Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Совместная ЕвроПРО: кооперация или конфронтация?

Совместная ЕвроПРО: кооперация или конфронтация?


19-11-2011, 17:44 | Политика / Аналитика мировых событий | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 509)

Совместная ЕвроПРО: кооперация или конфронтация? (I)

Владимир КОЗИН
 

В последнее время российское военно-политическое руководство сделало несколько публичных заявлений критического характера по поводу позиции Вашингтона и штаб-квартиры Североатлантического альянса в Брюсселе, занятой ими на проводящихся консультациях по вопросу создания совместной с Россией системы ПРО США / НАТО.Подобную точку зрения высказали Президент и Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил России Дмитрий Медведев, премьер-министр Владимир Путин, глава российской дипломатии Сергей Лавров, руководитель Министерства обороны Анатолий Сердюков.

Так, отвечая на вопросы журналистов во время саммита АТЭС в Гонолулу 14 ноября этого года, Дмитрий Медведев отметил, что в целом он доволен переговорами с Бараком Обамой за всю трехлетнюю историю взаимоотношений двух лидеров. В частности, достижениями стали подписание Договора СНВ-3 и договоренности о вступлении России в ВТО. Однако вопрос создания системы противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО) так и остается нерешенным в российско-американских отношениях, считает глава российского государства. «Что касается ПРО, – заявил он, – то по этому вопросу у нас ситуация гораздо более сложная… К сожалению, сейчас соглашений никаких нет, и нам не очень понятно, что предлагают наши партнеры. Думаю, что в ближайшее время мы определимся по поводу того, каким образом Россия реагирует на все проблемы, связанные с европейской ПРО. Оценки я уже давал… но я думаю, что в ближайшее время мне придется дать развернутую оценку того, каким образом Россия будет реагировать на развитие событий вокруг европейской ПРО как сейчас, так и после 2015 года».

2015 год был упомянут российским президентом не случайно. Как заявил на слушаниях американского Конгресса директор Агентства США по ПРО генерал-лейтенант Патрик О’Рейлли, к этому сроку Пентагон будет располагать в общей сложности 905 ракетами-перехватчиками системы ПРО. После этого временного рубежа произойдет резкое наращивание противоракетных средств США и НАТО в Европе в непосредственной близости от российских границ.

Проведенные до сих пор консультации по проблематике ЕвроПРО на двустороннем треке (Россия - США) и в многостороннем формате (Совет Россия - НАТО), а также разъяснения, которые неоднократно давали и американский президент Барак Обама, и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, показали, что США и ведущие государства-члены трансатлантического блока, располагающие противоракетным потенциалом, не желают видеть Россию в качестве полноправного партнера в реализации столь амбициозного проекта, который еще никогда не осуществлялся за всю историю российско-американских и российско-натовских отношений. Россию приглашают помочь только своими информационными ресурсами и реализовать американский ударно-боевой дизайн, в процессе реализации которого Москва будет полностью лишена возможности участвовать в принятии решений о запуске ракет-перехватчиков, да еще неизвестно против каких государств мира (из 30 потенциальных «врагов» в НАТО назвали только Иран и КНДР).

Главной причиной отказа ведущих стран Запада привлечь Россию к более полноправному сотрудничеству в указанной сфере является то, что создаваемая многослойная и широко разветвленная система ПРО США и НАТО в Европе, первый этап которой в текущем году уже практически завершен, направлена против национальных интересов Российской Федерации и предназначена для снижения эффективности ее стратегических ядерных сил. На этот счет у российского военно-политического руководства нет никаких сомнений.

Аналогичных суждений придерживаются и некоторые западные аналитики. Как следует из опубликованного в сентябре с/г доклада экспертов по ПРО из Федерации американских ученых, американско-натовская ЕвроПРО даже при уровне своей эффективности в пределах 20 процентов может серьезно затронуть большую долю российского ядерного арсенала, а при 100-процентом КПД – его значительную часть. В то же самое время даже при неполном использовании ударно-боевых средств глобальной системы ПРО США будет полностью девальвированы китайский и индийский стратегические ядерные арсеналы, что также может повлиять на глобальный стратегический баланс.

Подобный сценарий имеет существенное значение, так как ни Вашингтон, ни штаб-квартира альянса до сих пор не дали России никаких письменных и юридически обязывающих гарантий о ненаправленности против неё создаваемой системы ЕвроПРО, в открытую заявляя, что никогда не пойдут на это.

Более того, с целью дискредитации возможностей России в противоракетной сфере и пропагандистского прикрытия своих противоракетных планов в двух указанных столицах в последнее время параллельно запущен тезис о том, что российские средства ПРО якобы, вообще не могут участвовать в создании совместного противоракетного щита, поскольку, мол, «не достигли соответствующего уровня со средствами перехвата баллистических ракет, имеющимися у стран Запада». Однако если Россия не в состоянии выделить какие-то противоракетные средства в совместный ЕвроПРОект, то зачем же ведущим странам НАТО приглашать ее к участию в нем?

Тем временем, игнорируя российские озабоченности в сфере усиления американских средств ПРО в Европе, Вашингтон продолжает оформление двусторонних договоренностей о развертывании совместных компонентов ПРО или проработку отдельных элементов сотрудничества с другими государствами мира. В общей сложности в этой программе в разной степени задействованы 28 стран – как входящие в НАТО, так и не являющиеся членами этого военного блока. Отрабатываются элементы практического взаимодействия по ПРО между пятью ведущими натовскими странами – Великобританией, Францией, ФРГ, Нидерландами и Италией. В интересах функционирования глобальной системы ПРО широко задействованы РЛС предупреждения о ракетном нападении, размещенные на территории Великобритании, Дании и Норвегии, которые подверглись основательной модернизации (они всегда «работали» против СССР, а сейчас - против России). Достигнуты договоренности о развертывании ударно-боевых противоракетных средств США с Испанией, Польшей и Румынией, а радаров системы ПРО – с Турцией. Вашингтон активно обхаживает на предмет участия в ЕвроПРО Украину. О своей готовности установить американскую противоракетную РЛС на своей территории активно напоминает о себе Грузия.

Для сравнения: Россия не размещает своих противоракетных сил вблизи территории США. Как уже не раз констатировалось Москвой на самом высоком уровне, она не намерена делать это и в будущем.

В то же время США в 2012 году уже приступят ко второй фазе их «поэтапного адаптивного плана» о развертывании системы ЕвроПРО. Примечательно, что в этом году к ней добавилась морская составляющая ПРО: у берегов европейского континента появились американские корабли с многофункциональной боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида») и ракетами-перехватчиками повышенного радиуса действия, которые смогут перехватывать баллистические ракеты, имеющие дальность стрельбы 3000-5000 км.

О том значении, которое Вашингтон придает развитию морской системы ПРО, по существу, являющейся глобальной противоракетной системой, говорит тот факт, что к 2015 году на нее уже придется свыше 48 процентов от общего количества из тех 905 ракет-перехватчиков, которые будут развернуты Соединенными Штатами к этому времени. Об этом было четко заявлено в Конгрессе США нынешним директором национального Агентства по ПРО. Следует принять во внимание, что такой корабельный «противоракетный довесок» (а в абсолютных цифрах это 436 ракет-перехватчиков) через четыре года станет еще более внушительным, так как в будущем «потяжелеет» еще в несколько раз. Это приведет к значительному увеличению доли корабельных систем ПРО США в их общем противоракетном балансе. По нашим оценкам, к 2020 году отмеченный показатель уже может возрасти до 65-70 процентов от всех ракет-перехватчиков США.

Следует принять во внимание, что если в настоящее время ВМС США располагают 22 боевыми кораблями (6 крейсеров и 16 эсминцев) с БИУС «Иджис» и ракетами-перехватчиками SM-3, то в 2018 году у них будет 43 таких корабля, а в последующие годы – свыше 80 единиц.

Это станет существенным элементом американского силового воздействия в глобальном измерении.

(Окончание следует)

 

Владимир Козин – государственный советник Российской Федерации 2 класса, кандидат исторических наук, член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с НАТО в области ПРО.

 

Совместная ЕвроПРО: кооперация или конфронтация? (II)

Владимир КОЗИН  
 

Модернизация СНВ и ТЯО на фоне ПРО

К сожалению, функциональная особенность современных средств ПРО у США и их ближайших союзников по Североатлантическому союзу такова, что они никогда не действуют сами по себе, в отрыве от наступательных стратегических и тактических ядерных вооружений. Всегда и только вместе, исключение составит перехват случайного пуска какой-то баллистической ракеты. И глобальная система ПРО США, и европейская система ПРО США и НАТО, в которой главнейшую роль также будут играть Соединенные Штаты, призвана защитить страны блока не только от гипотетических ударов баллистических ракет каких-то государств, частью названных, частью не названных, но и американско-натовские ядерные средства от удара возмездия (ответного удара) со стороны других ядерных государств, если США и их союзники по НАТО вознамерятся применить ядерные средства против них в первом ударе.

Органическую взаимосвязь ядерных наступательных вооружений и противоракетных систем стратегического и тактического назначения еще никто не отменял. Поэтому не случайно, что в свое время СССР и США, а затем Россия и США неизменно отмечали в своих политических документах и договорах по контролю над вооружениями наличие тесной и непосредственной связи между стратегическими оборонительными (противоракетными) и стратегическими наступательными ядерными вооружениями.

По этой причине начавшееся развертывание средств ПРО США на европейском континенте представляет серьезную опасность для России и ее союзников по СНГ, поскольку оно происходит одновременно с модернизацией американских СНВ и с обновлением тактических ядерных средств США и НАТО в Европе.

Нельзя не учитывать, что на поддержание и модернизацию существующих ядерных арсеналов СНВ нынешняя американская администрация решила выделить в течение последующих десяти лет рекордную сумму в 80 млрд. долларов (а по данным американских экспертов – даже до 123 млрд.). Одновременно намечено осуществить производство некоторых новых видов ядерных боезарядов СНВ в следующие сроки: W-78 для БРПЛ в 2020-2026 годы, W-80-1 для КРВБ в 2020-2030 годы и W-88 для МБР в 2026-2030 годы. Еще 100 млрд. долларов в такие же временные рамки предполагается израсходовать на модернизацию и обслуживание ракетно-авиационных средств доставки СНВ и авиационных – для ТЯО.

Пересмотренный план обновления американского стратегического и тактического ядерного арсенала, принятый в июне 2011 года Национальным управлением по ядерной безопасности США, предполагает запустить программу по увеличению срока эксплуатации одновременно двух видов ракетно-ядерных боезарядов стратегического назначения и четырех видов тактических ядерных боезарядов, устанавливаемых на авиабомбы В-61. Принципиально важно, что эти авиабомбы, размещенные в Европе, являются оперативно развернутыми, то есть готовыми к применению в любое время. Более того, самолеты пяти стран-членов НАТО, на территории которых размещены тактические ядерные средства США, регулярно участвуют в проведении реальных боевых учений. К таким учениям привлекаются неядерные государства альянса, которые проявляют «ядерную солидарность» с Соединенными Штатами в соответствии с программой «Поддержка ядерных операций с помощью обычных ВВС».

Некоторые модели авиабомбы В-61, номинально относящиеся к ТЯО и в настоящее время используемые на истребителях F-15E и F-16 США и НАТО, базирующихся в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции, а также на истребителях-бомбардировщиках европейского производства «Торнадо», находящихся на вооружении ряда европейских государств, рассматриваются американской стороной как стратегические. Военно-политическое руководство США прямо признает, что два из пяти видов боезарядов таких авиабомб, а именно В-61-7 и В-61-11, «имеют стратегическое значение», поскольку могут быть доставлены к целям тяжелыми стратегическими бомбардировщиками В-52 и В-2. Спектр потенциального применения таких авиабомб весьма широк: директивные документы правительства США открытого характера утверждают, что ТЯО США и НАТО, развернутые в Европе, предназначены для использования в интересах коллективной обороны «всех стран-членов НАТО». В списке шести государств мира, к использованию против которых предназначены такие авиабомбы, значится и Россия.

Специальным проектом, который планируется закончить к 2017 году, предусмотрено продление срока службы авиабомб типа В-61 еще на 30 лет, в том числе путем установки новой системы наведения в хвостовой части с целью повышения точности ее наведения на цель, на что предполагается выделить 800 млн. долларов. По свидетельству ВВС США, установка такой системы позволит успешно заменить четыре из пяти ныне существующих варианта комплектации авиабомбы B-61, а именно: B-61-3, B-61-4, B-61-7, а также B-61-10 на один новый боезаряд, обеспечивающий такой же результат поражения, как самый мощный из существующих в настоящее время в американских тактических ядерных силах боезарядов.

Параллельно ставится задача создания унифицированного боезаряда в виде B-61-12, мощность которого будет варьироваться в зависимости от поставленных задач. В общей сложности, по свидетельству американских экспертов, предполагается произвести около 400 таких боезарядов (по другим источникам – свыше 900), круговое вероятное отклонение которых от объекта нападения может составить менее 5 метров при использовании глобальной навигационной системы или до 30 метров без ее применения. Доклад, представленный Счетной палатой правительства США, признает, что перед разработчиками американского ядерного оружия была поставлена задача пересмотра тактико-технических характеристик этой авиабомбы таким образом, чтобы придать ей одновременно и тактические, и стратегические функции. В данном случае принадлежность авиабомбы В-61-12 к тем или иным ядерным средствам – к тактическим или стратегическим – будет зависеть оттого, какой вид средства ее доставки будет использоваться: самолет либо тактической авиации, либо стратегической.

Принятие на вооружение истребителя-бомбардировщика нового поколения F-35, который заменит F-15E и F-16 в 2017-2018 годах, усилит американские средства доставки ТЯО в Европе. Кстати говоря, на нем и предполагается устанавливать авиабомбу В-61-12. Сообщается, что авиабомба В-61-12 будет иметь мощность меньше, чем В-61-7 (утверждается, что мощность новой авиабомбы 50 килотонн), но благодаря повышению точности наведения она может быть использована против подземных высокозащищенных целей, например против ракетных шахт МБР.

Хотя Национальное управление по ядерной безопасности США не раскрывает предполагаемую стоимость программы модернизации тактических ядерных средств на европейском континенте, директор проекта по ядерной информации Федерации американских ученых Ханс Кристенсен предполагает, что общие ассигнования на реализацию программы по модернизации авиабомб типа B-61 к 2022 году могут превысить 4 млрд. долларов.

Принципиально важно, что ныне действующие военно-стратегические установки США и НАТО как раз и предусматривают применение ядерного оружия в первом ударе практически против любого государства мира. Распространяются они и на Европу, применительно к которой существует специальная ядерная стратегия – «extended nuclear deterrence» («стратегия ядерного сдерживания, выдвинутого на передовые рубежи»). Она предполагает размещение на постоянной основе за пределами национальной территории США тактических ядерных средств передового базирования. Принятие альянсом нового военно-стратегического документа «Обзор политики НАТО в области сдерживания и обороны» к саммиту Североатлантического договора в Чикаго (май 2012 года) приведет к дальнейшему усилению этой стратегии и к еще большей «сцепке» особой триады XXI века: ракетно-ядерных сил, противоракетных систем и обычных вооружений ведущих стран альянса с Соединёнными Штатами во главе, в том числе и на европейском континенте.

Иными словами, США и их ближайшие партнеры по НАТО решили создать в Европе принципиально иную военно-стратегическую ситуацию: обеспечить размещение на континенте модернизированных ядерных вооружений, надежно прикрытых противоракетными средствами четырех различных видов – наземного, морского, воздушного базирования, а также в перспективе размещаемыми на беспилотных летательных аппаратах. Кроме того, их ракетно-ядерные средства будут усилены КРМБ в обычном снаряжении, которые установлены на четырех модернизированных американских ПЛАРБ, переделанных под этот вид высокоточного и эффективного оружия (на их борту будет размещено свыше 600 таких ракет).

Если пока ограниченные американские средства ПРО в Европе и вокруг нее в настоящее время не могут в полной мере угрожать безопасности России, то, по признанию упомянутого выше генерал-лейтенанта Патрика О'Рейлли, из 905 ракет-перехватчиков, которые будут на вооружении США к 2015 году, только 38 (или 4,2 процента) будут находиться на континентальной части Соединенных Штатов, а остальные 95,8 процентов будут развернуты в различных точках земного шара, в том числе и в Европе, и в АТР. В результате противоракетная и ракетно-ядерная угрозы для России станут всеохватывающими.

Следует также упомянуть в связи с проблемой ЕвроПРО тот факт, что США и их ближайшие союзники по НАТО уклоняются от достижения международной договоренности о предотвращении размещения оружия в космосе.

Альтернативные решения проблемы

Нет сомнения в том, что достижение с НАТО предметных договоренностей по ПРО в значительной степени улучшило бы отношения между Россией и альянсом, укрепило бы атмосферу доверия между ними, устранило бы остающиеся после периода «холодной войны» элементы недоверия и подозрительности. Если бы такой совместный проект был реализован, он бы создал солидный задел на будущее. Вопросы стратегической стабильности утратили бы налет противостояния, а российско-натовские отношения могли бы подняться до уровня, который можно было бы называть уже приближающимся к союзническому.

Председатель Мюнхенской конференции по вопросам политики в области безопасности известный германский дипломат Вoльфганг Ишингер в опубликованной в июне 2011 года в газете «Франкфуртер альгемайне цайтунг» статье «Крыша для европейского дома» обоснованно указал на важность участия России в создании совместной системы ПРО в Европе на равноправных условиях и с учетом российских интересов. Германский дипломат считает, что реализация совместного проекта по ПРО окончательно закрыла бы период «холодной войны» между Востоком и Западом, подала бы сигнал о бесперспективности ракетного устрашения и положительным образом сказалось бы на решении проблемы сокращений тактических ядерных и обычных вооружений в Европе.

По-настоящему эффективным проект ЕвроПРО может стать только в том случае, если будет действительно совместным проектом и поможет радикально поменять правила игры в российско-американско-натовском взаимодействии в позитивном ключе. В случае реализации подобный проект стал бы материальным вкладом в процесс формирования свободного от разделительных линий «сообщества безопасности» в Европе. Вместе с качественно новым Договором по европейской безопасности он во многом содействовал бы созданию единого пространства безопасности и стабильности в Евро-Атлантике и далеко за ее пределами.

Для России главное, чтобы создающаяся система ПРО США и НАТО в Европе не подрывала российские силы ядерного сдерживания, чтобы она не вызвала гонку противоракетных вооружений в мире. А такая гонка вполне может начаться, если обеим сторонам не удастся договориться.

Конечно же, наиболее радикальным и приемлемым способом преодоления проблемы создания совместной системы ЕвроПРО был бы полный отказ США от размещения своих информационно-разведывательных и ударно-боевых средств на территории Европы (европейские страны – члены НАТО вполне могут защитить себя от потенциальных ударов баллистических ракет сами). Это было бы самой мощной гарантией безопасности России со стороны США и НАТО.

Частичным решением проблемы мог бы также стать отказ США от развертывания ракет-перехватчиков SM-3 Block II различных модификаций, производство которых предусмотрено третьим и четвертым этапами развертывания американско-натовской системы ПРО в Европе, а также от их размещения на территориях европейских государств или в морских акваториях, омывающих Европейский континент, вблизи российских границ и других стран СНГ. То есть когда они не приближались бы на максимальную дальность действия их ударно-боевых систем, что не позволило бы Соединённым Штатам создать угрозу национальной безопасности России и ее СЯС.

Представляется, что окончательное решение о каком-то участии России в проекте совместной с НАТО системы ПРО может быть принято также только после получения твердых письменных бессрочных гарантий от США и ведущих государств-членов блока о неиспользовании в бессрочной перспективе евроатлантической системы ПРО против России и ее союзников в целом.

На предстоящем саммите НАТО в Чикаго в мае 2012 года Москва надеется не просто получить от Запада политическую декларацию о необходимости оказания противоракетного противодействия угрозам распространения баллистических ракет, а хотела бы подписать специальное соглашение с США/НАТО об основных принципах и конкретных военно-технических деталях взаимодействия с альянсом в сфере ПРО.

Такое соглашение должно подлежать ратификации и содержать юридические гарантии того, что средства ПРО никогда не будут использоваться против России. Российскую сторону также интересует согласие Запада на изложение конкретных параметров, которыми сможет обладать эта система, в том числе: количество ракет-перехватчиков, находящихся на пусковых установках и в резерве; места их дислокации, скорость и дальность полета таких ракет; параметры алгоритмов ракетного перехвата; порядок взаимного информирования сторон в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также дальность действия соответствующих РЛС. Разумеется, Москва даст аналогичные обязательства всем другим натовским участникам ЕвроПРОекта.

Помимо возможного взаимодействия между Россией и НАТО по ПРО необходимо возродить Договор по ПРО. Но его участниками должны быть не только Россия и США. Это должен быть принципиально новый договорный акт, разработанный на многосторонней основе. Он мог бы ограничивать размещение наземных противоракетных сил и средств за пределами национальных границ, а его участниками могли бы выступить все государства, располагающие потенциалом создания систем ПРО, да и вообще все желающие стать таковыми.

Разумеется, что в случае полного провала консультаций или переговоров о создании совместной системы ПРО в Европе с участием США, НАТО и России, последняя будет просто обязана принять ответные меры военно-технического характера с тем, чтобы парировать грядущую угрозу.

Некоторые российские эксперты предлагают пойти по пути дальнейшего совершенствования СЯС, в том числе увеличить темпы серийного производства новых МБР РС-24 «Ярс» и БРПЛ Р-30 «Булава», начать НИОКР по новому боевому оснащению этих ракет, модернизировать тактические ядерные средства и средства их доставки, отказываться от ведения переговоров с США о сокращении ТЯО при одновременном требовании от Вашингтона вывести все его ТЯО из Европы, развернуть ОТРК «Искандер» в Калининградской области, Краснодарском крае и в Белоруссии, ускорить оснащение боевых кораблей своего ВМФ средствами ПРО, улучшить средства ведения РЭБ, укрепить свой военно-морской потенциал в Балтийском, Средиземном и Черном морях, а также в зоне Арктики и Тихого океана.

Предлагается, чтобы Россия также развернула эффективную систему воздушно-космической обороны и вышла из Пражского договора СНВ-3, который предусматривает такую возможность.

Ответ Москвы, как отметил в интервью 17 ноября этого года газете «Красная звезда» постоянный представитель России при НАТО и специальный представитель Президента России, руководитель Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с НАТО в области ПРО Дмитрий Рогозин, должен быть «жёстким и неприятным» для тех стран Запада, которые пытаются взять нас в противоракетные клещи.

Все эти и, возможно, другие предложения по защите национальных интересов следует осуществить. Иного варианта ответа национальная безопасность России предусматривать не может. Ни в настоящее время, ни в сколь угодно отдаленном будущем Москва не имеет права допустить, чтобы был взломан военно-стратегический паритет с ведущими странами трансатлантического альянса.

И если противостояние между Россией и некоторыми странами НАТО из-за проблемы ПРО всё же возникнет, вся вина за случившееся ляжет в таком случае на США и их ближайших партнеров по альянсу.

Владимир Козин – государственный советник Российской Федерации 2 класса, кандидат исторических наук, член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с НАТО в области ПРО.

17 ноября 2011 года



Источник: fondsk.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map