Власти Саудовской Аравии открыто заявили о стремлении начать разработку ядерного оружия в том случае, если его получит Иран. Это может стать опасным прецедентом, способным изменить не только расклад сил в регионе, но и геополитическую ситуацию в мире. Об этом в интервью корреспонденту «Росбалта», заявил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин.
- Власти Саудовской Аравии задумались о возможности обладания ядерным оружием. Насколько, по вашему мнению, это реально?
- Официальный Эр-Рияд весьма обеспокоен, во-первых, развитием ядерной программы Ирана, во-вторых, активизацией его региональной политики – я имею в виду поддержку различных шиитских движений в регионе. Известно, что в странах Персидского залива, да и непосредственно в Саудовской Аравии, проживают многочисленные общины шиитов, которые, хотя и находятся пока под контролем суннитского руководства, все же вызывают у него некоторый трепет. Так что такой ответ Эр-Рияда на ядерную программу Ирана вполне закономерен и объясним — во всяком случае, с саудовской точки зрения.
К слову, ядерная программа Ирана опасна не тем, что эта страна может получить, образно говоря, «ядерную дубину» (конечно, обладая таким оружием, Иран еще больше ужесточит свою региональную политику). Произойдет дальнейшее бесконтрольное расползание ядерного оружия, в том числе и в странах региона. Например, Египет, Марокко, Иордания, уже давно заявили о готовности развивать атомную энергетику – мирный атом. Однако очевидно, что возможны побочные эффекты в виде военных разработок. Тогда Договор о нераспространении окажется пустой бумажкой, которую можно будет просто выкинуть.
Саудовская Аравия уже официально заявила о том, что собирается развивать ядерную энергетику. И, практически, саудиты вплотную подошли к этому. У них существует большой план строительства, если не ошибаюсь, двадцати энергоблоков, рассчитанный на несколько десятилетий. Планируется потратить огромные средства. Понятно, при этом не обойдется и без военной компоненты разработок – грань здесь очень скользкая. Но даже если саудиты сами не смогут создать ядерное оружие, всегда найдется государство, способное продать им технологии.
- Есть мнение, что Эр-Рияду ядерное оружие или технологии его изготовления может предоставить Пакистан.
- После событий, связанных с пакистанским ученым, доктором Абдул Кадир Ханом, который помог Ирану обзавестись системой центрифуг для ядерной программы и предавал информацию для этой программы, за Пакистаном очень пристально следят в мире. Но всегда можно найти и другие государства, и других людей. Это технический вопрос.
- Как в этом случае может измениться ситуация на Арабском Востоке и геополитическая ситуация в целом?
- Продолжается долгий процесс противостояния между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией. У меня такое впечатление, что сейчас это противоборство приближается к апогею. Многие страны Персидского залива, безусловно, поддержат саудитов. После политических изменений, произошедших недавно в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки, трудно сказать, как эти постреволюционные государства поведут себя в дальнейшем. Но, думаю, многие из них встанут на сторону Саудовской Аравии – все же есть этническое и религиозное единство и солидарность.
Однако стоит отметить следующий непростой момент: существует правящая элита, а есть «арабская улица» — это уже почти устоявшийся термин. Так вот, несмотря на имеющиеся различия между арабами и персами и расхождения между суннитами и шиитами в вопросах религии, суннитская «арабская улица» с большим удовлетворением воспринимает антизападную риторику и политику, проводимую руководством шиитского Ирана. Таким образом, если правящая элита будет демонстрировать явный антииранский настрой, будет довольно сложно сохранить баланс во внутренней политике государств и, как следствие, в политике внешней.
Тем не менее, уже достаточно давно образовывается некий явно неосязаемый и, безусловно, конкретно не определяемый, негласный альянс (а точнее – единство взглядов) между арабскими государствами и Израилем в понимании угроз, исходящих от Ирана. Об этом не говорится публично — во избежание волнений «арабской улицы». Но если саудиты приступят к осуществлению своей ядерной программы, произойдет концентрация антииранских арабских сил вокруг Саудовской Аравии. Этим силам, в плане понимания угроз, близок и Израиль. Кстати, процесс консолидации уже идет. Обратите внимание, что к странам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия – «Росбалт») недавно прибавились еще две страны – Иордания и Марокко. Это произошло исключительно под влиянием «иранского фактора».
Есть и еще один интересный аспект – Ирак. В последнее время об этой стране как-то мало упоминается в СМИ, но влияние Ирана в Ираке очень сильно. Иран весьма активно использует «шиитскую карту» в Ираке. В то же время, иракское суннитское меньшинство ориентируются на Саудовскую Аравию. Так что, вполне возможно, в перспективе Саудовская Аравия и Иран непосредственно столкнуться на территории Ирака.
- Вы имеете в виду вооруженное столкновение?
- Не исключаю и такой наихудший, если не сказать катастрофический, вариант. Конечно, многое будет зависеть от позиции официального Багдада. Американцы в Иране сейчас в значительной степени контролируют ситуацию. Но когда они уйдут, образуется вакуум, который будет активно заполняться Ираном. Естественно, Саудовская Аравия, в свою очередь, будет защищать суннитское меньшинство. Вполне возможно новое вооруженное противостояние. Уж политическое-то будет — сто процентов. Таким образом, именно сейчас на наших глазах образовывается новый очаг напряженности.
Беседовал Дмитрий Пановкин Источник: rosbalt.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
мнение на этот счёт с Глобальной Авантюры:
Так что Иран вообще не заинтересован в каких-либо передрягах с суннитами, да ещё и в то время как ключевым вопросом на Ближнем Востоке является Палестинский вопрос, который ставит не только Израиль, но как сами США, так и всех арабов в безысходный тупик. Всё дело состоит в том, что США вынуждены метаться между произраильской и проарабской позицией. Именно потому ныне уходящий со своего поста глава Пентагона Роберт Гейтс буквально пару дней тому назад отметил, что «США теряют свое превосходство в мире». Точнее Глава Минобороны США сообщает о потере превосходства страны в мире. А происходит это потому, что невозможно переформатировать богатый нефтересурсами арабский Ближний восток, одновременно с этим занимая явно произраильскую позицию. Республиканцы Буша потому и пролетели на Ближнем Востоке, что начали там несколько войн в угоду Израилю, поддержав Израиль ещё и в Ливане и в Газе. А всё это очень и очень даже не нравится нефтянному лобби США, которые больше всего боятся всеобщей исламской революции с приветом от Хомейни, в результате которой США полностью потеряют арабскую нефть, как они потеряли её в Иране в результате исламской революции Хомейни 1979 года. Ситуация выглядит, кстати, именно так, что глупый израильский премьер Нетаньяху просто своими собственными руками уничтожает всю внешнюю политику США и фактически стравляет арабов против американцев, что в конце концов приведёт к тому, что арабы просто дадут американцам под зад, выкинув их (американцев) из региона.
Именно потому Обама и его демократы решили использовать начавшиеся перемены и революции в арабском мире в свою пользу, чтобы там к власти пришли бы лояльные США правительства. Однако не решив в первую очередь Палестинскую проблему в пользу палестинцев и занимая вместе с этим явно произраильскую позицию США уж точно ничего там не добьются. Именно потому и предупреждал уже известный политолог Бжезинский, что занимая произраильскую позицию США лишь добъются того, что арабы их (США) просто выкинут с Ближнего Востока, задав в конце риторический вопрос:
Бжезинский: И, говоря откровенно, я полагаю, что это будет скорее катастрофа для нас, чем для Израиля. – В краткосрочной перспективе скорее катастрофа для нас, а в долгосрочной – и фундаментальной катастрофой для Израиля, потому что если последствия будут такими, что в итоге нас вынудят уйти из региона, а это может случиться - по причине растущей динамической ненависти, и – не будем полагаться на иллюзии – конфликт распространится, мы останемся одни. Русские с нами не будут. Они же не дураки. Европейцы с нами не будут. Им не нравится быть на передовой конфликта по историческим причинам.
Разбираться придется нам. И если в конечном итоге нас вытеснят из региона, сколько, на ваш взгляд, Израиль продержится в регионе после того, как это произойдет? Пять лет? Десять лет? Так что, знаете, те, кто критикует меня за такую прямолинейную позицию, считают, что я выражаю антиизраильскую точку зрения. Они имеют право на свою демагогию. Однако я считаю, что это будет геополитическая катастрофа для нас в краткосрочной перспективе, и, если говорить об израильтянах, и для них самих.