О чем мечтает президент Польши Дуда? О том, чтобы сохранить власть.
Пережившая за минувшие века несколько разделов, Польша, похоже, вступает в годину нового раскола. На октябрьских выборах в парламент голоса поляков разделились в пропорции почти «50 на 50». Причем, в восточных регионах страны избиратели проявили свои симпатии к правящей партии «Право и Справедливость» (ПиС), а население западных воеводств – к ориентированным на Евросоюз и углубленную евроинтеграцию оппозиционным силам в лице объединения «Гражданская коалиция» (ГК).
Да, страна реально раскололась на два политических блока по географическому принципу. Если посмотреть на карту Польши, то видно, как симпатизанты той или иной политической силы разошлись по двум географическим углам:
Вот так один политический блок, который представляет партия ПиС во главе с президентом Анджеем Дудой, опирается на своих сторонников с Востока страны, на земли, входившие когда-то в состав Российской Империи. Другой политический блок – оппозиция во главе с Дональдом Туском, который уже бывал и премьер-министром страны, и председателем Европейского Совета, имеет прочную поддержку в западных землях. Тех самых, которые по итогам Второй Мировой войны с одобрения СССР были отняты у Германии и переданы Польше. Тогда Державы-Победительницы заставили разгромленный Берлин уступить Варшаве Силезию, Восточную Пруссию и Померанию. И тяга «на Запад» в тех краях никуда не исчезла…
Поэтому, если использовать исторический образ, то можно без всякой натяжки говорить, что Польша подошла к новому «разделу». Это у них чуть ли не национальный вид «политического спорта». А чему удивляться, если в далекой от Европы Аргентине есть такой же пример – там также имеется свой «национальный вид политико-экономического спорта» под названием «дефолт». Этих дефолтов Аргентина пережила только за ХХ век штук семь, а за всю историю государства даже девять, но… «жив курилка». Также и Польша пришла к своему очередному «разделу», теперь – «разделу изнутри».
Заметим, что польская демократия с регулярным проявлением противоположных взглядов на жизнь и власть имеет глубокие исторические корни. Мои польские друзья настойчиво объясняли, что в Польше свято верят, что она была «первой в Европе демократией, в рамках которой шляхта избирала короля, но могла и выгнать “круля”, если он становился неугоден». Король в Польше был демократически избранной фигурой. Можем предположить, что король Франции Людовик XIV, который прославился максимой «Государство – это Я», был сильно удивлен, когда узнал про такую «демократическую новеллу» в средневековом «европейском доме». Сами поляки уверены, что их «демократические правила формирования власти» в своё время очень не нравились окружающим странам – России, Австро-Венгрии и Пруссии, что польская демократия была сильным раздражителем для соседних монархий. И в результате бедные поляки попали под три раздела. Страдали, мол, паны, когда соседние империи наказывали их за «демократические взгляды». Вот бытует там такое «преданье старины глубокой»…
Пусть так, но привычка к «демократическому противостоянию» вошла в польский политический обиход – разброс настроений и симпатий стал сейчас таков, что в географии минувших выборов вдруг проявились границы предыдущего польского раздела с учетом присоединенных после войны западных земель. Как говорится, мир увидел многозначительную «улыбку польской демократии».
Так вот, 15 октября с.г. в Польше состоялись всеобщие выборы в Парламент. 13 ноября Парламент начал свою деятельность. Чуть ли не главная задача Парламента – сформировать новое правительство от партий-победительниц. Но, расклад таков, что в 460-местном Сейме появилось новое большинство из 248 оппозиционных депутатов. А безраздельно правившая ПиС получила только 194 мандатов при туманных перспективах создать с кем-то свою коалицию.
Тем не менее, президент Дуда (от ПиС) уже предложил Парламенту на утверждение старого-нового премьер-министра Матеуша Моравецкого (от ПиС) и его команду. Более того, президент привел это правительство к присяге. Дело осталось «за малым» – получить вотум доверия депутатов. На эту процедуру отведено две недели, и к середине декабря партия должна быть сыграна.
Однако, при наличии в депутатском корпусе большинства от оппозиции, возглавляемой Туском, утверждение предложенного Дудой состава правительства практически исключено. Тем не менее, президент будет настаивать на своем. Дуде важнее провести через депутатское голосование людей ПиС, пусть даже в виде «правительство меньшинства», чем отдавать исполнительную власть в руки партий, сформировавших оппозиционную – это пока оппозиционную – «Гражданскую коалицию», которые взяли все вместе львиную долю депутатских мест.
Туск, между тем, уже собрал свой состав кабинета министров, поэтому предложенный Дудой вариант правительства Моравецкого шансов на утверждение в Парламенте не имеет. Полюбовное соглашение между двумя непримиримыми соперниками маловероятно – вариант «договорняка» между Туском и Дудой польские комментаторы не допускают. Прямо, как у товарища Бендера: «Торг неуместен!» Значит, ситуация сначала «зависнет», потом «закиснет», а потом – конституционный кризис, и все дружно пойдут к урнам для голосования по второму кругу. То есть, если к 15 декабря состав правительства не будет утвержден, то в Польше грядут новые выборы. Но при этом пан Моравецкий вместе с паном Дудой останутся на своих местах в ожидании того, как в следующий раз им, возможно, удастся получить достаточное число депутатских мест, чтобы править и дальше.
А пока конституционный тупик. Политический тупик. Перспектива создания «временного правительства». В общем, «улыбка польской демократии»…
Поэтому не стоит удивляться тому, что Шимон Холовня, новый спикер Сейма Польши (это нижняя палата Парламента) заявил: «Пора запасается попкорном». И у производителей попкорна сейчас, похоже, начался самый «чёс»…
Да, у Дуды существует вариант выйти из этой коллизии победителем, поскольку, у него есть, на кого в народе опереться. Значит, есть у него и надежда – мы же видим, что за ПиС стоит почти половина населения страны из восточных районов с консервативными политическими взглядами и мощным «зарядом евроскептицизма». При этом избиратели из западных округов страны настроены на «проевропейскую» политику сближения с Брюсселем, где, как упомянуто выше, сам Туск занимал пост председателя Европейского Совета. И западная половина населения страны искренне хочет «евросчастья». Это – у них генетика: чистый раскол, и безо всяких на сей раз происков соседей…
Тем не менее, сами соседи наблюдают за очередными польскими проблемами весьма пристально и вдумчиво, разрабатывая для себя планы на будущее. Вот, например, вести из-за польско-германской границы: «Военные учения “Orange Road 2023-II”, прошедшие недавно в Германии, не вызвали широкого резонанса в соседних странах, но, возможно, заставили некоторых тамошних политиков поежиться от неприятных предчувствий. Данные маневры, в ходе которых отрабатывались «изучение и эксплуатация системы управления дорожным движением, а также обращение с военнопленными» (так говорится на сайте Бундесвера в соответствующем разделе), интересны, прежде всего, своей географией. По сценарию, «события разворачиваются в некоем вымышленном “висланском регионе”» (у польской реки Висла? – С.Ф.), входящим в состав несуществующего государства Альтравердо. К бабке, как говорится, не ходи, — намек на Польшу, вернее, на польские территории, бывшие ранее в составе Третьего рейха. И вот в этом регионе происходят беспорядки, устроители которых требуют «предоставления широкой автономии», поэтому германские военные приходят поддержать «демократические требования» соседей. Комментирующие эти учения польские блогеры увидели в подобном сценарии желание Берлина вернуть контроль над Верхней Силезией, ранее являвшейся частью Германии».
То есть, немцы уже «передали привет». Они знают, с кем имеют дело – надо напомнить, что сами поляки в канун гитлеровского нападения 1 сентября 1939 года мрияли о том, как «польские войска войдут в поверженный ими Берлин».
В общем, там «высокие отношения», но не только на, как любят говорить теперь, немецком «треке». Польское издание «Dziennik Polityczny» сетует на то, как Польша рассорилась с соседями, да ещё срочно милитаризируется. И это также накладывает свои «краски» на ход внутриполитической борьбы:
«Необдуманными замечаниями и высказываниями Дуда и его команда совершенно испортили отношения с соседними странами и скомпрометировали Польшу на международной арене. Мало того, что санкции, которые, как ожидалось, должны были ослабить Россию, развалили польскую промышленность и разорили польских предпринимателей, так еще польские политики своими длинными языками, видимо, хотят лишить Польшу будущего…
Из-за амбициозных геополитических планов наших политиков Польша сегодня стала дойной коровой для Украины, складом, лагерем беженцев – чем угодно, но не гостеприимным хозяином, которому беженцы должны быть благодарными за помощь. Хуже всего то, что высокомерие украинцев постепенно начинает выглядеть, как мягкая оккупация Польши – украинскими языком, культурой, традициями и, наконец, бандеровской идеологией…
Избирательная кампания в парламент проходила на фоне почти еженедельных заявлений о формировании на территории Польши все новых и новых воинских частей. Под предлогом предполагаемой «российской агрессии» на нашу восточную границу уже два года стягиваются войска и военная техника, в основном, иностранного производства…
Придуманный американской пропагандистской машиной лозунг "Украина борется не только за свою независимость, но и за безопасность Европы" на фоне бесконечных требований денег и оружия для самой коррумпированной страны Старого континента уже давно вызывает лишь отторжение. Поэтому открытый конфликт между нашими странами является лишь вопросом времени…
Из-за неосторожной политики нашего правительства и непродуманных деклараций Польша находится в состоянии, близком к экономической коме. Без союзников, без друзей и без партнеров, в состоянии изоляции страна долго не протянет. На Соединенные Штаты рассчитывать не приходится. Это означает, что наши политики должны научиться вести диалог…»
Вот так на очередном польском «вираже демократии» видно резкое ослабление польского интереса к поддержке киевского режима, и это для нас весьма важно. Вошедшие в клинч Туск и Дуда, нервно поглядывая на западную границу с Германией, теперь продолжат выяснять, «кто в лавке главный?» – возможно, в ходе повторных выборов. А, стало быть, они уже вынуждены развернуть внимание и силы внутрь страны, отставив до поры идею «похода за зипунами» на Львов. Какой, уж, тут «бросок на Восток» при таком пышущем конфликтами тыле и начинающей тихо тлеть западной границе?!