'Русская мысль', Франция
Постдемократия
Автор: Виктор Лупан Дата публикации: 22-11-2011
В конце своей непростой жизни, Александр Зиновьев много размышлял, писал, рассуждал о том, каким становится наш мир. Так он разработал интереснейшие концепты, которые называл «тоталитарной демократией», или «демократическим тоталитаризмом».
Журнальная статья — не идеальное место для интеллектуальных разработок, особенно философского толка, которым великий Зиновьев посвятил сотни страниц. Задержимся лишь, на его идее «постдемократии», «постдемократического общества». Когда он развивал эти темы 10-15 лет тому назад, построения Зиновьева казались умозрительными, «парадоксальными», истекающими из его же «парадоксального» шедевра «Зияющие высоты». У него там, например, «Театр на Ибанке — любимый театр диссидентов и КГБ». Речь идет, разумеется, о знаменитом тогда новаторском «Театре на Таганке» Юрия Любимова, которому, на самом деле, протежировал сам Юрий Андропов. Парадоксальная правда — это и есть Правда! С одной стороны — то, а с другой — это! Финансовый кризис, который поглощает на наших глазах Европу, неожиданно продемонстрировал на эмпирическом уровне постулаты русского философа. Избранные премьеры Греции и Италии были недавно росчерком пера заменены двумя очень похожими друг на друга технократами, бывшими банкирами американского финансового концерна «Голдман-Сакс». Итальянские СМИ почти единогласно взвыли против диктата финансовых сверхнациональных структур, которые сумели смести избранного и переизбранного Сильвио Берлускони, руководившего страной в течении более 17 лет. За последние три с половиной года, Берлускони подвергался 50 раз вотуму доверия в парламенте, и каждый раз побеждал.
В Греции, премьер Папандреу тоже вынужден был уйти, после того как «посмел» заговорить о референдуме. Меры, которые ему навязывали структуры Евросоюза, были столь жесткими и социально-жестокими, что ему показалось невозможным просто бросить их народу в лицо. Ведь греческий народ голосовал за него в надежде на спасение. Демократическая инициатива Папандреу подверглась столь резкой и угрожающей критике, что он вынужден был не только отказаться от нее, но и уйти в отставку.
Один греческий депутат парламента, горько заметил, что Евросоюз спасает не народы, а — банки! По его мнению, все, что предпринимается во имя выхода из кризиса, не делается для того, чтоб облегчить участь граждан, а, наоборот, чтоб усугубить и без того тяжелое экономическое состояние простых людей. В Испании, например, 22% взрослого населения — безработные. А среди молодежи эта кошмарная статистика возрастает до 40%. Миллионы людей не получают ни копейки пособий и выживают только с помощью и без того малоимущих родителей. Ибо пенсии тоже были понижены, практически без предупреждения. А им говорят — будет еще хуже!
Так спрашивается: зачем голосовать за партии, избирать депутатов, президентов, премьеров, сенаторов, если они бросают вас на произвол судьбы? Демократия, это, в принципе — власть большинства! Но, благодаря финансовому кризису, мы видим, что «избранники народа» ведут направленную против него же политику, следуя совершенно недемократическому диктату международных финансовых структур. Все постоянно говорят о задолженности стран, а никто и не вспоминает уже о 2008 годе. Ведь нынешний финансовый кризис начался именно в 2008 году, вследствие безответственности банковских структур, с их токсическими активами. В результате — снежный ком покатился, постоянно увеличиваясь в размерах. Он может остановиться под бременем собственной массы, но может и разлететься, разбившись на мелкие куски.
Все происходит именно так, как это предсказывал Александр Зиновьев. С одной стороны — демократический формализм, с выборами, голосованиями, кампаниями, телевизионными дебатами. А с другой — финансовая олигархия, которой народы и страны, с их законами, соцобеспечением, равенством и прочей «демократической чушью», просто мешают заниматься бизнесом. Сегодня, в этой борьбе, деньги побеждают!
Социологи начинают уже видеть в положении Европы предпосылки всеобщего протеста. Раньше, подобное положения называли «предреволюционными». Многие специалисты даже открыто задаются вопросом: «Почему восстание уже не началось?» Греция и Испания — на грани. Италия - на очереди, просто потому, что неизвестно пока, что с ней будут делать? А потом — ком! Пресловутый снежный ком, который столь трудно остановить.
Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|