Уральский прорыв
Уральцы показывают, что значит – работать по-русски
Заместитель главы правительства, председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин совершил поездку в Уральский федеральный округ. По его словам, в ближайшие годы в отечественной «оборонке» произойдут поистине революционные преобразования. Предстоит почти полностью заменить станочный парк и перейти на самые передовые технологии.
Для выбора оптимального пути правительством разрабатывается так называемая «дорожная карта» развития оборонно-промышленного комплекса. Как сказал Д. Рогозин в начале своей поездки, особенно важно сейчас получить целостное представление о промышленности Урала – одного из исторических центров отечественного машиностроения. Стоит добавить: в массе своей – оборонного назначения.
Председателя Военно-промышленной комиссии интересовали предприятия разной формы собственности. Главное, чтобы они были способны работать как для гражданских отраслей, так и для оборонных. Особое внимание уделялось тем производствам, которые самостоятельно сумели перейти на качественно новый уровень технологий, отвечающих самым высоким мировым стандартам. А еще, по мнению Д. Рогозина, нужна мотивация развития – и об этом на правительственном уровне сказано впервые за все годы существования новой России.
Вспомним: как только власть в стране перешла, если можно так выразиться, к рыночникам, основной мотивацией и в общественной жизни, и в экономике объявили прибыль. Как были уверены «младореформаторы», если целью станет получение максимального «навара», то развитие всей страны пойдет очень динамично и органично. Поэтому двадцать лет назад нам вполне серьезно предрекали невиданный экономический бум, расцвет всего и вся – от индустрии до культуры. Рынок, мол, все направит и выправит. Похоже, те, кто затеял и «замутил» рынок в России, никогда не читали «Капитал» Карла Маркса. Естественно, вакханалия получения легкой сверхприбыли привела к настоящему разграблению страны, стагнации или даже уничтожению ряда отраслей машиностроения, утрате нравственных ориентиров.
И очень хорошо, что во властных структурах наконец-то осознали: без четко определенной и понятной всем мотивации развития, как всего Отечества, так и отдельных секторов экономики, отдельных предприятий и, как модно сейчас говорить, бизнес-структур, без ясного понимания перспектив никакое движение вперед просто невозможно.
Поэтому человек, отвечающий в правительстве за оборонно-промышленный комплекс, хотел увидеть те предприятия, в которых смогли и мотивацию к высококачественному труду выработать, и так модернизировать производственную базу, что она стала лучшей в мире.
В городе Верхняя Пышма, являющимся, по сути, пригородом Екатеринбурга, заместителю председателя правительства показали предприятие «Уральские локомотивы». Официально оно было создано 1 июля 2010-го как совместное российско-немецкое. С нашей стороны в него вошли предприятия группы «Синара», с немецкой – концерн «Сименс». Важно, что это не отверточная сборка западных локомотивов для наших железных дорог. На самом современном технологическом оборудовании проектируются и строятся действительно российские вагоны и локомотивы, отвечающие самым строгим техническим требованиям, принятым на Западе. Это мощные грузовые электровозы «Гранит» и «Синара». В последнем применено до 80 процентов инновационных решений, ранее не использовавшихся в отечественном машиностроении. Очень важна такая деталь: в производстве различных узлов и функциональных модулей «Синары» задействовано около 70 российских предприятий, 20 из которых расположены на Урале. Для «Гранита» комплектующие и модули поставляют более ста российских предприятий. До 2016-го РЖД закупит 461 электровоз обеих моделей.
Готовятся к производству электровозы и вагоны нового поколения типа «Ласточка». Это будут пассажирские составы трех модификаций: городские, пригородные и межрегиональные. В планах - проектирование и выпуск магистральных тепловозов, скоростных электропоездов, вагонов для метрополитена и трамваев.
Помимо этого, предприятия, входящие в холдинг «Синара-транспортные машины», выпускают продукцию военного назначения: дизель-генераторы и дизельные двигатели для самых современных боевых кораблей, атомных подводных лодок новейших поколений типа «Борей» и «Ясень», для нужд ПВО и РВСН. Излишне говорить, что все изделия находятся на уровне лучших зарубежных аналогов.
Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова, на котором также побывал Д. Рогозин, выпускает широкий спектр оптических, оптико-электронных систем и платформ для их установок в самых различных боевых машинах – от бронетехники до беспилотников, истребителей, в том числе пятого поколения, кораблей и космических аппаратов. Технология здесь самая современная и она продолжает совершенствоваться.
Однако самыми интересными и зрелищными оказались три визита: на Первоуральский новотрубный завод, «Уралвагонзавод» и полигон Нижнетагильского института испытания металлов.
Металлургия, как известно, делится на черную и цветную. И та, и другая отличаются трудом горячим и грязным. Руда, кокс, пыль, шлаки, окалина и многое другое, что неизбежно сопровождает выплавку различных металлов, создавали характерный образ сталевара – человека в брезентовой робе, физически крепкого, с мужественным выражением лица и обязательно чумазого. А вот в современной России совсем недавно появилась новая металлургия – белая. Работают в этой металлургии в белых халатах и «космическом» облачении. Но главное не в этом, а в принципиально новой, тоже, скажем так, белой, философии труда.
Если хотят обозначить заведомо бесперспективное занятие, говорят, что дело – труба. Тем удивительнее, что трубное производство в России сегодня может считаться не только лучшим в мире по технологии и качеству изделий, в нем выработана удивительная мотивация высокопроизводительного труда и работы по-русски. Здесь произошло настоящее русское чудо.
Производство труб в 1990-е годы фактически рухнуло. Казалось, сделать ничего было нельзя. Но сделали, и произошло это на наших глазах в течение нескольких минувших лет. И об этом в России пока практически никто ничего не знает.
При по-настоящему революционной реконструкции производства старые заводские корпуса насытили лучшим в мире станочным оборудованием и робототехникой. Построили новые цеха. Сразу было решено не давать новостройкам скучные номера, а присваивать имена собственные. Провели заводской конкурс, и новое электроплавильное производство стали для трубных заготовок получило название «Железный озон 32». Совершенно непонятно, но фантастически звучно. Газоочистка здесь улавливает и очищает почти сто процентов технологической пыли и газов, которые образуются при выплавке стали. Благодаря этому уровень запыленности в цехе, где варят металл, соответствует уровню пыли в офисном помещении. Инвестиции в защиту окружающей среды составили миллиард рублей.
Неудивительно, что сталевары-операторы работают в белых халатах и столь же белоснежных рубашках. А те, кто стоит у электроплавильных печей, облачены в жарозащитные костюмы, делающие рабочих похожими на космонавтов. Цена такой спецовки около двухсот тысяч рублей.
Электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» официально запустил 18 ноября 2010-го Владимир Путин. Это один из первых отечественных проектов, построенных с нуля. Внешние трубопроводы на территории завода покрашены в яркие цвета, так же, как и стены всех цехов. Когда оказываешься на территории предприятия, где есть и металлургия, и прокат, и многое другое, прежде грязное производство, впечатление, будто попал в заморскую сказку – чистенькую, аккуратную и какую-то радостную. Казалось бы, какая мелочь – рутинная покраска труб и корпусов. А ведь на таких мелочах и создается настоящая культура производства. Еще один интересный момент. Капиталисты-собственники, когда шла полная реструктуризация завода, нашли на складе памятник В.И. Ленину, снятый в бурное антисоветское время начала девяностых. Памятник отреставрировали и водрузили на прежний пьедестал.
Объяснение простое: трубное производство на Урале родилось в советское время, в годы Великой Отечественной здесь ковалась Победа. И отказываться от символов великого времени новые собственники не захотели.
Одновременно с технологиями создавалась новая философия труда. Руководители предприятия, показывая его Д. Рогозину, сказали, что закупить современное оборудование и разработать свой оригинальный технологический цикл – это полдела. Без людей, без классных специалистов даже лучшие в мире производственные линии мертвы. И оказалось, что кадров-то в России почти не осталось. Поумирали или просто деградировали. Во всей стране и даже в ближнем зарубежье действительно классных специалистов, способных к тому же освоить оборудование нового века, оказались единицы.
Другая проблема – пьянство, особенно на Урале. А как допускать в цех, который стоит миллиард долларов, людей с трясущимися руками и мутным сознанием? Искоренять алкогольную зависимость стали без всякой жалости.
На проходных перед каждым турникетом поставили алкотестеры. Пока не «дыхнешь» и не получишь подтверждения своей трезвости, в цех дорога заказана. Народ пороптал, но понял правоту руководства.
Сейчас не только трубный завод, но и город, где он расположен, постепенно становится одним из самых трезвых в России. Пить стало невыгодно и даже неинтересно.
Для подготовки своих кадров на базе старого техникума организовали центр технического обучения. И построили, вне всякого сомнения, лучший технический колледж не только в России, но и во всей Восточной Европе. Кстати, дети тоже могут попасть на занятия, лишь пройдя тест на алкоголь. С юных лет их приучают к мысли: настоящий рабочий человек и настоящий специалист – это только трезвые люди. Подготовка одного профессионала в центре обучения обходится в миллион рублей. Будущим рабочим, кроме технических дисциплин, преподают углубленные основы истории, философии, литературы, иностранных языков и православия. Ученики получают компенсацию за обед и несколько тысяч рублей премии за хорошую учебу и успехи в изучении английского языка.
Платит завод, и его владельцы уверены: затраты окупятся. Ведь здесь готовят будущих белых металлургов. Учебный процесс настолько интересен, что конкурс в колледж – 20 человек на место. Д. Рогозину центр технического обучения и его слушатели понравились, наверное, не меньше, чем само уникальное производство. Действительно, светлые и по-настоящему одухотворенные лица мальчишек и девчонок, с видимым удовольствием обучающихся самым современным промышленным специальностям, вызывают исключительно положительные эмоции.
Так что белая металлургия и осознанная мотивация к труду - это не только идеально чистое производство, а прежде всего - изменение сознания рабочего человека, создание новой философии труда. Человек, даже стоящий у сталеплавильных печей, должен перестать видеть в себе наемного чернорабочего, он должен осознать себя творцом происходящего, настоящим хозяином конкретного, вверенного ему производства. Фактически на предприятии с абсолютно капиталистической формой собственности воплотилась коммунистическая идеология: рабочий - это хозяин, а хозяин без всякого пафоса считает себя рабочим того производства, в которое вложены его личные и очень большие капиталы.
Одной из главных мотиваций труда стало: работать по-русски – это значит работать лучше всех в мире, и наша продукция должна быть только лучшей в мире.
Никто, кроме нас! Лозунг ВДВ оказался вполне применим и в машиностроении. А еще извечное, как кажется, беспробудное русское пьянство на самом-то деле исчезает само собой, когда появляется мотивация настоящей жизни, высокая цель, которой никто, кроме нас, достичь не сможет.
Качество новых русских труб сейчас таково, что они могут работать в самых агрессивных условиях не менее сотни лет. Представьте себе, поменяли все трубы ЖКХ, и целый век не будет аварийных вскрытий, перекладок и неизбежных, как бы сезонных, отключений горячей воды. Вот только не слышно в многолетних разговорах о реформе ЖКХ даже намека на массовую замену сгнившего старья.
У нас в стране немало очень богатых и, как считается, успешных топ-менеджеров, которые из года в год осваивают бюджетные миллиарды и говорят: еще немного, еще чуть-чуть, и мы покажем, на что способны. Проходят годы, улетают миллиарды… При этом имена «успешных манагеров» и миллиардеров-олигархов известны всем, а вот тех, кто уже совершил прорыв в технологическое будущее, знают лишь узкие специалисты.
Революционное преобразование трубного производства на Урале наглядно обозначило один из важнейших ориентиров дорожной карты, разрабатываемой для новой индустриализации ОПК. А на «Уралвагонзаводе» Д. Рогозину рассказали, как будет выглядеть перспективный танк, в чем его отличие от тех, что стоят на вооружении сегодня. Показали также огромный цех с линейкой Т-90 разной степени готовности. Как оказалось, новейшие танки производятся только на экспорт. Заместитель председателя правительства и председатель ВПК высоко оценил уровень технической оснащенности современного танкового производства.
Но отметил: на уникальном, даже по мировым меркам предприятии, надо выпускать новую технику не только на экспорт, но и для своей армии. И это время, по словам Д. Рогозина, скоро придет.
В танковом КБ «Уралвагонзавода» создается боевая машина нового поколения – «Армата». Под этим шифром разрабатывается универсальная гусеничная базовая платформа для танков, самоходных артустановок, подвижных комплексов ПВО, новых БМП, инженерных и других машин, необходимых Вооруженным силам России. Отличительными особенностями нового танка станут: усиленная бронезащита, более мощное вооружение, высокая компьютеризация и автоматизация, адаптированность к сетецентрическому управлению боем и хорошая ремонтопригодность. Это действительно будет машина нового поколения. Созданные на ее базе БМП, инженерные машины и шасси ракетных комплексов также можно относить к новому поколению.
На базе полигона Нижнетагильского института, судя по «зашифрованному» названию, предназначенного для испытания металлов, проводятся самые уникальные в мире салоны вооружений и военной техники. Нигде больше невозможно увидеть в реальном времени стрельбу самых мощных реактивных систем залпового огня, пушек, минометов и пулеметов, оценить ходовые качества бронетехники, завершающиеся ураганным огнем по самым различным целям, и многое другое, что не так уж и давно могли наблюдать лишь специалисты с секретным допуском. Возможности огромного полигона и его инфраструктура позволяют делать такие показы открытыми и, что очень важно, безопасными.
Так сложилось, что Д. Рогозин никогда на этих салонах не был, бронетехнику видел издалека. Теперь он смело облачился в комбинезон и решил, можно сказать, вживую оценить, каково быть танкистом, и что такое наша броня изнутри.
Д. Рогозин занял место командира новейшей версии Т-90С, и машина отправилась на огневой рубеж. Из трех целей, находившихся на удалении в несколько километров, он поразил неуправляемыми снарядами две.
Если учесть, что Дмитрий Олегович не только впервые в жизни стрелял из танка, но и вообще впервые в нем оказался, то результат блестящий. И говорит он об очень хорошей, и в то же время простой, системе управления огнем модернизированного Т-90С. Жаль, что минобороны решило такие танки не закупать, ограничившись заказом на модернизацию старых Т-72.
Делясь своими впечатлениями о машине, Д. Рогозин честно признал: быть танкистом нелегко. В то же время он не скрыл своего восхищения техническим уровнем отечественной бронетехники. По его словам, система управления современного танка такая, что их экипажи это не просто танкисты, а «танколетчики» какие-то... Он особо отметил, что российские конструкторы способны создавать лучшие в мире образцы военной техники. И начинать массовые закупки вооружения и военной техники за границей никто не собирается. При этом, планируя закупки вооружений на будущее, надо смотреть не на три года вперед, а на тридцать, даже сорок лет, и уже сейчас определять, какое оружие и какие угрозы могут появиться к середине века. В соответствии с этим и задавать параметры будущих боевых систем их создателям, а также четко определяться с количеством закупаемого вооружения.
Дмитрий Рогозин остался доволен своей поездкой на Урал. Он действительно увидел много интересного, после чего сказал: на большинстве оборонных предприятий сохранился ресурс для развития.
Несмотря на прошедшие кризисы, включая провал 1990-х годов, сейчас ведутся перспективные разработки, выпускается продукция, пользующаяся высоким спросом на мировом рынке.
И очень важно, чтобы в будущем «оборонка» работала не только в интересах минобороны, но и дала мощный импульс развития всему отечественному машиностроению.
До финиша неблизко, но старт дан. Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: