Не так давно, когда мир отмечал восьмую годовщину вторжения сил коалиции в Ирак, в Багдаде по такому "торжественному поводу" побывал министр обороны США Роберт Гейтс. Он произнес наставление иракским государственным мужам: "Запомните, отсчет времени идет в Вашингтоне".
Намек, как говорят американцы, "оказался дома", то есть, был правильно понят – поторапливайтесь с прошением о продлении нашего военного присутствия.
По временному договору по безопасности, заключенному между Багдадом и Вашингтоном в ноябре 2008 года, американские войска обязались покинуть страну в конце 2011 года. И здесь возникает любопытное противоречие: срок действия этого соглашения и ряда других, определяющих временные рамки пребывания американцев в Междуречье, действительно, истекает в конце 2011 года, а вот об окончательном исходе воинского контингента речи пока не идет. Придерживаться сроков обещает в своих выступлениях Обама, обещают другие официальные лица. Однако желание остаться, судя по всему, пока превалирует.
Во исполнение договора, в августе 2010 года, по решению президента Обамы, 91 тысяча американских солдат и офицеров оставили Ирак. И сразу же разгорелся американо-иракский спор: завершить ли исход, или забыть о тех, кто еще остается в стране? Поскольку, чтобы отправить и их, полагают эксперты, необходимо новое "законодательное оформление".
Сложность заключается в том, что эвакуация уже давно перестала быть чисто американским решением. Иракская сторона настойчиво заявляет: слово должно быть и за нами – выпускать вас, или не выпускать. Американцы никого не торопят и чувствуют себя в этой обстановке уверенно: нет в стране ни единой партии, ни единого политического блока, национальной группировки, способной завтра же скомандовать: "Янки, убирайтесь домой"!
Все смирились с их присутствием. А курдистанская парламентская фракция даже открыто призывает: оставайтесь с нами, друзья!
Вот только шиитское движение Муктады ас-Садры доставляет всем хлопот, заявляя, что представляет собой единственную вооруженную силу, готовую сражаться с чужестранцами. На днях Армия Махди провела впечатляющий смотр своим войскам, устроив военный парад на багдадской площади.
В такой обстановке официальные власти не спешат со слушаниями в парламенте решений о выводе американских войск, заранее осознавая, что кроме бурных, пламенных и абсолютно бестолковых дискуссий и прений ни к чему эти слушания не приведут.
Посол США в Ираке Райан Крокер, проработавший в стране с 2007 по 2009 год, как-то заметил, что Вашингтон должен сейчас проводить в отношении Ирака "стратегию терпения" и не предпринимать никаких односторонних действий. "Но если иракцы попросят нас по истечении 2011 года о совместной переоценке ситуации, сказал далее посол, будет исключительно в интересах администрации, дать положительный ответ".
Вот так Вашингтон отправляет мяч на иракскую половину поля. Этническая и религиозная пестрота, полагаю, не помешают иракским политикам и государственным мужам (исключая упомянутого выше строптивца Муктаду) договориться о продлении американского военного присутствия. Хотя бы временного. Года на два-три. Базы есть, с дислокацией никаких проблем. Так что, если возникнет нужда - добро пожаловать! А в коридорах власти упорные слухи, что стороны готовы ратифицировать новое соглашение, определяющее отношения политические, военные и в сфере безопасности между Вашингтоном и Багдадом.
В 2008 году перед подписанием договора ощущалось хотя бы какое-то брожение умов. Были согласные, не согласные, пока вопрос не вынесли на всенародный референдум. Сейчас иракское общество разделилось. Есть силы, которые не приемлют инициативу подписания нового соглашения, есть такие, кто выжидает, чтобы выявить тех, кто эту идею поддерживает. По принципу, "съесть чеснок, но чужим ртом". Прошлое соглашение было даже как-то аргументировано. Генеральный секретарь Компартии Ирака Хамид Маджид Муса дал ему точное определение – "лучшее решение худшего". О нынешнем говорить никто не желает.
Разумеется, Вашингтон будет увязывать исход с тем, обладает ли иракская армия оборонным потенциалом или той степенью военной самодостаточности, которая необходима для отражения внешней агрессии и противостояния внутренней угрозе. У американцев козырь – Иран и его ядерное досье. Как же оставить вас и ваших соседей по региону на съедение Тегерану? Вы желаете стать легкой и желанной добычей персов? Гипноз сработал уже давно: все понимают, армию надо создавать, тренировать, вооружать. Кто, кроме американцев.
Но с другой стороны, убежден в том, что американцы все же хотят оставить Ирак. И если продлевают здесь свое присутствие, то лишь затем, чтобы спасти лицо. Своего президента, прежде всего. Оттянуть время.
Грандиозный замысел создания Большого Ближнего Востока, бредовую идею которого продвигал Буш и передал по наследству Обаме, оказался пустышкой. Ни палестино-израильского замирения, ни Большого Ближнего Востока! Что предъявлять избирателям? Потому, стоит еще немного потоптаться в Ираке, на которого делали ставку, как на стержневое государство грандиозного новообразования. А вдруг…
Не выйдет, тогда следует уносить ноги, сбросив хомут с шеи и развязав себе руки – вольному воля. Пусть иракцы сами разбираются, мы устали замаливать собственные грехи.
Словом, все в неведении: что будет завтра или в конце года, до которого не столь уж и далеко. Но ощущение таинства и секретности вокруг всего, что происходит, не дает покоя.
Когда-то Майкл Маллен, председатель объединенного Комитета начальников штабов вооруженных сил США, сказал, что иракское правительство, не подписав соглашение, приведет страну к катастрофе. Сейчас в американских и иракских политических кругах бытует мнение, что исход американских войск из Ирака приведет к развалу страны.
Как гласит арабская поговорка, сегодняшний день так похож на вчерашний… Источник: rus.ruvr.ru.
Рейтинг публикации:
|