Дмитрий Медведев провел в Сколково заседание "открытого правительства", посвященное конкуренции в экономике. Обсуждался весь "модернизационный набор" - от приватизации до ограничения развития госкомпаний (запрет на приобретение без разрешения правительства долей в частных фирмах) и обеспечения их прозрачности.
Попытки России создать инновационную экономику обычно критикуют именно по этому вопросу - модернизацией занимаются государство и государственные же крупные компании. Они тратят (будут тратить) на инновации огромные ресурсы, но дело это рискованное, и если ошибиться, все может быть потрачено зря. В мире, говорят критики, существуют два варианта производства инновационных товаров - с помощью конкурирующих между собой "в гаражах" малых фирм - так происходит в Америке - и с помощью копирования чужих успешных технологий (азиатский путь "догоняющего развития).
Однако экономисты, изучающие проблему, утверждают, что оба представления - и то, что государство может само построить "новую экономику", и то, что для этого нужны лишь малые компании с энтузиастами во главе и хороший инвестиционный климат с инфраструктурой - все это упрощенный взгляд. Для успеха нужна смесь из крупных компаний с их ресурсами и питательная среда из малых фирм. А вот государство чаще всего своим вмешательством вредит инновационной экономике.
Почему Силиконовая долина?
Почему в Силиконовой долине и в штате Массачусетс инновационные компании уже много десятилетий добиваются успеха, а в других регионах США воспроизвести схему не удается? На этот вопрос попыталась найти ответ группа американских ученых во главе с Аджаем Агравалом. Они исследовали данные по различным лабораториям и новым технологиям в США с 1975 по 2000 годы и построили модель эффективной инновационной деятельности.
Наиболее успешными оказываются регионы, в которых одновременно работают крупные исследовательские центры и небольшие лаборатории.
- Большие лаборатории ориентированы на производство идей, но они часто не могут их развить до внедрения на рынок, особенно если идея не имеет отношения к бизнесу тех, кто спонсирует лабораторию.
- Маленькие лаборатории разрабатывают технологии, не требующие больших ресурсов, от которых легко и быстро можно получить прибыль.
- И в том, и в другом случае многие хорошие идеи забрасываются. Но если в регионе представлены оба типа компаний и они сотрудничают друг с другом, то этот симбиоз дает прорывной эффект. Особенно силен он в регионах, где есть несколько крупных лабораторий с узкой спецификацией.
Те регионы, в которых в 1995 году действовали одновременно и крупные, и мелкие лаборатории, через 5 лет получили на 46% больше прибыли от инноваций.
Они же получили на 17% больше научных патентов.
Плохая новость для российских чиновников: действия правительства часто имеют негативное влияние на эффективность исследовательских центров. Они используют налоговые и другие инструменты, чтобы изменить количество крупных лабораторий. Это часто разрушает оптимальную для региона структуру.
Как построить инновационную экономику?
Этот же эффект можно наблюдать в экономике в целом. Крупный бизнес и глобальные корпорации могут ускорить экономический рост в той или иной стране, уверен Кеун Ли, профессор экономики Национального университета Сеула. Но для этого необходимо, чтобы соблюдалось оптимальное соотношение крупных компаний и среднего бизнеса. Пока в большинстве стран мира оно нарушено, а инвестиции в инновации крупного бизнеса неэффективны.
Экономист ответил на несколько вопросов от "Финмаркета".
Каков вклад крупного бизнеса в экономический рост? Как взаимодействуют крупные компании с мелким и средним бизнесом?
Для каждой страны на каждом этапе развития свое оптимальное соотношение крупных и средних компаний. Они инвестируют в развитие, в исследование и разработки - именно это и обеспечивает рост экономики. Создается эффект зонтика: под прикрытием крупных компаний развиваются средние и малые предприятия. В случае, если их количество сбалансировано, экономика растет быстрее, а рост оказывается более стабильным. Для каждой страны существует свой оптимальный сценарий в зависимости от уровня ее развития.
Как избежать ситуации, когда крупный бизнес подавляет мелкие компании?
Для этого необходимо развивать законодательное регулирование в области борьбы с монополиями. Во многих государствах существуют естественные монополии, но если они адекватно регулируются, то проблем не возникает. Это же касается и крупного бизнеса. По мере монополизации рынка исчезает стимул для развития и прекращаются инвестиции в исследования и разработки.
Что касается стран БРИК и России. Насколько сейчас большой бизнес способствует развитию этих стран?
За последние 10 лет число крупных компаний в России и странах БРИК стремительно выросло. Это заметно способствует более быстрому и стабильному росту этих стран. Однако для них характерна проблема низкой эффективности из-за провалов в антимонопольной законодательстве.
Для России есть два основных способа решить эту проблему: нужно улучшить корпоративное управление. Решения в этих организациях должны приниматься более прозрачно, а советы директоров включать представителей различных групп акционеров. Это как раз поможет определять подходящий путь развития крупных компаний. Российским компаниям этого недостает. Также необходимо развивать антимонопольное законодательство.
Что изменил кризис в распределении крупных компаний по миру?
До кризиса крупный бизнес был сосредоточен в развитых странах. Многие крупные компании его не пережили: они либо обанкротились, либо заметно уменьшились в размерах, либо снизили свои инвестиции. Сейчас этот фактор заметно тормозит развитие экономики развитых стран.
Китай догоняет развитые страны по количеству крупных компаний
Остальным развивающимся странам пока до них далеко
Кеуна Ли подготовил специально для России доклад, который он прочел на научной конференции в Высшей школе экономики. Ученый из страны, где рост и инновации двигают крупные компании, попытался выявить взаимосвязь между долей "большого бизнеса" в экономике и ростом ВВП.
- Увеличение в стране числа крупных компаний из списка Fortune 500 на 10%, например, с 10 до 11 или с 42 до 44, увеличивает скорость роста ВВП на 0,1 процентный пункт. Большее количество крупных компаний приводит к более стабильному росту: колебания темпов изменения ВВП снижаются.
- Средний бизнес в экономике очень важен, благодаря ему создаются рабочие места. Но крупный бизнес притягивает прямые иностранные инвестиции, вкладывает деньги в наиболее капиталоемкие отрасли, в исследования и разработки. Именно прибыли корпораций обеспечивают высокие доходы населения.
- Однако когда крупных компаний становится слишком много, растет зависимость экономики от них. В этом случае они и начинают подавлять средний бизнес. Большое количество крупных компаний полезно для экономики, пока это не ведет к снижению конкуренции и созданию олигополии.
- Сейчас половина крупных компаний сосредоточена в США и Японии - странах с высокими доходами. Корпорациям необходимы условия для технологического развития и достаточный уровень образования населения. Однако страны БРИК, Южная Корея и Тайвань демонстрируют хорошую динамику - число корпораций в них растет.
- В развитых странах корпораций слишком много, а в развивающихся, напротив, недостаточно. Это несоответствие количества корпораций объемам экономики и порождает глобальные дисбалансы.
- Крупный бизнес поможет развивающимся странам избежать "ловушки средних доходов" - это, например, представляет угрозу Китаю.
В большинстве развитых стран слишком много крупных корпораций
В 1994 году в почти идеальном положении были Германия и Корея, сейчас к ним приближается Китай
За 2005-2010 годы количество больших компаний в Индии выросло с 6 до 8 - рост 33%. В это же время Индия показывала высокие темпы роста. Доля продаж корпораций в ВВП страны выросла на 20% - с 14,4% до 17,5%. Это прибавило экономике 1 процентый пункт роста.
Пример обратного - Франция: количество корпораций за последние 15 лет снизилось с 40 до 35. Но при этом заметно выросло их присутствие в экономике: доля продаж увеличилась с 54,4% до 79,5%. Это привело к замедлению темпов роста экономики - примерно на 0,43 процентных пункта.
С замедлением темпов роста в ближайшие годы столкнется Корея, которая полагается на несколько крупных компаний. По этому же пути идет и Тайвань: страна, раньше поощрявшая развитие малого и среднего бизнеса, все больше зависит от крупных корпораций.
К идеальному соотношению количества крупных и средних компаний и их влиянию на экономику сейчас приближается Китай, уверен Ли.
/Финмаркет/
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Медведев не поверил в данные по судимости предпринимателей
Президент Дмитрий Медведев не поверил в представленные ему данные о том, что каждый шестой предприниматель в России привлекался к уголовной ответственности, передает РИА "Новости". "Я звонил в правоохранительные ведомства для того, чтобы понять - это правда или нет. Потому что если это правда, то это катастрофа. У меня все-таки ощущение, что эта цифра виртуальна, я имею в виду, что каждый шестой предприниматель привлекался к уголовной ответственности", - сказал Медведев на заседании "открытого правительства", комментируя выступление одного из участников встречи, который назвал эти цифры.
Медведев отметил, если речь идет о проверках, то в это можно поверить. "У нас сидит где-то 120 тысяч человек по экономическим составам, но это те, кто реально отбывает наказание", - добавил Медведев. При этом он подчеркнул, что если соответствует действительности информация о том, что каждый шестой предприниматель привлекался к уголовной ответственности, "то это тяжелейший показатель".
"В этом случае наш предпринимательский климат будет целиком и полностью завязан на деятельности уголовной системы. С этим тогда что-то нужно делать радикальным образом. Да, я понимаю, что там могут быть разные составы, там, наверное, подавляющее большинство налоговые составы, но тем не менее речь идет о цифрах, которые подрывают веру в наличие здорового предпринимательского климата в стране", - подчеркнул президент.
В июле 2011 года председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев предложил прекращать уголовные дела против бизнесменов в случае, если они раскаялись и добровольно возместили причиненный ущерб. Об этом он заявил в ходе встречи президента Дмитрия Медведева с представителями судейского сообщества. По словам Лебедева, соответствующий законопроект уже разрабатывается, его предполагается внести на рассмотрение Госдумы в осеннюю сессию.
По мнению Лебедева, дела могут прекращаться также в тех случаях, когда предприниматели сотрудничают со следствием и отказываются от продолжения преступных действий. "Цель наказания - не месть, не кара, а перевоспитание и осознание преступником неправомерных действий", - отметил председатель Верховного суда.
Сейчас признание своей вины и добровольное возмещение ущерба со стороны предпринимателя, обвиняемого в экономических преступлениях, позволяет ему рассчитывать только на смягчение наказания, но не на освобождение от него.
Дмитрий Медведев в начале совещания заявил, что хочет обсудить только один вопрос – влияние российской судебной системы и практики на инвестиционный климат в стране. Президент напомнил, что среди причин, по которым иностранные инвесторы опасаются инвестировать в Россию, - недостатки российского суда и слабая защищенность права собственности. При этом Медведев заявил, что в последнее время "критике подвергаются лишь отдельные судебные решения".
В начале июля Медведев отметил, что считает возможным рассмотреть вопрос об амнистии осужденных за экономические преступления. При этом он добавил, что амнистия - прерогатива Госдумы, но такой вопрос может быть рассмотрен как направление государственной политики, нацеленной на создание благоприятного инвестиционного климата в России.
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
Что то тут нестыковочка. Интересно узнать кто ее источник, Аганбегян или журналисты.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Дмитрий Медведев поддержал либерализацию самой опасной для бизнеса статьи УК — «мошенничество». Он даже не отверг предложение объявить амнистию 13,5 тыс. предпринимателей, которые сейчас сидят, в том числе и по 159-й статье "Мошенничество" Уголовного кодекса РФ.
На третьей встрече с рабочей группой "Открытого правительства" было сказано, что за мошенничество ежегодно осуждают до 30 000 предпринимателей. Такую статистику привел экс-депутат Госдумы, вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров и предложил разделить статью «мошенничество» на несколько специализированных статей, не назначать наказание, связанное с реальным лишением свободы, тем, кто совершил преступление впервые и возместил ущерб, и ввести запрет на возбуждение уголовного дела без заявления потерпевшего.
Президент ММВБ-РТС Рубен Аганбегян сообщил, что каждый шестой предприниматель в стране подвергался уголовному преследованию и лишь каждый четвертый гражданин России хочет начать свой бизнес. В отличие от развитых стран, где такие планы есть у каждого двадцатого. Государство, по словам Аганбегяна, "выгнало" из страны за последние десять лет более 1,25 млн человек и что 37 компаний покинули Россию и разместили свои акции за рубежом.
О том, что уголовно-правовое управление экономикой подавляет деловую активность и тормозит развитие страны, заявил недавно Центр правовых и экономических исследований. По данным центра, две трети компаний попавших «под статью» бизнесменов закрылось, без работы осталось до 2 млн человек.
Как пишет "Коммерсантъ", Медведев в ответ усомнился в том, что каждый шестой предприниматель в стране привлекался к уголовной ответственности: по данным МВД по экономическим составам сидит 120 тыс. человек и тут же заявил: "Но если это правда, то это катастрофа, потому что в этом случае предпринимательский климат у нас завязан на деятельность уголовной системы. Речь идет о цифрах, которые подрывают предпринимательский климат в стране". Количество уехавших бизнесменов президент воспринял спокойнее. "Они вернутся, если создадим нормальные условия для работы",— сказал он.
Если разделение статьи УК на несколько новых не приведет к росту числа осужденных, то это «можно сделать», а возбуждение дела в отсутствие реального ущерба и заявления действительно странно, поддержал предложения президент. Эта статья наиболее часто используется для выдавливания конкурента из бизнеса и ее либерализация может стать серьезным заслоном для злоупотреблений, подтверждает участник заседания «открытого правительства», председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева.
Андрей Назаров внес пакет предложений по либерализации уголовного законодательства, сообщив, что уже проведенные им меры особого результата не дали. "Предлагаем статью 159 УК РФ "Мошенничество", которую мы называем "резиновой" и по которой в год осуждают 30 тыс. граждан, разделить по видам мошенничества",— первым делом предложил Андрей Назаров.
Амнистии скорее всего не будет, этот вопрос в Кремле не прорабатывался, заявил "Ведомостям" (№ 65, от 11 апреля) чиновник администрации президента. А по мнению одного из участников заседания, слова президента о дальнейшей либерализации УК и совершенствовании его правоприменения (президент, в частности, высказался за более активное использование домашнего ареста), по сути, и есть альтернатива амнистии.
http://polit.ru/news/2012/04/11/horror/