Гибель французского репортера Жиля Жакье стала главной темой мировых СМИ
В Сирии застрелен известный иностранный журналист. Репортер Жиль Жакье стал жертвой повстанцев, обрушивших огонь на квартал алавитов в городе Хомсе. По стечению обстоятельств под пулю попал представитель страны, известной самой жесткой в ЕС критикой Башара Асада, – Франции.
Жиль Жакье прибыл в Сирию в начале января. В квартал религиозного меньшинства, алавитов, его привели представители Дамаска. Репортер, специализировавшийся на горячих точках, приехал в страну под гарантии власти. Чтобы произвести лучшее впечатление, чиновники отвели Жакье в квартал, где президент Асад пользуется популярностью.
В роковой день журналиста сопровождали другие коллеги по цеху. Жакье скончался практически в прямом эфире, и его гибель стала, возможно, самым задокументированным событием в ходе сирийского политического кризиса.
Утро 11 января Жакье начал с того, что посетил больницы алавитского квартала Захира. В этой части города еще недавно продолжались бои. Повстанцы стремились взять Захиру под контроль, и были жертвы. 11 января в квартале все еще слышались выстрелы.
Возле одной из больниц собрались сторонники Башара Асада. Сирийский лидер – единоверец алавитов. Лоялисты, собравшиеся у госпиталя, выкрикивали проправительственные лозунги в тот момент, когда мимо проходила группа журналистов.
Постановочное собрание или нет, внимание прессы к митинговавшим было обеспечено. Иностранцы стали фотографировать собравшихся, а одного из демонстрантов пригласили для интервью. Это спасло жизнь счастливчику: как только журналист и алавит скрылись в здании больницы, неизвестные нанесли артиллерийский удар по демонстрантам, в результате которого несколько человек погибли.
На место трагедии первым успел Жиль Жакье. Артиллерийский обстрел продолжился, и следующим убило самого смелого.
Власти Сирии заявили, что Жакье стал жертвой «террористических групп». Этим выражением Дамаск клеймит вооруженные отряды оппозиции. В окружении Асада сразу же поняли выгоду от случившегося. Власти принесли соболезнования родственникам покойного, кончина которого подтверждает версию кризиса, поддерживаемую Дамаском.
Друзей у Башара Асада сегодня много меньше, чем врагов. Противникам Асада сочувствуют французские медиа, среди которых – работодатель Жакье. Несмотря на свидетельство репортера ВВС, канал «Франс-2» отказался возложить ответственность за гибель репортера на оппозицию, сославшись на неопределенность ситуации.
В некоторой растерянности комментировали произошедшее сирийские правозащитники. Мнения в оппозиции разделились: одни настаивают, что произошла провокация, другие говорят о недостатке информации.
О возмущении произошедшим в Сирии сразу же заявили во французском МИД. Глава ведомства Алан Жюппе потребовал «пролить свет» на произошедшее. Не дожидаясь этого, Франция уже осудила Асада. Обстоятельства запутаны, но ясно одно: лидер Сирии не справился с охраной подданного Франции, уверен Жюппе.
Жиль Жакье стал первым европейцем, погибшим в ходе боевых действий в Сирии. Но его судьба не единична: нетрудно провести аналогию с участью журналисток, подвергшихся насилию в Каире.
Вероятно, пропасть между европейцами и арабской оппозицией велика. И может быть шире, чем между ними и Башаром Асадом.