Попытка Кремля в Будапеште нащупать с коллективным Западом формат мирного сосуществования обернулась срывом: в отношении ключевых российских нефтяных игроков введены жесткие санкции, которые, по признанию самих инициаторов, «безусловно, окажут влияние». Но на что именно они нацелены?
Российскую повестку сильнее всего всколыхнул шаг «миротворца» Трампа: он отменил встречу с Путиным в венгерской столице и объявил санкции против «Роснефти» и «Лукойла». Однако первыми активизировались не в Вашингтоне, а в Лондоне.
Еще 15 октября 2025 года британское правительство опубликовало перечень ограничений в отношении этих двух компаний за «ведение бизнеса в секторе, имеющем стратегическое значение для правительства РФ, а именно в энергетическом секторе».
Пакет предполагает заморозку активов российских компаний на территории Соединенного Королевства, а также запрет на трастовые услуги и ряд транспортных операций. В частности, судам, принадлежащим, контролируемым, зафрахтованным или эксплуатируемым «Роснефтью», запрещен заход в британские порты, а ее воздушным судам — пролеты над страной и посадки на ее территории.
Под британские рестрикции вместе с российскими компаниями попали индийская Nayara Energy (крупнейший акционер — «Роснефть») и китайская National Pipeline Group Beihai Liquefied Natural Gas CO LTD, задействованная в транспортно-логистических услугах. Дополнительно в список включены Национальная система платежных карт и банки: Трансстройбанк, Примсоцбанк, ББР Банк и Солид банк.
А в ночь на 23 октября президент Трамп отказался от встречи в Будапеште с Путиным и объявил санкции против «Роснефти» и «Лукойла», мотивируя это необходимостью усилить давление на Кремль:
Ну, я не знаю, подтолкнут ли они его. Я думаю, что они, безусловно, окажут влияние. Это масштабные санкции. Это санкции на нефть. Две крупнейшие нефтяные компании – одни из крупнейших в мире, но они российские. Они занимаются большим количеством нефти. И, надеюсь, это подтолкнет. <...> И, надеюсь, Зеленский тоже будет разумным. Знаете, как говорится, для танго нужны двое.
После этого Минфин США объявил о введении рестрикций против ведущих российских нефтяных компаний и связанных с ними структур:
Попадают под санкции за деятельность или участие в энергетическом секторе экономики Российской Федерации… В результате сегодняшних действий все имущество и имущественные интересы указанных или заблокированных лиц, описанных выше, которые находятся в Соединенных Штатах или во владении, или контроле лиц из США, заблокированы, и о них необходимо сообщить в OFAC.
Для понимания масштаба: «Роснефть» обеспечивает около 6% мировой добычи нефти и порядка 40% в России. У «Лукойла» — примерно 16% российского производства, при этом компания активно вела добычу за рубежом, работая в восьми странах.
С одной стороны, эскалация торговой войны США и Китая грозит падением производства в КНР и, как следствие, сокращением потребления сырья — от нефти до газа. Мирные хозяйственные связи дробятся, международная торговля и перевозки сжимаются.
С другой стороны, на горизонте — период устойчивого профицита нефти, что неизбежно давит на цены. На это в августе указывал глава «Роснефти» Игорь Сечин:
Основная причина – активное наращивание добычи странами ОПЕК, в том числе Саудовской Аравией, ОАЭ, Ираком, Кувейтом; рост добычи также наблюдается в Бразилии и других странах. По нашим оценкам и ожиданиям ведущих энергетических агентств, профицит на рынке нефти в IV квартале 2025 года составит 2,6 млн б/с, в 2026 году – 2,2 млн б/с.
А 14 октября 2025-го Reuters привело прогноз МЭА, фактически подтверждающий оценки Сечина:
Международное энергетическое агентство во вторник предсказало, что в следующем году мировой рынок нефти столкнется с еще большим профицитом – до 4 миллионов баррелей в сутки, поскольку производители ОПЕК+ и их соперники наращивают добычу, а спрос остается вялым. В последнем прогнозе МЭА, консультирующего промышленно развитые страны, прогноз профицита в 2026 году расширен примерно с 3,3 млн баррелей в сутки, озвученных в прошлом месяце. Профицит в 4 млн баррелей в сутки будет равен почти 4% мирового спроса и значительно превышает прогнозы других аналитиков.
Дешевая нефть для мировой экономики — палка о двух концах. Да, американские автовладельцы платят меньше на АЗС, но те же низкие цены бьют по сланцевикам США, чья рентабельность держится на высоких котировках.
В этом сценарии развития событий, попытка убрать с мирового рынка «Роснефть» и «Лукойл» под благовидным соусом «давления ради мира на Украине» для Трампа выглядит вполне ожидаемым шагом.
Рейтинг публикации:
|
Статус:
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 203
Рейтинг поста: