В Киргизии доламывают вертикаль власти. В условиях, когда сам смысл этого словосочетания потерял смысл, а центральная власть почти не контролирует ситуацию в регионах, парламент принял пакет законов о радикальной децентрализации власти. Законы приняты под давлением местной клиентуры USAID.
Согласно законам «О выборах в органы местного самоуправления», «О местном самоуправлении» и «О местной госадминистрации» предусмотрено проведение прямых выборов глав исполнительных органов местного самоуправления — мэров городов, глав районов и местных советов, которые теперь превратятся в подобие местного парламента. Потому что новый закон наделят их серьезными полномочиями, вплоть до самостоятельного формирования собственного бюджета. Этот законопроект на протяжении последних нескольких месяцев усиленно проталкивался хорошо оплаченными из фондов USAID НПО, в частности Институтом политики развития (DPI), фондом Сороса и был активно поддержан известным своей проамериканской ориентацией лидером парламентской фракции «Атамекен» Омурбеком Текебаевым. В своих реформаторских усилиях он дошел до того, что предложил упразднить посты губернаторов, и вместо них назначать биев, как это было в дореволюционной Киргизии.
Как отмечают инициаторы, законы будут способствовать расширению полномочий местных государственных администраций путем децентрализации власти и усиления роли главы местной госадминистрации в управлении территориальными органами отраслевых министерств и ведомств.
Где-то эти законы, вероятно, послужили бы развитию страны — но не в Киргизии и не сейчас. Ведь в ситуации когда центральная власть и без того зачастую не в состоянии не то чтобы решать кадровые вопросы на местах, а просто не может разобраться, кто и за что отвечает, принятие законов, ведущих к еще большей децентрализации, окончательно посеет хаос.
Примеров беспомощности центральных киргизских сластей хоть отбавляй. В прошлом году сразу после известных трагических ошских событий президент Отунбаева попыталась обвинить мэра Оша г-на Мырзакматова в организации погромов и поддержке криминальных структур. Тогда же его попытались снять с должности мэра. Чем же закончилась эта история? Мырзакматов собрал митинг своих сторонников, на котором заявил: «Меня на этой должности поддерживает народ. И если это не нравится бишкекским властям, то пусть придут и попробуют меня снять». Кроме того — а дело происходило перед парламентскими выборами — Мырзакматов заявил, что будет выдворять из Оша представителей политических партий, если те будут проводить агитационную кампанию, идущую в разрез с его мнением.
Что же в этих условиях сделала центральная власть в Бишкеке? Утерлась и сделала вид, что ничего не произошло.
Теперь вполне можно себе представить, что будет происходить, если в соответствии с новыми законами будет легализована полная децентрализация власти. В каждом районе будет сидеть свой «микро-мызракматов», поддержанный местным советом и выбранный на прямых выборах. Скажем, в Нарыне, чтобы заработать денег в местный бюджет, местный совет решит увеличить таможенные ставки в пункте Торугарт на границе с Китаем, и всю разницу оставлять себе. Ведь местные советы и главы местного самоуправления теперь наделены правом самостоятельно формировать бюджет. А любые претензии бишкекских властей будут просто выбрасываться в корзину – нас выбрал народ, так что делаем то, что считаем нужным. И если народу не понравится, то он нас и снимет, но не центральная власть.
Вполне предсказуемо, что бишкекские власти в этой ситуации ничего сделать не смогут. Нельзя исключать, что чрез несколько лет такой практики Киргизия превратится в точную копию Афганистана, с удельными князьками, со своими локальными армиями, не признающими центральную власть и благополучно грабящими на законном основании всё проезжающее, проползающее и идущее по их территории. Сценарий конечно несколько экстремальный, но исключать его полностью нельзя.
Риторика сторонников принятия законов напоминает лозунги сепаратистов перед распадом СССР, обещавших: как только их республика «перестанет кормить Москву» — все заживут богато и счастливо. Только сейчас в роли Москвы выставляют столицу Киргизии. При этом расширение полномочий местных царьков приравнивают к всеобщему изобилию, хотя это далеко не одно и то же.
Вот скажем Надежда Добрецова — журналист, председатель правления Института политики развития (DPI): «Не надо педалировать тему сепаратизма. Данный пакет законов направлен на усиление влияния местной власти, прежде всего, на экономическую сторону жизни местных сообществ. Центральная власть в Киргизии сейчас выступает в роли пылесоса, высасывающего их регионов ресурсы. Пресловутая вертикаль власти, выстроенная Бакиевым, не дает возможности развиваться руководителям регионов, так и подавляет инициативу местных сообществ. Если они получат большую самостоятельность, то, безусловно, это приведет только к развитию каждого отдельного региона. Не надо бояться децентрализации власти».
Конечно, многие понимают: неограниченные полномочия вопиющего в пустыне не могут его накормит и напоить сами по себе, и без централизованной системы сбора и распределения ресурсов дотационные регионы просто не выживут.
Вот например Роза Жумаева, заместитель главы Нарынской районной государственной администрации. «Если будут проводиться выборы глав МСУ, опять начнется трайбализм, деление на кланы, раздача денег, спиртного. Я считаю, нужно сделать так, чтобы они избирались приказом. Во-первых, мы дотационный регион, ни один округ не в состоянии самостоятельно себя профинансировать. Во-вторых, по выборной системе на должность главы МСУ приходят все, кому не лень: и образованные, и необразованные, и коммерсанты с улицы. Я считаю, что местная власть не может решать вопросы самостоятельно. Ведь в бюджете главы района нет финансов, и все равно мы зависим от центра».
Но подобных доводов никто сегодня не слышит. Под диктовку зарубежных суфлеров центральная власть Киргизии - эта трагикомическая помесь Тартюфа с Гамлетом — жадно роет себе могилу.
Михаил Александров Источник: rosbalt.ru.
Рейтинг публикации:
|