В американских университетах и колледжах последние годы наблюдаются определенные и весьма знаменательные перетасовки “студенческой массы”. Традиционная тенденция иностранной молодежи получить высшее образование в Америке все еще сохраняется, поскольку для многих стран мира иметь американский диплом крайне престижно и расценивается, как беспроигрышная путевка в жизнь. Особенно высока (как свидетельствуют отчеты, опубликованные в этом году Международным институтом высшего образования) тяга китайцев к Соединенным Штатам – из 690 тысяч иностранных студентов 128 тысяч китайцы.
ВУЗам Америки такое положение вещей крайне выгодно – чем больше иностранных студентов, тем больше у университета доход, поскольку, в отличие от своих, отечественных, иностранные платят за обучение не в кредит, а по семестрам. По данным Американской Ассоциации Университетских Профессоров, за последние 5 лет университеты США получили за обучение иностранных студентов почти $12 млрд.
Однако, параллельно с этим, наблюдается последнее время и другая, наращивающая темпы тенденция – стремление определенной части американской молодежи получить образование не у себя дома, а за рубежом. Традиционно они выбирали Великобританию, Италию, Испанию и Францию. Теперь же Китай не только конкурирует с ними, но имеет все предпосылки обогнать Европу по части студентов из США. Число студентов, отдающих предпочтение Китаю, предлагающему обучение со стипендией, каждый год увеличивается на 25% по сравнению с предыдущим, а в последний год удвоилось.
Как представляется, отток из Америки молодежи, жаждущей уже неважно где, лишь бы получить высшее образование, вызван в первую очередь затянувшейся рецессией. Урезание – в числе прочих – студенческих государственных программ привело к резкому подорожанию обучения, сделав его для многих попросту невозможным. Так или иначе, а только целый ряд программ по обмену студентами с Китаем, запущенный в колледжах и университетах США, пользуется ныне огромной популярностью у последних.
Калифорния в этом плане не стала исключением. Накануне Дня Благодарения мэр Лос-Анджелеса Антонио Вилларайгоса объявил о том, что город присоединяется к программе по повышению числа американских студентов, обучающихся в Китае, и программе 100 тысяч инициатив, предложенной администрацией Обамы (100,000 Strong Initiative).
На встрече со студентами в одном из учебных заведений Лос-Анджелеса, изучающими Mandarin – мандаринский диалект китайского языка (кстати, программы по изучению китайского языка охватывают 13 американских университетов), Вилларайгоса, можно сказать, бросил клич с трибуны: “Кто хочет поехать в Китай?!.” – вызвав тем самым короткое замешательство среди собравшихся. Мэр Лос-Анджелеса, надо понимать, действует в соответствии с Договором о партнерстве, подписанным в начале 2011 года двумя компаниями – Getin2China и Южный Методистский Университет (SMU).
Инициатива эта открыла широкую дорогу студентам из Америки на стажировку в Китай. И в рамках данной программы первая группа уже провела минувшее лето в Пекине. Цель визита, обозначено на сайте Getin2China, возможность приобретения американскими студентами «как культурного, так и профессионального опыта», с изучением китайского языка и полным погружением в языковую и культурную среду страны посредством уроков каллиграфии и кунг фу. Но главная цель «изучить и понять основы ведения бизнеса в Китае и его особенности». Оказывается американцу для полного счастья жизненно необходимо изучать Китайский метод.
Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, на упомянутом сайте именно так черным по белому и написано: “В свете ускоренного экономического роста страны и ее растущей роли на мировой арене подобные знания могут иметь важное практическое применение для тех, кто собирается связать свое будущее с международным бизнесом.”
До недавнего времени китайцы всеми правдами-неправдами стремились проникнуть в Америку – одни на учебу, другие, чтобы именно здесь открыть свой бизнес или просто сыто жить, третьи – чтобы любой ценой добраться до американских технологий, вывезти их в Китай и там использовать.
Может действительно Китай переживает такой головокружительный взлет, что уже берется учить Америку уму-разуму? Люди, побывавшие или какое-то время пожившие в Китае, рассказывают, что страна по-прежнему бедствует, что простой китаец умудряется жить, не умирая с голода, на 7 долларов... не в час, не в день – в месяц! Не в этом ли уникальность китайского опыта – делать миллионы за счет рабского труда и запредельно низкой его оплаты? Не этому ли собирается умный китайский брат обучить глупого американца?
Известно, что Америка, в погоне за дешевизной, добровольно спровадила за рубеж большую часть своих производств – от швейных фабрик и сборки электронной техники до трудоемкого и кропотливого процесса создания мультипликации, выбив тем самым у себя же почву из-под ног.
Молодые специалисты после окончания университетов встают перед дилемой – где и как применять свои знания в стране, лишившей себя производственной базы. Один путь – наладить собственный маленький бизнес. Другой – ехать туда, где находится та отрасль, в которой они намерены себя проявить. То есть за рубеж. А Китай как раз и предлагает такие возможности как своим студентам, получившим образование в той же Америке, так и американским.
А поскольку каждый специалист ищет интересную работу, приличные условия и хороший заработок, то и получается, что мы становимся свидетелями начала любопытнейших перемен – когда Китай не стремится уже подглядеть у всесильного всезнайки американца его методы ведения бизнеса, его технологии, а переманивает его специалистов к себе, предлагая более выгодные, более льготные условия.
В мировом сообществе давно уже зреют опасения, что Китай, с восточной неспешностью древнего народа делающий ставку на день завтрашний, а не сегодняшний, медленно но верно идет к мировому господству подпольно-мирным путем на всех фронтах одновременно – от экономического до научно-культурно-интеллектуального. И перестановки акцентов в системе образования – один из них.
Элеонора Мандалян Источник: russian-bazaar.com.
Рейтинг публикации:
|