Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Индикаторы внешней политики России на постсоветском пространстве

Индикаторы внешней политики России на постсоветском пространстве


12-04-2012, 15:35 | Политика / Аналитика событий в России | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (3 195)

Индикаторы внешней политики России на постсоветском пространстве. Часть 1

 
Евгений Супер

Внешняя политика нашей страны гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и разобраться в некоторых ее тонкостях простому гражданину тяжело, а порой и просто невозможно. Этим активно пользуются наши недоброжелатели, разжигающие истерию в СМИ по поводу некоторых вольно трактуемых решений российского МИДа.

При этом наши власти не всегда могут дать нам необходимые разъяснения - хотя бы в силу того, что некоторая информация не может быть публичной по определению. Тем не менее, власть, повинуясь давлению общественного мнения, порою вынуждена корректировать свою внешнюю политику, жертвуя интересами этого же самого общества. Получается, что мы сами, поддаваясь внешним импульсам, не осознавая того, позволяем влиять на российскую политику далеко не дружественным нам силам.

Однако внешняя нестабильность поставила перед нашей страной задачи (в частности, на территории бывшего СССР), которые исключают двоякую трактовку. Их решение или нерешение, как индикатор, наглядно демонстрирует не только уровень профессионализма нашей дипломатии, но и направления вектора всей внешней политики государства. За ходом решения таких задач следует наблюдать с особой тщательностью.

Ниже обозначим некоторые из таких индикаторов, за состоянием которых мы будем постоянно следить в рамках нашей работы и своевременно информировать об этом уважаемого читателя.

Габалинская РЛС или армянская?

Решение о продлении сроков аренды Габалинской РЛС в Азербайджане станет прекрасным индикатором степени нашего влияния на территории Южного Кавказа. Напомним, что летом истекает срок аренды станции и между Россией и Азербайджаном ведутся напряженные переговоры об условиях продления контракта до 2025 года.

О том, что такое продление не произойдет автоматически, стало известно из появившейся в СМИ информации о том, что Азербайджан намерен повысить стоимость арендной платы с 7 млн. долларов в год до 300. Помимо этого, есть основания полагать, что США оказывают серьезное давление на руководство Азербайджана, противодействуя пролонгации.

Состоявшаяся на днях поездка главы российского МИДа в Баку, кажется, не принесла прорыва в переговорном процессе. Однако ситуацией поспешила воспользоваться Армения, предложившая построить аналогичную станцию на своей территории. Впрочем, серьезно такое предложение никто не воспринял, ведь ценность РЛС в Габале обусловлена не столько ее техническими возможностями (в Армавире уже началось строительство аналогичной станции), сколько возможностью сохранять военное присутствие в Азербайджане. А в Армении и так расположена крупная российская военная база.

О важности сохранения именно Габалинской РЛС говорит и тот факт, что МИД фактически согласился выплачивать затребованную Азербайджаном арендную плату, хотя сначала эта цифра была встречена крайне негативно. По итогам своей недавней поездки С.Лавров заявил:

«Нынешний размер арендной платы, которая составляет 7 миллионов долларов, считаем неадекватным, с одной стороны, той ценности и важности, которые представляет эта станция для российской стороны как с точки зрения её национальных интересов, так и с точки зрения региональной и международной безопасности, - а с другой, тем рискам и угрозам, с которыми может столкнуться Азербайджанская Республика в результате продолжения функционирования этой станции. Думая о возможных пределах пересмотра арендной платы, считаем, что речь должна идти о нескольких сотнях миллионов долларов».

«Окно» в Таджикистан

Похожая ситуация складывается и в Таджикистане. Там решается вопрос о продлении срока аренды российских военных объектов на 49 лет, и исход переговоров отнюдь не очевиден.

Напомним, что на территории Таджикистана расположена крупнейшая российская сухопутная зарубежная 201-ая военная база. Российские военные дислоцированы в городах Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе. Кроме того в Таджикистане находится объект войск Воздушно-космической обороны России – уникальный оптико-электронный комплекс «Окно».

Срок аренды военной базы России в Таджикистане истекает в 2014 году и совпадает с запланированным окончанием вывода войск НАТО из Афганистана. В связи с этим руководство Таджикистана, невзирая на свою тотальную зависимость от поставок российских углеводородов, пытается выторговать у нашей страны арендную плату.

Для справки: ранее комплекс «Окно» был передан России на условиях списания долга в 242 млн. долларов и обязательства инвестировать в экономику Таджикистана 2 млрд. долларов в течение 5 лет.

Что же касается 201-ой военной базы, сформированной на основе одноименной мотострелковой дивизии, то ее присутствию Э. Рахмон обязан своей властью. Советские бойцы в начале 90-ых обеспечивали общественный порядок и охрану стратегических объектов в условиях бушующей в Таджикистане гражданской войны.

Недаром Рахмон с началом мировой «арабской весны» построил неподалеку от комплекса «Окно» свою резиденцию на территории, охраняемой российскими военными. Видимо, зачастившие в республику высокопоставленные американские чиновники не вызывают столько доверия, сколько соседство российских бойцов.

Часть 2

Киргизский «Кант» дороже денег


Еще одним важным индикатором эффективности нашей внешней политики служит степень присутствия России в Киргизии. Речь идет не только о сохранении военных объектов, но и об экономических интересах.

Стоит заметить, что на киргизском дипломатическом направлении на наших глазах разворачиваются не менее интригующие события, чем в Азербайджане. В последнее время президент А.Атамбаев отметился целой серией нелицеприятных заявлений в адрес России и виражей в сторону Турции, Китая и США.

После категоричного требования уплатить просроченную арендную плату за российскую военную базу «Кант», Россия выдвинула встречные требования. В частности попросила пересмотреть условия прошлых соглашений и передать большее количество акций торпедного завода «Дастан» и совместной компании «Камбаратинская ГЭС-1».

Кстати, после немедленной уплаты долга в 15 млн. долларов за аренду «Канта», выяснилось, что данная база передана России на безвозмездных условиях, так как там размещается авиационное подразделение в рамках коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ.

Однако заявления уже сделаны и Атамбаев не спешит сглаживать конфликт. Он бравирует тем, что способен в любой момент передать иностранным инвесторам стратегические предприятия «Кыргызгаз», «Кыргызнефть», проекты «Камбарата-1» и «Камбарата-2», а также постоянно намекает на то, что подумывает продлить срок аренды американской военной базы «Манас».

При всей напускной важности, «незалежный Киргизстан» может быть опущен на глубочайшее экономическое дно одним мановением российского пальца. Напомним, что Россия поставляет в республику ГСМ на беспошлинной основе, ежегодно вкладывая тем самым в экономику соседа не менее 250 млн. долларов. Прекращения торговли такого рода особенно больно ударит по Киргизии в преддверии сезона полевых работ.

Впрочем, такой вариант хоть и представляется наиболее простым, однако является далеко не самым предпочтительным. Сверхзадача по воссозданию единого евразийского пространства слабо сообразуется с политикой шантажа и конфронтации, однако иногда ситуация не оставляет другого выбора. От того насколько филигранно сможет решить киргизские проблемы наша дипломатия, можно будет судить об эффективности нашей евразийской политики в общем.

 

Либо Узбекистан, либо Ульяновск


Узбекистан, в отличие от киргизских и таджикских соседей, обладает широкой ресурсной базой и одной из самых быстроразвивающихся экономик мира. Такие возможности позволяют И.Каримову проводить относительно независимую политику в регионе, поочередно заигрывая то с Россией, то с США, то с Китаем.

Безусловным успехом российской дипломатии стало включение Узбекистана в состав ОДКБ, а также уход американских военных из республики в 2005 году. Правда относительно последнего есть версия, что Каримов не столько поддался давлению России, сколько поспешил избавиться от американцев, опасаясь их участия в провокации «оранжевого сценария». В итоге США пришлось оставить военную базу Карши-Ханабад и перебраться в соседнюю Киргизию на вышеупомянутую базу «Манас». С 2006 года узбекскую военную базу используют российские военные.

Однако в связи с готовящимся выводом войск НАТО из Афганистана ситуация может поменяться кардинально. Есть информация о том, что многочисленные визиты американских чиновников в Ташкент связаны с попыткой уговорить Каримова выйти из ОДКБ под гарантии личной безопасности. Возвращение на военную базу Карши-Ханабад безусловно рассматривается США как один из возможных вариантов, ведь отсюда будет так удобно запускать беспилотники и «бороться» с наркотрафиком.

Кстати, в этом свете предложение использовать для транспортировки грузов НАТО аэропорт в Ульяновске, можно расценивать, как попытку не допустить возвращение американцев в Узбекистан. Очевидно, что в этом случае, в республике появится уже ни какой не перевалочный пункт, а полноценная военная база.

У России нет рычагов экономического давления на Узбекистан и поэтому подобное развитие сценария вполне вероятно. Недавно сам Каримов после встречи с командующим Центральным командованием (CENTCOM) Вооруженных Сил США Джеймсом Мэттисом, похвалился, что между отношения между странами после длительного перерыва вышли на новый уровень.

«Стороны обменялись мнениями по текущей ситуации в регионе, урегулированию афганской проблемы, а также перспективам развития и углубления двусторонних отношений по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе в военной и военно-технической сферах», - отчиталась МИД Узбекистана.

Напомним, что ранее США пообещали передать Узбекистану значительную часть вооружения после вывода своих войск из Афганистана, в т.ч. их новейших образцов.

Таким образом, удержание Узбекистана в составе ОДКБ и недопущение появления на его территории новых американских военных баз является приоритетной задачей российской дипломатии на данном направлении.

 

Часть 3

Казахстан как «темная лошадка» каспийского вопроса


Казахстан, являющийся второй по величине республикой бывшего СССР и обладающий одной из самых быстрорастущих экономик мира, играет для евразийской политики России первостепенное значение.

 

На данный момент одним из главных индикаторов лояльности Казахстана может служить его позиция по Транскаспийскому газопроводу (ТКГ).

 

Напомним, что проект ТКГ предполагает перекачку туркменского газа по дну Каспия в Азербайджан и его транзит через Грузию в Турцию и ЕС. За его реализацию выступает Евросоюз, желающий снизить свою зависимость от российских поставок, Туркменистан и Азербайджан. Резко против ТКГ - Россия и Иран.

В апреле ТКГ вновь стал темой международных обсуждений.

«Решения, касающиеся Каспийского моря и принимаемые без учета мнения пяти прибрежных государств, неприемлемы, - заявил недавно С.Лавров после того, как Азербайджан заявил о заинтересованности в реализации ТКГ, - Думаем, что внешние «игроки», в том числе Евросоюз, будут с уважением относиться к пяти прикаспийским государствам», - прокомментировал он стремление Европы подстегнуть проект.

Примечательно, что уже на следующий день по такому щекотливому вопросу поспешила высказаться и не имеющая отношения к региону Украина.

«Украина заинтересована в реализации проекта ТКГ, строительство которого в настоящий момент изучают Туркменистан, Азербайджан и Казахстан», - сказал в Баку премьер-министр Украины Николай Азаров.

При этом Казахстан пока не дал четкого ответа относительно своей позиции по ТКГ. Это несколько настораживает, ведь в последние годы мы привыкли расценивать Казахстан как нашего главного союзника на постсоветском пространстве. Возможно, время таких заявлений пока просто не пришло, однако это тот вопрос, который принято считать принципиальным.

Очевидно, что давление по ТКГ будет нарастать, так как эта проблема способна поссорить Россию с прикаспийскими государствами и носит не столько экономический, сколько политический характер. Значит и Казахстану не удастся отмолчаться. Мы уже отмечали имеющую место милитаризацию Каспия всеми региональными государствами.

При этом остаются вопросы относительно других недавних международных инициатив Астаны. Так не совсем понятно недавнее решение о сближении Казахстана с Лигой Арабских Государств (ЛАГ). Напомним, что в марте по инициативе Казахстана было принято решение о его аккредитации в ЛАГ. Кроме этого рассматривается вопрос об открытии представительства ЛАГ в Центральной Азии с резиденцией в Астане.

Что такое ЛАГ и какими методами эта организация продвигает интересы арабских монархий, наглядно продемонстрировали события в Ливии и Сирии. Открытие офиса ЛАГ в Астане может быть расценено либо как откровенно антироссийский шаг Казахстана, либо как стремление разместить арабов в наиболее лояльной нам республике, чтобы иметь возможность контролировать их деятельность.

Казахстан в силу своего географического местоположения, конечно же, вынужден учитывать интересы окружающих государств. События прошлого года в Жанаозене и других городах показали, что республика подвержена всем тем же угрозам, что и остальные среднеазиатские страны. Однако угодить всем и сразу становится все труднее. Сохранить и укрепить союз с Казахстаном – одна из приоритетных задач российской дипломатии.



Источник: odnako.org.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map