Вот и состоялось в России то событие, которое в последнее время становилось постоянным объектом прогнозов как политических и экономических экспертов, так и журналистских сообществ. Событие это – появление в стране нового Правительства. И если вопрос с его главой редко у кого в нашем государстве вызывал вопросы, то вот люди, которые могут сесть в министерские кресла обсуждались достаточно активно.
Итак, новые федеральные министры назначены, и российская власть на ближайшее время обрела свои очертания. Говоря же о кадровых назначениях, можно почти со 100%-ной уверенностью утверждать, что по поводу целого ряда новых министров ни в России, ни за рубежом более или менее точного прогноза дать никто не смог. При этом нужно отметить, прогнозов было более чем достаточно, но вот результат, как часто бывает, оказался совершенно далеким от этих прогнозов.
Итак, новый российский Кабинет министров изменился на 75%. Стоит ли при этом говорить, что изменения кадрового уровня автоматически приведут и к изменению, скажем так, генеральной линии Правительства. По всей видимости, достаточно существенные 75% никак не связаны с курсом нового Кабинета министров. Большинство лиц, хотя и выглядят людьми в Правительстве новыми, но на самом деле в разное время были, так или иначе, близки к старому кабинету министров (та же Вероника Скворцова или Антон Силуанов). Не оказалось среди федеральных министров и партийных оппозиционеров, о возможности чего многие политологи высказывались до объявленных назначений. Такие мысли возникали после заявлений Дмитрия Медведева, что власть России, дескать, решила взять курс на открытость. Однако слова словами, а в реальности все пока далеко от того, что можно называть государственной открытостью. Возможно, формирование Кабинета министров – это не тот этап государственной работы, где нужно выслушивать мнение всех и каждого и пытаться подгонять список новых министров под это самое мнение. Однако некоторые назначения, а точнее сказать, неназначения, мягко говоря, удивили даже тех россиян, которые достаточно активно нынешнюю власть поддержали на выборах.
Да – убрали непопулярных Нургалиева, Голикову, Фурсенко, но убрали, прямо скажем недалеко. С недавнего времени они оказались в президентском аппарате в качестве советников Владимира Путина, причем советников по тем отраслям, которые они и «вели» в Правительстве. Получается, что у Кремля, по сути, нет никаких претензий к работе этих людей в Кабмине… Недоумевают и по поводу переназначения «на новый срок» господина Сердюкова – министра обороны. Удивляет, что многие из тех, кто еще вчера критиковал Анатолия Сердюкова за фактически проваленный второй год подряд Гособоронзаказ, сегодня называют министра гораздо меньшим злом на своем посту, чем то, которое может прийти на его место… При этом целый ряд экспертов-политологов заявляют, что Анатолий Сердюков удержался, исключительно потому что повысил заработную плату военнослужащим по всей стране, и все без исключения военнослужащие якобы теперь за Сердюкова горой. Однако такие доводы на самом деле далеки от истины.
Во-первых, при всем уважении к роли господина Сердюкова, нет у него таких великих компетенций, чтобы росчерком своего пера брать из государственного бюджета столько средств, сколько ему захочется, чтобы простимулировать военнослужащих различных военных округов. Никто и не собирается спорить, что существенное повышение денежного довольствия военнослужащих состоялось именно в бытность на посту министра обороны Анатолия Сердюкова, но называть именно его (Сердюкова) идейным вдохновителем этого повышения, по меньшей мере, странно. Можно подумать, что это сам господин Сердюков «изыскал» средства из бюджета страны и произвел кратное увеличение денежных выплат для своих подчиненных…
Во-вторых, то, что сегодня в Российской Армии наметился некий позитив по отношению к министру – тоже, мягко говоря, не совсем так. Далеко не все люди в Вооруженных силах связывают напрямую уровень доверия министру обороны с размером собственного денежного довольствия, хотя российское общество все чаще норовят назвать обществом потребления… Но лояльность, оказывается, не всегда вещь продающаяся и покупающаяся.
В общем, если бочку меда в виде нового Правительства Дмитрий Медведев и захотел преподнести, то в этой бочке пару ложек густого дегтя все же найдется даже при поверхностном рассмотрении. Однако, как недавно с Думской трибуны высказался Владимир Жириновский, не станем же мы критиковать жениха прямо на свадьбе…
Да – смена министров прошла, может быть, не совсем так, как того бы хотелось многим российским гражданам, однако и ожидать от тандема того, что на нашу голову буквально сваляться совершенно новые люди, да еще и представители самых различных политических взглядов (и уж тем более – партий), было бы наивно. Если уж речь изначально шла о преемственности курса, то никакой горячки при назначениях никто пороть и не собирался: провели «бескровную» перестановку, убрали тех, кто едва успевал отбиваться от общественной критики, назначили людей, которые успели проявить себя на других руководящих постах. Прямое отражение курса, взятого на стабильность, за который, кстати говоря, и голосовало большинство россиян на президентских выборах. Однако у нас в России часто бывает так, что за курс на стабильность-то мы проголосовали, но вот так прямо нас и подмывает, что шапки министерские в разные стороны полетели. Хлеба и зрелищ… Хлеб нам дали, а вот со зрелищем как-то не заладилось... Вот, видимо, и решили оппозиционеры разных мастей зрелища предоставить от своего имени. И ведь, интересная тенденция, прямо скажем, получается: как «хлеб» – так от власти, как «зрелище» - так от оппозиции. А если от оппозиции кроме зрелищ народ российский ничего и не ждет, то зачем же этой самой оппозиции демонстрировать людям какие-либо цельные и сбалансированные программы собственного сочинения. Уж лучше помахать оранжевыми трусами или попеть заунывные песни под московскими памятниками. Они-то знают, что свой хлеб народ (в том числе и они сами) будет требовать от российской власти, а не от них. Позиция, прямо скажем, весьма выгодная… Пожалуй, ни в одной стране мира, нет такой несогласной оппозиции, как у нас. Везде предъявляется своя программа, называются пути выхода из сложившейся ситуации. У нас же все куда проще: выехал на роликах, показал свое мужское достоинство – вот и весь ответ курсу Президента и Правительства. Мы, мол, с решениями Путина и Медведева не согласны, а от нас никаких решений не ждите – мы ж здесь для зрелищ…
Поэтому приступать в очередной раз к тому, чтобы заводить пустую критику новых госчиновников, которые еще даже не успели перенести свои вещи в новые кабинеты, конечно, можно. Но только нужно ж и понимать, что людям хотя бы какое-то время может понадобиться для вхождения в курс дела. Ну, а господин Сердюков, видимо, получил свой шанс, чтобы запомниться россиянам не только тем министром, который не без чьей-то помощи зарплаты военнослужащим повысил, но и тем госчиновником, который все-таки может довести доверенное ему дело до конца. Иначе ложка дегтя может весь медок затянуть…
Возможно, что и открытое правительство, и реальное принятие во внимание мнений многочисленных общественных групп, и нацеленность на реализацию взятых на себя обязательств нас ждет уже в ближайшем будущем. По крайней мере, так хочется верить, что именно новое Правительство России на самом деле сможет реально справляться с вызовами современности… Уж верить-то нам никто не запретит…