Глава 3. Военно-политическое сотрудничество США и Грузии
3.1 США и грузинский военный сектор
Э. Шеварднадзе неоднократно признавал большую роль России в начале 1990-х гг. в создании новой грузинской армии. Так, в интервью в конце октября 1995 г., выражая удовлетворение состоянием дел в вооруженных силах республики, он подчеркнул, что активное участие в их строительстве принимает Россия, "без помощи которой невозможно создание и существование грузинской армии". Затем США и НАТО перехватили инициативу, начали не только активное участие в дальнейшем строительстве грузинских вооруженных сил, но и военное "освоение" Закавказья. Можно, в частности, утверждать, что "формирование пронатовского офицерского корпуса грузинской армии почти полностью завершилось". Отметим, что именно президент Грузии Э. Шеварднадзе декларировал внешнеполитический курс на "перекрестное партнерство" - и с Россией, и с США.
Еще до ухода российских пограничников из Грузии (1 июля 2001 г.) США начали оказывать помощь в создании дееспособной грузинской пограничной охраны. Была разработана специальная программа по техническому оснащению грузинских погранвойск.
С середины 1990-х гг. США проводят в Грузии множество программ, нацеленных на помощь региону в экономической, военной, государственной сферах. С 1994 г. осуществляется программа "Партнерство ради мира", благодаря которой Грузия приняла участие более чем в 620 мероприятиях (в основном, военных учениях) .
В 2000-е гг. активно работают американские программы по совершенствованию грузинских вооруженных сил. Первая из них - "Обучи и оснасти" - осуществлялась еще с 2002 по 2004 гг., с ее помощью для службы в Ираке была подготовлена 1-я бригада национальных вооруженных сил. Американские инструкторы подготовили свыше 2 тысяч грузинских солдат. Специалисты и инструкторы Пентагона также помогли грузинской армии создать четыре батальона: 112-й "Коммандос" (ныне 12-й), 116-й Сачхерский горно-стрелковый (ныне 23-й), 111-й Телавский легкой пехоты (ныне 11-й), 113-й Шавнабадский легкой пехоты (ныне 13-й) и смешанную бронетанковую роту на десяти Т-72Б1 и десяти БМП-1/2.
апреля 2003 г. в российской печати появились сообщения о том, что в Москве удивлены грузино-американским соглашением о сотрудничестве в сфере обороны, которое было ратифицировано 21 марта 2003 г. парламентом Грузии. "Решение о военном сотрудничестве между Грузией и США было бы логично принимать с участием России", - заявили в департаменте информации и печати МИД РФ, комментируя это соглашение. Упомянутое грузинско-американское соглашение предусмотрело безвизовый въезд в Грузию американских военнослужащих, размещение на ее территории американской военной техники, вооружений, их свободное перемещение. Американские военнослужащие получили исключительные права и полномочия и пользуются с тех пор на территории Грузии привилегиями и иммунитетами административных и технических сотрудников Посольства США в Грузии.
декабря 2004 г. Грузию посетил заместитель председателя объединенного комитета начальника штабов США генерал Питер Пейс. Он встретился с президентом Грузии Саакашвили, министром обороны Георгием Барамидзе и начальником генерального штаба Минобороны Грузии Георгием Капанадзе, посетил военный полигон Вазиани, где дислоцирована 11-я бригада Минобороны, прошедшая подготовку по американской программе "Снаряжение и обучение" в 2001-2003 гг. В рамках визита были рассмотрены вопросы углубления военного сотрудничества с США и новая грузино-американская программа "Операции по сохранению стабильности" (для подготовки 2-й грузинской бригады с целью ее дальнейшей дислокации в Ираке и в помощь 1-й бригаде). Данная программа США предусматривала обучение трех тысяч грузинских военнослужащих для участия в операциях коалиционных сил; она началась в январе 2005 г. Стоимость программы - 32 млн. долл. (по другим данным - 60 млн. долл.).
В свою очередь, 5 декабря 2004 г. премьер-министр Грузии Зураб Жвания отправился с официальным визитом в США. В рамках визита глава грузинского правительства встретился с тогдашними советником президента США по вопросам национальной безопасности Кондолизой Райс, заместителем госсекретаря Ричардом Армитиджем, заместителем госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Лорой Кеннеди.
В рамках "Программы по сохранению стабильности" американские инструкторы подготовили ещё 3 тысячи грузинских солдат для участия в миротворческих операциях. Обученные американскими инструкторами солдаты и офицеры - как участвовавшие в операциях сил НАТО в Ираке, так и принимавшие участие лишь в учебных боях - принимали затем участие в войне в Южной Осетии в августе 2008 г.
июля 2008 г. на военной базе в Вазиани близ Тбилиси завершились грузино-американские учения "Немедленный ответ - 2008". В маневрах принимали участие 1640 военнослужащих, из которых 1 000 американцев, 600 грузин, и по 10 офицеров армии Азербайджана, Украины и Армении.
Но, по всей видимости, "все эти меры скорее были нацелены на повышение устойчивости проамериканского грузинского правительства, чем на усовершенствование вооруженных сил".
Реализуется также программа Госдепа США по финансированию непосредственно военного сектора Грузии, которая носит название "Предоставление финансовой помощи на военные нужды зарубежным странам" (FMF - Foreign Military Financing). По некоторым оценкам, в целом за последние 15 лет США предоставили финансовую помощь Грузии, в том числе в военной сфере, в сумме 1,6 млрд. долл. Причем большая часть этой суммы была выделена в последние 3-4 года. В расчете на год это составляет более 100 млн. долл. Это значительная сумма, если сравнивать ее, например, с военным бюджетом Грузии, который в 2011 г. составил около 360 млн. долл. (по имеющимся оценкам, в 2012 г. увеличится почти вдвое и составит более 600 млн. долл.). По программе Foreign Military Financing в 2011 г. Грузия получила от Вашингтона 18 млн. долл. (такая же сумма запланирована на 2012 г.).
Однако необходимо учитывать, что государственный департамент США проводит финансирование грузинского военного сектора не только по этой, но и по другим программам, связанным с военной областью не напрямую. Наименее затратная из них - Anti Terrorist Assistance (ATA). В 2011 г. ее объем составил 0,8 млн. долл., a в 2012 г. составит 0,7 млн. долл. Еще одна программа - International Military Education and Training (IMET) - подразумевает перевод Грузии суммы в 1,8 млн. долл. в 2011 г. и 2 млн. долл. в 2012 г. И таких программ американского спонсирования военного сектора грузинской экономики еще несколько.
В докладе американского внешнеполитического ведомства говорится: "Так как основные инфраструктурные нужды Грузии удовлетворены и первоочередные задачи восстановления после августовского конфликта с Россией 2008 года выполнены, финансирование, выделяемое Грузии в 2012 году, будет нацелено на поддержку долговременных усилий по строительству прочных демократических институтов и созданию инструментов для широкомасштабного экономического роста". При этом колоссальные вливания американских денег в грузинский оборонный сектор остались в докладе без особого внимания. Теперь "Белый дом якобы рекомендует Грузии сконцентрироваться на развитии гражданского общества, независимых СМИ и институтов самодостаточной экономики".
По поводу "помощи США Грузии в создании армии" даже среди грузинских авторов можно встретить крайне негативным мнения. Вот, например, одно из них: "Мы помним, что в Грузии американцы профинансировали несколько программ, по которым грузинских военных обучали американские инструкторы. Но что реально принесли эти программы? Абсолютно ничего для нашей страны. Эта "обученная" армия смогла протянуть лишь три дня против российской группировки, и была перепрятана в лесах. Большое количество оружия попало в руки русских военных, которое потом было выставлено в Москве в качестве трофея. А ведь на закупку этого оружия тратились сотни миллионов долларов, которых можно было потратить на развитие экономики, социальную помощь и т.д. Единственное, что обученные американцами грузины смогли "достойно" сделать, это принять участие в военных операциях самой Америки в Косово, Ираке и сейчас уже в Афганистане. Вот для чего готовили наших военных! Кстати, мы до сих пор не знаем, какую сумму сэкономила для американского бюджета отправка грузинских военных в эти горячие точки. Известно, что пребывание одного американского солдата в Ираке или Афганистане обходится в несколько сот тысяч долларов. Если учесть, что только в Ираке находились две тысячи грузин на протяжении многих месяцев, а в Афганистане планируется отправка почти тысячи человек, получаем астрономические суммы, как минимум, несколько миллиардов долларов. Что многократно превосходит затраченные Штатами две сотни миллионов в военных программах в Грузии".
Отдельный пункт сотрудничества составляет сближение Грузии с Североатлантическим альянсом. Для этого также проводятся специальные программы, финансируемые Соединенными Штатами: Программа индивидуального партнерства (IPAP - Individual Partnership Action Plan), переходящая в дальнейшем в Программу по вступлению в НАТО (MAP - Membership Action Plan); Обзор стратегической обороны (SDR - Strategic Defence Review), целью которого является инвентаризация имеющихся в наличии сил и техники.
Немаловажным в данном процессе является и формирование соответствующего общественного мнения, "управление массами грузинского населения". С этой целью, начиная с 2002 г., НАТО проводит совместно с местными грузинскими неправительственными организациями и государственными органами различные мероприятия, в том числе семинары, конференции и практикумы. Ежегодно организуются "Недели НАТО" и летние школы, чтобы наладить общение с молодой аудиторией.
Регулярно группы лидеров, формирующих общественное мнение в Грузии, получают приглашение посетить штаб-квартиру НАТО и штаб Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе и выслушать доклады "о Североатлантическом союзе", а сотрудники Альянса регулярно выезжают в Грузию и выступают на различных общественных мероприятиях. При поддержке со стороны Управления общественной дипломатии НАТО в Грузии был создан Информационный центр Североатлантического союза, играющий основную роль в распространении необходимой США информации.
Стоит отметить, что в основе тяги режима Саакашвили к вступлению в НАТО отнюдь не приверженность западным ценностям, а осознание собственной беспомощности в решении грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов. Саакашвили ошибочно предполагает, что, став членом НАТО, Грузия решит проблему Южной Осетии и Абхазии, а также обретет надежную защиту от России и получит немалые финансовые выгоды. Грузия, в соответствии с имеющимся у нее Соглашением с США в сфере сотрудничества в военной области, уже открыла воздушное пространство и дала разрешение на использование территории страны транспортными средствами (воздушными, сухопутными, морскими) американских вооруженных сил. Процедура предельно упрощена: американцам достаточно иметь водительские удостоверения. Военнослужащие США могут ввозить в Грузию без лицензирования, без объявления и обложения пошлиной и без налога все необходимые им оборудование и материалы. Транспортные средства не облагаются налогом за транзит, за посадку и стоянку, за пилотирование и навигацию. Альянсу перспектива вхождения Грузии в НАТО даст возможность продвинуться до грузино-азербайджанской границы.
В октябре 2011 г. Вашингтонская рабочая группа под руководством двух сенаторов США распространила доклад по Грузии и отношениях этой страны с США и Европой под названием "Грузия на Западе: Политическая "дорожная карта" евроатлантического будущего Грузии". В документе содержится ряд рекомендаций для американских, европейских и грузинских политиков, в том числе ряд предложений, относящихся к сфере безопасности:
Укреплять устремления Грузии в отношении членства в НАТО. Американские должностные лица должны использовать саммит НАТО в Чикаго для практического подтверждения приверженности НАТО делу вступления Грузии в альянс, в том числе путем принятия пакета документов об активизации сотрудничества, в котором бы подтверждалось намерение видеть Грузию в своих рядах и было бы четко обозначено, что Комиссия НАТО-Грузия и национальная годовая программа Грузии по сотрудничеству с НАТО являются механизмами, посредством которых Грузия в свое время станет одним из полноправных членов Североатлантического альянса;
Усилить присутствие США в Грузии. Стратегия Грузии в сфере безопасности зиждется на тактике сдерживания. Любое американское присутствие в Грузии будет способствовать укреплению этой тактики и, что не менее важно, психологически поможет укрепить ощущение безопасности среди населения страны. В отсутствие официальных гарантий в области безопасности Соединенным Штатам следует дополнить свое незначительное военное присутствие, связанное с:
) программой подготовки грузинских войск для осуществления операций в составе сил коалиции;
) поддержкой тренировочного центра программы НАТО "Партнерство во имя мира"; и 3) объектами и логистикой в контексте переброски войск и техники из Афганистана на настоящем этапе и, в меньших объемах, в будущем, а также функционирования логистического узла, являющегося воротами в Центральную Азию;
Нормализовать отношения в военной сфере. Должностные лица США должны нормализовать отношения с Грузией в военной сфере, включая возобновление поставок оборонительных вооружений и подготовку сил специального назначения. Соглашения о поставках помогут Грузии повысить свою обороноспособность, участвовать в операциях сил коалиции и достичь целей по программе партнерства с НАТО. Эти шаги должны предприниматься таким образом, чтобы не оставалось сомнений, что это решение США прочно увязывается с обязательством правительства Грузии о неприменении силы, согласовано с союзниками по НАТО во избежание проявления удивления со стороны скептически настроенных членов альянса и для принятия аналогичных шагов государствами НАТО, связанными с Грузией традиционными узами в оборонной сфере, а также что это решение обеспечивает прозрачность всего процесса сотрудничества США с Грузией в оборонной сфере;
США должны подключиться к работе Миссии наблюдателей ЕС в Грузии (EUMM). Миссия наблюдателей ЕС завоевала уважение всех участников процесса, включая Россию, и может расширить свою роль для обеспечения большей прозрачности на линии оккупации. Дабы преодолеть прецедент, созданный Миссией Европейского союза по обеспечению законности и правопорядка в Косово (EULEX), США следует рассмотреть возможность участия в работе Миссии наблюдателей ЕС в Грузии вместе с другими сторонами.
Отметим, что предложение разместить на территории Грузии американские войска в качестве механизма сдерживания вызвало вопросы не только у российской стороны, но и у грузинской оппозиции.
"Грузинский проект важен для США не только как коридор для политического и экономического вторжения на Кавказ и в Среднюю Азию. Страна может быть использована в качестве плацдарма для военной операции против Ирана", - такое заявление сделал 20 октября 2009 г. постоянный представитель России при НАТО (до декабря 2011 г.) Дмитрий Рогозин. Он отметил, что Пентагон прилагает особые усилия для восстановления военной инфраструктуры Грузии, в частности аэродромов. Между тем, восстанавливаемая при активной помощи США военная инфраструктура Грузии может быть использована для логистической поддержки вторжения в Иран. По мнению Д. Рогозина, Соединенные Штаты ведут "реальные военные приготовления на территории Грузии". "В этом в частности заключается ценность Саакашвили для США", - подчеркнул Рогозин.
В связи с этим в новом свете предстает повышенный интерес американских военных к восстановлению военной инфраструктуры этой республики, и в частности аэродромов. Как сообщил 18 октября 2010 г. официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак, в Грузию направлена пентагоновская делегация, задача которой оценить потребности в восстановлении обороноспособности республики. А ранее другой представитель Госдепа - Дэниел Фрид - проинформировал о том, что "Грузия, как любое суверенное государство, должна иметь потенциал для своей обороны и отражения новой агрессии", и Америка намерена помочь своему кавказскому партнеру в этом вопросе. Вполне вероятно, что именно на эти цели пойдут упоминавшиеся выше выделяемые американцами средства в размере 1 млрд. долл. якобы для экономической помощи Тбилиси.
Грузия важна для американцев еще и тем, что это одна из немногих стран, которые готовы предоставить свою территорию для проведения военной операции против Ирана. Саакашвили едва ли сможет отказать Вашингтону в подобной просьбе. "Вторжение американцев в Иран вполне вероятно", - сказал РБК daily глава отдела стран СНГ Российского института стратегических исследований (РИСИ) Александр Скаков. По его мнению, оно может начаться с нападения Израиля, а далее будут вовлечены американцы, которые будут наносить основные удары с воздуха по иранским объектам. В связи с этим Грузия может быть использована как "страна подскока", площадка для размещения тыловых служб и т.п., считает эксперт. "Конечно, сейчас американцы будут прилагать усилия для восстановления военной и транспортной инфраструктуры Грузии", - убежден Скаков.
В начале марта 2011 г. состоялась грузино-американская конференция по двустороннему сотрудничеству в сфере безопасности, в которой приняли участие представители министерства обороны Грузии и посол США. В ходе конференции говорилось о том, что приоритеты в сотрудничестве будут сконцентрированы в основном на военном образовании и улучшении контроля управления и системы коммуникаций в вооруженных силах Грузии.
Также было решено, что США окажут помощь Грузии по установке радаров. Системы слежения будут контролировать всю территорию государства, и они могут быть включены в общую европейскую систему ПРО. Вопрос размещения новых радарных установок был решен 18 ноября 2011 г. на закрытой встрече представителей силовых ведомств Грузии и США.
Конгресс Соединенных Штатов настаивает на "нормализации" американо-грузинских отношений. Среди прочего сюда включается и возобновление поставок в республику оружия. Данный пункт предусматривается в военном бюджете на 2012 г., утвержденном американскими законодателями.
Таким образом, Вашингтон достаточно щедро вкладывает в Грузию гигантские средства взамен на конкретные политические дивиденды. А Грузия, точнее нынешняя администрация М. Саакашвили, охотно эти средства аккумулирует, предполагая в ближайшем будущем вступить в НАТО. Военное сотрудничество США и Грузии включает создание условий для поставок вооружений и технического обслуживания оружия на территории закавказской республики. Подразумевается, что Соединенные Штаты, таким образом, способствуют повышению возможностей властей Грузии обеспечивать безопасность республики, принимать участие в многонациональных учениях и операциях в рамках двусторонних соглашений с США и НАТО.
3.2 Сотрудничество в сфере урегулирования территориальных конфликтов и позиция США в отношении "августовских событий" 2008 г.
Уже со второй половины 1990-х гг. грузинское руководство, не удовлетворенное политикой России в разрешении югоосетинского и абхазского конфликтов, обратилось в сторону США и НАТО, безоговорочно признававших право Грузии на восстановление ее территориальной целостности. Затягивание переговорных процессов по урегулированию этно-территориальных конфликтов, укрепление Абхазии и Южной Осетии, а также усиление российского влияния в двух последних способствовали сближению Тбилиси с Соединенными Штатами и НАТО.
Однако подход США к решению конфликтов в Грузии отвечает прежде всего собственным интересам американцев. США и большая часть мирового сообщества воспринимают абхазский и югоосетинский конфликты как внутреннее дело Грузии, обладающей неотъемлемым правом на восстановление своей государственной территории. Абхазия и Южная Осетия в их представлении являются "мятежными провинциями" Грузии, подобно Каталонии в Испании или Ирландии в Великобритании. При этом остается незамеченным, что ни Мадрид, ни Лондон не покушаются на автономные права своих "сепаратистских провинций", тогда как Тбилиси в начале 1990-х гг. лишил Абхазию и Южную Осетию всех прав национальных автономий и этим спровоцировал этно-территориальные конфликты.
Збигнев Бжезинский отмечает: "В отличие от Армении и от Азербайджана (оба государства достаточно однородны с этнической точки зрения), около 30% 6-миллионного населения Грузии являются нацменьшинствами. Более того, эти небольшие сообщества, скорее похожие на племена по своей организации и идентичности, резко возмущались господством грузин. После распада Советского Союза осетины и абхазцы воспользовались внутренней политической борьбой в Грузии, чтобы попытаться выйти из состава государства, что Россия исподтишка поддерживала с целью заставить Грузию уступить давлению России и остаться в составе СНГ (сначала Грузия хотела полностью выйти из ее состава), а также разрешить оставить российские военные базы на территории Грузии и таким образом закрыть доступ Турции к Грузии".
В начале августа 2008 г. вооруженные американцами воинские подразделения Грузии пересекли границу Южной Осетии и превратили в руины значительную часть ее столицы. Это нападение, состоявшееся всего через несколько дней после того, как Пентагон завершил учения "Немедленный ответ - 2008" в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира", проводившиеся при участии войск Грузии, Армении, Азербайджана и Украины, через несколько недель после того, как Госсекретарь США посетила Грузию, и всего через несколько часов после того, как президент Грузии М. Саакашвили объявил об одностороннем прекращении огня, закончилось для Грузии вооруженным столкновением с Россией.
Отметим, что США буквально бросили "союзную" Грузию на произвол судьбы во время конфликта в августе 2008 г., а американский корабль, который причалил к грузинскому берегу фактически после окончания боевых действий, привёз… дистиллированную воду.
В вышеупомянутом докладе по Грузии "Грузия на Западе: Политическая "дорожная карта" евроатлантического будущего Грузии" имеется, в частности, такой пункт: Выступить с предложением о присутствии международных сил безопасности на территориях Абхазии и Южной Осетии: в рамках дальнейшего дипломатического наступления Соединенным Штатам следует в сотрудничестве со своими союзниками выработать четкое видение в отношении ситуации в сфере безопасности в контексте полного выполнения соглашения о прекращении огня.
В 2010-2011 гг. критика в адрес Грузии со стороны США и международных организаций становится все более резкой. В Amnesty International считают, что грузинские власти не в состоянии справиться с проблемой вынужденных переселенцев. И нарушают все международные стандарты по предоставлению беженцам нового жилья. Однако призыв правозащитников останется без ответа, ведь "Михаилу Саакашвили и его правительству нет никакого дела до тех, кто оказался между молотом и наковальней в политических игрищах".
Обама негативно отнесся к представленному в конце 2011 г. законопроекту Конгресса США о "нормализации" военных отношений с Грузией в части, касающейся продажи вооружения в республику. Это не первая попытка Конгресса и, в частности, Республиканской партии, оказать давление на администрацию Обамы с целью смены политики в отношении Грузии. В феврале 2011 г. четыре сенатора США от Республиканской партии - Джон Кил, Джеймс Риш, Марк Кирк и Джеймс Инхоф - обратились с письмом к министру обороны США Роберту Гейтсу, призывая администрацию Обамы разместить радиолокационную станцию системы противоракетной обороны TPY-2 на территории Грузии. Хотя эти просьбы и были проигнорированы, по мнению Джоша Рогина, аналитика блога "The Cable" журнала "Foreign Policy", письмо является знаком того, что обновленный состав Конгресса был готов наращивать усилия в направлении восстановления военно-технического сотрудничества с Грузией, которое практически не развивалось после грузино-российского конфликта 2008 г. .
В число других сенаторов, которые в 2010-2011 гг. призывали увеличить военную поддержку и сотрудничество с Грузией, входят Джон Маккейн, Джо Либерман и Ричард Лугар, один из ведущих республиканцев в составе комитета по международным отношениям Сената США. Последний, в частности, еще в декабре 2009 г. заявлял, что Тбилиси испытывает недостаток военного потенциала для организации обороны своей территории.
Между тем, Йос Бунстра и Нейл Мелвин в своем рабочем докладе "В поисках ответа на дефицит безопасности на Южном Кавказе" для европейского исследовательского центра FRIDE в Мадриде отметили, что в США видят острую необходимость в пересмотре политики в отношении Южного Кавказа. Это объясняется изменением политического расклада в Вашингтоне после промежуточных выборов в Конгресс США и сомнениями в способности политики "перезагрузки" обеспечить безопасность в Евразии. Однако, по их мнению, политика США при президенте Обаме кажется более осторожной, чем при его предшественнике Джордже Буше, который придавал слишком большое значение Грузии как "светочу демократии", поэтому Америка, оставаясь ключевым игроком в регионе, не желает заполнять вакуум в безопасности, вызванный ослаблением позиций ОБСЕ и НАТО в регионе.
В целом, эксперты дают различные оценки того, как изменится политика США в отношении военного сотрудничества с Грузией в ближайшее время.
Директор берлинского Центра Бертольда Бейца по изучению России, Украины, Белоруссии и Средней Азии при Германском Совете внешней политики Александр Рар (Alexander Rahr) в интервью ИА "PenzaNews" заявил, что не видит причин говорить о резком изменении политики США в отношении военного сотрудничества с Грузией: "Президент Обама, фактически начиная с прихода к власти (уже после вооруженного конфликта между Россией и Грузией), не встречался с Саакашвили. Это был такой качественный сигнал в сторону России, что Обама рассматривает Саакашвили как виновника войны 2008 года. Сейчас американцы понимают, что с Россией в вопросах "перезагрузки" ситуация зашла в тупик. В вопросах санкций против Сирии Россия заняла очень твердую позицию и не сотрудничает с Западом так, как во время ливийского конфликта. Я не думаю, что американцы заинтересованы вооружать Грузию против России, ни в коем случае. Я не вижу никаких тенденций для того, чтобы Америка возвращалась к попыткам политики Буша-младшего изолировать Россию или проводить политику сдерживания на постсоветском пространстве. Я также не вижу сегодня четких интересов Америки в этом регионе. Фактически США уже "сдали" Украину и Белоруссию, а Азербайджан делает то, что он хочет в планах "Набукко" и своей энергетической политике, создает свои собственные союзы с Турцией. Вопрос, скорее всего, заключается в том, что если по Ирану будут нанесены удары, то США нужен плацдарм на Южном Кавказе для своего военного присутствия. Я думаю, что именно в связи с этим, США оставляют себе возможность в таком случае использовать территорию Грузии. Поэтому сейчас и возобновляются какие-то переговоры с Саакашвили по военному сотрудничеству", - пояснил он.
Эксперт Германского совета по международным отношениям Штефан Майстер (Stefan Meister), в свою очередь, полагает, что сейчас в некоторых кругах в США растет поддержка в отношении планов Грузии по наращиванию своего военного потенциала: "Наблюдается небольшой сдвиг в политике США, поскольку раньше Обама даже не хотел встречаться с Саакашвили. Все проекты администрации Буша по продвижению демократии и сдерживанию России были в свое время приостановлены Обамой. Но, я полагаю, теперь на него оказывают давление Конгресс и Республиканская партия с целью изменить эту политику, а он не хочет давать им повода для критики. Кроме того, Обама, кажется, пытается найти баланс между продвижением демократии, что традиционно является частью внешней политики США, и поддержкой своих союзников, с одной стороны, и желанием избежать тех методов, которые использовались при Буше, - с другой. Например, американские чиновники в беседах со мной здесь, в Берлине, указали на необходимость найти новый баланс в подходах США к постсоветскому миру. Поэтому политика, скорее всего, меняется, и США рассматривают возможность усиления военного сотрудничества и возобновления поставок вооружения в Грузию", - отметил эксперт.
Как заявил глава Программы мониторинга Европы и Центральной Азии (EUCAM programme) европейского исследовательского центра FRIDE в Мадриде Йос Бунстра (Jos Boonstra), Грузия стремится лишь укрепить свои позиции в регионе и на мировой арене, афишируя свои тесные связи с Вашингтоном: "Грузия очень громко заявляет о возможности усиления военного сотрудничества с США и получении или закупке оборонительных вооружений. США с меньшим энтузиазмом говорят о таком сотрудничестве в силу также того, что не хотят создавать дополнительное напряжение в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Обе страны четко не определили, к чему конкретно приведут усиленное сотрудничество и поставки вооружений. По моему мнению, такое сотрудничество, вероятно, будет ограничено, и, скорее всего, используется правительством Грузии для создания более привлекательного образа", - отметил он.
Йос Бунстра пояснил, что за 2011 г. США (а также НАТО) играли более скромную роль на Южном Кавказе. По его мнению, сейчас наступила "пора созревания" внешней политики США: американцы могли прийти к выводу, что Южный Кавказ - это стратегически важный для них регион, причем даже не из-за России, а из-за Ближнего Востока (прежде всего, Ирана), транспортных путей в Афганистан и Азию, а также продолжительных локальных конфликтов в регионе. "Грузия, являясь маленькой страной, внесла значительный вклад в миссию ИСАФ (ISAF) в Афганистане. Американцы хотят серьезно ее воспринимать и быть с ней настоящим партнером. Однако поскольку о вступлении Грузии в НАТО в ближайшем будущем не может идти речи, американцы, вероятно, полагают, что им нужно что-то ей предложить за усилия в Афганистане и отсутствие возможностей интеграции республики в региональные механизмы оборонного сотрудничества. Грузия же с трудом находит свое место в сотрудничестве в вопросах безопасности, потому что она не станет частью НАТО или ЕС в обозримом будущем и не заинтересована участвовать в оборонном сотрудничестве, координируемом Россией через Организацию Договора о Коллективной Безопасности", - добавил Йос Бунстра.
Эксперт Александр Рар также скептически оценил возможность вступления Грузии в НАТО, несмотря на заявления чиновников Североатлантического альянса о том, что Грузия добилась "значительного прогресса в процессе вступления в НАТО", и ее официального объявления в декабре 2011 г. государством-претендентом. "НАТО на Южный Кавказ сегодня расширяться не будет, потому что всем понятно - у Альянса нет возможности вмешиваться в межтерриториальные конфликты, которые там существуют. Фактически, НАТО сейчас ориентировано на арабские страны - Ливию, Сирию и Иран. НАТО сейчас нет никакого дела ни до Грузии, ни до территориальных конфликтов на Кавказе, поэтому об этом не может быть речи", - пояснил он.
Итак, подход к этно-территориальным конфликтам в Грузии США строят, исходя из своих экономических и военно-политических интересов.
Заключение
Распад Советского Союза, провалы во внешнеполитической практике 1990-х гг. привели к значительному ослаблению позиций России в Черноморском регионе, что, в свою очередь, сопровождалось переориентацией Грузии на Запад и, в частности, на США.
Во внешнеполитических приоритетах США территория постсоветского пространства является одной из важнейших, особенно в отношении государств Каспийского региона, как обладателей энергоресурсов. Запасы углеводородного сырья в районе Каспия сопоставимы с залежами в Северном море. И хотя Грузия не располагает значительными запасами нефти и газа, она занимает важное положение в Закавказье. Грузия для США - это "ворота" из Причерноморья в Каспийский регион и далее в Среднюю Азию.
Стратегический интерес США в Грузии заключался и заключается в обеспечении транзита каспийских энергоресурсов к Черному морю и в Турцию. Кроме того, Грузия является зоной активного противостояния двух важнейших планетарных сил: сухопутной евразийской России и атлантистской Америки. Россия стремится продлить свое влияние на юг к теплым морям. Задача Америки - блокировать это движение. Поэтому США заинтересованы в поддержке проамериканского режима в Грузии.
В 2003 г. в Грузии Соединенными Штатами была использована технология "бархатных революций". "Революция роз" - организованный и манипулируемый извне протест населения Грузии, имевший поводом подтасовку результатов парламентских выборов. Эта "революция" заставила Президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе уйти в отставку 23 ноября 2003 г. К власти в Грузии пришел Михаил Саакашвили.
Объективные геоэкономические интересы Грузии привели её к необходимости развития отношений экономического сотрудничества с США. Свою заинтересованность в развитии долгосрочного экономического сотрудничества с Грузией демонстрируют и Соединенные Штаты. Довольно успешно создается договорно-правовая база экономического сотрудничества Грузии и США. Растут и показатели этого сотрудничества. В 2009-2010 гг. наметилась тенденция к росту двустороннего товарооборота. С расширением экономического сотрудничества на качественно новый уровень поднялись американо-грузинские взаимоотношения.
Важная составляющая экономического сотрудничества двух стран является финансовая помощь, оказываемая Штатами Грузии. Но мифом является то, что Америка помогает Грузии экономически реально. На самом деле, этой помощью пользуется лишь коррумпированная элита, а не население страны. В то же время, западные страны, и прежде всего США, получили намного больше политической и экономической выгоды от Грузии, чем затратили здесь средств. Выделение Соединенными Штатами огромных сумм на прямую финансовую помощь Грузии после войны 2008 г. сделало эту страну зависимой от Вашингтона. Американо-грузинские отношения приобретают характер отношений вассала и сюзерена и теряют дух политического партнерства.
США также вкладывает в Грузию весьма значительные средства взамен на конкретные политические дивиденды. Грузия в лице администрации М. Саакашвили принимает эти средства, предполагая в ближайшем будущем вступить в НАТО. Военное сотрудничество США и Грузии включает создание условий для поставок вооружений и технического обслуживания оружия на территории закавказской республики. Подразумевается, что Соединенные Штаты, таким образом, способствуют повышению возможностей властей Грузии обеспечивать безопасность республики, принимать участие в многонациональных учениях и операциях в рамках двусторонних соглашений с США и НАТО.
Также, исходя исключительно из своих экономических и военно-политических интересов, строят США подход к этно-территориальным конфликтам в Грузии.
В целом, Грузия играет определенно выраженную подчиненную роль в отношениях с США. Значение Грузии в геополитических условиях складывающегося нового миропорядка характеризуется относительно скромными параметрами. Не обладая достаточными экономическими ресурсами, сохраняя потенциал этнополитических столкновений и политической нестабильности, обладая ограниченными возможностями в обеспечении мировых коридоров транзита энергоносителей из прикаспийских стран, Грузия важна в плане реализации политических амбиций Запада лишь как противовес влиянию России на постсоветском пространстве в целом и Черноморского Закавказья в частности.
Список источников и литературы
Источники
1.Хартия о стратегическом партнерстве между Соединенными Штатами Америки и Грузией в вопросах безопасности, экономики и культуры. Подписано в Вашингтоне, округ Колумбия, 9 января 2009 г. (неофициальный перевод) // #"justify">Литература
19.Андреев Г. Империалистическая экспансия США под флагом "помощи" экономически слабо развитым странам // Международная жизнь. - 2009. - № 10. - С.44-46.
20.Арошидзе П.Л., Катамадзе Д.Ш. Пути регулирования внешней торговли Грузии // Молодой ученый. 2010. № 5-1. С.145-148.
.Арсеенко А. Американо-натовский бросок в регион Черного моря // Рабочий класс. - 2010. - №19 (506). - С.11-16.
.Баталов Э.Я. "Новый мировой порядок": к методологии анализа / Э.Я. Баталов. Человек. Мир. Политика. - М.: НОФМО, 2008. - 378 с.
.Бжезинский Г. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 2002. - 375 с.
.Богатуров А. Равновесие недоверия. Приоритеты России на фоне смены власти в США // Международные процессы. - 2009. - Том 7, № 3 (21). - С.25-36.
.Большаков А.Г. Постконфликтная Грузия: от несостоявшегося государства к модернизированной политии? // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). - 2009. - Т.52. № 1. - С.111-122.
.Борисенко Е.Н., Шевченко И.В., Евдокимов С.М. Черноморское экономическое сотрудничество (состояние и перспективы). - Краснодар: Советская Кубань, 2000. - 90 с.
.Братерский М. Вашингтон и новые региональные державы Азии // США - Канада: Экономика, политика, культура. - 2007. - № 3. - С.39-58.
.Гегелашвили Н.А. Дискуссии о новой стратегии США в Центральной Азии // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2005. - № 7. - С.107-117.
.Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в государствах Южного Кавказа и Центральной Азии // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - № 5. - С.35-52.
.Гибрадзе Р.Н. Место Грузии в геостратегическом пространстве // Научный журнал Власть и общество (История, Теория, Практика). - 2009. Т.9. - № 2. - С.39-50.
.Голик Ю.В. Грузия должна быть признана субъектом преступления // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2009. - № 17. - С.84-87.
.Гриневецкий С.Р., Зонн И.С., Жильцов С.С. Черноморская энциклопедия. - М.: Международные отношения, 2006. - 456 с.
.Данилин И.В., Павлинова Н.В. Современные реалии и перспективы трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2006. - № 1. - С.90-95.
.Двинянин А. Закавказье. Проблемы и перспективы / Алексей Двинянин // Международная жизнь. - 2008. - № 12. - С.21-33.
.Дзидзоев В.Д. Исторические и политико-правовые истоки противостояния Грузии с Южной Осетией и Абхазией // Философия права. - 2010. - № 3. - С.87-91.
.Димитров Д., Димитров П. Черное море - нетрадиционный энергетический и сырьевой центр Европы // Геология и полезные ископаемые Мирового океана. - 2010. - № 2. - С.27-34.
.Доброхотов Л. Западу выгодно столкнуть Россию с Грузией / Л. Доброхотов // Российская Федерация сегодня. - 2007. - № 20. - С.78-79.
.Догонадзе Ш.А. Общие ценности и интересы - движущая сила партнерских отношений США и Грузии // Научный журнал Власть и общество (История, Теория, Практика). - 2010. - № 16. - С.4-18.
.Дьякова Н.А. Военная политика США в отношении Украины и Грузии (2004-2010 гг.) // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2010. - № 10. - С.90-107.
.Загладин Н.В. Конфликт вокруг Грузии - симптом кризиса системы миропорядка // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 5. - С.3-10.
.Залбеков Х.М. Агрессия Грузии против Южной Осетии как нарушение принципов международного права // Юридические науки. - 2009. - № 5. - С.77-80.
.Канделаки Т.Г. Настоящая Грузия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 4. - С.219-225.
.Качарава Н.Е. НАТО - приоритет внешней и национальной безопасности Грузии // Научный журнал Власть и общество (История, Теория, Практика). - 2009. - Т.11. № 3-3. - С.56-54.
.Коломойцева А.Ю. К вопросу об эксплуатации основного экспортного трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 8. - С.102-109.
.Кордесман Э. Война в Грузии и век "реальной силы": уроки прагматизма для амер. администрации / Энтони. Кордеоман // Россия в глобальной политике. - 2008. - № 5. - С.38-41.
.Курылев К.П. Российско-украинское сотрудничество в обеспечении безопасности в Черноморском регионе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2011. - № 1. - С.120-124.
.Ляхов Е.Г., Бояринова В.О. Мировое сообщество и противодействие терроризму // Московский журнал международного права. - 2010. - Т.2. № 78. - С.28-33.
.Малышева Д.Б. Кавказский узел мировой политики / Д.Б. Малышева // Свободная мысль. - 2008. - № 10. - С. 19-30.
.Марков С.А. Грузия действовала по сигналу / С.А. Марков // Стратегия России. - 2008. - № 8. - С.11-13.
.Масурашвили И. Мировой финансовый кризис и Грузия // ЭКО. - 2009. - № 8. - С.77-82.
.Мельков С.А. Вооруженный конфликт в Южной Осетии глазами политолога / С.А. Мельков // Власть. - 2008. - № 10. - С.29-35.
.Метелёв И.С. Миграция, цивилизация, Россия // Власть. - 2011. - № 10. - С.100-104.
.Мурванидзе Б.Ю. Внешнеполитические ориентиры Грузии в период президентства Эдуарда Шеварднадзе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2009. - № 3A. - С.119-123.
.Николаюк Н.Н. Черноморские маршруты российской нефти // Вестник экономической интеграции. - 2010. - Т.1. - С.157-162.
.Нуцубидзе Т.Ш. Грузия - на перекрестке старого тоталитарного и нового демократического мира // Научный журнал Власть и общество (История, Теория, Практика). - 2010. - Т.13. № 1. - С.59-66.
.Овчинский В. Мир после принуждения: Текст / Владимир Овчинокий // Огонек. - 2008. - № 34. - С.12-15.
.Ознобищев С. Кого лечить "от Грузии"? // Международные процессы. - 2008. - Том 6. Номер 2 (17). - С.45-49.
.Окруашвили И. Михаил Саакашвили давно планировал военный удар с целью захвата Южной Осетии // Эхо Москвы. - 14.09.2008.
.Орлов А. Эхо Цхинвала / Александр Арсеньевич Орлов // Международная Жизнь. - 2008. - № 10. - С.18-25.
.Панков Д.О. Грузия в геополитическом раскладе на Южном Кавказе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2010. - № 2. - С.28-35.
.Парканский А.Б. Американо-грузинские экономические отношения сегодня и завтра / Парканский А.Б. // США. Канада: экономика, политика, культура. - 2003. - № 11. - С.57-68.
.Парканский А.Б. США - страны Центральной Азии: экономические взаимоотношения // США и Канада. - 2003. - №7. - С.34-38.
.Пашковская И.Г. Газопровод "Набукко": проект создания // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 4. - С.71-75.
.Пылин А.Г. Экономическое развитие Грузии в условиях "двойного внешнего шока" // Мир перемен. - 2010. - Т.1. № 2. - С.35-50.
.Романенко В.И. Новое геополитическое пространство Черноморского региона в контексте российской национальной безопасности (политологический анализ). Автореф. дисс. … канд. полит. наук. - М., 2008. - 34 с.
.Савичева Е.М. Геополитический фактор во взаимодействии государств Средиземноморского-Черноморского ареала: проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2009. - № 3. - С.80-84.
.Самохин А.В. Военное и экономическое присутствие США в приграничных странах как фактор безопасности Юга России / А.В. Самохин // Вестник Волгоградского государственного университета Сер.3. Экономика. Экология. - 2007. - № 11. - С.106-110.
.Самуйлов С.М. Эволюция политики США в отношении Содружества Независимых Государств. - М.: ИСКРАН, 2005. - 106 с.
.Смирнов П.Е. Сохраняется ли ресурс "новой" Европы? Перспективы для восточноевропейской политики США / Смирнов Павел Евгеньевич // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2008. - № 8. - С.23-44.
.Сурхаев Н.Р. Два блока Черноморских проблем // Актуальные проблемы современной науки. - 2009. - № 1. - С.82-86.
.Тохадзе Е.Ч. Краткий обзор внешних сношений Грузии // Научный журнал Власть и общество (История, Теория, Практика). - 2009. - Т.9. № 2. - С.82-92.
.Халатов В.Ю., Овсянников М.А. Черноморское побережье Кавказа: изменение представлений о регионе и трансформация названия // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2009. - № 2. - С.28-33.
.Черныш Ю.В. Технология "бархатных революций" // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2008. - № 6. - С.42-45.
.Чувахина Л.Г. Международный валютный фонд: уроки кризиса // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. - 2011. - № 1. - С.73-77.
.Юрченко В.М., Юрченко И.В. Локально-региональные аспекты геополитики России в Черноморском макрорегионе // Вестник Российской нации. - 2010. - Т.6. № 14. - С. 202-210.
.Язев В.А. О роли парламентов в укреплении принципов международного права: Черноморский регион // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2010. - № 8. - С.24-30.
.Языкова А.А. Кавказские головоломки / А.А. Языкова // Современная Европа. - 2005. - № 1. - С.107-117.
78.Areshidze I. Democracy and Autocracy in Eurasia: Georgia in Transition. - East Lansing, Michigan: Michigan State University Press, 2007. - 360 р.
.Coppieters B., Legvold R. (eds.). Statehood and Security: Georgia after the Rose Revolution. - Cambridge: The MIT Press, 2005.
.Georgia in the West: A Policy Road Map to Georgias Euro-Atlantic Future. - Washington, 2011.
.Fairbanks Jr. Ch. H. Georgias Rose Revolution // Journal of Democracy. - 2004. - Vol.15. - No.2.
.Jones S. F. The Rose Revolution: A Revolution without Revolutionaries? // Cambridge Review of International Affairs. - 2006. - Vol. 19. - No.1.
.Karumidze Z., Wertsch J. V. (eds.). "Enough." The Rose Revolution in the Republic of Georgia 2003. - New York: Nova Science Publishers, 2005.
.King Ch. A Rose Among Thorns // Foreign Affairs. - 2004. - Vol.83. - No.2.
.Lanskoy M., Areshidze G. Georgias Year of Turmoil // Journal of Democracy. - 2008. - Vol. 19. - No.4.
.Miller E. Smelling the Roses: Eduard Shevardnadzes End and Georgias Future // Problems of Post-Communism. - 2004. - Vol.51. - No.2.
.Mitchell L. A. Democracy in Georgia Since the Rose Revolution // Orbis. A Journal of World Affairs. - 2006. - Vol.50. - No.4.
88.Papava V. The Political Economy of Georgias Rose Revolution // Orbis. A Journal of World Affairs. - 2006. - Vol.50. - No.4.
.The Russia-Georgia War revisited // Business Week. - 10.11.2008.
Ресурсы Интернет
90.Бандиевский Л. Грузия - "Революция роз"? // Рабочая демократия http://www.revkom.com/index. htm? /za_rubezom/na_prostorah_ussr/georgia. htm.23.01.2005 <http://www.revkom.com/index.htm?/za_rubezom/na_prostorah_ussr/georgia.htm.23.01.2005>.
.Бузгалин А. Майдан: народная революция или…? // www.apn-nn.ru/diskurs_s/25.html,12.10.2005.
.В центре Тбилиси прошел митинг оппозиции // <http://lenta.ru/news/meeting/28.05.2011>.
.Вагиф Мамед-заде. Вступление Грузии в НАТО: "за" и "против" // Newcaucasus // http://www.newcaucasus.com/index. php? newsid=2208.30.05.2009.
.Георгадзе П. Во что превратилась Грузия после "розовой" революции // zadonbass.org, 27.01.2005.
.Гогинашвили Н. Грузия: "город-мечта" строится по совету американцев? // <http://bs-kavkaz.org/22.02.2012>.
.Грузино-американские переговоры по вопросам экономического сотрудничества // http://www.civil. ge/rus/article. php? id=20455.24.02.2010.
.Грузинская экономика как зеркало грузинской "революции" // http://osradio.ru/analitika/37755-analitika.html.12.07.2011 <http://osradio.ru/analitika/37755-analitika.html. 12.07.2011>.
.Грузия добивается помощи США в усилении своего военного потенциала // <http://penzanews.ru/opinion/17.02.2012>.
.Грузия и США в очередной раз неприятно удивили Россию // <http://www.pravda.ru/world/formerussr/georgia/11.04.2003>
.Грузия и США подписали меморандум о защите алкогольной продукции // http://www.blog. sololaki.ru/? p=7178.04.06.2009.
.Грузия: Улучшит ли условия труда грузин соглашение с США о свободной торговле? // http://russian. eurasianet.org/node/59173.14.02.2012 <http://russian.eurasianet.org/node/59173. 14.02.2012>.
.Давид Бакрадзе и Кристофер Смит обсудили вопрос экономической помощи США Грузии // http://www.nregion.com/txt. php? i=26350#. T5_ jKzLcrvs.11.09.2008 <http://www.nregion.com/txt.php?i=26350#.T5_jKzLcrvs.11.09.2008>.
.Джавахадзе З. Россия - оккупант?! // http://www.apsny. ge/analytics/ 25.01.2011.
.Джорбенадзе И. Грузия: уже ушла, но еще не дошла // http://www.rosbalt.ru/exussr/926130.html. 19.12.2011.
.К. Райс: США выделят Грузии $1 млрд помощи // http://www.eer.ru/content/view/17369/ 04.09.2008.
.Кара-Мурза С.Г. На пороге "оранжевой" революции // <http://librioom.net/na-poroge-oranzhevoj-revolyucii/.05.09.2010>.
.Малышко О. США покупают Грузию: для чего? // <http://www.newsland.ru/news/detail/id/778785/>12.09.2011.
.Маридзе А. Грузинскую диаспору науськали на Россию // http://www.georgiatimes. info/analysis/56959-1.html.17.05.2011 <http://www.georgiatimes.info/analysis/56959-1.html. 17.05.2011>.
.Маркедонов С. Североатлантические перспективы Грузии: идеология и прагматика // http://apsnypress. info/smi/5752.html.15.03.2012 <http://apsnypress.info/smi/5752.html.15.03.2012>.
.Матвеев В. США захватывают Черное море // http://oko-planet. su/infonfoko/03.02.2012.
.Международные отношения и конфликты ? Перспективы диалога с Россией ("The Messenger", Грузия) // http://pioss.net/blog/international _relations_and_conflict.15.11.2011 <http://pioss.net/blog/international_relations_and_conflict.15.11.2011>.
.Натрошвили Н. Что даст Грузии свободная торговля с США? // http://bizzone. info/articles/1330117072. php.24.02.2012 <http://bizzone.info/articles/1330117072.php. 24.02.2012>.
.Национальные интересы Грузии в отношениях с США скомпрометированы не были - Грузия, Тбилиси / корр. Trend Н. Кирцхалиа // http://www.trend. az/regions/scaucasus/georgia/1916941.html.11.08.2011.
114.Редин М. "Революция роз". Шипы отдельно, лепестки отдельно // www.smi.ru/04/11/23/.html 23.11.2004.
.Саакашвили и его окружение обвинили в коррупции // http://sakartvelo.ru/news/ 29.02.2012.
.Саммит США - Грузия: Грузия объявлена приоритетом // <http://www.inoforum.ru/inostrannaya_pressa/sammit 10.09.2010>.
.США введут войска в Грузию? // http://izrus. co. il/obshie_novosti/news/ 16.10.2011.
.США выделили Грузии финансовую помощь в размере $53,3 млн. // http://top. rbc.ru/economics/21.05.2009 <http://top.rbc.ru/economics/21.05.2009>.
.США выделят Грузии исключительно экономическую и гуманитарную помощь // <http://www.novopol.ru/05.09.2008>.
.США дадут Грузии 1 млрд. долларов на восстановление // http://news. bbc. co. uk/hi/russian/russia/ 03.09.2008.
.США могут лишить Грузию торговых преференций // <http://www.newsland.ru/news/detail/id/830580/25.11.2011>.
.США накажут Грузию деньгами // http://www.georgiatimes. info /analysis/51574.html.18.02.2011.
.США поднимет экономику Грузии // http://news. siteua.org/Мир/22622/ 04.09.2008.
.США продадут Грузии автоматы M4 // http://www.apsny. ge/2012/mil/ 1332462759. php.22.03.2012 <http://www.apsny.ge/2012/mil/1332462759.php.22.03.2012>.
.Черноморский регион // http://ru. wikipedia.org/wiki/ <http://ru.wikipedia.org/wiki/>.
.Юлдашева Г., Шукурзода М. Стратегия нового Шелкового пути - проблемы и перспективы // http://www.centrasia.ru/newsA. php? st=21.11.2011.
127.Harvard Kennedy School // http://www.hks. harvard.edu/research-publications.21.04.2010 <http://www.hks.harvard.edu/research-publications. 21.04.2010>.
.Jones S. Reflections on the Rose Revolution. A Tale of Two Rallies // The Harvard International Review. 2008. March 16 // http://hir. harvard.edu/reflections-on-the-rose-revolution? page=0,0 <http://hir.harvard.edu/reflections-on-the-rose-revolution?page=0,0>.
.Nodia G. The Dynamics and Sustainability of the Rose Revolution // Emerson M. (ed.) Democratization in the European Neighborhood. Brussels: Centre for European Policy Studies, 2005 // http://www.uquebec. ca/observgo/fichiers /57785_1267. pdf <http://www.uquebec.ca/observgo/fichiers/57785_1267.pdf>.
.Sands D. Необузданная Грузия рвется к демократии // The Washington Times. - 22.11.2004. www.inosmi.ru/translation/214853.html.
.Welt C. Georgia: Consolidating the Revolution // Russia and Eurasia Program. Center for Strategic and International Studies. 2004. April 6 // http://www.csis.org/media/csis/ pubs/ci. consolidatingrevolution.04.06.2005. pdf.
Источник: bibliofond.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 754
Рейтинг поста:
Михаил Саакашвили встретит Новый год в Афганистане
РИА "Новости" | 16:58:20
Президент Грузии Михаил Саакашвили встретит Новый год в Афганистане вместе с грузинскими миротворцами в составе ISAF. Об этом сообщается на странице главы грузинского государства на Facebook.
"Грузинские военные, которые служат в Афганистане, новый 2013 год будут встречать вместе с главнокомандующим страны. Глава грузинского государства прибудет в провинцию Гильменд перед Новым годом, лично поздравит военных с праздником и проведет вместе с ними новогоднюю ночь", - говорится в сообщении.
Потом будет рассказывать очередные байки о своем героизме