будет время, рискну изложить основные принципы организации образования  в рамках современной модели представлений.

     

    Очень интересно будет почитать.


       
     


  2. » #2 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (5 июня 2009 13:35)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Главные редакторы
    публикации 32764
    комментариев 24112
    Рейтинг поста:
    0
    Вы правильно указали на самый главный недостаток советской системы образования. Формальное знание не связанное с реальной жизнью. В итоге инженер придя на производство  вынужден переучиваться, так его знания пустышка. Проблема очень серьезная. Сегодня, если будет время, рискну изложить основные принципы организации образования  в рамках современной модели представлений. 

       
     


  3. » #1 написал: xDSL (5 июня 2009 13:29)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Сейчас человек с инженерным дипломом работает не по специальности чаще всего потому, что ему надо как-то деньги зарабатывать...

    Опять же прозвучало ключевае слово КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ инженер.

    Квалификацию можно получить только проработав молодым специалистом на тематическом предприятии под руководством матёрых практиков... А с тем уровнем зарплат, которы существует для молодых специалистов, далеко не каждый вытерпит 3-5 лет, особенно, если уже есть семья...


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map