Выступая во вторник на расширенной коллегии министерства обороны, Дмитрий Медведев сделал несколько заявлений, которые вызвали весьма нервную реакцию в США. В частности, крайне напряженно было воспринято заявление президента России относительно того, что с 2011 года в нашей стране начнется масштабное перевооружение армии и флота. В том числе (и, может быть, даже, прежде всего) из-за того, что НАТО постепенно продвигается к границам России.
Выступая во вторник на расширенной коллегии министерства обороны, Дмитрий Медведев сделал несколько заявлений, которые вызвали весьма нервную реакцию в США. В частности, крайне напряженно было воспринято заявление президента России относительно того, что с 2011 года в нашей стране начнется масштабное перевооружение армии и флота. В том числе (и, может быть, даже, прежде всего) из-за того, что НАТО постепенно продвигается к границам России.
Американская пресса заявила, что Медведев заговорил о перевооружении российской армии в духе «холодной войны». А британская Times написала, что тон выступления Медведева - это проявление политики «ястребов». Словом, оценки были даны достаточно негативные.
Американцы считают, что вооружаться могут только они
Это говорит о том, что налаживание российско-американских отношений при Обаме, видимо, будет непростым делом. В США сохранились абсолютно старые рефлексы - мерить себя одним мерилом, а других (и, прежде всего, Россию) другим. Буквально на прошлой неделе президент Обама заявил, что США создадут самые мощные в мире вооруженные силы, и никто не сможет сравниться с их мощью.
Обама также сказал, что ВС Америки будут в состоянии победить любого врага. То есть намекнул на то, что не следует ждать серьезного сокращения военного бюджета США, который и так превышает $1 трлн, в то время, как Россия выступает с достаточно скромной программой перевооружения (общим объемом в $43 млрд). Причем она будет растянута на несколько лет. И, тем не менее, это вызывает такую бурную реакцию. Получается, то, что можно делать США, того России делать нельзя. Складывается такое ощущение, что в мышлении американского руководства, несмотря на все разговоры о «перезагрузке», ничего не изменилось. Об этом же говорят последние назначения в администрации Обамы. По ним можно судить о том, какой будет американская внешняя политика.
Обама приводит к рулю внешней политики «либеральных интервенционистов»
Одной из заметных фигур в ней становится известный эксперт из Демократической партии Иво Даалдер, который выступал достаточно резким критиком политики Буша на протяжении всех этих лет. Но критиковал он ее не за то, что эта политика была слишком агрессивной, а за то, что эта агрессивность была неправильно упакована, за то, что Буш не сумел обеспечить легитимность силовым действиям США.
Иво Даалдер также известен тем, что он выступает с идеей создания «Лиги демократий», которая фактически призвана подменить собой ООН. Эту идею, кстати говоря, подхватил во время своей избирательной кампании Джон Маккейн, пытаясь сделать ее своей. Любопытно, что это та идея, где т. н. «либеральные интервенционисты» (те, кто являются членам Демпартии, но при этом поддерживают интервенцию в Ираке) смыкаются с неоконсерваторами, то есть с теми, кто стоял за администрацией Буша.
«Лига демократий» - это та формула, которая объединяет консервативных республиканцев, неоконсерваторов и агрессивных демократов. И сейчас этот человек становится послом США при НАТО. То есть речь идет о том, что именно НАТО должно стать основой для «всемирной Лиги демократий», которая придаст большую легитимность действиям США. В том числе силовым. Ту самую легитимность, которую в случае с Ираком ООН не предоставила Америке. И это, конечно, настораживающий момент. Потому что Лига демократий со всей очевидностью направлена против России. Хотя не только против нее, но еще и, скажем, против Китая. Ясно, что ни РФ, ни Китай в эту организацию, если она будет действительно создаваться, приглашены не будут.
Назначение Вершбоу - это очень плохой сигнал для России
Не менее настораживает назначение заместителем министра обороны США Александра Вершбоу (притом что сам министр обороны имеет репутацию достаточно умеренного политика), которого мы хорошо знаем, поскольку в течение нескольких лет он был послом США в России. Причем послом, не учитывающим российскую специфику. Он настолько часто обострял отношения с российским руководством, что даже администрация Буша сочла нужным отправить его в Южную Корею, подальше из России, поскольку он не столько помогал налаживанию отношений, сколько портил их.
В частности, его «коньком» были длительные пространные интервью, в которых Вершбоу пытался учить российское руководство тому, как надо строить свою внутреннюю политику. А сейчас этот человек становится заместителем министра обороны США. И это не очень хороший сигнал для Москвы. Потому что Вершбоу очень близок к неоконсервативной точке зрения на мировые события и к неоконсервативной повестке дня. Он, будучи сторонником достаточно жестких действий по отношению к России, является откровенным противником путинского правления. При этом поговаривают, что нынешнего министра обороны США Роберта Гейтса через некоторое время заменят (после того как будет осуществлен вывод части войск из Ирака). Если Гейтса заменит Вершбоу, то для России это будет совсем плохой сигнал.
Таким образом, подтверждается тенденция, когда Обама назначает на крупные внешнеполитические посты людей, которые не отличаются «новым мышлением», а скорее являются продолжателями курса Джорджа Буша и Кандолизы Райс. Так, на своем посту оставлен заместитель госсекретаря США Дэн Фрид, который считается одним из главных авторов бушевской антироссийской политики.
То есть мы наблюдаем достаточно странную картину: нам говорят о том, что собираются «перезагружать» свои отношения с РФ, но на самом деле получается, что изменений ожидают исключительно в позиции самой России. При этом США совершенно не готовят никаких изменений со своей стороны. Интересно, что по свидетельству достаточно объективных наблюдателей из числа самих американцев, никакого изменения в восприятии России в американском политическом классе не произошло. И администрация Обамы не отличается каким-то принципиально новым подходом по отношению к РФ. Там по-прежнему придерживаются той точки зрения, что Россия «проиграла «холодную войну» и что она должна смириться с американской внешней политикой и поддерживать США в одностороннем порядке. А заявления другого плана делаются скорее в расчете на публику. И для того, чтобы немного успокоить московское руководство.
Алексей Пушков
Телеведущий
km.ru
Рейтинг публикации:
|