Указ Путина о "приватизации «Роснефтегаза»" и война элит
Сегодня В.Путин издал указ о мерах по подготовке к приватизации крупнейших предприятий ТЭК. Текст указа составлен так замысловато, что вызвал множество вопросов и породил вольные трактовки в СМИ. К счастью, на этот раз власть хоть и не совсем оперативно, но все же дала некоторые разъяснение, которые, впрочем, не ответили на все вопросы. Попробуем разобраться в его сути самостоятельно.
Опять «все пропало»?
Указ № 695 Президента РФ «О мерах по приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса» был официально опубликован сегодня.
«В целях обеспечения гарантированного дохода федерального бюджета в 2012 году и последующих годах от приватизации пакетов акций крупнейших компании ТЭК постановляю:
Правительству РФ:
- при утверждении плана приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний ТЭК и принятии решений о их продаже исходить из того, что до начала 2015 года «Роснефтегаз» является инвестором по отношению к компаниям отрасли, пакеты акций которых планируются к приватизации, при условии представления ОАО программы финансирования этих сделок, предусматривающей использование дивидендов от акций компаний, находящихся в собственности «Роснефтегаза»;
- утвердить программу продажи в 2013-2015гг. находящихся в собственности открытого акционерного общества «Роснефтегаз» пакетов акций компаний ТЭК с учетом конъюнктуры рынка».
Согласитесь, что текст указа при первом прочтении вызывает недоумение. День назад В.Путин вроде бы защитил «Роснефть» от угрожающей приватизации, а теперь намеревается ее приватизировать через «Роснефтегаз».
Естественно, что СМИ подхватили повод, выпустив новость под кричащими заголовками, вроде «Путин распродает «наше все»» и «Власти продают национальное достояние». Однако, как водится, вникнуть в смысл указа решились немногие.
Учимся читать президентские указы
Непонимание возникло в первой части указа из-за использования в ней термина «приватизация» по отношению к «Роснефтегазу». Попробуем перевести замысловатую формулировку на общепонятный язык:
«Правительству, планирующему приватизацию крупнейших предприятий ТЭК (а оно очень на это надеется), следует принять к сведению, что даже если акции таких предприятий будут выставлены на продажу, то в их покупке будет принимать участие и госкомпания «Роснефтегаз». На это у холдинга имеются огромные средства, которые он накопил за последние годы. Эти средства поступали ему в виде дивидендов от владения акциями крупных предприятий, что позволит ему обойти многих желающих скупить за дешево ТЭК».
Мы привыкли к тому, что термин «приватизация» означает продажу госимущества частным структурам (физ. и юр. лицам), это и привело к непониманию текста указа. В данном случае говорится о том, что госкомпания «Роснефтегаз» будет участвовать в приобретении акций предприятий ТЭК, невзирая на свой государственный статус.
Вторая часть указа читается куда как легче:
«Чтобы сбить волну негативных настроений инвесторов, мы пообещаем приватизировать какую-то часть активов самого «Роснефтегаза», но пока не скажем какую, когда и почем».
Зачем все это делается?
Пока что есть только одно удовлетворяющее всем требованиям объяснение последним приватизационным маневрам В.Путина: во власти обострилась нешуточная борьба за госсобственность.
Мы уже писали о том, что условно сформировано два блока: либералов и государственников. Первый блок ратует за ускоренную приватизацию, и многие его представители попали в новое Правительство, в т.ч. А.Дворкович, ставший во главе ТЭК. Во втором блоке в экономической части предводительствует И.Сечин, который, напротив, потерял место в правительстве.
При этом сегодня Сечин был утвержден в качестве главы «Роснефти» и возвращается в совет директоров холдинга «Роснефтегаз». Это говорит о том, что все сделки в этих компаниях будут жестко контролироваться не только Сечиным, но и Путиным, который не просто так отправил туда одного из своих самых доверенных лиц.
Таким образом, события последних дней представляются в ином свете и выглядят как обмен ударами противников и сторонников приватизации. В то время как либералы форсируют распродажу госкомпаний, Путину удаётся вывести из-под нее энергетику. Однако борьба за нефтянку продолжается. Сегодняшний указ Путина – это, вероятно, очередной ход условного "Сечина". Формально он уступает требованиям либерального блока о приватизации ТЭК, но реально не собирается отдавать контроль над отраслью частным инвесторам.
В этом действии прослеживается типичный «сечинский» почерк. Совсем недавно аналогичная ситуация сложилась с планами приватизации Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Напомним, что крупнейший комплекс попал в планы приватизации. Сечин предложил правительству отказаться от этих планов и продать акции НМТП «Роснефти». По его мнению, комплекс имеет для государства слишком большое стратегическое значение, чтобы отдать его в частные руки. Заявление Сечина вызвало протест Шувалова и Набиуллиной, но вопрос пока остается открытым.
Похожая ситуация сложилась и с приватизацией порта «Ванино». Наряду с частными покупателями заявку на приобретение 73,33% акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» подала «УВЗ-Логистик» (дочерняя структуры ОАО «Уралвагонзавод»). Таким образом государственная компания решила участвовать в приватизации государственной же компании. Это вызвало ступор у многих экспертов и аналитиков, однако ФАС одобрила ходатайство «УВЗ-Логистик», что сделало эту сделку осуществимой.
Для справки:
«Роснефтегаз» - это государственная компания, созданная для консолидации активов крупнейших предприятий ТЭК. Изначально целью создания холдинга было получение контроля государства над «Газпромом». Для этого предполагалось отдать газовому гиганту контроль над «Роснефтью» в обмен на 10,74% его акций. Однако Сечин свое детище не отдал, и в итоге «Роснефть» за счет иностранных кредитов просто скупила у дочек «Газпрома» эти 10,74% акций.
Далее планировалось, что после возвращения долга «Роснефтегаз» будет ликвидирован. В 2006 году долг был выплачен, но «Роснефть» существует до сих пор. В распоряжении госхолдинга 75,16% акций «Роснефти», 10,74% акций «Газпрома» и акции газораспределительных компаний.
Примечательно, что за все время существования «Роснефтегаз» платил дивиденды государству только единожды в 2007 году. Все остальное время деньги копились на счетах холдинга и на данный момент их объем достигает не менее 4 млрд. долларов. Для каких целей собирались эти деньги, никто дать официальный ответ не смог, однако, кажется, теперь это становится очевидным.
Путин пояснил, но вопрос остался
Ранее мы не раз критиковали власть, за то, что она не дает своевременных и исчерпывающих объяснений своим важным решениям. Это позволяет распространиться очень вредным слухам, которые в итоге лишь разжигают протестные настроения у людей, которые не смогли самостоятельно разобраться в вопросе. На этот раз Путин сам прокомментировал свой указ.
Сегодня, выступая на встрече с представителями общественных организаций предпринимателей, В.Путин сделал заявление, расцененное многими как реверанс в адрес либералов. Хотя реально он сказал следующее:
«Если конъюнктура будет существенным образом в лучшую сторону меняться, мы уже и в этом году можем предпринять какие-то шаги, направленные на приватизацию этих компаний».
«Что касается компаний ТЭКа, то они представляют особую ценность для государства. В современных условиях можно с полной ответственностью утверждать, что они недооценены, и нам бы очень не хотелось, чтобы они были приватизированы за копеечки, а потом тут же перепроданы за серьезные деньги».
Когда "сложится необходимая конъюнктура" - никто не знает, особенно учитывая то, что сегодня индекс ММВБ упал до двухлетнего минимума.
«Мне бы все-таки хотелось, чтобы мы и продали, если и продавать, за приличные деньги, и государство получило бы доход, и решили бы институциональную задачу с точки зрения реструктуризации экономики», - поставил точку Путин.
Таким образом, очевидно, что открыто заявить об отказе от приватизации ТЭК Путин не может. Возможно, что у него самого остаются сомнения на этот счет, которые вкупе с давлением со стороны западной и нашей либеральной элиты, не позволяют делать столь категоричных заявлений.
Это все понятно и логично. Единственный вопрос, который у нас сохраняется к В.Путину – зачем было обещать не трогать сырьевой сектор, если твердой уверенности в том, что его удастся сохранить, нет, и приходится одновременно как бы извиняться за "проволочки" перед либералами. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 126
Рейтинг поста:
Моё мнение: Обещанного 3 года ждут(с) в начале статьи что то было про инвестора до 2015 ну сопсна еще вопросы?)