16 сентября Совет Безопасности ООН своей Резолюцией № 2009 предусмотрел создание в Ливии «миротворческой» Миссии, которую возглавил британец Ян Мартин.
Миссии поручено «оказание помощи и поддержки Ливии» в достижении ряда целей. Первой названа цель восстановления национальной безопасности. Установлены также цели «содействия» выработки новой конституции; расширения зоны действия государственной власти; защиты прав человека; оказания поддержки в отправлении правосудия; экономического восстановления страны; координации поддержки будущих возможных «обращений к другим субъектам». Попробуем понять, что стоит за этими формулировками…
Первая цель, поставленная перед Миссией ООН, означает, что мятежники, захватившие в Ливии власть, не в состоянии осуществлять контроль над страной, и им требуется постоянное присутствие иностранных войск. Как и раньше, за интересы европейцев будут погибать и бангладешцы, и пакистанцы - самые активные поставщики солдат для миротворческих Миссий ООН (до 70%). Главное - обеспечено натовское командование Миссией… Если раньше военное присутствие войск НАТО в Ливии обеспечивалось в нарушение международного права и тайно, то теперь - открыто и якобы в соответствии с международным правом.
Весьма любопытна формулировка об оказании «содействия» в выработке конституции и проведении выборов. Это означает, что текст новой конституции Ливии уже написан и написан не в Ливии. История не новая, однако теперь нам об этом говорят открыто и даже ставят целью Миссии. Что касается проведения выборов, то это, конечно, главное в легитимации Переходного национального совета (ПНС), но обеспечить эти выборы без иностранных войск не удастся. Так что задача перед Миссией ООН поставлена вполне ясная.
Самой зловещей представляется цель «расширить зону действия государственной власти». Учитывая, что под «государственной властью» в ООН теперь понимают только ПНС, Миссия ООН получает указание на проведение операций по подавлению сопротивления ливийского народа мятежу ПНС и иностранной агрессии. И, конечно, следует обратить внимание на то, что СБ ООН усилиями своих натовских членов обеспечил упоминание среди целей Миссии её обязанность поддержать неназванные «субъекты», угадать которые нетрудно.
А теперь о том, что новый формат военного обеспечения агрессии против Ливии будет якобы устанавливаться в соответствии с международным правом… Мы уже настолько привыкли ко всякого рода миротворческим Миссиям ООН, что не очень задумываемся, законно ли вообще их создание? Однако действия ООН против Ливии столь возмутительны, что на сей раз стоит рассмотреть вопрос внимательнее. Правовые основания создания новой Миссии ООН перечислены в преамбуле Резолюции № 2009. Методология составления резолюции умышленно усложнена: обоснование вмешательства ООН и юридическая основа для принятия решения о создании Миссии постоянно смешиваются, создавая трудно усваиваемую кашу из ссылок на разные предыдущие резолюции СБ ООН и «решительные осуждения» насилия против гражданского населения. Однако ни одна из перечисленных резолюций не даёт правовых оснований создания миссий ООН. Единственной внешне убедительной является ссылка на то, что Миссия создаётся, «действуя на основании главы VIIУстава ООН и принимая меры на основании его статьи 41». Но только внешне. На самом деле статья 41 не предусматривает право СБ ООН на создание Миссий ООН.
Вот полный текст статьи 41 Устава ООН: «Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений». Как видим, СБ ООН совершает подлог, утверждая, что может создавать Миссию ООН на основании статьи 41 Устава ООН. Что касается ссылки «на главу», то она ещё более мошенническая, так как нет в главе VII и других статей, предусматривающих создание Миссий ООН в других странах. Кроме того, нарушается общий запрет на принятие юридических решений ссылками на неопределённые нормы (принцип правовой определённости).
Любопытно, что СБ не сослался на статью 42 Устава ООН, которая, казалось бы, упоминает право Совбеза на использование «воздушных, морских или сухопутных сил» и даже таких действий, какие «окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» и которая вроде была бы более убедительна в данном случае. На самом деле отсутствие ссылки на статью 42 объясняется тем, что в статье имеются в виду «демонстрации» или «блокады», но ни о каких наземных вторжениях на территорию государства под видом «миссий» там не говорится.
Кроме создания новой Миссии ООН в Ливии, Резолюция СБ № 2009 предусматривает и ряд других мер. В частности, отменено эмбарго на поставку оружия (пункт 13-а Резолюции). Весьма примечательно, что говорится об оружии «всех типов» (!); ссылка на то, что это оружие будет использоваться «исключительно для обеспечения безопасности и разоружения», ничего не меняет. Резолюция разморозила активы двух нефтяных компаний (Ливийской национальной нефтяной корпорации и «Зуэйтины»). В то же время так и не отменена «бесполётная зона». Ряд членов СБ ООН (в частности, Россия и ЮАР) требовали включения в резолюцию пункта об отмене этой зоны, но безуспешно. В.Чуркин, обосновывая поддержку резолюции со стороны России, заявил об удовлетворённости российской стороны хотя бы тем, что «в резолюции отражено намерение СБ рассмотреть в ближайшем будущем вопрос об отмене бесполётной зоны». К сожалению, текст резолюции не даёт оснований для такого оптимизма. На самом деле резолюция установила, что СБ лишь «подчёркивает свою готовность» отменить эту зону, да и то только «в надлежащем случае» и «если позволят обстоятельства». Как видим, никаких указаний на «ближайшее время» здесь нет, да и условия прописаны так, что не оставляют сомнений в истинных намерениях тех, кто их формулировал.
Не удалось России и ЮАР включить в Резолюцию № 2009 и пункт о немедленном прекращении происходящего сейчас в Ливии геноцида чернокожих африканцев. Официально представители РФ и ЮАР выражаются более округло - выражают «тревогу» по поводу ситуации, «в которой оказались выходцы из африканских стран, подвергающихся преследованиям и насилию без всяких на то оснований». Однако речь идёт именно о геноциде, ибо преступники из ПНС убивают по причине расовой принадлежности не только выходцев из других африканских стран (как отмечал представитель России на заседании СБ ООН 16 сентября), но и чернокожих ливийцев. И юридическую квалификацию геноцида не сгладить – в Ливии имеют место убийства именно на расовой почве. Это ещё один штрих к портрету новых, признанных ООН «властей» Ливии.
По сути, новая Миссия ООН получила мандат на обеспечение под флагом ООН продолжающейся военной операции НАТО по захвату всей территории Ливии. В то же время, как показывает юридический анализ, служить легитимации наземной военной операции в Ливии появление флага ООН не может. Действия ООН так же противоправны, как и действия НАТО…