Генерал объявил, что намерен бойкотировать слушания: команда его адвокатов еще не сформирована. А судья в Гааге уже готов официально признать, что этим самым Младич дает понять, что не считает себя невиновным.
Сейчас о Международном трибунале по бывшей Югославии – МТБЮ – пишут на первых полосах не только потому, что Сербия выдала Гааге генерала Ратко Младича. Есть и другие причины. Это - зависимость вступления Сербии в Евросоюз от степени сотрудничества с Гаагой. Плюс подведение итогов деятельности МТБЮ, который должен в ближайшие годы завершить свою работу. И, наконец, оценка деятельности трибунала с точки зрения интересов его создателей.
Решение о создании некой структуры, которая будет вести расследования военных преступлений в ходе развала и раздела Югославии, было принято по итогам работы комиссии экспертов, созданной Советом Безопасности ООН в октябре 1992-го. Официально провозглашенная цель - анализ информации о нарушениях Женевских конвенций и других норм гуманитарного права в ходе вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии. К этому моменту межэтнический конфликт на территориях исконного проживания сербов в Хорватии был временно урегулирован, а данных по боснийской войне было еще совсем немного, так как началась она 6 апреля 1992-го осадой Сараево.
Создается впечатление, будто инициаторы создания трибунала точно знали, что конфликт будет долгим и жестоким, а значит, они найдут, кого судить.
Это подтверждают и положения резолюций Совета Безопасности ООН №808 и 827, на основании которых в мае 1993-го и был создан МТБЮ. Он должен был расследовать преступления в период с 1 января 1991-го и до даты, которую Совет Безопасности определит «после восстановления мира». Эта растяжимая формулировка позволяет трибуналу работать уже много лет «после восстановления мира», а сроки завершения его деятельности постоянно переносятся. Согласно резолюции Совета Безопасности, принятой в декабре 2010-го, Россия, выступающая за скорейшее прекращение деятельности МТБЮ, при голосовании воздержалась - Международный остаточный механизм должен будет начать работу по завершению судебных дел МТБЮ 1 июля 2013-го и закончить работу до 31 декабря 2014-го. Однако надежды на то, что деятельность трибунала будет полностью свернута к началу 2015-го, скорее всего, не оправдаются. И вот почему.
Во-первых, председатель МТБЮ Патрик Робинсон неоднократно заявлял, что дело бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича, начатое в октябре 2009-го, завершится не раньше конца 2012-го, а вероятная апелляция будет рассматриваться до февраля 2014-го. Однако, учитывая, что процессы длятся по нескольку лет, то производство по делу Радована Караджича может быть сдвинуто – естественно, не в сторону его сокращения. Кроме того, пресс-секретарь Гаагского трибунала Нерма Елачич постоянно повторяет, что сроки окончания работы трибунала касаются дела только Караджича, и не распространяются на Ратко Младича и Горана Хаджича.
Во-вторых, судебный процесс над Ратко Младичем будет не менее затяжным, чем над Радованом Караджичем. Хотя, возможно, оба дела объединят в одно - не для ускорения процесса, а для того, чтобы сделать его коллективным, а значит, «показательным». О возможности подобного развития событий в Гааге заявляли неоднократно, журналистов об этом регулярно оповещает советник Генерального прокурора Фредерик Свинен.
В-третьих, в Гааге ждут ареста Горана Хаджича – бывшего президента Республики Сербская Краина. Всего через несколько дней после ареста Ратко Младича президент Сербии Борис Тадич заявил: «Я уверен, что мы решим и случай Хаджича, освободимся от балласта и демона прошлого». В свою очередь, посол США в Белграде Мэри Уорлик на пресс-конференции 7 июня сообщила, что для вступления Сербии в ЕС, «которое активно поддерживается США», нужно выполнить еще два условия – начать «успешный диалог с Приштиной» и задержать Горана Хаджича. Так что «гаагские мудрецы» в ближайшие годы без работы не останутся, тем более что в Гааге озаботились о способах продления своей деятельности. Как сообщила на днях Нерма Елачич, если Хаджич не будет задержан до 30 июня 2012-го, то судить его будет Международный остаточный механизм. Аналогичный механизм предусмотрен и для трибунала по Руанде, где действительно, в результате проведения политики геноцида, было убито около 800 тысяч человек, уничтожено почти все племя тутси.
В-четвертых, это продолжающаяся пародия на правосудие: судебное разбирательство над лидером Сербской радикальной партии Воиславом Шешелем.
«Дело Шешеля» - самое яркое доказательство беспринципности и политической ангажированности МТБЮ.
Воислав Шешель находится в Гааге, куда он прибыл добровольно, с 24 февраля 2003-го - после того, как трибунал выдвинул против него обвинения. Прибыл, чтобы публично опровергнуть все обвинения не только против себя, но главное – против сербского народа. По сей день ни одного конкретного решения по его обвинению в военных преступлениях не принято – потому что их просто нет. Зато, сидя в тюрьме как обвиняемый почти восемь лет, он дважды получал по 15 месяцев заключения за неуважение к суду. Что это такое? Срок авансом, 30 месяцев «плюс» к своему будущему приговору по основному обвинению. В трибунале на мелочи не размениваются.
Первый раз – потому что в одной из своих книг, которые он написал в заключении, Воислав Шешель указал имена 11 свидетелей по «делу» - с их согласия, что не помешало трибуналу квалифицировать это как нарушение судебной процедуры. Второй раз - в июне этого года, опять же, за указание имен свидетелей в интернете. Причем обвинитель Брюс Макфарлан настаивал на трех годах лишения свободы. Думаю, таким образом трибунал хоть как-то пытается оправдать затянувшийся процесс, в ходе которого, к тому же, Воислав Шешель, отвечая на выдвинутые обвинения, уже неоднократно доказал свою невиновность. Однако судебный процесс, начатый 7 ноября 2007-го, постоянно затягивается. Например, в 2009-м было проведено всего 22 заседания суда, в прошлом году - вообще только 20.
Конечно, верна датская поговорка насчет того, что юристы и маляры умеют очень быстро перекрашивать белое в черное. Суду будет легче попытаться инкриминировать военные преступления Радовану Караджичу, Ратко Младичу и Горану Хаджичу – ведь все они участвовали в боевых действиях. Но вот главное обвинение против Воислава Шешеля - использование «языка ненависти», его призывы к созданию Великой Сербии, а также участие «в разработке, подготовке и проведении совместных преступных действий». Каких – в суде не указывают. Не могут указать. Думаю, «дело Шешеля» необходимо Западу для того, чтобы «гаагские мудрецы» смогли под занавес своего политического судилища утвердить в международной практике ими же установленную правовую конструкцию «совместных преступных действий». Эта концепция устанавливает коллективную ответственность преступной организации, куда регулярно включаются все сербские государства. Таким образом можно будет обвинить и судить любого гражданина Сербии, Республики Сербской или Республики Сербская Краина – если он имел хоть какое-то отношение к военным действиям.
За 18 лет работы трибунал провел 144 судебных процесса, большинство из которых – 94, или 66 процентов всех дел – против сербов.
Против хорватов проведено 33 процесса, восемь – против косовских албанцев, семь – против боснийских мусульман и два – против македонцев. Из 19 умерших во время следствия 16 были сербами, некоторые из них скончались при странных обстоятельствах, в том числе и экс-президент Югославии Слободан Милошевич, вина которого так и не была доказана. Из 27 арестованных глав государств, командующих, премьер-министров, вице-премьеров, министров обороны и спикеров парламента сербы опять в подавляющем большинстве – 19. Совокупность сроков особенно впечатляет: в общей сложности сербы осуждены на 904 года тюрьмы, хорваты – на 171 год, мусульмане – на 39 лет, косовские албанцы – на 19, македонцы – на 12 лет. Среди обвиняемых, получивших пожизненные сроки, только сербы, Любиша Беара, Станислав Галич, Милан Лукич и Вуядин Попович – все они участвовали в войне на стороне боснийских сербов. Самые одиозные албанские боевики, на счету которых сотни жертв – Фатмир Лимай, Исак Муслиу, Идриз Балай и Рамуш Харадинай – были оправданы. Правда, после получения дополнительных сведений о возможном запугивании свидетелей оправдательный приговор Рамушу Харадинаю 21 июня 2010-го был отменен, и новое слушание по этому делу может начаться через год.
Будущее трибунала непосредственно связано с тем, как он создавался. Французский ученый и философ Блез Паскаль говорил: «Люди не могут дать силу праву, и дали силе право». Трибунал был создан в нарушение норм международного права и имеет лишь мандат Совета Безопасности ООН, в то время как классические международные суды создаются на базе международного договора. Да и ни одна статья Устава ООН не содержит указания на право Совета Безопасности создавать международные трибуналы, а также любые судебные органы.
Таким образом, создание МТБЮ нарушило основополагающие принципы и нормы международного права, а значит, любые решения этого незаконно созданного органа не имеют юридически обязательной силы.
Точно так же не составляет никакого секрета задача, для решения которой трибунал создавался: сделать виновным за войны на Балканах один народ, сербов. Именно поэтому сербам пытаются вменить «совместные преступные действия». Но была поставлена еще одна цель: акцентировав все внимание мирового сообщества на «преступлениях сербов», трибунал вывел из-под удара Запад, развязавший агрессию.
Судя по всему, мы еще не раз увидим работу «судов», созданных по образцу Гаагского трибунала: теперь Запад захочет судить неугодных ему политиков Ближнего Востока. А нынешнему руководству Сербии, решившему ценой выдачи Радована Караджича, Ратко Младича и поимкой Горана Хаджича «без очереди» протиснуться в Евросоюз, придется объяснять своему народу, почему в Брюсселе об этом даже и не помышляют. Скорее всего, Белграду для этого понадобится лет восемь - именно столько времени занял путь Хорватии в предбанник Европы. Кроме того, страны Восточной и Юго-Восточной Европы, как и бывшие югославские республики, сначала становятся членами НАТО, а уж затем «вписываются» в ЕС. Так что Сербии еще в качестве рядового просителя придется обивать пороги Североатлантического альянса – организации, которая принесла смерть и разрушение ее народу.
Елена Пономарева – доктор политических наук, доцент МГИМО (У) МИД России.
Специально для Столетия
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 178
Рейтинг поста:
А судьи кто? (с)